Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 19:35, курсовая работа
Целью исследования является изучение механизмов исчисления среднемесячного заработка, используемого для оценки прав застрахованных лиц.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• определить место социального страхования в структуре страховых отношений в РФ;
• охарактеризовать систему пенсионного страхования, действующую в России сегодня;
• рассмотреть общий порядок назначения пенсий и определение заработка;
• определить порядок исчисления и подтверждения трудового стажа и заработка для оценки пенсионных прав.
Предмет и объект исследования.
Введение …………………………………………………………………стр. 3
1 Место социального страхования в структуре страховых
отношений в РФ…………………………………………………………стр. 6
2 Система пенсионного страхования, действующая в
России сегодня …………………………………………………………стр.17
2.1 Сущность и понятие обязательного пенсионного страхования...стр.17
2.2 Сущность и понятие добровольного пенсионного страхования..стр.21
3 Общий порядок назначения пенсий и определение заработка…стр.25
3.1 Методы исчисления пенсий. Конвертация (преобразование)
пенсионных прав………………………………………………………стр.25
3.2 Перерасчеты на повышение пенсий…………………………… стр.32
4 Порядок исчисления и подтверждения трудового стажа
и заработка для оценки пенсионных прав ……………………………стр.36
5 Оценка прав застрахованных лиц………………………………..….. стр. 56
Заключение…………………………………………………………………стр.59
Список использованных источников ……………..……………………стр.62
Исчисление среднемесячного заработка, используемого для оценки прав застрахованных лиц
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………стр. 3
1 Место социального
страхования в структуре
отношений в РФ…………………………………………………………стр. 6
2 Система пенсионного страхования, действующая в
России сегодня ………………………………………
2.1 Сущность и понятие обязательного пенсионного страхования...стр.17
3 Общий порядок назначения пенсий и определение заработка…стр.25
3.1 Методы исчисления пенсий. Конвертация (преобразование)
пенсионных прав………………………………………
3.2 Перерасчеты на повышение пенсий…………………………… стр.32
4 Порядок исчисления и подтверждения трудового стажа
и заработка для оценки пенсионных прав ……………………………стр.36
5 Оценка прав
застрахованных лиц………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников ……………..……………………стр.62
ВВЕДЕНИЕ
В начале нового тысячелетия большинство стран мира находится в процессе осуществления глубоких реформ или, по крайней мере, серьезно обдумывает возможность их реализации, в том числе в области социальной защиты населения. Общими для государства факторами, которые оказывают решающее влияние на содержание необходимых реформ, являются старение населения, глобализация рынка, приводящая к кардинальной переоценке социальных затрат и заработной платы, рост неформального сектора, который находиться вне системы государственной социальной защиты, удорожание социальных услуг в связи с ростом уровня жизни и техническим прогрессом. Острота проблем и характер первоочередных задач в области финансового обеспечения социальной защиты определяются особенностями исторического развития, сформировавшимися в обществе настроениями и мнениями, а также достигнутым уровнем социально-экономического развития.
Существуют четыре направления
развития системы финансового
В системе социального страхования в РФ особое место занимает обязательное пенсионное страхование, основы которого были заложены в декабре 1990г. Роль пенсионного страхования определяется как социальной значимости риски материальной обеспеченности в старости, так и объемами денежных средств, направленных на финансирование трудовых пенсий, сопоставимыми с бюджетами субъектов РФ.
В течение всего периода новейшей экономической истории России развитие обязательного пенсионного страхования является важным направлением государственной финансовой политики. В тоже время необходимость в перманентном реформировании пенсионной системы свидетельствует о недостаточной результативности принимаемых мер. Одной из причин неэффективности управленческих решений в данной сфере государственных финансов является отсутствие концепции развития социального страхования, основанной на единых методологических принципах, учитывающих особенность исторического и социально-экономического развития России.
Целью исследования является изучение механизмов исчисления среднемесячного заработка, используемого для оценки прав застрахованных лиц.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• определить место социального страхования в структуре страховых отношений в РФ;
• охарактеризовать систему пенсионного страхования, действующую в России сегодня;
• рассмотреть общий порядок назначения пенсий и определение заработка;
• определить порядок исчисления и подтверждения трудового стажа и заработка для оценки пенсионных прав.
Предмет и объект исследования.
Предметом исследования являются экономические отношения по формированию финансовых ресурсов обязательного пенсионного страхования. Объектом исследования выступают институты пенсионной системы РФ.
