Принципы государственной
службы обусловлены существованием
принципов функционирования государства,
государственных органов и государственного
управления (последнее понимается здесь
в широком смысле), которое осуществляется
в большей мере такими субъектами
права, как государственные служащие.
Принципы государственной
службы, являясь научной категорией,
отражают наиболее существенные стороны
организации и функционирования
не только самой государственной
службы, но и системы государственных
органов, определяют содержание сложных
взаимоотношений внутри этой системы.
Например, они отражают такие возникающие
внутри государственного управления связи,
как:
1) разделение труда;
2) территориальная организация
(центральное и региональное управление);
3) отраслевая организация;
4) иерархия организации;
5) разделение полномочий
и компетенции между центральными
и региональными государственными
органами.
Д.Н. Бахрах, подчеркивая
нецелесообразность слишком широкого
использования этого понятия, указывает
на следующие основные принципы государственной
службы, выделяя при этом наиболее
общие категории:
1) демократизм (полное
и постоянное соответствие деятельности
служащих интересам граждан, общества;
общедоступность государственной
и муниципальной службы; сменяемость
служащих как одно из проявлений
политической демократии; подотчетность
и ответственность служащих);
2) профессионализм (компетентность
работника; систематичное, регулярное
выполнение функций, операций, служебных
отношений; регулярное получение
оплаты за свой труд; ответственность
за деятельность);
3) социально-правовая защита
служащих.
В.М. Манохин под принципами
государственной службы понимает требования,
которые:
1) обязательны для всех
лиц и организаций, в той
или иной степени имеющих отношение
к государственной службе;
2) распространяются на
все виды государственной службы
и являются всеобщими в рамках
государственной службы;
3) охватывают все организационные,
правовые и другие стороны,
из которых складывается содержание
государственной службы.
В.М. Манохин отмечает, что
анализ принципов государственной
службы зависит от различных подходов
к пониманию государственной
службы: при трактовке ее только
как деятельности государственных
служащих выделяются одни принципы (равный
доступ граждан на государственную
службу, их сменяемость и т.д.); если
же государственная служба рассматривается
как организационно правовой институт
в системе государственной организации,
то тогда в принципах службы должны
найти свое отражение как общие принципы
организации и деятельности государства,
так и специальные принципы, присущие
только институту государственной службы
(законность, дисциплина, народность и
т.д.). В общественных науках под принципами
обычно понимаются исходные положения
и теоретические идеи, отражающие объективные
закономерности развития общества и государства.
Принципы кладутся в основу формирования
и функционирования государственных органов
(представительной, исполнительной и судебной
власти). Принципы государственной службы
— это основополагающие идеи, установления,
выражающие объективные закономерности
и определяющие научно обоснованные направления
реализации компетенции, задач и функций
государственных органов, полномочий
государственных служащих, действующие
в системе государственной власти и, в
частности, в системе государственной
службы.
Принципы государственной
службы должны объективно отражать сущность
государственной службы, ее наиболее
важные черты; они раскрывают общий
характер управленческой, исполнительно-распорядительной
и другой административной деятельности
государственных служащих, закрепляют
их в нормах, входящих в правовой
институт государственной службы. Принципы
государственной службы устанавливают
важнейшие закономерности в системе
организации и функционирования
государственной службы. Они обусловливают
значимость, законность и социальную
ценность отношений, возникающих в
системе государственной службы.
