Конспект лекций: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:50, лекция

Описание работы

В конспекте лекций представлены основные формы, направления и тенденции государственного и местного управления за рубежом (страны Западной Европы, США, Японии). Кроме того, предложен уникальный опыт японского менеджмента в сфере производства.
Конспекты лекций рекомендуются студентам дневного и заочного обучения старших курсов по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организаций».

Содержание работы

Тема 1. Зарубежный опыт управления в условиях монархической формы правления
1.1 Понятие, типология и системные характеристики государственного управления
1.2. Государственное управление в Великобритании
1.3. Местное самоуправление в Великобритании
1.4. Государственное управление в Японии
1.5. Местное управление в Японии.
1.6. Сравнительный анализ систем государственного управления в Японии и Великобритании
1.7. Роль монарха в государственном управлении
Тема 2. Система взаимоотношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления
2.1. Общая характеристика взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления
2.2. Модель взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления США
2.3. Модель взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления ФРГ
2.4. Модель взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления
2.5. Модель взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления во Франции
2.6. Основные концепции и модели взаимоотношений центральной и местной власти
Тема 3. Государственная служба в Великобритании
3.1. Основные направления реформы государственной службы
3.2. Система подготовки государственных чиновников
3.3. Система продвижения по службе
3.4. Контроль за деятельностью государственных чиновников
Тема 4. Новая модель управления трудом в Японии
4.1. Переход от «пожизненного найма» к гибким формам занятости
4.2. От «зарплаты по старшинству» к оплате по результатам труда
4.3. От «пофирменных профсоюзов» к производственно-отраслевым объединениям
4.3. Особенности оплаты труда. Стимулирование трудовых усилий
4.4. Профессиональная переподготовка кадров
Литература
Приложение 1. Отличительные особенности движения кадров в зарубежных странах.
Приложение 2.
Управление гражданской службой в зарубежных странах

Тема 1. Зарубежный опыт управления в условиях монархической формы правления
1.1 Понятие, типология и системные характеристики государственного управления
1.2. Государственное управление в Великобритании
1.3. Местное самоуправление в Великобритании
1.4. Государственное управление в Японии
1.5. Местное управление в Японии.
1.6. Сравнительный анализ систем государственного управления в Японии и Великобритании
1.7. Роль монарха в государственном управлении

Файлы: 1 файл

лекции.doc

— 396.00 Кб (Скачать файл)

Королева осуществляет принадлежащие  ей полномочия не иначе, как по “совету“ ( предложению ) соответствующих министров. Она не может даже присутствовать на заседаниях кабинета министров, но получает регулярную информацию о принятых им решениях . Королеве оказывает содействие Тайный Совет, с которым она консультируется. В его состав входят все министры кабинета, некоторые министры вне кабинета, специальные советники.  

 Однако, это не значит, что королева не играет никакой роли в осуществлении государственной власти. Хотя она сама не решает почти никаких государственных дел, она может влиять и действительно влияет на решения, принимаемые должностными лицами британского государства .  

 Центральная исполнительная власть в Великобритании представлена органом , состоящих из министров ,- правительством Ее Величества во главе с премьер - министром .  Фактически главную роль в управлении государством играют правительство и премьер министр .  

 Отдельные вопросы организации  и деятельности правительства  регулируют следующие основные  нормативные акты : Акты о министрах  Короны 1937 , 1934г.,1975г.; Акты о передачи  полномочий министров Короны 1946 г., Акты о дисквалификации депутатов  палат общин 1957 г, 1975г.; Акт о государственных документах 1967 г.; Акт о жаловании министров 1972.

Порядок формирования правительства  основывается главным образом на конституционных соглашениях. Новое  правительство формируется после  каждых парламентских выборов. Королева назначает премьер - министром лидера партии, получившей абсолютное большинство мандатов в палате общин .

Поскольку каждая  партия имеет заранее избранного лидера, никакого другого на этот пост королева назначить не может. Если же ни одна из партий не получила абсолютного большинства, королева проводит консультации с лидерами парий и, выслушав их советы и предложения , сама принимает решения . После назначения премьер - министр королева по его предложению назначает остальных членов кабинета и всего правительства .  

 Если премьер - министр уходит  в отставку в период между  парламентскими выборами , его приемник  назначается королевой после  того , как партия , располагающая  большинством голосов в палате  общин , изберет нового официального  лидера . Новый премьер - министр , даже если он принадлежит к той же партии , что и его предшественник , формирует новый кабинет.

 Поражение на выборах влечет  коллективную отставку правительства.  Что касается королевской прерогативы  увольнения премьер - министра, то  с 1783 г. монархи ею не пользовались .

