Конспект лекций: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:50, лекция

Описание работы

В конспекте лекций представлены основные формы, направления и тенденции государственного и местного управления за рубежом (страны Западной Европы, США, Японии). Кроме того, предложен уникальный опыт японского менеджмента в сфере производства.
Конспекты лекций рекомендуются студентам дневного и заочного обучения старших курсов по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организаций».

Содержание работы

Тема 1. Зарубежный опыт управления в условиях монархической формы правления
1.1 Понятие, типология и системные характеристики государственного управления
1.2. Государственное управление в Великобритании
1.3. Местное самоуправление в Великобритании
1.4. Государственное управление в Японии
1.5. Местное управление в Японии.
1.6. Сравнительный анализ систем государственного управления в Японии и Великобритании
1.7. Роль монарха в государственном управлении
Тема 2. Система взаимоотношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления
2.1. Общая характеристика взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления
2.2. Модель взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления США
2.3. Модель взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления ФРГ
2.4. Модель взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления
2.5. Модель взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления во Франции
2.6. Основные концепции и модели взаимоотношений центральной и местной власти
Тема 3. Государственная служба в Великобритании
3.1. Основные направления реформы государственной службы
3.2. Система подготовки государственных чиновников
3.3. Система продвижения по службе
3.4. Контроль за деятельностью государственных чиновников
Тема 4. Новая модель управления трудом в Японии
4.1. Переход от «пожизненного найма» к гибким формам занятости
4.2. От «зарплаты по старшинству» к оплате по результатам труда
4.3. От «пофирменных профсоюзов» к производственно-отраслевым объединениям
4.3. Особенности оплаты труда. Стимулирование трудовых усилий
4.4. Профессиональная переподготовка кадров
Литература
Приложение 1. Отличительные особенности движения кадров в зарубежных странах.
Приложение 2.
Управление гражданской службой в зарубежных странах

Тема 1. Зарубежный опыт управления в условиях монархической формы правления
1.1 Понятие, типология и системные характеристики государственного управления
1.2. Государственное управление в Великобритании
1.3. Местное самоуправление в Великобритании
1.4. Государственное управление в Японии
1.5. Местное управление в Японии.
1.6. Сравнительный анализ систем государственного управления в Японии и Великобритании
1.7. Роль монарха в государственном управлении

Файлы: 1 файл

лекции.doc

— 396.00 Кб (Скачать файл)

Кабинет министров обязан ежегодно представлять парламенту заключительные отчеты о государственных расходах и доходах ; докладывать парламенту и народу о состоянии государственных финансов . Кроме того , он наделен  правом законодательной инициативы - именно кабинет министров разрабатывает и предоставляет на рассмотрение парламента большинство законопроектов .  

Премьер - министру предоставлены  широкие права , что делает его  самым высоким в государственном  аппарате страны . Выступая в парламенте от имени кабинета , он вносит на его  рассмотрение проекты бюджета , законопроекты  и иные документы , требующие утверждения законодательным органом страны . Ему принадлежит право докладывать парламенту о государственных делах и внешних сношениях .

Основываясь на решениях кабинета , он руководит всеми звеньями исполнительной государственной власти и контролирует их работу . Премьер - министр председательствует на заседаниях кабинета , и ему по закону принадлежит последнее слово при решении вопросов , связанных с определением компетенции любого министра .   

 У всех министров  кабинета , стоящих во главе министерств  , имеется по одному парламентскому вице - министру . Парламентские вице - министры назначаются и смещаются кабинетом по предоставлению министров . Они теряют свои посты автоматически после уходя в отставку кабинета или соответствующих министров . Парламентские вице - министры помогают министрам в их парламентской деятельности , в разработке планов , в решении административных дел , а также исполняют обязанности министров в их отсутствие . У каждого из министров имеется также по одному управляющему вице - министру , в обязанности которого входит обеспечение работы всех звеньев аппарата министерства .  

 При кабинете министров  имеется секретариат , который  регулирует дела , связанные с  заседаниями кабинета , подготавливает  и согласовывает вопросы , выносимые  на них . повестка дня заседаний кабинета готовится генеральным секретарем , возглавляющим секретариат .   

Совещательным органом  при премьер министре является совет национальной обороны .

Также под руководством кабинета министров находится ряд  центральных административных учреждений : канцелярия  премьер - министра, министерства, комитеты и управления .

В функции канцелярии премьер - министра, которая равнозначна  министерству, входят решение государственных  административных вопросов общего порядка, имеющих отношения ко всем министерствам или к значительной части, а также вопросов специального характера , не входящих в компетенцию какого - либо министерства .

