Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:50, лекция
В конспекте лекций представлены основные формы, направления и тенденции государственного и местного управления за рубежом (страны Западной Европы, США, Японии). Кроме того, предложен уникальный опыт японского менеджмента в сфере производства.
Конспекты лекций рекомендуются студентам дневного и заочного обучения старших курсов по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организаций».
Тема 1. Зарубежный опыт управления в условиях монархической формы правления
1.1 Понятие, типология и системные характеристики государственного управления
1.2. Государственное управление в Великобритании
1.3. Местное самоуправление в Великобритании
1.4. Государственное управление в Японии
1.5. Местное управление в Японии.
1.6. Сравнительный анализ систем государственного управления в Японии и Великобритании
1.7. Роль монарха в государственном управлении
Тема 2. Система взаимоотношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления
2.1. Общая характеристика взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления
2.2. Модель взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления США
2.3. Модель взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления ФРГ
2.4. Модель взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления
2.5. Модель взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления во Франции
2.6. Основные концепции и модели взаимоотношений центральной и местной власти
Тема 3. Государственная служба в Великобритании
3.1. Основные направления реформы государственной службы
3.2. Система подготовки государственных чиновников
3.3. Система продвижения по службе
3.4. Контроль за деятельностью государственных чиновников
Тема 4. Новая модель управления трудом в Японии
4.1. Переход от «пожизненного найма» к гибким формам занятости
4.2. От «зарплаты по старшинству» к оплате по результатам труда
4.3. От «пофирменных профсоюзов» к производственно-отраслевым объединениям
4.3. Особенности оплаты труда. Стимулирование трудовых усилий
4.4. Профессиональная переподготовка кадров
Литература
Приложение 1. Отличительные особенности движения кадров в зарубежных странах.
Приложение 2.
Управление гражданской службой в зарубежных странах
Тема 1. Зарубежный опыт управления в условиях монархической формы правления
1.1 Понятие, типология и системные характеристики государственного управления
1.2. Государственное управление в Великобритании
1.3. Местное самоуправление в Великобритании
1.4. Государственное управление в Японии
1.5. Местное управление в Японии.
1.6. Сравнительный анализ систем государственного управления в Японии и Великобритании
1.7. Роль монарха в государственном управлении
Кабинет министров обязан ежегодно представлять парламенту заключительные отчеты о государственных расходах и доходах ; докладывать парламенту и народу о состоянии государственных финансов . Кроме того , он наделен правом законодательной инициативы - именно кабинет министров разрабатывает и предоставляет на рассмотрение парламента большинство законопроектов .
Премьер - министру предоставлены
широкие права , что делает его
самым высоким в
Основываясь на решениях кабинета , он руководит всеми звеньями исполнительной государственной власти и контролирует их работу . Премьер - министр председательствует на заседаниях кабинета , и ему по закону принадлежит последнее слово при решении вопросов , связанных с определением компетенции любого министра .
У всех министров кабинета , стоящих во главе министерств , имеется по одному парламентскому вице - министру . Парламентские вице - министры назначаются и смещаются кабинетом по предоставлению министров . Они теряют свои посты автоматически после уходя в отставку кабинета или соответствующих министров . Парламентские вице - министры помогают министрам в их парламентской деятельности , в разработке планов , в решении административных дел , а также исполняют обязанности министров в их отсутствие . У каждого из министров имеется также по одному управляющему вице - министру , в обязанности которого входит обеспечение работы всех звеньев аппарата министерства .
При кабинете министров имеется секретариат , который регулирует дела , связанные с заседаниями кабинета , подготавливает и согласовывает вопросы , выносимые на них . повестка дня заседаний кабинета готовится генеральным секретарем , возглавляющим секретариат .
Совещательным органом при премьер министре является совет национальной обороны .
Также под руководством кабинета министров находится ряд центральных административных учреждений : канцелярия премьер - министра, министерства, комитеты и управления .
