Государственная социальная помощь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 19:36, дипломная работа

Описание работы

Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является социальным государством политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человечества.
Главной задачей социальной политики Российской Федерации является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.
Социальные проблемы тесно связаны с экономическими:
1.Создание социальной гарантии.
2.Поддержание стабильности отношений социальных групп населения и внутри их.
3.Поддержание экономической стабильности и безопасности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….……3-6
Глава 1.Общее положение о государственной социальной помощи………7
1.1. Понятие государственной социальной помощи………………………..7-10
1.2. Виды государственной социальной помощи………………………….10-16
1.3. Цели государственной социальной помощи………………………….16-19
1.4. Законодательство о государственной социальной помощи……….…19-24
Глава 2. Граждане, у которых есть право на получение государственной социальной помощи. Порядок ее назначения. Отказ в назначении государственной социальной помощи………………………………………..25
2.1. Право на получение государственной социальной помощи………25-32
2.2. Порядок назначения государственной социальной помощи………32-34
2.3. Отказ в назначении государственной социальной помощи…………34-37
Глава 3. Размер государственной социальной помощи и периоды ее оказания…………………………………………………………………..…….38
3.1. Размер государственной социальной помощи……………………...…38-49
3.2. Периоды оказания государственной социальной помощи……….…50-51
Заключение……………………………………………………………….....52-53
Список использованной литературы………………………………………54-55
Приложения…………………………………………………………………56-97

Файлы: 1 файл

Дипломная работа гос.соц.помощь..docx

— 140.08 Кб (Скачать файл)

Одной из характерных черт данной помощи является то, что она  носит адресный  характер, т.е.  в  соответствии с данным определением конкретно определен  круг  получателей государственной социальной помощи. Ими могут быть только малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане,  которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже  величины  прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте России. Государство считает, что в данный момент наиболее важным инструментом социальной политики является адресная помощь, но данное утверждение является спорным. 
Главное что характеризует сегодняшнее социально -экономическое  положение, -  подавляющее  большинство населения ( за исключением  нескольких процентов самых богатых) попало в зону риска. Бедным может стать любой человек, любая  семья.4

1.2. Виды государственной  социальной помощи.

До принятия Федерального закона «О государственной социальной помощи», одним из первых нормативных актов регулирующих оказание населению социальной поддержки, стало Положение о республиканском ( федеральном ) и территориальных фондах социальной поддержки населения, утверждённое Постановлением Правительства от 19 февраля 1992 года №121.

В соответствии с этим положением средства республиканского и территориальных  фондов должны расходоваться по следующим  направлениям:

-предоставление натуральной помощи в виде предметов первой необходимости ( продуктов питания, одежды обуви ) бесплатно или по льготным ценам;

-оказание социальных услуг, в том числе на дому;

-организация бесплатного питания;

-предоставление дотаций на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий (в соответствии с медицинскими показаниями, на оплату коммунально-бытовых услуг;

-оказание материальной помощи в виде дополнительных выплат;

-обеспечение ночного проживания бездомных граждан;

-развитие социально-трудовой реабилитации и профессиональной ориентации;

-создание собственных предприятий с целью организации рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью производства предметов первой необходимости, других изделий для оказания натуральной помощи, пополнения финансовых ресурсов фондов;

-содействие в предоставлении кредитов на строительство жилья на льготных условиях, оказание материальной помощи в приватизации жилья;

-обеспечение текущей деятельности фондов;

-другие мероприятия, направленные на социальную защиту

населения. Таким образом, социальная помощь населению, предусмотренная

льготных условиях, оказание материальной помощи в приватизации жилья;

-обеспечение текущей деятельности фондов;

-другие мероприятия направленные на социальную защиту населения.

Таким образом, социальная помощь населению, предусмотренная вышеуказанным  положением предусматривала различные  виды её оказания.

