Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 22:19, методичка
Концепция системы земельно-ипотечного кредитования подготовлена в соответствии с основными мероприятиями приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе», утвержденными президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов (протокол № 2 от 21 декабря 2005 г.).
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ 3
1.1. Место и значение земельно-ипотечного кредитования 3
в финансировании сельского хозяйства 3
1.2. Состояние земельно-ипотечного рынка и факторы,
сдерживающие его развитие 3
1.3. Современное состояние нормативной правовой базы 3
земельно-ипотечного кредитования в сельском хозяйстве 3
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
СИСТЕМЫ ЗЕМЕЛЬНО-ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ
В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ 3
2.1. Цели и задачи создания системы 3
2.2. Выбор и обоснование организационно-финансовой схемы системы 3
2.3. Содержание основных этапов развития системы 3
2.4. Задачи и функции основных участников системы 3
2.5. Развитие инфраструктуры,
обеспечивающей функционирование системы 3
3. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ, МЕХАНИЗМЫ И ИСТОЧНИКИ
ПРИВЛЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В СИСТЕМУ 3
3.1. Источники привлечения финансовых ресурсов в систему 3
и инструменты земельно-ипотечного рынка 3
3.2. Обоснование выбора организационно-финансовой структуры 3
по привлечению финансовых ресурсов в систему 3
3.3. Возможные варианты создания земельно-ипотечных агентств 3
3.4. Создание организационно-экономических условий 3
для привлечения финансовых ресурсов в систему 3
и их эффективного использования 3
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ В ОБЛАСТИ
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНО-ИПОТЕЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 3
5. НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
СИСТЕМЫ ЗЕМЕЛЬНО-ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ 3
6. СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ 3
6.1. Формы государственного участия в создании и становлении
системы земельно-ипотечного кредитования 3
6.2. Создание благоприятной налоговой среды для развития
системы земельно-ипотечного кредитования 3
7. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ (ПОРЯДОК, ЭТАПЫ, СРОКИ) 3
Во-первых, обе системы формировались достаточно длительный период времени, и никаких предпосылок к тому, чтобы российская сформировалась по их образу и подобию быстрее, пока нет.
Во-вторых, применимость их в российских условиях существенно ограничена из-за весьма существенных различий между российской и западной юридическими и экономическими системами, в правовой природе собственности ценных бумаг, особенно в сравнении с англо-американской системой права.
Несмотря на устойчивость и простоту, одноуровневая (европейская) организационно-финансовая схема предполагает наличие крупных специализированных ипотечных кредитных организаций (ипотечных банков) с устоявшейся структурой и обладающих соответствующим опытом работы на земельно-ипотечном рынке. И хотя сегодня количество российских банков, запускающих свои ипотечные программы, имеет тенденцию к росту, эти программы не стандартизированы, а объемы кредитования ограничены отсутствием долгосрочных пассивов. Процесс создания российских специализированных банков, соответствующих уровню европейской системы, вряд ли будет быстрым. Возможно, с развитием земельно-ипотечного рынка и ростом объемов кредитования в России постепенно будут создаваться условия для эффективного функционирования специализированных ипотечных банков. Но для того, чтобы запустить механизм рефинансирования, прежде всего, необходимо создать нормативную правовую основу регулирования для данного типа банков, которой по сути дела еще нет. В рамках совершенствования законодательства предстоит решить целый ряд проблем гражданско-правового характера, касающихся правовых механизмов обеспечения замкнутости системы земельно-ипотечного кредитования, юридического статуса ценных бумаг, используемых для привлечения финансовых средств в систему распределения рисков на земельно-ипотечном рынке, надежности ипотечных активов, лежащих в основе выпуска ценных бумаг и т.д. Кроме того, специализированные кредитные организации менее устойчивы, чем кредитные организации универсального типа, что ставит вопрос о мерах их государственной поддержки и входит в противоречие с концепцией развития конкурентного рынка банковских услуг и экономии расходования бюджетных средств.
Представляется, что
при создании российской
Исходя из этого, можно выделить следующие исходные принципы зарубежных моделей ипотечного кредитования, которые могут быть применены при формировании системы земельно-ипотечного кредитования в сельском хозяйстве России.
1. Создание условий
доступности ипотечных
2. Обеспечение защиты интересов, как кредитора, так и должника в ипотечных отношениях (страхование, государственные гарантии, детально проработанная процедура обращения взыскания на заложенные земельные участки и их реализации т.д.).
3. Создание условий
приоритетности для
4. Снятие рисков с
первоначальных кредиторов за
счет переуступки ипотечных кре
5. Перераспределение
рисков, связанных с осуществлением
земельно-ипотечного
6. Прямое участие государства в создании системы земельно-ипотечного кредитования в форме контроля и регулирования деятельности кредитных организаций, осуществляющих ипотечное кредитование, проведения льготной налоговой политики в этой сфере, формирования необходимой правовой базы и кредитно-финансовой инфраструктуры и т.д.
Следует отметить, что в этом направлении развивается и ипотечное жилищное кредитование, в котором в той или иной мере задействованы поддерживаемые на государственном уровне как элементы американской системы (Агентство по жилищно-ипотечному кредитованию), так и элементы европейской системы. Экспертами в указанной области такое разнообразие рассматривается как наиболее целесообразное и соответствующее национальным особенностям и традициям.