В функции канцелярии премьер - министра, которая равнозначна министерству, входят решение государственных административных вопросов общего порядка, имеющих отношения ко всем министерствам или к значительной части, а также вопросов специального характера , не входящих в компетенцию какого - либо министерства .
Комитеты и управления обладают важными и широкими государственными полномочиями. Некоторые из этих учреждений , например , государственный комитет по обеспечению общественной безопасности с подчиненным ему управлением полиции, управление обороны , управление экономического планирования, выполняют фактически функции министерств .
Все министерства Японии построены в общем по одному принципу . Каждое из них подразделяется на департаменты , а последние - на отделы и секции .
Особое место в системе японской администрации занимает финансовый ревизионный совет, который не подчинен ни кабинету министров, ни какому - либо министерству. Совет занимается финансовым инспектированием всех административных учреждений страны. Этот орган возглавляется советом ревизоров.
1.5. Местное самоуправление в Японии
В стране существует двухзвенная
иерархическая система
В стране 47 префектур , три города ( Токио , Осака , Киото ) выделены в особые городские префектуры, а остров Хоккайдо образует провинцию , разделенную на округа .
Муниципалитетов более 3200 .
Основными звеньями местной законодательной власти являются префектурные, городские, поселковые и деревенские собрания. Их количественный состав зависит от численности населения соответствующих административных единиц. Собрания возглавляются председателями .
Руководство исполнительной властью в органах местного самоуправления осуществляют : в префектурах - губернаторы, в городах - мэры , в поселках и деревнях - старосты .
1.6. Сравнительный анализ систем государственного управления в Японии и Великобритании
Великобритания.
1.Великобритания конституционная монархия ,главой государства является король ( королева ) . Формально монарх обладает весьма обширными полномочиями , но фактически его личная власть ограничена , и притом не столько законодательными актами , сколько нормами прецедентного права и конституционными обычаями . По своему усмотрению монарх не может осуществлять ни статутные , ни прерогативные полномочия . Это значит , что в настоящее время королева не играет ни какой роли в осуществлении государственной власти. Хотя она сама не решает почти никаких государственных дел , она может влиять и действительно влияет на решения , принимаемые должностными лицами британского государства .
2. Центральная исполнительная
власть представлена органом
состоящим из министров ,- правительством
ее Величества во главе с
премьер - министром . Однако главную
роль в управлении
Япония.
1. Вступлением в силу Конституции 1947 года Япония превратилась из дуалистической в конституционную монархию. Сейчас японский император выполняет те же функции, что и британский монарх (ПРАВИТ, НО НЕ УПРАВЛЯЕТ).
К основным полномочиям императора в сфере государственного управления Конституция относит: назначение премьер - министра в соответствии с решения парламента; промульгация правительственных указов и договоров ; подтверждение назначений и отставок государственных министров и других должностных лиц.
При осуществлении этих полномочий император лишается личной власти. Совершая государственные акты, он должен руководствоваться “ советами “ и получать предварительное “одобрение“ кабинета , который несет ответственность за государственные решения императора .
2. Оценивая место императора
в механизме государственного
управления , нельзя ограничиться
только формальной юридической
стороной дела . Традиционное преклонение
японцев перед особой
Конституция не лишает главу
государства возможности
Глава кабинета премьер - министр , как и Великобритании назначается императором по представлению парламента . По сложившейся конституционной практике главой кабинета становится лидер партии парламентского большинства . Пост премьер - министра - высшая должность в Японии .Однако многие исследователи считают по разному .Одни сравнивают статус японского премьер - министра с положением британского главы правительства – Тони Блэра . Другие же напротив , считают главу японского кабинета политической слабой фигурой .
1.7. Роль монарха в государственном управлении
Монархическая форма правления до сих пор широко распространена в мире, приблизительно пятая часть государства является монархиями. Во всех монархических государствах, независимо от их форм, считается, что монарх обладает исполнительной властью, хотя в подавляющем большинстве стран он такой власти реально не имеет .