Отсутствие правовых принципов государственной
службы может повлечь за собой
произвол, бюрократизм в худшем смысле
этого слова, неорганизованность, беззаконие,
несправедливость. С другой стороны,
принципы являют собой активное, динамическое
начало, ибо они обусловливают
устанавливаемую законодателем
модель государственной службы. Принципы
современной государственной службы
закрепляются в различных законодательных
и других нормативных правовых актах:
Конституции РФ, федеральных и других
законах, указах Президента РФ, постановлениях
Правительства РФ, конституциях, уставах
и иных законодательных и нормативных
актах субъектов Российской Федерации:
республик, краев, областей, городов федерального
значения, автономной области, автономных
округов. Они реализуются государственными
служащими посредством их практических
действий. Кроме того, принципы государственной
службы, установленные в имеющем рамочный
характер Федеральном законе «Об основах
государственной службы РФ», являются
моделью для всех других законодательных
и иных нормативных правовых актов, которые
также определяют систему принципов публичной
службы. Каждый в отдельности принцип
государственной службы отражает не все
объективные закономерности деятельности
государственных органов и служащих, а
лишь некоторые из них. Но все принципы
взаимосвязаны: соблюдение одних способствует
реализации других и, напротив, нарушение
какого-либо из принципов отрицательно
сказывается на выполнении остальных
принципов.
3 Система и виды принципов
государственной службы.
В систему и виды государственной
службы входят:
1.Верховенство Конституции
РФ и Федеральных законов при
исполнении должностных обязанностей;
2.Ответственность служащих
за неисполнение или ненадлежащее
исполнение должностных обязанностей;
3.Приоритет прав и свобод
человека и гражданина, обязанность
соблюдать и защищать права
и свободы человека и гражданина;
4.Обязательность актов
вышестоящих в порядке подчинённости
органов и должностных лиц;
5.Гласность;
6.Внепартийность государственной
службы;
7.Равный доступ к государственной
службе;
8.Профессионализм и компетентность;
9.Стабильность кадров;
10.Единство требований
к государственной службе;
11.Разделение властей;
12.Единство системы государственной
власти, разграничения предметов
ведения между РФ и субъектами
РФ.
В теории административного
права длительное время преимущественное
внимание обращалось на исследование
считавшихся основными политико-юридических
принципов, другие же группы принципов,
именовавшиеся организационными, игнорировались.
При классификации принципов
государственной службы целесообразно,
как и при изучении принципов
государственного управления, выделять
конституционные и организационные
принципы. Конституционные принципы
обусловлены положениями Конституции
РФ, которые конкретизируются в соответствующих
законодательных актах. Организационные
принципы отражают механизм построения
и функционирования государственной
службы, государственного аппарата и
его звеньев, разделения управленческого
труда, обеспечения эффективной
административной деятельности в государственных
органах. Конституционные принципы
государственной службы можно различать
и по их нормативному закреплению (по
источникам правового регулирования).
В этом случае они устанавливаются
конституционно-правовыми нормами
и являются конституционно-правовыми
основами государственной службы. При
этом специальные законодательные
и иные нормативные правовые акты,
регулирующие государственную службу,
определяют особые отношения государственно-служебного
характера, и их основополагающие положения
также могут претендовать на статус
принципов государственной службы.
Конституционные принципы государственной
службы:
Принцип верховенства Конституции
РФ и федеральных законов над
иными нормативными правовыми актами,
должностными инструкциями при исполнении
государственными служащими должностных
обязанностей и обеспечении их прав.
В некоторых законодательных
актах этот принцип называется принципом
законности. Государственный служащий
обязан выполнять все свои действия
только в пределах компетенции государственного
органа, в котором он занимает государственную
должность, и в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
он вправе осуществлять полномочия в
пределах предоставленных ему прав
и в соответствии с должностными
обязанностями.
Принцип верховенства законов
в системе государственной службы
— это принцип законности организации
и деятельности органов государственной
власти, вытекающий из принципа законности
в государственном управлении, законности
в осуществлении государственными
служащими управленческих действий.