Структура работы.
Курсовая работа состоит из введения, 5 глав, списка литературы и источников, приложения. Основной текст изложен на 42 страницах, включая 3 диаграммы. Список литературы и источников содержит 23 наименования. Приложение занимает 2 страницы.
1 МЕСТО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В СТРУКТУРЕ СТРАХОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РФ
Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.
Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.
К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.
В России обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:
• пенсионным;
• обязательного медицинского страхования;
• социального страхования.
В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.
Поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйствования к рыночному потребовал глубоких реформ не только в экономической сфере, но и в социальной политике. Глубокие, исключительно трудные, во многом противоречивые, но исторически неизбежные преобразования в данной области происходили в соответствии с новыми принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики, сформулированными Президентом и Правительством России и нашедшими отражение в Конституции Российской Федерации от 1 декабря 1993 года, которая провозгласила, что «Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7). В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пенсии. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».
Признавая право каждого гражданина на социальное обеспечение, Конституция РФ одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права. Конституция провозгласила Российскую Федерацию демократическим, правовым и социальным государством. Это означает, что социальные права граждан являются наивысшей ценностью и государство обязано защищать эти права. Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяется «социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей».
Государственное социальное
страхование - государственная система
материального обеспечения
Государственное социальное
страхование находится в
Основными видами социального обеспечения являются: обеспечение граждан РФ различными видами пособий по государственному социальному страхованию и иных социальных пособий.
Социальное страхование – это механизм реализации социальной политики государства, основа организации социальной защиты населения.
Социальное страхование является также «формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспособности, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба». Государственное социальное страхование – установленная государством и регулируемая нормами права система материального обеспечения работников в старости в случае временной или постоянной утраты трудоспособности, членов семей работников (или потере кормильца), а также охраны здоровья работников и членов их семей3. Государственное социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей и, в некоторых случаях, работников, а также дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение работников и членов их семей.
Исторически определились три формы организации систем социального страхования1:
Коллективное страхование представляет собой самую раннюю форму социальной защиты. Оно появилось в Европе во второй половине XIX века вместе с профсоюзами, отстаивающими права наемных работников перед работодателями и государством. Характерным примером в этом отношении является Англия, где социальное обеспечение осуществлялось как коллективная самопомощь и самострахование путем создания касс взаимопомощи, больничных касс, касс по безработице.
Государственное социальное страхование, введенное в Германии в 1883 г. в рамках социальных реформ, проводимых Бисмарком, стало первым в истории законодательным решением вопроса социальной защиты населения. Были изданы законы о страховании на случай болезни, затем о страховании по инвалидности и старости. Эти виды страхования должны были осуществлять больничные кассы, кассы предприятий и свободные кассы взаимопомощи. Страховые взносы устанавливались законом и уплачивались работодателями и работниками пропорционально: одна треть и две трети суммы взносов, соответственно.
Смешанная форма социального страхования впервые возникла в Швейцарии. При муниципалитете г. Берна в 1893 г. была учреждена касса по страхованию на случай безработицы, управление которой осуществляла комиссия, состоящая из работодателей, представителей профсоюзов и муниципалитета. Членство в кассе было добровольным. Туда мог вступить гражданин страны и после девяти месяцев уплаты страховых взносов он получал право на пособие по безработице сроком на 70 дней в течение года.
В России социальное страхование зародилось в начале ХХ в., одновременно с развитием системы фабричной медицины. На предприятиях создавались больничные кассы, членство в которых было добровольным. Их правления состояли из представителей рабочих и работодателей. Основной задачей таких касс являлась компенсация работникам ущерба от несчастных случаев на производстве. В 1912 г. законом Государственной Думы было введено обязательное больничное страхование работающих граждан, которое должны были осуществлять больничные кассы. В 1916 г. в России было 2043 больничные кассы, насчитывающие 1962 тысячи членов.
Наряду, собственно, с социальным страхованием, складывалась еще одна система социальной защиты населения – государственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет налоговых поступлений в бюджет. При этом государство самостоятельно, решениями своих властных органов определяло, кому, в каких размерах и при каких условиях следует оказывать социальную помощь.
Коллективное социальное
страхование имеет те же цели и
задачи, что и государственное. Однако
его объект значительно уже: он ограничивается
трудовым коллективом, профсоюзом, отраслью
или регионом. Страховые фонды
коллективного социального стра