Комитеты и управления обладают важными и широкими государственными полномочиями. Некоторые из этих учреждений , например , государственный комитет по обеспечению общественной безопасности с подчиненным ему управлением полиции, управление обороны , управление экономического планирования, выполняют фактически функции министерств .

Все министерства Японии построены в общем по одному принципу . Каждое из них подразделяется на департаменты , а последние - на отделы и секции .

Особое место в системе  японской администрации занимает финансовый ревизионный совет, который не подчинен ни кабинету министров, ни какому - либо министерству. Совет занимается финансовым инспектированием всех административных учреждений страны. Этот орган возглавляется советом ревизоров.

 

1.5. Местное самоуправление в Японии

 

В стране существует двухзвенная  иерархическая система территориально-  административных образований :

  • верхнее звено образуют префектуры;
  • нижнее - муниципалитеты, к которым относятся города, поселки, сельские общины.

В стране 47 префектур , три  города ( Токио , Осака , Киото ) выделены в особые городские префектуры, а  остров Хоккайдо образует провинцию , разделенную на округа .

Муниципалитетов более 3200 .

Основными звеньями местной  законодательной власти являются префектурные, городские, поселковые и деревенские  собрания. Их количественный состав зависит  от численности населения соответствующих административных единиц. Собрания возглавляются председателями .   

 Руководство исполнительной  властью в органах местного  самоуправления осуществляют : в  префектурах - губернаторы, в городах  - мэры , в поселках и деревнях - старосты .   

 

 

 

1.6. Сравнительный анализ систем государственного управления в Японии   и Великобритании

 

Великобритания.

1.Великобритания конституционная монархия ,главой государства является король ( королева ) . Формально монарх обладает весьма обширными полномочиями , но фактически его личная власть ограничена , и притом не столько законодательными актами , сколько нормами прецедентного права и конституционными обычаями . По своему усмотрению монарх не может осуществлять ни статутные , ни прерогативные полномочия . Это значит , что в настоящее время королева не играет ни какой роли в осуществлении государственной власти. Хотя она сама не решает почти никаких государственных дел , она может влиять и действительно влияет на решения , принимаемые должностными лицами британского государства .

2. Центральная исполнительная  власть представлена органом  состоящим из министров ,- правительством  ее Величества во главе с  премьер - министром . Однако главную  роль в управлении государством  играют правительство и премьер - министр . Порядок формирования правительства основывается главным образом на конституционных соглашениях . Новое правительство формируется после каждых парламентских выборов .  Королева назначает премьер - министра лидера партии , получивший абсолютное большинство мандатов в палате общин . На сегодняшний день премьер -министром Великобритании является Тони Блэр. И подводя итоги по системе госуправления Великобритании, можно сказать, что Великобритания является - конституционной монархией ; монарх царствует, но не правит .

Япония.

1.  Вступлением в силу Конституции 1947 года Япония превратилась из дуалистической в конституционную монархию. Сейчас японский император выполняет те же функции, что и британский монарх (ПРАВИТ, НО НЕ УПРАВЛЯЕТ).

К основным полномочиям императора в сфере государственного управления Конституция относит: назначение премьер - министра в соответствии с решения парламента; промульгация правительственных указов и договоров ; подтверждение назначений и отставок государственных министров и других должностных лиц.

При осуществлении этих полномочий император лишается личной власти. Совершая государственные акты, он должен руководствоваться “ советами “ и получать предварительное “одобрение“ кабинета , который несет ответственность за государственные решения императора .

2. Оценивая место императора  в механизме государственного  управления , нельзя ограничиться  только формальной юридической  стороной дела . Традиционное преклонение  японцев перед особой императора  предопределяет отношение политиков и государственных деятелей к императорскому дому. Монарх по-прежнему оказывает сильное влияние на политическую и идеологическую жизнь страны.

Конституция не лишает главу  государства возможности активно  влиять на политические процессы. Исполнительная власть в Японии , как и Великобритании осуществляется кабинетом министров . В состав кабинета входят премьер - министр и государственные министры. Государственные министры , руководят работой соответствующих министров .

Глава кабинета премьер - министр , как и Великобритании назначается императором по представлению парламента . По сложившейся конституционной практике главой кабинета становится лидер партии парламентского большинства . Пост премьер - министра - высшая должность в Японии .Однако многие исследователи считают по разному .Одни сравнивают статус японского премьер - министра с положением британского главы правительства – Тони Блэра . Другие же напротив , считают главу японского кабинета политической слабой фигурой .  

 

 

 

1.7. Роль монарха в государственном управлении 

 

Монархическая форма  правления до сих пор широко распространена в мире, приблизительно пятая часть  государства является монархиями. Во всех монархических государствах, независимо от их форм, считается, что монарх обладает исполнительной властью, хотя в подавляющем большинстве стран он такой власти реально не имеет .

