Лекции по "Правоохранительные органы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 09:47, курс лекций

Описание работы

1. Правоохранительная деятельность, ее понятие, признаки, цели, функции и задачи.
2. Основные направления правоохранительной деятельности; система и общая характеристика органов ее осуществляющих.
3. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы», соотношение с другими юридическими дисциплинами.
4. Общая характеристика и классификация правовых актов о правоохранительных органах.
5. Действие нормативных правовых актов и источники их официального опубликования
6. Судебная власть, ее понятие, признаки и соотношение с другими ветвями государственной власти.
7. Правосудие: понятие, признаки, отличие от других форм государственной деятельности.
8. Судебная система Российской Федерации, ее единство и структура

Файлы: 1 файл

Otvety_na_voprosy_pravokhr_org.doc

— 858.00 Кб (Скачать файл)

- совершение  судьей поступка, позорящего его честь и достоинство или умаляющего авторитет судебной власти.

Решение о приостановлении (прекращении) полномочий судей судов  общей юрисдикции и арбитражных  судов, мировых судей принимается  соответствующей квалификационной коллегией судей, с правом обжалования в 10-дневный срок в Высшую квалификационной коллегии судей, решение последней может быть обжаловано в 10-дневный срок в Верховный Суд РФ.

Судья восстанавливается  в прежней должности при отмене решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи, отмене состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения о применении к нему принудительной меры медицинского характера.

Иначе приостанавливаются и прекращаются полномочия судей  Конституционного Суда РФ.

Решение о приостановлении  полномочий судьи Конституционного Суда РФ принимается на пленарном  заседании судей Конституционного Суда РФ в соответствии с представлением Председателя Конституционного Суда РФ, основанном на обращении Генерального прокурора РФ или суда о даче согласия на арест или привлечение к уголовной ответственности судьи Конституционного Суда РФ.

Для прекращения  полномочий судьи Конституционного Суда РФ существуют, помимо вышеуказанных, дополнительные основания:

- нарушение  порядка назначения на должность;

- неучастие  судьи в заседаниях суда без  уважительных причин более двух  раз; 

- двукратное  уклонение судьи от голосования  при принятии судом решений  по рассматриваемым судом делам.

Решения о прекращении  полномочий судьи Конституционного Суда РФ принимаются на пленарном заседании судей Конституционного Суда РФ. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда РФ в связи с нарушением порядка его назначение на должность или в связи с совершением судьей порочащего его поступка принимается Советом Федерации, во втором из указанных случаев - по представлению Конституционного Суда РФ, за которое проголосовало не менее 13 судей Конституционного Суда РФ.

 

  1. Присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции: требования, предъявляемые к ним, гарантии независимости и неприкосновенности.

Требования, предъявляемые  к присяжным заседателям РФ.

Закон РСФСР "О  судоустройстве РСФСР" 1981г.

Присяжными  заседателями могут быть российские дееспособные граждане в возрасте от 25 до 70 лет, не имеющие неснятой (непогашенной) судимости, внесенные в списки избиратели.

Не могут  быть присяжными заседателями подозреваемые  и обвиняемые в совершении преступления, руководящие представители государственной  власти, представители правоохранительных органов и адвокаты, лица с физическими недостатками, препятствующими отправлению правосудия, священнослужители и военнослужащие, душевнобольные.

Исключаются из списков присяжных заседателей  по их желанию женщины, имеющие несовершеннолетних детей, лица старше 60 лет, лица определенных профессий (учителя, врачи, авиапилоты и др.), лица с религиозными убеждениями, любые иные лица, чья объективность вызывает сомнения у председательствующего на процессе.

 

  1. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, его компетенция, организационные формы и условия деятельности, порядок назначения и освобождения от должности.

Деятельность  регламентирована Конституцией РФ и  ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ»

Уполномоченный  назначается на должность и освобождается  от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (большинство голосов при тайном голосовании). Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе.

Уполномоченный  назначается на должность сроком на пять лет.

Уполномоченный  не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели. (статья 11 ФКЗ)

Уполномоченный  досрочно освобождается от должности в случаях:

1) нарушения  требований статьи 11 настоящего  Федерального конституционного  закона;

2) вступления  в законную силу обвинительного  приговора суда в отношении  Уполномоченного.

3) полномочия  Уполномоченного могут быть прекращены Государственной Думой также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности.

4) уполномоченный  может быть освобожден от должности  также в случае подачи им заявления о сложении полномочий.

5) Досрочное  освобождение Уполномоченного от  должности производится постановлением  Государственной Думы Федерального  Собрания Российской Федерации

Для обеспечения деятельности Уполномоченного  создается рабочий аппарат. Рабочий аппарат Уполномоченного осуществляет юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного. Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Финансирование  деятельности Уполномоченного и  его рабочего аппарата осуществляется из средств федерального бюджета. Уполномоченный утверждает структуру рабочего аппарата, положение о нем и его структурных подразделениях и непосредственно руководит его работой. В пределах сметы расходов Уполномоченный устанавливает численность и штатное расписание своего рабочего аппарата.

КОМПЕТЕНЦИЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО

Уполномоченный  рассматривает жалобы на решения  или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Уполномоченный  не рассматривает жалобы на решения  палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

По  результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1) обратиться  в суд с заявлением в защиту  прав и свобод, нарушенных решениями  или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

2) обратиться  в компетентные государственные  органы с ходатайством о возбуждении  дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

3) обратиться  в суд или прокуратуру с  ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

4) изложить  свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при  судебном рассмотрении дела в  порядке надзора;

5) обращаться  в Конституционный Суд Российской  Федерации с жалобой на нарушение  конституционных прав и свобод  граждан законом, примененным  или подлежащим применению в  конкретном деле.

 

  1. Система, структура и порядок образования органов прокуратуры.

Система и организация  прокуратуры РФ.

ФЗ "О прокуратуре  РФ" в редакции 1995г.

Прокуратура РФ представляет собой единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным  прокурором РФ.

Систему прокуратуры  РФ составляют Генеральная прокуратура  РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры районов и городов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность (на 5 лет) и освобождается от нее Советом  Федерации по представлению Президента РФ.

Все остальные  прокуроры назначаются на должность  и освобождаются от должности  Генеральным прокурором РФ (прокуроры субъектов РФ - по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, определяемых самими субъектами РФ, в Санкт-Петербурге таким органом является Законодательное собрание Санкт-Петербурга), они подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

Во  всех органах прокуратуры могут  создаваться совещательные коллегии при прокуроре.

Система органов прокуратуры РФ

Прокуратура РФ представляет собой федеральную  централизованную систему прокурорских органов и учреждений. Эту систему возглавляет Генеральная прокуратура РФ.

Другие органы прокуратуры делятся на две части. Одну составляют территориальные прокуратуры, организованные в соответствии с  административно-территориальным и  национально-государственным устройством, установленным Конституцией РФ. К территориальным прокуратурам относятся:

* прокуратуры  республик в составе РФ, краев,  областей, автономной области, автономных  округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

* прокуратуры  городов, районов. 

Следует учесть, что наименование прокуратур может отличаться своеобразием, вытекающим из особенностей территориального деления некоторых субъектов РФ. Другая часть органов прокуратуры, также подчиняющаяся Генеральной прокуратуре РФ, является специализированной. К специализированным прокуратурам относятся военная, транспортная, природоохранная, по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и другие. Все они действуют на правах областных или районных прокуратур.

Транспортные  прокуратуры создаются для осуществления надзора за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспорте - на определенной железной дороге, ее участке, в аэропортах, морских и речных портах.

Во всех субъектах  Российской Федерации образованы межрайонные  природоохранные прокуратуры со статусом районных и подчиненные соответствующим прокурорам республик, краев, областей, автономных округов.

Природоохранные прокуроры осуществляют надзор за исполнением  законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, общественными объединениями.

Так, надзор за исполнением экологических законов  на территории волжского бассейна - от истоков до Каспийского моря - осуществляет Волжская природоохранительная прокуратура, созданная для усиления прокурорского надзора за исполнением законов об охране природы и окружающей среды. Аналогичные задачи решаются Московской природоохранной прокуратурой. Эти прокуратуры имеют низовые звенья (например, Волжская природоохранная прокуратура-17), действующие на правах прокуратур районов. Природоохранные прокуратуры на правах межрайонных прокуратур созданы и в большинстве субъектов РФ.

Прокуратуры по надзору за соблюдением законов  в исправительных учреждениях свою юрисдикцию распространяют на территорию, занимаемую несколькими учреждениями, исполняющими уголовное наказание в виде лишения свободы. Эти учреждения, поднадзорные той или иной специализированной прокуратуре, могут располагаться на территории разных субъектов Российской Федерации.

Военная прокуратура  образует свою систему, высшим звеном которой является Главная военная  прокуратура, входящая в состав Генеральной прокуратуры на правах структурного подразделения. Помимо нее в систему военной прокуратуры входят:

* прокуратуры  военных округов, групп войск,  флотов, прокуратура Ракетных войск  стратегического назначения, прокуратура Федеральной пограничной службы и прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации;

* прокуратуры  гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам  районов и городов. 

В системе органов  прокуратуры Российской Федерации  имеются один научно-исследовательский  институт, два института повышения  квалификации работников органов прокуратуры, один учебный институт. Это Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Институт повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Москва), Институт повышения квалификации прокурорских работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Иркутск) и Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Кроме того, образованы еще три учебных института Прокуратуры Российской Федерации в составе Московской государственной юридической академии, Саратовской государственной академии права и Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).

Информация о работе Лекции по "Правоохранительные органы"