Историко – правовое развитие законодательства об административных правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство – один из основных компонентов, составляющих рыночную экономику и демократическое общество. Вместе с тем проблема становления предпринимательства для России и других независимых государств на постсоветском пространстве оказалась очень сложной. Возникло много факторов, неблагоприятно воздействующих на ее решение. И один из самых серьезных – избыточность государственного вмешательства в предпринимательскую деятельность. Так, несмотря на конституционные гарантии предпринимательской деятельности исполнительная власть, чаще всего регионального масштаба, ставит всевозможные препятствия для правомерного осуществления предпринимательства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1.1 Историко – правовое развитие законодательства об административных правонарушениях 6
1.2 Понятие предпринимательской деятельности и юридическая сущность 12
1.3 ПОНЯТИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ 12
1.4 Общая характеристика административных правонарушений в предпринимательской деятельности 12
2.1 СПЕЦИФИКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОТСИ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 12
2.2 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 12
2.3 Государственные органы, выявляющие и пресекающие административные правонарушения в предпринимательской деятельности 12
Документирование деятельности ОВД (милиции) по выявлению и пресечению административных правонарушений осуществляется путем составления: 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 12

Файлы: 1 файл

диплом по предпринимательству.doc

— 489.50 Кб (Скачать файл)

В результате внесенных изменений в п.3 ст. 43 остался неурегулированным вопрос о порядке взыскания с юридических лиц штрафов, предусмотренных абзацами 4 и 5 п.2 ст. 43. Представляется, что этот порядок должен быть таким же, какой установлен для взыскания с юридических лиц других штрафов, предусмотренных ст. 43 Закона. Иной порядок взыскания штрафов, установленных абзацами 4 и 5 п.2 ст. 43, с индивидуальных предпринимателей обусловлен тем, что предусмотренные указанными абзацами правонарушения, совершенные индивидуальными предпринимателями, подпадают под действие ряда статей КоАП и должны взыскиваться в порядке, определенном этим Кодексом.

В процессе применения указанного определения возник вопрос о порядке взыскания штрафа, если при отсутствии спора или возражения плательщик бездействует, т.е. не обжалует решение и в то же время не уплачивает штраф. Конституционный Суд РФ в определении от 14 января 2000 г. № 4-О разъяснил, что юридическому лицу – плательщику штрафа должен предоставляться срок, в течение которого оно вправе обжаловать в установленном порядке решение о взыскании штрафа. Если в указанный срок решение не обжаловано, оно приводится в исполнение без применения судебной процедуры. Таким образом, отказ от обжалования рассматривается, по существу, как согласие на уплату штрафа.

Одновременно Конституционный Суд РФ разъяснил, что срок, форма, порядок выражения несогласия юридического лица с решением о взыскании штрафа могут определяться правоприменительными органами на основании аналогии закона (ст. 268 и 285 КоАП). Статья 268 КоАП устанавливает срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении – 10 дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам по заявлению оштрафованного лица срок на обжалование может быть восстановлен соответствующим органом (должностным лицом), правомочным рассматривать жалобу. Статья 285 КоАП устанавливает срок и порядок добровольного исполнения постановления о наложении штрафа – в течение 15 дней со дня вручения постановления путем уплаты штрафа через банк. Если в установленный соответствующим органом срок штраф не уплачен, его взыскание осуществляется на основании постановления уполномоченного органа (должностного лица) о наложении штрафа в порядке, установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

  1. Законом о стандартизации89 (ст. 13) также предусмотрено взыскание штрафов с субъектов хозяйственной деятельности: с одной стороны, за нарушение обязательных требований государственных стандартов, причем конкретный размер штрафа не установлен (абзац 11 п.1), с другой – за нарушение предписаний о запрете или приостановке реализации продукции. Размер штрафа – стоимость реализованной продукции, а если ее определить невозможно – до 10 млн. руб.

В случае невыполнения предписаний или постановлений о наложении штрафов необходимые материалы направляются в арбитражный суд или в суд общей компетенции для взыскания штрафа и принятия других мер.

Такой порядок в принципе согласуется с порядок, установленным упомянутым Федеральным законом № 212-ФЗ для отношений, предусмотренных ст. 43 Закона о защите прав потребителей.

  1. Законом о сертификации продукции и услуг от 10 июня 1993 г.90 (ст. 15) установлено, что государственный контроль и надзор за соблюдением изготовителями (продавцами, исполнителями), испытательными лабораториями (центрами), органами по сертификации правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией осуществляется Госстандартом России, иными специально уполномоченными государственными органами управления РФ в пределах их компетенции.