В рамках действия принципа
верховенства законов важное значение
приобретает и принцип соразмерности
в государственном управлении, то
есть соответствие применяемых в
управлении средств, способов и методов
задачам и целям управления. Это
означает, что применяемые меры должны
реально соотноситься с поставленной
целью — тогда для достижения
управленческой цели можно выбрать
оптимальную процедуру и наиболее
эффективные правовые средства. Несоразмерность
в управлении - это, например, ограничение
прав граждан, или демонстрация «жесткого»
управления, даже если практика этого
не требует. Подобное имеет место, когда
выбранные правовые средства и намеченная
цель в управлении находятся между
собой в не сочетаемом и неразумном
соотношении, а потому задачи управления
будут заведомо невыполнимы. Должностные
инструкции, составленные в государственных
органах, фиксируя специфические черты
правового статуса государственного
служащего, не должны, с одной стороны,
противоречить законодательным
актам и ограничивать права и свободы
государственного служащего, а с другой
— устанавливать для него незаконные
льготы и преимущества, а также ликвидировать
определенные федеральными законами ограничения
и запреты по службе.
Принцип приоритета прав и
свобод человека и гражданина. Права
и свободы человека и гражданина
являются высшей ценностью. Обладание
правами и свободами обеспечивает
индивиду возможность быть самостоятельным
субъектом, способным самоутвердиться
в качестве достойного члена общества.
При этом отношения личности и
государства не исчерпываются обязанностью
государства не посягать на права
человека.
Принцип единства системы
государственной власти, разграничения
предметов ведения между РФ и
субъектами Российской Федерации. Государственная
служба представляет собой множество
государственных должностей учреждаемых
в единой системе органов государственной
власти. Власть в Российской Федерации
едина, так как ее единственным источником
согласно ст. 3 Конституции РФ является
многонациональный народ России.
Никакой государственный орган,
а следовательно, никакой вид
государственной службы, никакие
государственные служащие не могут
претендовать на суверенное осуществление
государственной власти. Они исполняют
лишь соответствующие функции государственных
органов законодательной, исполнительной
и судебной власти.
Принцип разделения законодательной,
исполнительной и судебной власти.
Государственная власть в РФ разделяется
на законодательную, исполнительную и
судебную. Органы законодательной, исполнительной
и судебной власти самостоятельны и
каждый из них выполняет задачи и
функции государственной службы.
Соответственно выделяются три основные
функции государственной власти:
законодательная, исполнительная и
судебная, и каждая из них должна
самостоятельно исполняться соответствующим
органом государственной власти,
а следовательно, соответствующей
государственной службой и государственными
служащими. Каждый вид государственной
службы, осуществляющий одну их трех функций
государственной власти, взаимодействует
с другими государственными органами,
и при этом они ограничивают и уравновешивают
друг друга.
Принцип равного доступа
граждан к государственной службе.
В соответствии со способностями
и профессиональной подготовкой. Часть
4 ст. 32 Конституции РФ определяет государственную
службу как наиболее важный институт
непосредственного участия граждан
в управлении делами государства. Согласно
этому положению граждане РФ имеют
равный доступ к государственной
службе. Указанная конституционная
норма соответствует ст. 25 (п. «с»)
Международного пакта о гражданских
и политических правах от 16 декабря
1966 г., в соответствии с которым
каждый гражданин должен без какой
бы то ни было дискриминации и без
необоснованных ограничений допускаться
в своей стране на общих условиях
равенства к государственной
службе. Принцип равного доступа
к государственной службе означает
равное право граждан на занятие
любой государственной должности
в соответствии со своими способностями
и профессиональной подготовкой, без
какой-либо дискриминации.
Принцип внепартийности государственной
службы, отделения религиозных объединений
от государства. В соответствии с
Конституцией РФ Федеральный закон
«Об основах государственной
службы РФ», а также Положение
о федеральной государственной
службе такой принцип предусматривают
впервые. В государственных органах
не могут образовываться структуры
политических партий, религиозных, общественных
объединений, за исключением профессиональных
союзов. Государственные служащие руководствуются
законодательством Российской Федерации
и не связаны при исполнении должностных
обязанностей решениями партий, политических
движений, общественных объединений. Принцип
внепартийности государственной службы,
политического нейтралитета государственных
служащих, означает, с одной стороны,
запрет отбора кадров для государственной
службы по их политическим взглядам, а
с другой стороны — обязанность государственных
служащих в рамках своих полномочий оставаться
вне политических пристрастий и убеждений.