Должность премьер - министра возникла как результат конституционного соглашения. До настоящего времени  его полномочия и фактическая  роль определяются не писанным правом , а также зависят от политических обстоятельств .

Согласно обычаю, премьер - министр носит титул первого лорда казначейства, а с 1968 г. занимает должность министра гражданской службы. В исключительных случаях на премьер - министра возлагается непосредственное руководство каким - либо крупным министерством.

Премьер-министр играет ведущую роль в кабинете и правительстве, осуществляет руководство их деятельностью, а так же руководство основными министерствами и центральными ведомствами. Он является главным советником королевы, представляет ей для зачтения в парламенте тронную речь, служащую программой правительства, выполняет представительские функции в международных отношениях.

Премьер-министр устанавливает  круг вопросов, подлежащих рассмотрению кабинетом и правительством, определяет их общую политическую стратегию, руководит работой комитетов, дает рекомендации монарху относительно состава кабинета,  решает вопросы об увольнении министров и об отставке правительства, направляет правотворческую деятельность кабинета.

Для современной Великобритании характерно возрастание роли премьер-министра в принятии политических решений и ограничение коллегиальных форм деятельности кабинета. Безусловно признается, что премьер-министр вправе вмешиваться в любую область правления. Практика свидетельствует, что премьер-министр играет ведущую роль прежде всего в области внешних сношений, экономической политики и в других наиболее важных сферах государственной жизни .   

 Премьер - министр  осуществляет ряд прерогатив  монарха от его имени: назначает высших чиновников государства, созывает и распускает парламент , объявляет войну и заключает мир .

Английское право не содержит специальных требований к  кандидату на пост премьер - министра. Лицо, претендующее на эту должность:

  • - должно быть совершеннолетним;
  • - быть британским подданным;
  • - быть членом парламента (преимущественно, нижней палаты).

 

   Для  обеспечения эффективной деятельности  главы правительства используется личный секретариат премьер - министра , который не имеет постоянного состава . Премьер - министр может создавать в структуре этого органа новые звенья . Секретариат премьер-министра включает лиц, являющихся гражданскими служащими - чиновниками высшего ранга . В его функции входит ведение переписки , поддержание связи с членом кабинета, с отдельными министерствами и ведомствами, подготовка информационных и аналитических материалов.  

 В отличие от  других стран, внутри правительства  Великобритании формируется и  действует кабинет министров  с более узким составом, что предполагает различное толкование этих разных понятий: термины “ правительство “ и “ кабинет “ не равнозначны. В правительство входят все министры, тогда как кабинет - это организационно обособленная часть правительства, играющая особо важную роль .   

 Состав  кабинета. то он определяется лично премьер - министром, и обычно число министров в нем колеблется от 16 до 24 человек, считая и самого премьера. Премьер-министр группирует  вокруг себя  несколько министров, занимающих особое положение в кабинете в силу важности возглавляемых им ведомств.   

 Работа кабинета организуется аппаратом, в который входят ряд органов: секретариат, центральная статистическая служба и др.  Структура аппарат может изменяться в зависимости от личного усмотрения премьер-министра, имеющего право создавать в ней новые посты и подразделения.

 

 

    1. 3. Местное  самоуправление в Великобритании

 

В Великобритании исторически  сложилась несколько уровней  местных органов власти: от совета графства до советов приходов и сельских островных советов . В течении  тридцати последних лет в органах  местного самоуправления происходили серьезные структурные изменения; некоторые советы были упразднены , появились новые .  

 По закону о местном  самоуправлении 1972 и 1985гг. Англия, Уэльс,  Шотландия и Северная Ирландия, а также британская столица  при некоторых общих чертах управляются по- разному .  

 Англия разделена на 39 графств и 36 городских округов. Графства в свою очередь делятся на округа ( 296 ) . Округа в графствах состоят из более чем 10 тысяч сельских приходов.

 Уэльс поделен на 8 графств, состоящих из 37 округов, низовые территориальные единицы называются общинами.

В Шотландии действует закон о местном управлении 1972 г., согласно которому создано 9 регионов , 53 округа, 3 островных территории и 1343 общины.

В Северной Ирландии существует 6 графств, разделенных на 26 округа.

Все административные территории управляются советами, являющимися юридическими лицами. Приходы и общины без советов управляются собраниями избирателей . Советы графств , округов и городских округов избираются на 4 года .

Главой исполнительной власти является председатель совета, избираемый советом из своего состава ежегодно и руководящий аппаратом наемных служащих муниципалитета .   