В настоящее время виды государственной  помощи значительно сужены. Так, например, нет таких видов оказания социальной помощи как оказание социальных услуг, в том числе на дому, организация  бесплатного питания и др., но тем не менее такие мероприятия ещё проводятся в рамках благотворительных акций помощи нуждающемуся населению. Однако это не означает, что в настоящее время государственная социальная помощь будет оказываться в значительно меньших размерах, так как Федеральный закон 

« О государственной социальной помощи» предусматривает наиболее общие виды оказания данной помощи, прежде всего данный закон предусматривает большее количество денежных выплат, которые могут расходоваться её получателями как по своему усмотрению, так и в соответствии с теми целями, на которые она предоставлена.

В соответствии со ст. 12 закона различают  следующие виды оказания государственной  социальной помощи:

-денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);

-натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Денежные выплаты могут оказываться  в виде социальных пособий, субсидий, компенсаций и других выплат.

Под социальным пособием понимается - безвозмездное предоставление гражданам  определённой денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Данным пособиям присущи следующие  характерные признаки:

-безвозмездность выплаты пособий;

Безвозмездность выплаты пособий  означает, что полученные гражданами пособия не возвращаются ими в  соответствующий бюджет, откуда они  выплачивались. Следовательно получатели пособий могут их расходовать по своему усмотрению, что является их правом, не заботясь о том, что данные денежные выплаты необходимо будет вернуть.

-выплачивается в фиксированных законом размерах;

В Федеральном законе «О государственной социальной помощи» не указывается определённый размер выплаты пособий, однако он устанавливает предельный размер данной помощи. Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко; проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, определяется законодательством субъекта в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Таким образом размер государственной социальной помощи в целом зависит от доходов её получателей, и сумма помощи не может превышать минимального прожиточного минимума.

- являются материальной поддержкой граждан;

Как известно в настоящее время  в России проживает большое количество населения находящегося за чертой бедности, у которых не хватает материальных средств даже на приобретение еды, лекарств. одежды и др. жизненно важных средств. Для данной категории людей государственная социальная помощь в виде выплаты пособий является значительной материальной поддержкой.

- выплачиваются за счёт средств  соответствующего бюджета;

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» точно указывает из каких бюджетов выделяются средства на выплату пособий. В соответствии со ст. 5 вышеназванного закона источниками оказания помощи являются средства бюджетов всех уровней. В случае недостаточности средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на оказание данного вида помощи, такие средства выделяются за счёт бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы нашей страны или дополнительных источников в порядке установленном законодательством Российской Федерации.

Под субсидией понимается имеющая  целевое назначение оплата предоставляемых  гражданам материальных благ или  оказываемых услуг.

Одним из отличительных признаков  субсидий является их целевое назначение. Субсидии предоставляются гражданам  с определённой целью, в свою очередь  граждане, которым предоставлены  субсидии не могут расходовать эти  денежные средства по своему усмотрению, как например пособия, а должны расходовать  денежные средства только для тех  целей, для осуществления которых  они были предназначены.

Компенсация - возмещение гражданам  произведённых ими расходов, установленных  законодательством.

Компенсация в отличии от пособий и субсидий предоставляется гражданам за уже произведённые ими расходы, то есть компенсация имеет обратный характер. Случаи предоставления компенсаций должны прямо устанавливаться законодательством.

Кроме денежных выплат государственная  социальная помощь может оказываться  и в натуральном виде. При этом органам исполнительной власти на местах Закон даёт самые широкие полномочия: они вправе оказывать помощь как  в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации), так и в натуральной форме. Очень часто получается так, что денег в бюджете не хватает, но местные власти, как правило, всегда имеют возможность помочь топливом, продуктами питания, одеждой, обувью, медикаментами и т.п.

Конечно, для малоимущих одиноко  проживающих граждан и малоимущих семей предпочтительнее получать данную помощь в виде денежных средств и  самостоятельно распоряжаться ими. Однако, как показывает жизнь для данной категории населения очень важна не только денежная, но и натуральная помощь.

Данный факт имеет важное значение, так как в настоящее время  с каждым годом дефицит бюджета  увеличивается, и как следствие  этого малоимущие граждане даже при  наличии Закона о государственной  помощи могут остаться без неё в результате того, что государственные органы будут ссылаться на нехватку денежных средств в бюджете.

Видят политические деятели и решение  вопроса улучшения положения  малообеспеченных групп населения, в привлечении дополнительных средств. Одним из таких путей, может смело  считаться предоставляемая нашей  стране гуманитарная помощь.

