Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 09:37, дипломная работа
Цель исследования – теоретическое обоснование целесообразности и разработка дополнений системы нормативного регулирования услуг в сфере образования.
Цель исследования предполагает определение следующих задач:
- исследование образовательных услуг как объекта государственной поддержки;
- анализ государственной поддержки экспорта образовательных услуг
ВВЕДЕНИЕ
Экспорт образовательных услуг стал одним из наиболее перспективных направлений развития внешнеэкономических связей. Обучение иностранных граждан практически во всех развитых странах становится существенным фактором стимулирования экономического роста.
Образовательные услуги для иностранцев предлагают сегодня тысячи высших учебных заведений. Основная конкуренция на международном рынке образовательных услуг происходит, как правило, между странами Западной Европы, Северной Америки, Австралией и Японией.
Задача развития экспорта образовательных услуг провозглашена в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования, что нашло свое отражение в выступлениях высших должностных лиц государства.
Обусловленные тенденции поставили ряд проблем перед законодателем в сфере правового регулирования услуг в образовании.
Правовой институт образования регулируется всей вертикалью правовых источников, начиная с норм международного права, Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и заканчивая локальным нормотворчеством. Кроме того, образовательное право относится к комплексному правовому образованию, т.к. регулируется не только специальными нормами права, но и международным, конституционным, гражданским, трудовым, правом социального обеспечения, военным, административным правом и др. Все это и многое другое позволило говорить исследователям на современном этапе не только об образовательном законодательстве, но и об образовательном праве как одной из отраслей современного российского права.
Кроме того, возможность предоставления образовательных услуг на платной основе стала значительным импульсом к развитию высшего образования в России в начале 90-х годов XX в. Развитие негосударственного сектора системы высшего профессионального образования позволяет, по мнению различных исследователей, решать разнообразные задачи современного российского общества - от расширения возможностей доступа к высшему образованию граждан, привлечения в образовательную сферу дополнительных финансовых средств до адаптации к мировому опыту в сфере образования в силу их гибкого и мобильного реагирования на происходящие в мире изменения. В настоящее время доля негосударственных вузов от общего количества высших учебных заведений в РФ составляет примерно 47%.
Проблемная ситуация складывается уже на уровне определения основных понятий, применяемых в регулировании деятельности негосударственного вуза.
Изложенное выше доказывает, что назрела объективная необходимость исследования правового регулирования услуг в сфере образования, что обуславливает актуальность избранной темы и обоснованность выбора в качестве направления дипломного исследования — правовое регулирование услуг в сфере образования.
Объект исследования – услуги в сфере образования: правовое регулирование и система научных представлений.
Предмет исследования – положения доктрины, законодательства и судебной практики об услугах в сфере образования в России.
Цель исследования – теоретическое обоснование целесообразности и разработка дополнений системы нормативного регулирования услуг в сфере образования.
Цель исследования предполагает определение следующих задач:
- исследование
образовательных услуг как
- анализ государственной
поддержки экспорта
- исследование
специфики оказания платных
- анализ существенных условий договора на оказание вузом образовательных услуг;
- анализ практики по спорам о расторжении договора на оказание вузом образовательных услуг;
- исследование
проблемы судебной защиты прав
потребителей платных
- анализ
соотношения понятий
Информационной базой дипломной работы является действующие законодательство, результаты практической деятельности ряда организаций.
Научная новизна исследования состоит в том, что автор на уровне дипломного исследования с позиций теории права рассмотрел актуальные вопросы комплексного правового регулирования услуг в образовательной сфере.
ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
1.1. Развитие экспортного
потенциала - приоритетное направление
российской образовательной
Экспорт образовательных услуг становится на протяжении последних десятилетий одним из наиболее перспективных направлений развития внешнеэкономических связей, и, скорее всего, эта тенденция сохранится на будущее. Обучение иностранных граждан практически во всех развитых странах становится существенным фактором стимулирования экономического роста.
Эксперты расходятся в оценках объема современного мирового рынка образования: по данным ВТО, он составляет 50 - 60 млрд. долларов, по данным ОЭСР - около 30 млрд. долларов. Более точно масштабы рынка отражает численность иностранных студентов, обучающихся за пределами своих стран. В течение 1990-х годов она выросла в 2 раза и достигла к 2004 г. двух миллионов1. К 2025 году, по оценке ЮНЕСКО, число иностранных студентов в мире увеличится с нынешних 2 млн. до 5 - 7 млн., две трети из которых будут составлять выходцы из Азии, прежде всего из Индии и Китая2.
Образовательные услуги для иностранцев предлагают сегодня тысячи высших учебных заведений из почти 140 государств. При этом основная конкуренция на международном рынке образовательных услуг происходит, как правило, между странами Западной Европы, Северной Америки, Австралией и Японией. На эти страны, где обучается свыше 4/5 всех иностранных студентов, приходится примерно 4/5 общемировых государственных расходов на образование3.
По данным на 2000 г., лидерами
на международном рынке
Более "свежая" статистика
отчетливо демонстрирует
Интерес любого государства к расширению экспорта образовательных услуг объясняется сразу несколькими причинами. Прежде всего, соображениями финансового характера. Образование во многих странах превратилось в отрасль экономики, ориентированную на экспорт и обеспечивающую стабильный приток финансовых средств в национальную экономику. И если иностранные студенты в США ежегодно обеспечивают приток в американскую экономику свыше 15 млрд. долларов в виде платы за обучение, проживание и т.д., то для России аналогичный показатель составляет лишь 400 млн. долларов5. При этом только один Китай ежегодно расходует на подготовку за границей своих студентов, стажеров и аспирантов свыше 1 млрд. долларов6.
