Конспект лекций: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:50, лекция

Описание работы

В конспекте лекций представлены основные формы, направления и тенденции государственного и местного управления за рубежом (страны Западной Европы, США, Японии). Кроме того, предложен уникальный опыт японского менеджмента в сфере производства.
Конспекты лекций рекомендуются студентам дневного и заочного обучения старших курсов по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организаций».

Содержание работы

Тема 1. Зарубежный опыт управления в условиях монархической формы правления
1.1 Понятие, типология и системные характеристики государственного управления
1.2. Государственное управление в Великобритании
1.3. Местное самоуправление в Великобритании
1.4. Государственное управление в Японии
1.5. Местное управление в Японии.
1.6. Сравнительный анализ систем государственного управления в Японии и Великобритании
1.7. Роль монарха в государственном управлении
Тема 2. Система взаимоотношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления
2.1. Общая характеристика взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления
2.2. Модель взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления США
2.3. Модель взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления ФРГ
2.4. Модель взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления
2.5. Модель взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления во Франции
2.6. Основные концепции и модели взаимоотношений центральной и местной власти
Тема 3. Государственная служба в Великобритании
3.1. Основные направления реформы государственной службы
3.2. Система подготовки государственных чиновников
3.3. Система продвижения по службе
3.4. Контроль за деятельностью государственных чиновников
Тема 4. Новая модель управления трудом в Японии
4.1. Переход от «пожизненного найма» к гибким формам занятости
4.2. От «зарплаты по старшинству» к оплате по результатам труда
4.3. От «пофирменных профсоюзов» к производственно-отраслевым объединениям
4.3. Особенности оплаты труда. Стимулирование трудовых усилий
4.4. Профессиональная переподготовка кадров
Литература
Приложение 1. Отличительные особенности движения кадров в зарубежных странах.
Приложение 2.
Управление гражданской службой в зарубежных странах

Тема 1. Зарубежный опыт управления в условиях монархической формы правления
1.1 Понятие, типология и системные характеристики государственного управления
1.2. Государственное управление в Великобритании
1.3. Местное самоуправление в Великобритании
1.4. Государственное управление в Японии
1.5. Местное управление в Японии.
1.6. Сравнительный анализ систем государственного управления в Японии и Великобритании
1.7. Роль монарха в государственном управлении

Файлы: 1 файл

лекции.doc

— 396.00 Кб (Скачать файл)


Ъ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

___________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАРУБЕЖНЫЙ

ОПЫТ

УПРАВЛЕНИЯ

Конспект лекций

 

          

Санкт-Петербург

2010

 

 

 

 

 

В конспекте лекций представлены основные формы, направления  и тенденции государственного и местного управления за рубежом (страны Западной Европы, США, Японии). Кроме того, предложен уникальный опыт японского менеджмента в сфере производства.

Конспекты лекций рекомендуются студентам дневного и заочного обучения старших курсов по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организаций».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Тема 1. Зарубежный опыт управления в условиях монархической  формы  правления

1.1 Понятие, типология и системные характеристики государственного управления        

1.2. Государственное управление  в Великобритании 

1.3. Местное  самоуправление  в Великобритании

1.4. Государственное управление в Японии   

1.5. Местное управление  в Японии.

1.6. Сравнительный анализ  систем государственного управления  в Японии   и Великобритании

1.7. Роль монарха в  государственном управлении 

Тема 2.  Система взаимоотношений  между органами государственной   власти и органами местного самоуправления

2.1. Общая характеристика взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления

2.2. Модель взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления США

2.3. Модель взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления ФРГ

2.4. Модель взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления

2.5. Модель взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления во Франции

2.6. Основные концепции и модели взаимоотношений центральной и местной власти

Тема 3. Государственная  служба  в  Великобритании

3.1. Основные направления реформы государственной службы

3.2. Система  подготовки государственных чиновников

3.3. Система  продвижения по службе

3.4. Контроль за деятельностью государственных чиновников

Тема 4. Новая модель управления трудом в Японии

4.1. Переход от «пожизненного  найма» к гибким формам занятости

4.2. От «зарплаты по  старшинству» к оплате по результатам  труда

4.3. От «пофирменных  профсоюзов» к производственно-отраслевым объединениям       

4.3. Особенности оплаты  труда. Стимулирование трудовых усилий

4.4. Профессиональная переподготовка кадров

Литература

Приложение 1. Отличительные особенности движения кадров в зарубежных странах.