Непосредственно государственный контроль и надзор в указанной области осуществляется теми же должностными лицами, которые проводят контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов. При этом контроль и надзор проводится в порядке и на условиях, установленных Законом о стандартизации.

Таким образом, между двумя указанными законами имеется полное единство в определении контролирующих органов, их полномочий и прав. Это объясняется тем, что контроль за сертифицированной продукцией фактически означает за ее соответствием обязательным требованиям государственных стандартов по безопасности.

  1. В некоторых случаях, учитывая особый характер отдельных видов товаров, законодатель принимает специальные развернутые законы об административной ответственности организаций, охватывающие все основные стороны их деятельности. Таким, например, является Федеральный закон от 8 июля 1999 г. № 143-ФЗ «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции», вступивший в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования.91  Закон состоит из 27 статей, из которых 11 статей содержат составы конкретных правонарушений, а 12 статей посвящены процессуальным вопросам. Такой комплексный характер Закона в отсутствие кодифицированных актов об административной ответственности организаций делают его весьма важным документом для разработки соответствующих актов.

Административной ответственности, в частности, подлежат:

  • организации – за использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртсодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртсодержащей пищевой продукции (ст.3);
  • организации – за промышленное производство или оборот этилового питьевого спирта, алкогольной и спиртсодержащей пищевой продукции, а индивидуальные предприниматели – за розничную продажу алкогольной продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам (ст.4);
  • организации – за покупку, поставку, и хранение алкогольной и спиртсодержащей пищевой продукции без аккредитации в порядке, установленном Правительством РФ, а также за розничную продажу, хранение и перевозку (это относится и к индивидуальным предпринимателям) алкогольной и спиртсодержащей продукции без установленных транспортных документов, сертификата соответствия каждого наименования алкогольной и спиртсодержащей продукции или заверенной в установленном порядке копии такого сертификата либо без справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации или к ее копии (на импортную алкогольную продукцию) (ст.8);
  • организации – за  поставку этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции в таре и (или) упаковке, не соответствующих требованиям государственных стандартов (ст.9);
  • организации-производители – за выпуск алкогольной продукции без маркировки, если такая маркировка обязательна; организации или индивидуальные предприниматели за куплю-продажу алкогольной продукции без маркировки, если такая маркировка обязательна, а также за хранение и перевозку такой продукции (ст.10);
  • организации или индивидуальные предприниматели – за нарушение правил розничной продажи алкогольной или спиртсодержащей продукции, установленных федеральными законами или Правительством РФ, если эти действия (бездействие) не образуют состава иного административного правонарушения, предусмотренного настоящим Законом (ст.12).

Не подвергая анализу, составы приведенных правонарушений и проблемы, которые возникают в связи с наличием в КоАП аналогичных правонарушений, где субъектом является индивидуальный предприниматель (ст.145, 146.3, 146.4, 146.7, 170), следует отметить, что в рассматриваемом Законе ответственность установлена за промышленное производство и оборот (закупка, поставка, хранение, перевозка, купля-продажа) продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, или за нарушение правил розничной продажи, т.е. за нарушение требований нормативных документов. Вместе с тем ответственность за нарушение требований о маркировке продукции установлена на стадии выпуска, а не производства. Это обстоятельство еще раз подчеркивает ошибочность установления на стадии изготовления.

    

 

 

 

 

2.3 Государственные  органы, выявляющие и пресекающие  административные правонарушения  в предпринимательской деятельности

 

Отдел  (отделение, группа) по борьбе с правонарушениями и преступлениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства горрайорганов внутренних дел входит в состав милиции общественной безопасности и создается в целях выполнения задач по предупреждению, выявлению, пресечению преступлений и административных правонарушений в сфере потребительского рынка товаров и услуг и исполнению административного законодательства.

Положение об отделе (отделении, группе) утверждается начальником соответствующего горрайоргана внутренних дел.

Отдел (отделение, группу) возглавляет начальник, который непосредственно подчиняется начальнику милиции общественной безопасности. Назначение на должность и освобождение от должности начальника отдела (отделения, группы), а также инспекторского состава, осуществляется начальником горрайоргана внутренних дел по согласованию с УВД.

Отдел (отделение, группа) в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, нормативными актами МВД, УВД.92

Административные правонарушения экономической направленности – это деяния, посягающие на систему экономических отношений в сфере производства,  распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, предусмотренные Кодексом РСФСР об административных правонарушениях и иными нормативными правовыми актами.