Обучение иностранных граждан - пятая по размерам вклада в национальную экономику статья американского экспорта. Понимая особое значение обучения иностранцев и необходимость государственного регулирования экспорта образовательных услуг, в США была создана специальная федеральная служба, которая контролирует процесс набора иностранных студентов (похожие государственные органы в свое время были созданы в Великобритании, Германии, Франции и некоторых других странах).
Кроме финансового эффекта, экспорт образовательных услуг благоприятно сказывается и на развитии национального рынка труда. Проводя активную иммиграционную политику, США, Канада, Австралия и ряд государств Европы получают за год примерно 1 млн. высококвалифицированных специалистов из числа иностранных граждан, обучавшихся в вузах этих государств7. Такой "вклад", по мнению специалистов, представляет собой не менее ценную прибыль от хорошо организованного рынка образовательных услуг, нежели плата иностранных учащихся за свое проживание и обучение.
В выступлении Президента Российской Федерации в 2006 г. на заседании Государственного совета, посвященном вопросам развития образования в Российской Федерации, прозвучал тезис о том, что "подготовка кадров для других стран открывает дорогу к новым рынкам для нас самих, а обмен опытом реформ - стимулирует совместный поиск новых технологий и инвестиций".
Расширение экспорта образовательных услуг позволило бы обеспечить российские интересы в новых условиях развития образовательных процессов в мире. Речь идет о возобладавшей в последнее время объективной тенденции формирования транснационального (трансграничного) образования (transborder education)8. Г.А. Лукичев отмечает, что трансграничное образование знаменует собой реальный переход к этапу глобализации образовательных рынков, который сопровождается всеми проявлениями борьбы за рынки. По приводимым им данным, спрос на высшее образование в мире ежегодно растет на 6% со значительным опережением услуг трансграничного образования. При этом если в 2003 г. зарубежное образование во всех его формах получали чуть более 2 млн. студентов, то в 2025 г. таковых ожидается 7,2 - 7,3 млн. человек, существенная часть которых будет обучаться по программам трансграничного образования.
Проблема развития экспорта
образования связана и с
Наконец, экспорт образования имеет для любой развитой страны мира большое геополитическое значение, поскольку от того, где и как будут учиться иностранные студенты, во многом будет зависеть, какие люди встанут у руля власти в разных странах мира через несколько лет. Исследователи отмечают, что "деструктуризация" системы подготовки кадров для зарубежных стран в России в начале 1990-х годов в значительной степени ослабила перспективы реализации такого инструмента развития и защиты геополитических интересов страны, как подготовка специалистов для зарубежных стран и формирование "института" выпускников российских вузов, многие из которых со временем занимают значимые, а иногда и ключевые позиции в управлении этих государств, в решении важных вопросов экономического, политического и иных видов сотрудничества, имеющих или могущих иметь для России стратегическое значение10.
Задача развития экспорта образовательных услуг провозглашена в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования, что нашло свое отражение в выступлениях высших должностных лиц государства (выступление главы государства на заседании Госсовета в 2006 г., посвященном вопросам образования), Министра образования и науки Российской Федерации11, документах Правительства Российской Федерации (например, задача III "Повышение эффективности управления в системе образования", мероприятие 23 "Повышение конкурентоспособности российского образования, содействие экспорту образовательных услуг" Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, утвержденной12, раздел III.4 Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года N 1662-р), Минобрнауки России, Рособразования и других федеральных органов исполнительной власти (Приказ Рособразования от 16 мая 2008 г. N 471 "О работе по подготовке национальных кадров для зарубежных стран в контексте развития экспорта образовательных услуг российских вузов").
1.2. Образовательные
услуги как объект
Появление понятия "образовательные услуги" в российском правовом и научном лексиконе связано с развернувшимися в нашей стране в начале 1990-х годов процессами коммерциализации образования. Принятый в 1992 г. Закон РФ "Об образовании"13 ввел в правовой оборот термин "образовательные услуги" и определил правовые условия для создания системы негосударственных организаций образования, рынка платных образовательных услуг, предоставления платных образовательных услуг в государственных образовательных учреждениях.
Новый импульс для своего развития концепция образовательных услуг получила с вхождением Российской Федерации в Болонский процесс, направленный на всемерное развитие академической мобильности субъектов образовательных правоотношений.
Образовательные услуги рассматриваются в российской научной литературе как разновидность публичных услуг, оказание которых связано с осуществлением государством своих функций14. Предоставление публичных, общественно значимых услуг гражданам является одной из обязанностей государства. При этом понятие "публичные услуги" шире понятия "государственные услуги". Государственные органы могут оказывать публичные услуги самостоятельно или делегировать их оказание органам местного самоуправления, организациям, специально созданным для этих целей; в отдельных случаях они организуют оказание публичных услуг коммерческими и некоммерческими организациями. Независимо от того, кто предоставляет услугу - государственный орган или негосударственный институт, публичный характер предоставляемых услуг сохраняется.
Информация о работе Государственная поддержка экспорта образовательных услуг