К ведению советов  графств законы о местном самоуправлении относят : полицию, пожарную охрану, землепользование, дороги, социальные службы. В компетенцию советов округов и городских округов входят: налогообложение, городское и сельское землепользование, заводы и учреждения  и.т.д. 

 

1.4. Государственное управление в Японии

 

После капитуляции Японии  во второй мировой войне верховную власть в стране, по соглашению с союзниками (СССР и США), осуществляла американская  военная администрация, одной из главных задач которой стала демилитаризация и демократизация страны. В рамках этого процесса в Японии была разработана новая конституция, принятая в октябре 1946 г. и вступившая в силу 3 мая 1947 года .   

 Конституция впервые  в истории страны провозгласила  принцип национального суверенитета  и основные демократические свободы,  ввела всеобщее избирательное  право . В качестве основополагающей концепции государственного управления была принята концепция правового государства и провозглашен один из фундаментальных принципов классической демократии - принцип разделения властей : законодательной , исполнительной и судебной . 

 Конституция кардинальным  образом изменила статус японского  монарха. Из персоны «священной  и неприкосновенной» он превратился  в «символ государства и единства  народа» . Однако в конституции  нет формулировки о том , какова  форма правления в стране, хотя императорский трон переходит по наследству от отца к старшему сыну. По этому поводу среди японских и зарубежных правоведов существует несколько суждений .

Первая точка  зрения.  Япония является парламентарной монархией, так как имеется наследственный монарх с титулом  императора  ( тэнно ).

Вторая точка  зрения. Монархии уже не существует, а Япония является республикой с монархическими атрибутами, имеющими лишь внешнее , формальное значение .

Эти различия  затрагивает важный вопрос о том, кто же является главой государства. Согласно одним теориям, именно император есть глава государства, согласно другим, таковым является премьер - министр.

Широко распространены также теории, в которых утверждается, что Япония существует специфический  тип парламентарной монархии, при которой император не является главой государства, а служит лишь символом монархии .

В целом можно сказать, что по форме правления Япония представляет собой уникальное сочетание  слабой монархической оболочки и  вполне реального республиканского содержания принципов формирования и функционирования государственных институтов и положения личности.

Согласно конституции, император «от имени народа»:

  • - созывает парламент, может объявить о роспуске нижней палаты;
  • - промульгирует поправки к конституции, законы, договоры, правительственные указы;
  • - назначает премьер-министра по рекомендации парламента;
  • - награждает орденами;
  • -  принимает иностранных дипломатических представителей и выполняет ряд других функций.

Но считается, что многие полномочия носят лишь формальный характер, поскольку его инициатива в их осуществлении не предусмотрена .

Таким образом, император  не обладает полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти, и  может предпринимать действия, относящиеся к делам государства, лишь по совету и одобрению кабинета министров, который несет за них ответственность . 

Высшим органом исполнительной власти является правительство, которое в Японии называется  кабинетом министров. Его деятельность осуществляется на основе конституции,  Закона о кабинете министров ( 1947 г.) и  Закона об организации государственного управления ( 1948 г ).  

 В состав кабинета, который возглавляет  премьер - министр, входят заместители премьера, министры и государственные министры, генеральный секретарь кабинета и начальник законодательного бюро.

Кабинет образуется следующим  образом . Сначала палаты на раздельных заседаниях избирают большинством голосов кандидата в премьер - министры . Избранный парламентом кандидат назначается императором на должность премьер министра , который , в свою очередь , назначает других министров кабинета . Большинство министров должны быть депутатами парламента . В период нахождения на должности министр не может быть привлечен к судебной ответственности без согласия премьер -министра .

Согласно конституции , кабинет министров , наряду с общими функциями управления выполняет  следующие обязанности : -

  • - проведение в жизнь законов;
  • - ведение государственных дел;
  • - руководство внешней политикой;
  • - заключение договоров;
  • - организация гражданской службы и руководство ею;
  • - составление проекта бюджета и внесение его на рассмотрение парламента;
  • - издание правительственных указов в целях проведения в жизнь конституции и законов;
  • - принятие решений о всеобщих или частичных амнистиях , смягчении и отсрочке наказаний , восстановлении в правах .

Кабинет министров обладают также рядом других важных полномочий : дает императору советы в отношении всех его действий , касающихся государственных дел , и несет ответственность за эти действия ; назначает судей Верховного суда ( кроме Главного судьи ) , а также всех судей судов низших инстанций ; принимает решение о созыве чрезвычайных сессий парламента , несет ответственность за расходование резервного фонда для покрытия бюджетного дефицита с последующим одобрением этих расходов парламентом.

Информация о работе Конспект лекций: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