Приложение 2.

Управление гражданской  службой в зарубежных странах

 

Тема 1. Зарубежный опыт управления в условиях монархической формы правления   

1.1 Понятие, типология и системные характеристики государственного управления        

1.2. Государственное управление в Великобритании

1.3. Местное самоуправление в Великобритании

1.4. Государственное управление в Японии   

1.5. Местное управление в Японии.

1.6. Сравнительный анализ  систем государственного управления  в Японии   и Великобритании

1.7. Роль монарха в государственном управлении                                                           

 

1.1. Понятие, типология и системные характеристики государственного         управления

 

Первые системы государственного управления примерно появились 5-6 тысяч  лет назад (древний Египет, древний Китай).      В настоящее время государственное управление - это конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти имеющую функциональную специфику управления .

Это исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственно-экономическими, социальными и другими жизненно важными сферами государства.

Система государственного управления - это целостная структура, состоящее из следующих уровней: центрального уровня управления, регионального уровня и муниципального уровня.

 Государственное управление  имеет специфические признаки :

  • линейность;
  • субординацию;
  • включенность в механизм жизнеобеспечения деятельности государства.

 

 В современном  мире  существует три типа системы государственного управления :

  • - монократическое , которое имеет высокоцентрированный характер , находящийся в руках одного органа . Самоуправление в таких системах не допускается . .
  • - сигментарная , при сигментарой форме нет развитой системы взаимных здержек и противовесов между ветвями  власти .
  • - монотеократическая , сосредоточение в одних руках государственной и духовной власти ( Ватикан , Иран, Израиль ) .

Для государственного управления, системное представление его  компонентов, элементов и их взаимосвязей имеет принципиальное теоретическое и методологическое значение . от того , что понимается под системой государственного управления , какие и в каком порядке включаются в нее управленческие проявления , как они соотносятся между собой и приводятся в реальное взаимодействие , зависит почти все , что ассоциируется с государственным управлением . Следует выделить логическую схему, посредством которой раскрываются различные аспекты системы государственного управления.   

 Прежде всего имеется  в виду взаимосвязь субъекта государственного управления (государства) с управляемой общественной системой (управляемыми объектами). Однозначно можно сказать, что  субъект государственного управления не может существовать без соответствующих управляемых объектов и только в совокупности они могут образовывать систему государственного управления . Последняя призвана обязательно охватывать :

  • организацию и функционирование субъекта управления - управляющую систему;
  • структуру взаимосвязей управляющей системы с общественной системой - управляемыми объектами;
  • компоненты  общественной системы или их отдельные проявления, которые создают во взаимосвязи структуру управляемой системы и непосредственно воспринимают государственно - управляющие воздействия либо участвуют в их формировании.

Особенности накладываются  характером взаимосвязей между субъектом  и объектами государственного управления, из -за чего система субъективно - объективных  зависимостей характеризуется в  широком и узком смысле слова.

В широком смысле : субъект управления ( государство как управляющая подсистема ) - взаимодействия ( подсистема прямых и обратных связей ) - общественная система ( подсистема компонентов общества , подверженных государственному управлению ) В такой системе субъект управления ( государство ) определяет государственно - властный характер и преимущественно правовую форму взаимосвязи и взаимодействия соответствующих сторон .  

 В узком  смысле, как уже непосредственно реализуемое , практически осуществляемое управление ,система субъективно - объективных зависимостей включает в себя : субъект управления - воздействия - управляемые объекты , где преимущество находится на стороне субъекта управления , а управляемые объекты воспринимают его решения и действия и трансформируют их в процессе собственного функционирования.

