Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 09:47, курс лекций
1. Правоохранительная деятельность, ее понятие, признаки, цели, функции и задачи.
2. Основные направления правоохранительной деятельности; система и общая характеристика органов ее осуществляющих.
3. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы», соотношение с другими юридическими дисциплинами.
4. Общая характеристика и классификация правовых актов о правоохранительных органах.
5. Действие нормативных правовых актов и источники их официального опубликования
6. Судебная власть, ее понятие, признаки и соотношение с другими ветвями государственной власти.
7. Правосудие: понятие, признаки, отличие от других форм государственной деятельности.
8. Судебная система Российской Федерации, ее единство и структура
Правоохранительная деятельность - это деятельность государства в лице его специально уполномоченных органов по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан, защите прав и свобод человека и гражданина, борьбе с преступлениями и другими правонарушениями, которая осуществляется в установленном законом порядке посредством применения в строгом соответствии с законом мер юридического воздействия (в т. ч. мер государственного принуждения).
Признаки правоохранительной деятельности:
•правоохранительная деятельность осуществляется только специально уполномоченными государственными органами, в отношении которых законодательством установлен жесткий порядок комплектования, организации и функционирования;
•направлена на защиту права, личности, общества и государства от преступных и иных посягательств;
•правоохранительная деятельность осуществляется строго в порядке, установленном законом. При принятии решения о применении или неприменении каких-либо правоохранительных мер компетентный орган (должностное лицо) обязан соблюдать определенные правила, предусмотренные для соответствующего случая законом, правила уголовного или гражданского судопроизводства, правила ведения дознания и предварительного расследования и т. п.;
•правоохранительная деятельность осуществляется только посредством применения мер государственного принуждения или наложения взысканий, применения мер юридического воздействия;
•применение мер юридического воздействия должно строго соответствовать закону, который определяет как основания применения указанных мер, так и конкретные меры, которые могут быть применены в конкретном случае.
Целью является защита права от нарушений, выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение к правонарушителям мер принуждения.
Функции правоохранительных органов - это основные направления их деятельности. Функции, присущие правоохранительному органу, определяют его организацию, структуру и компетенцию. Выделяют следующие правоохранительные функции: конституционный контроль, осуществление правосудия, расследование преступлений, исполнение судебных решений, оперативно-розыскная деятельность, административная деятельность, прокурорский надзор.
Задачи правоохранительной деятельности: охрана личности, её прав и свобод; охрана общества, его материальных и духовных ценностей; охрана государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности.
Основные направления правоохранительной деятельности: отправление правосудия, то есть разбирательство в суде уголовных и гражданских дел и вынесение по ним законных и обоснованных решений;
•конституционный контроль, основной задачей которого является обеспечение соответствия Конституции РФ нормативно-правовых актов высших органов законодательной и исполнительной власти РФ;
•организационное обеспечение деятельности судов, направленное на обеспечение нормального функционирования судебных органов;
•прокурорский надзор как деятельность прокуратуры по предотвращению и пресечению нарушений закона с помощью специальных мер прокурорского реагирования;
•выявление и расследование преступлений как деятельность, направленная на раскрытие преступлений, изобличение виновных лиц и привлечение их к уголовной ответственности;
оказание юридической помощи лицам, привлекаемым к уголовной ответственности, а также в иных случаях.
Органы, составляющие систему правоохранительных органов: федеральные суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды, мировые суды;
•Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные суды субъектов Российской Федерации;
•органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов: Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ, иные службы Министерства юстиции РФ, Судебный департамент при Верховном Суде РФ и т. п.;
•прокуратура;
•органы дознания и предварительного следствия (милиция, следователи органов внутренних дел и т. п.);
•органы, оказывающие юридическую помощь (адвокатура, нотариат).
"Правоохранительные органы" - юридическая дисциплина, в рамках которой изучаются государственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность (а также некоторые негосударственные образования), их организация, основные направления деятельности и взаимодействие.
Содержание дисциплины "Правоохранительные органы" включает в себя следующие разделы:
основные понятия,
предмет и определение
судебная власть (в т. ч. организация судебной системы РФ, различные суды, формирование судейского корпуса, Конституционный Суд РФ);
деятельность по обеспечению функционирования судов и органы, ее осуществляющие;
прокуратура и прокурорский надзор;
органы, осуществляющие
выявление и расследование
органы, оказывающие юридическую помощь, их организация и функционирование.
"Правоохранительные органы" - не юридическая наука, а только учебная дисциплина, которая призвана дать студентам начальные знания в сфере правоохранительной деятельности, которые затем расширяются и конкретизируются во многих других учебных дисциплинах. Поэтому дисциплина "Правоохранительные органы" тесно связана с другими юридическими науками и дисциплинами.
Конституционное право изучает роль судебной системы, органов прокуратуры, органов исполнительной власти в системе органов государственной власти, их задачи, порядок формирования высших судебных органов и т. п.
Административное право изучает принципы организации и функционирования органов исполнительной власти, к которым относятся, в частности, затрагиваемые в дисциплине "Правоохранительные органы" органы Министерства юстиции РФ, Министерства внутренних дел РФ и т. п.
Дисциплина "Правоохранительные органы" плотно соприкасается с наукой уголовного процесса, которая изучает порядок выявления, расследования преступлений, изобличения и наказания виновных лиц, в т.ч. порядок проведения дознания, предварительного расследования, судопроизводство по уголовным делам, процедуру взаимодействия различных органов, осуществляющих уголовное преследование, между собой и с судом.