В пользу принятия
такого решения
В современной России складывается своя модель рынка ценных бумаг. Действующее российское законодательство допускает как эмиссию обычных облигаций (элемент одноуровневого вторичного рынка), так и структурированных облигаций (двухуровневый вторичный рынок). Законодательство, определяющее особенности эмиссии и обращения ипотечных ценных бумаг, было сформировано с принятием Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах». Ранее Федеральным законом «Об ипотеке (залоге недвижимости)» были введены в обращение ипотечные ценные бумаги - закладные. Вместе с другими федеральными законами, регулирующими отношения в сфере финансовой и банковской деятельности, это создает правовые предпосылки для формирования вторичного рынка ипотечного кредитования с использованием отдельных элементов как европейской, так и американской ипотечной системы.
Исходя из этого, настоящая концепция предполагает создание целостной эффективно функционирующей системы земельно-ипотечного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, основанной на взаимодействии первичного и вторичного рынков ипотечных кредитов и механизме рефинансирования кредиторов, с целью обеспечения их необходимыми долгосрочными ресурсами для кредитования.
В соответствии с концепцией построение эффективно действующей системы земельно-ипотечного кредитования основывается на источниках, формирующихся на вторичном рынке ипотечных кредитов. На первичном рынке кредитные организации предоставляют сельскохозяйственным товаропроизводителям земельно-ипотечные кредиты, обеспечением которых являются земельные участки. Для обеспечения быстрой возвратности кредитных ресурсов и собственной ликвидности кредиторы переуступают выданные ими ипотечные кредиты на вторичном рынке – специально для этой цели созданному Агентству или иному оператору вторичного рынка. Таким образом, целостная система земельно-ипотечного кредитования будет включать в себя как первичный, так и вторичный рынок таких кредитов, обеспечивающий рефинансирование кредитных организаций, выдающих земельно-ипотечные кредиты.
Агентство, привлекая с рынка долгосрочные финансовые ресурсы, даст банкам возможность выйти на рынки с масштабными программами на базе стандартных кредитов. Основное достоинство этой схемы заключается в том, что в ней для первичного кредитора, самостоятельно не осуществляющего эмиссию ипотечных ценных бумаг, отсутствуют ограничения в отношении валюты баланса и капитала, что дает возможность участвовать в процессе земельно-ипотечного кредитования и небольшим по величине региональным банкам.
Банкам проще и выгоднее взаимодействовать с Агентством, продавая ему свои портфели закладных, не занимаясь выпуском облигаций, поскольку для выпуска собственных ипотечных облигаций необходимо иметь достаточно большой портфель ипотечных кредитов, специально подготовленных для работы в этой сфере специалистов, получить рейтинг, найти инвесторов и т.д., что сейчас далеко не каждому банку под силу. Вероятнее всего, что большинство банков предпочтут работать с Агентством. Главное в этой схеме – обеспечить возможность выбора форм рефинансирования кредитов для участников земельно-ипотечного рынка.
Возможные опасения относительно возникновения монополизма на данном рынке вряд ли могут быть приняты всерьез. Потенциал российского земельно-ипотечного рынка настолько высок и пока не задействован, что допускает деятельность на нем как отдельных банков (универсальных, специализированных ипотечных), так и Агентства. Демонополизация рынка будет обеспечиваться также за счет предоставления права ипотечным банкам выпускать собственные ипотечные ценные бумаги.
Предполагается, что по мере развития системы могут использоваться различные схемы привлечения долгосрочных кредитных ресурсов:
1. Заключение банком с юридическими и/или физическими лицами кредитных договоров под залог земельных участков с оформлением соответствующих закладных.
2. Выпуск банками ипотечных облигаций (эмиссионных ипотечных ценных бумаг), обеспеченных закладными, и их реализация на финансовом рынке.
3. Рефинансирование банков
через механизм выпуска
4. Рефинансирование кредиторов через систему коллективных инвестиций.
5. Рефинансирование банков
на вторичном рынке земельно-
В общем виде система земельно-ипотечного кредитования, интегрирующая рынок земли, рынок финансовых услуг, фондовый рынок и ряд смежных рынков будет представлять собой комплекс институтов, механизмов, инструментов и технологий, обеспечивающих перераспределение финансовых ресурсов от инвесторов на рынке капитала к заемщикам по земельно-ипотечным кредитам.
К основным принципам построения системы земельно-ипотечного кредитования отнесены:
В качестве целевых индикаторов, характеризующих эффективность функционирования системы земельно-ипотечного кредитования, могут быть использованы следующие показатели:
Концепция предусматривает в качестве базовых составляющих:
Как показывает опыт осуществляемого ОАО «Россельхозбанк» в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» пилотного земельно-ипотечного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, земельно-ипотечный кредит в сельском хозяйстве имеет свои особенности, связанные со спецификой отношений, возникающих при залоге земельных участков сельскохозяйственного назначения. Кроме того, система земельно-ипотечного кредита должна быть адекватной современным условиям многообразия форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования. Основная особенность земельно-ипотечных отношений в аграрном секторе состоит в том, что в качестве основного обеспечения кредита выступают земельные участки сельскохозяйственного назначения с особым правовым режимом использования и охраны, присущим этой категории земель. Причем большая часть этих особенностей прямо связана с характером и целевым использованием земель, ограничениями по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, с процедурой обращения взыскания на заложенные по договору ипотеки земельные участки и их реализацией, которые следует учитывать при ипотечном кредитовании.
Информация о работе Концепция системы земельно-ипотечного кредитования