Задача по выявлению и пресечению административных правонарушений экономической направленности возлагается на подразделения по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного  законодательства, патрульно-постовой службы милиции, ГИБДД, вневедомственной охраны, лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью, по делам несовершеннолетних и участковых уполномоченных милиции. Криминальная милиции оказывает содействие милиции общественной безопасности в решении данной задачи. Должностные лица органов внутренних дел несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации в случаях ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей при проведении проверок.

Выявление административных правонарушений экономической направленности – это осуществляемая самостоятельно названными подразделениями милиции общественной безопасности или совместно с иными правоохранительными и (или) контрольно-надзорными органами деятельность по обнаружение административных правонарушений экономической направленности. Выявление административных правонарушений экономической направленности осуществляется путем проведения проверок выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении своей деятельности обязательных требований, установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами. Объектами проверок являются предприятия, организации, учреждения, их филиалы, киоски, палатки и другие обособленные подразделения (далее – предприятия), а также физические лица – предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ), осуществляющие производство, продажу товаров или оказание услуг населению. Работа по выявлению административных правонарушений экономической направленности должны быть организована на постоянной основе, во взаимодействии с органами налоговой инспекции, налоговой полиции, местной администрацией и органами государственного контроля.93 Пресечение  административных правонарушений экономической направленности – это деятельность государственных органов, осуществляющих выявление и (или) пресечение административных правонарушений экономической направленности, осуществляемая с целью фактического прекращения административного правонарушения в момент его совершения.

В целях пресечения административных правонарушений экономической направленности милиции предоставлены следующие права:

Требовать от граждан и должностных лиц прекращения административных правонарушений, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия;

Осуществлять административное задержание;

Задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске;

Приостанавливать действие лицензий, выданных органами  внутренних дел, аннулировать их;

Давать обязательные предписания гражданам и должностным лицам об устранении правонарушений, запрещать деятельность объектов  где обращаются оружие, боеприпасы к нему и взрывчатые материалы, аннулировать выданные разрешения и принимать иные меры, предусмотренные законодательством;

При наличии данных о влекущем административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность беспрепятственно входить в помещения, занимаемые организациями, независимо от подчиненности и форм собственности (кроме иностранных дипломатических представительств и помещений консульских учреждений иностранных государств, которые используются исключительно для работы консульских учреждений), в производственные помещения,  используемые гражданами для занятие индивидуальной и иной трудовой деятельностью и другими видами предпринимательства, проводить с участием собственника имущества либо его представителей или уполномоченных им лиц, а при отсутствии таковых – с участием представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования имущества, изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции, а также образцы материальных ценностей, проводить контрольные закупки, требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также проводить их, получать от должностных и материально-ответственных лиц сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства; приостанавливать до устранения допущенных нарушений законодательства деятельность предприятий торговли, а равно граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случаях неисполнения ими законного требования сотрудника милиции о прекращении правонарушения;

Изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения, хранить бесхозяйное имущество и в установленном порядке решать  вопрос об их дальнейшей принадлежности.94

Документирование административных правонарушений экономической направленности – это деятельность государственных органов, осуществляющих выявление и (или) пресечение административных правонарушений экономической направленности, по оформлению информации об обстоятельствах их совершения в протоколах и других процессуальных документах, имеющих доказательственное значение при рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях.

Документирование деятельности ОВД (милиции) по выявлению и пресечению административных правонарушений осуществляется путем составления:

1. Акта проверки. В акте указываются: дата, время и место составления  акта; наименование органа внутренних  дел; дата и номер распоряжения, на основании которого проведена  проверка; фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего проверку; наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество ПБОЮЛ, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя ПБОЮЛ, присутствовавших при проведении проверки; дата, время и место проведения проверки; сведения о результатах  проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений, сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или ПБОЮЛ, а также лиц, присутствовавших при проведении проверки, их подписи или отказ от подписи; подпись должностного лица (лиц), осуществляющих проверку.

К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки.

Акт составляется в двух экземплярах, один экземпляр с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю, ПБОЮЛ или его представителю под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается ко второму экземпляру акта, остающемуся в материалах органа внутренних дел.

Юридические лица и ПБОЮЛ ведут журнал  учета мероприятий по контролю за их деятельностью. В журнале учета мероприятий по контролю должностным лицом органа внутренних дел производится запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа внутренних дел, дате, времени проведения проверки, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего проверку, и его (их) подпись. Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или ПБОЮЛ. При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или ПБОЮЛ. При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенной проверки, делается соответствующая запись.

Информация о работе Историко – правовое развитие законодательства об административных правонарушениях