Система субъективно - объективных  зависимостей проявляет себя не только при формировании и реализации управления как определенной целостности: в  каждом управленческом акте, действии, отношении она объективно обуславливает  и предполагает присутствие трех элементов:

  • - субъекта управления или его отдельного управляющего компонента;
  • - создаваемого и реализуемого им управляющего воздействия;
  • - объектов воздействия в виде, главным образом, деятельности организаций, учреждений , предприятий, отдельных граждан .

 

  При  описании системных связей государственного  управления надо учитывать, что  перечисленные элементы сами  обладают сложной , многоуровневой  и иерархической организацией , проявляют  себя в виде определенных подсистем:

  • - подсистема целей,
  • - функциональная структура,
  • - организационная структура,
  • - подсистема управленческой деятельности,
  • - подсистема основополагающих ценностей, идеологий и принципов .

Систему связей во всем многообразии трудно изобразить схематически , но каждый, кто теоретически или практически связан с управлением, должен знать , что с какими бы единичным элементом управления он ни имел дело - компетенцией государственного органа , формами и методами его деятельности, его решениями или организационными мероприятиями - этот элемент вписан через группу однозначных элементов в систему других элементов государственного управления .

Правильное (системное)  «видение» государственного управления предполагает усвоение той истины, что среди элементов нет ни одного, который мог бы сам по себе содержать сущность государственного управления и решать какую -либо управленческую задачу.  

 

1.2. Государственное управление в Великобритании

 

Британская конституция - конституция не писанная. Правовой, законодательный акт, который был официально провозглашен основным законом, в Великобритании не существует.

Не писанная же конституция  Великобритании состоит из трех категорий :

  • норм статутного права ;
  • норм case Law ( прецедентного права );
  • норм, представляющих собой не что иное , как конституционные обычаи, которые реализованы в форме конституционных соглашений.

 

 Британское  государство, официально именуемое  Соединенным Королевством  Великобритании и Северной Ирландии, - государство унитарное В состав этого государства входят 4 историко - географических района, имеющих некоторые особенности в системе управления, - Англия , Уэльс , Шотландия и Северная Ирландия .  

Великобритания - конституционная  монархия, главой государства является король ( королева ). Королевский трон в Великобритании переходит по наследству от отца к старшему  сыну , но если у короля нет сыновей, то трон наследует старшая дочь короля. Муж царствующей королевы не приобретает титула и полномочий короля - он носит титул принца - консорта . В настоящее время британский трон занимает королева Елизавета II,  коронованная в 1952г.

Формально монарх обладает весьма обширными  полномочиями , но фактически его личная власть ограничена , и притом не столько  законодательными актами , сколько  нормами прецедентного права  и конституционными обычаями . Каждый билль ( закон ) , после того как завершено рассмотрение его в палатах парламента , передается на подпись монарху . Но последний случай отказа биллю в королевской санкции имел место в 1707 г. По существу , с того времени сложился обычай , обязывающий монарха подписывать все поступающие к нему билли .

Король ( королева ) созывает и распускает парламент , назначает и освобождает  от должности министров и других высших должностных лиц , является главой исполнительной власти ,верховным главнокомандующим вооруженными силами , главой английской церкви , заключает и ратифицирует международные договоры , осуществляет право помилования и.т.д.

Перечислять все полномочия монарха  нелегко, в частности потому , что  только часть их основывается на нормах статутного права, тогда как другая часть считается непроизводной от власти парламента и составляет так называемую королевскую прерогативу ( прерогативными полномочиями являются , например , право объявления войны , право роспуска парламента и др.). Королева также является главой государства бывших британских доминионов - Канады, Австралии и Новой Зеландии .   

 Однако по своему усмотрению  монарх не может осуществлять  ни статутные, ни прерогативные  полномочия. Ныне управление государством  осуществляется от имени королевы правительством Ее Величества . В прецедентном праве Великобритании есть норма , согласно которой “ король не может быть не прав “. Практически это означает , что монарх не несет ответственности за акты , изданные от его имени ,- ответственными считаются министры , скрепившие их своими подписями .

Информация о работе Конспект лекций: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