По общему правилу, монарх занимает свой пост по наследству. При  прекращении династии происходят выборы нового монарха 

 В отличие от  других должностных лиц монарх - лицо неприкосновенное. Он не может быть привлечен к административной , уголовной ответственности , против него не может быть обращен гражданский иск . За действия монарха по управлению государственными делами ответственность несут его министры. На практике, однако, во время английской и французской буржуазных революций казнили королей Карла I  и Людовика шестнадцатого.

В Центральноафриканской  Республике судили свергнутого во время  военного переворота 1979 г. императора Бокассу, приговорили его к смертной казни, но затем он был помилован после длительного заключения. Расправы с монархами со стороны своих родственников были нередки в мусульманских странах. 

Монарх обладает государственными регалиями  ( трон, скипетр, корона и т.д.), имеет свой двор - лиц, занятых обслуживанием короля, но оплачиваемых из государственной казны.  Для этой цели в тех монархиях , где есть парламент , он выделяет ежегодные денежные средства из государственной казны - принимает так называемый - цивильный лист .

В некоторых странах  по цивильному листу получают средства также ближайшие родственники монарха ( например , в Японии в 1996 г. 324 млн.иен, т.е. 3,24млн.долларов США в год ). Но обычно монархи жалуются на необходимость экономии (королева Великобритании летает в поездки на обычном рейсовом самолете, а не на специальном), хотя многие монархи очень богатые люди . Они имеют акции , земельные владения , другую собственность.

Вместе с тем  определенное имущество , которое использует монарх в парламентарных монархиях считаются коронной ( государственной ) собственностью . Распоряжаться ей ( продать , подарить ) монарх не может . В абсолютных монархиях султан ( король ) фактически законодательствуют . В других монархиях он издает указы , имеющие силу закона и почти всегда имеет право вето по отношению к законам , принятым парламентом . Это вето считается абсолютным , но монарх по традиции вето совсем не использует или почти не использует .

Новые конституции ряда стран и юридически лишают монарха  права вето ( Испания , Швеция , Япония ) . Свои акты в парламентарных монархиях монарх может издавать только с согласия правительства ( на деле , он с такой инициативой практически не выступает и подписывает все документы , представляемые ему премьер - министром ).  

В парламентской монархии король не определяет состава правительства . Его формирует партия ( коалиция ) , обладающая большинством мест в нижней палате парламента . Монарх лишь подписывает соответствующий документ о назначении правительства , который предоставляет ему лидер партии большинства. Только в крайне редких ситуациях ,когда в парламенте нет явного партийного большинства , существует раскол , разногласия в партии большинство относительно кандидатуры премьер - министра , король сам назначает кандидатуру , поручая ей формировать правительство . Так было в Великобритании .

 В парламентской  монархии глава государства царствует  , но не правит . Хотя по традиции  и в этом случае сохраняется  королевская прерогатива ( права  монарха , не зависящие от парламента ) , их на деле осуществляет  правительство либо они вовсе не реализуются ( право вето по отношению к законам).  

 По традиции монарх  рассматривается как лицо, стоящее  над борьбой классовой партии, как арбитр, и поэтому он всегда  является беспартийным. Но в ряде  стран ( Великобритания , Швеция ) он должен принадлежать к государственной религии , являясь ее главой . Поэтому в таких странах он назначает высших священнослужителей .     

 

 

   

 

 

 

Тема 2.  Система взаимоотношений между органами государственной   власти и органами местного самоуправления

2.1. Общая характеристика  взаимоотношений между органами  государственной власти и местного  самоуправления

2.2. Модель взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления США

2.3. Модель взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления ФРГ

2.4. Модель взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления в Великобритании

2.5. Модель взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления во Франции

2.6. Основные концепции  и модели взаимоотношений центральной  и местной власти

 

2.1. Общая характеристика  взаимоотношений между органами  государственной власти и местного  самоуправления

 

В большинстве западных стран система общественного  управления сформировалась в середине Х1Х в. В следствии традиций и опыта государственного управления в каждом государстве сложилась своя специфическая модель взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления.

Структура общественного  управления этих стран, испытывая сильное влияние различных исторических, социо-культурных, политических и иных факторов, привела к широкому многообразию разных общественных моделей и механизмов: от передачи властно-управленческих функций на нижние этажи власти до сверхжесткой централизации. Однако, не смотря на это разнообразие в развитии западной системы общественного управления проявилась тенденция поиска «золотой середины» между централизацией и децентрализацией, обеспечивающей, с одной стороны, автономию местных органов власти, а с другой, сохранение за ними контроля со стороны центрального правительства.

Информация о работе Конспект лекций: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