Гуманитарная помощь, как известно, оказывается тогда, когда необходимо поддерживать (по разным причинам) социально - незащищённые слои населения. Как правило, это бывает во время стихийных бедствий, войн, катастроф, а также на сложных этапах социального и экономического развития. Сейчас такой период наступил и для России (повторно).

Получением и распределением гуманитарной помощи занимается созданная в соответствии с постановлением Правительства  РФ, принятым 29 сентября 1997 года. Комиссия по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве России. Она же имеет право относить к  гуманитарной помощи грузы, поступающие  из-за рубежа на безвозмездной основе. .Это, как правило, продовольствие, товары народного потребления первой необходимости ( одежда, обувь, медикаменты, медицинское оборудование).

Начиная с октября 1997 года и до сентября 1998 года для решения острейших  проблем здравоохранения, образования, поддержки инвалидов и других социально незащищённых слоев населения  Комиссия содействовала направлению  более 30 миллионов долларов в 64 региона  страны. Основными донорами, поставщиками гуманитарной помощи, были США и  Германия (60%). Получали помощь в основном учреждения социальной сферы. В первую очередь должны защищаться интересы малообеспеченных людей в Российских регионах.5

Что касается гуманитарной помощи в  форме лекарств, то часть их будет  отпускаться бесплатно, часть - продаваться. Проблема в том, что иностранцы хотят лечить по своим стандартам, но это может привести к нежелательным последствиям - привыканию к данному лекарству.

Зерно, отданное нам безвозмездно, будет продаваться, а вырученные деньги поступят в Пенсионный фонд, а также будут расходоваться  на другие нужды. Появиться таким образом возможность ликвидировать огромный долг Пенсионного фонда перед пенсионерами. Мясо в основном должно направляться в северные регионы.

Существуют разработанные стандарты  потребностей в продуктах различных  слоев населения. Приоритет при  оказании помощи должен отдаваться нуждающимся  многодетным семьям, инвалидам, одиноким пенсионерам. Органы соцзащиты на местах располагают сведениями о среднедушевых  доходах, поэтому могут сами решать, кому помощь нужна в первую очередь. Но может быть принята и заявительная форма. Однако ясно: нельзя просто механически  раздавать продукты, одежду. Нужно  знать и каков конечный результат  гуманитарной акции. Прежде всего необходимо руководствоваться прожиточным минимумом, помогать тем кто имеет доход ниже этого минимума. Следует иметь в виду и то, что в списках нуждающихся могут не значиться те, кто только сейчас, стали таковыми.

Как уже было сказано выше ориентация всех социальных выплат должна производиться с учетом закона о прожиточном минимуме. Так правовая основа для организации всей государственной системы социальной помощи заложена Федеральным законом от 24. 10. 97 г. №143 ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ».

Нельзя в тоже время постоянно  надеяться на помощь из-за рубежа, необходимо искать средства для решения острейших  проблем, прежде всего внутри самой  страны.

1.3. Цели государственной социальной помощи.

Современная экономическая ситуация диктует необходимость повышения  эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, выработки  новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих более рациональное финансовых и материальных ресурсов.

Предстоит переориентировать социальную политику на активизацию факторов, стимулирующих высокоэффективный и производительный труд, повышение на этой основе личной ответственности граждан за своё материальное благополучие. Стратегическими целями социальной политики для России в нынешний период проведения социальных реформ являются:

-достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;

-обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

-гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильём;

-переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодёжи;

-существенное улучшение социальной инфраструктуры.

Для достижения всех этих целей, прежде всего, потребуется:

-восстановить роль доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников;

-обеспечить справедливое распределение на основе совершенствования системы индивидуального налогообложения доходов и собственности граждан, увеличения ставок налогов для лиц с высокими личными доходами и снижение налоговой нагрузки на низкодоходные группы населения, введение эффективного контроля за реальными доходами, в том числе путём проверки соответствия разметов декларируемых налогоплательщиками доходов фактически произведённым ими расходам;

-стимулировать использование доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности: улучшение жилищных условий, медицинское обслуживание, получение образования;

Информация о работе Государственная социальная помощь