Дисциплина "Прокурорский надзор" значительно расширяет и конкретизирует сведения о правоохранительной деятельности прокуратуры, которые дает дисциплина "Правоохранительные органы".
Правовые акты - это законы и иные нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ, а также международные договоры, которые содержат нормы, определяющие принципы правоохранительной деятельности, организацию и функционирование правоохранительных органов.
2. В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты о правоохранительных органах подразделяются на:
I/ Конституцию РФ, которая имеет высшую юридическую силу. Все иные нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции;
•федеральные законы (в т. ч. конституционные, принимаемые по указанным в Конституции вопросам), конституции, уставы и законы субъектов РФ;
•указы и распоряжения Президента РФ, которые чаще всего принимаются по вопросам организации и функционирования правоохранительных органов, входящих в систему исполнительной власти (милиция, Федеральная служба безопасности РФ и т. п.);
•постановления и распоряжения Правительства РФ, которые должны соответствовать Конституции РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ;
•акты министерств или ведомств (ведомственные акты), которые издаются руководителями соответствующих министерств или ведомств, занимающихся правоохранительной деятельностью (Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ и т.п.). Указанные акты могут иметь различные названия: инструкции, приказы, распоряжения и т. п.;
•общепризнанные нормы международного права и международные договоры РФ, касающиеся правоохранительной деятельности и имеющие большую юридическую силу, чем федеральные законы, и применяющиеся преимущественно перед последними.
Не являются источниками права, однако имеют большое значение для осуществления правоохранительной деятельности:
•разъяснения по вопросам судебной практики, даваемые Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ в форме постановлений Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Указанные постановления обязательны для всех нижестоящих судов (постановления Пленума Верховного Суда РФ - для судов общей юрисдикции и военных судов, а постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ - для арбитражных судов). Применяются также и постановления Пленума Верховного Суда СССР, если они не противоречат действующему законодательству и по затрагиваемым ими вопросам не даны иные разъяснения Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с их компетенцией. Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ принимают также и акты организационного характера (например, Положение о Научно-консультационном совете, утвержденное постановлением Пленума Верховного Суда РФ);
•постановления Конституционного Суда РФ. касающиеся вопросов соответствия Конституции РФ определенных нормативно-правовых актов о правоохранительной деятельности.
3, Классификация нормативно-правовых актов о правоохранительных органах в зависимости от их содержания:
V акты общего характера: Конституция РФ, Закон Российской Федерации "О безопасности" от 05.03.92 (в ред. от 25.07.2002) и т. п. Указанные акты имеют значение для организации и функционирования всех правоохранительных органов, определения принципов правоохранительной деятельности. Так, Конституция РФ определяет основные (конституционные) права и свободы личности (гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина"), многие из которых имеют прямое отношение к правоохранительной деятельности (право на жизнь и личную неприкосновенность, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и т. п.). Кроме того, гл. 7 Конституции РФ "Судебная власть" определяет основные принципы организации, функционирования и комплектования судебных органов. Важное значение имеют и другие положения Конституции РФ;
акты о правосудии и судебной власти: Федеральные конституционные законы "О судебном системе РФ" от 31.12.96 (в ред. от 15.12.2001) и "О Конституционном Суде РФ" от 21.07.94 (в ред. от 15.12.2001), Закон Российской Федерации "О статусе судей" от 26.06.92 (в ред. от 15.12.2001) и т. п. Указанные акты определяют общие принципы осуществления правосудия, вопросы организации и функционирования судебной власти, принципы и порядок осуществления конституционного контроля, вопросы статуса судей и пр.;
акты об организационном обеспечении деятельности судов, органах, осуществляющих эту деятельность, их организации и функционировании: уже упоминавшиеся Законы "О судебной системе РФ", "О Конституционном Суде РФ", Федеральные законы "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ" от 08.01.98, "О судебных приставах" от 21.07.97 (в ред. от 07.11.2000), "О третейских судах" от 24.07.2002, "Об органах судейского сообщества в РФ" от 14.03.2002 и т. п. Указанные акты направлены на обеспечение нормальных условий функционирования судебной системы;
акты о прокуратуре и прокурорском надзоре: Федеральный закон "О прокуратуре РФ" от 17.01.92 (в ред. от 25.07.2002), Положение о военной прокуратуре, принятое Верховным Советом СССР 04.08.81, и т. п. Указанные акты определяют организацию, порядок формирования и полномочия органов прокуратуры, принципы, порядок осуществления прокурорского надзора, средства прокурорского реагирования, статус прокурорских работников и другие вопросы прокурорского надзора и прокуратуры;
акты о выявлении и расследовании преступлений: Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18,12.2001 (в ред. от 25.07.2002), Закон Российской Федерации "О милиции" от 18.04.91 (в ред. от 25.07.2002), Федеральный закон "Об органах федеральной службы безопасности в РФ" от 03.04.95 (в ред. от 25.07.2002) и мн. др. Эта группа нормативных актов определяет вопросы организации и деятельности большого круга органов по выявлению и расследованию преступлений (милиции, ФСБ, следователей прокуратуры, налоговой полиции и т. п.), их полномочия и обязанности в сфере выявления и расследования преступлений, процедуру расследования преступлений;
акты
об организаиии юридической