По общему правилу, монарх занимает свой пост по наследству. При прекращении династии происходят выборы нового монарха
В отличие от других должностных лиц монарх - лицо неприкосновенное. Он не может быть привлечен к административной , уголовной ответственности , против него не может быть обращен гражданский иск . За действия монарха по управлению государственными делами ответственность несут его министры. На практике, однако, во время английской и французской буржуазных революций казнили королей Карла I и Людовика шестнадцатого.
В Центральноафриканской Республике судили свергнутого во время военного переворота 1979 г. императора Бокассу, приговорили его к смертной казни, но затем он был помилован после длительного заключения. Расправы с монархами со стороны своих родственников были нередки в мусульманских странах.
Монарх обладает государственными регалиями ( трон, скипетр, корона и т.д.), имеет свой двор - лиц, занятых обслуживанием короля, но оплачиваемых из государственной казны. Для этой цели в тех монархиях , где есть парламент , он выделяет ежегодные денежные средства из государственной казны - принимает так называемый - цивильный лист .
В некоторых странах по цивильному листу получают средства также ближайшие родственники монарха ( например , в Японии в 1996 г. 324 млн.иен, т.е. 3,24млн.долларов США в год ). Но обычно монархи жалуются на необходимость экономии (королева Великобритании летает в поездки на обычном рейсовом самолете, а не на специальном), хотя многие монархи очень богатые люди . Они имеют акции , земельные владения , другую собственность.
Вместе с тем определенное имущество , которое использует монарх в парламентарных монархиях считаются коронной ( государственной ) собственностью . Распоряжаться ей ( продать , подарить ) монарх не может . В абсолютных монархиях султан ( король ) фактически законодательствуют . В других монархиях он издает указы , имеющие силу закона и почти всегда имеет право вето по отношению к законам , принятым парламентом . Это вето считается абсолютным , но монарх по традиции вето совсем не использует или почти не использует .
Новые конституции ряда стран и юридически лишают монарха права вето ( Испания , Швеция , Япония ) . Свои акты в парламентарных монархиях монарх может издавать только с согласия правительства ( на деле , он с такой инициативой практически не выступает и подписывает все документы , представляемые ему премьер - министром ).
В парламентской монархии король не определяет состава правительства . Его формирует партия ( коалиция ) , обладающая большинством мест в нижней палате парламента . Монарх лишь подписывает соответствующий документ о назначении правительства , который предоставляет ему лидер партии большинства. Только в крайне редких ситуациях ,когда в парламенте нет явного партийного большинства , существует раскол , разногласия в партии большинство относительно кандидатуры премьер - министра , король сам назначает кандидатуру , поручая ей формировать правительство . Так было в Великобритании .
В парламентской
монархии глава государства
По традиции монарх рассматривается как лицо, стоящее над борьбой классовой партии, как арбитр, и поэтому он всегда является беспартийным. Но в ряде стран ( Великобритания , Швеция ) он должен принадлежать к государственной религии , являясь ее главой . Поэтому в таких странах он назначает высших священнослужителей .
Тема 2. Система взаимоотношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления
2.1. Общая характеристика
взаимоотношений между
2.2. Модель взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления США
2.3. Модель взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления ФРГ
2.4. Модель взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления в Великобритании
2.5. Модель взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления во Франции
2.6. Основные концепции
и модели взаимоотношений
2.1. Общая характеристика
взаимоотношений между
В большинстве западных стран система общественного управления сформировалась в середине Х1Х в. В следствии традиций и опыта государственного управления в каждом государстве сложилась своя специфическая модель взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления.
Структура общественного управления этих стран, испытывая сильное влияние различных исторических, социо-культурных, политических и иных факторов, привела к широкому многообразию разных общественных моделей и механизмов: от передачи властно-управленческих функций на нижние этажи власти до сверхжесткой централизации. Однако, не смотря на это разнообразие в развитии западной системы общественного управления проявилась тенденция поиска «золотой середины» между централизацией и децентрализацией, обеспечивающей, с одной стороны, автономию местных органов власти, а с другой, сохранение за ними контроля со стороны центрального правительства.
Информация о работе Конспект лекций: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