Лекции по "Правоохранительные органы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 09:47, курс лекций

Описание работы

1. Правоохранительная деятельность, ее понятие, признаки, цели, функции и задачи.
2. Основные направления правоохранительной деятельности; система и общая характеристика органов ее осуществляющих.
3. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы», соотношение с другими юридическими дисциплинами.
4. Общая характеристика и классификация правовых актов о правоохранительных органах.
5. Действие нормативных правовых актов и источники их официального опубликования
6. Судебная власть, ее понятие, признаки и соотношение с другими ветвями государственной власти.
7. Правосудие: понятие, признаки, отличие от других форм государственной деятельности.
8. Судебная система Российской Федерации, ее единство и структура

Файлы: 1 файл

Otvety_na_voprosy_pravokhr_org.doc

— 858.00 Кб (Скачать файл)

(действие актов см. выше)

Конституция РФ, ст.15п.3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В соответствии с Федеральным  законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О  порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования. Таков общий действующий порядок, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Согласно ст. 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" официальным опубликованием указанных актов считается первая публикация их полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или Собрании законодательства Российской Федерации.

 

  1. Судебная власть, ее понятие, признаки и соотношение с другими ветвями государственной власти.

Судебная  власть - это способность и возможность специально уполномоченного государственного органа (суда) воздействовать на поведение государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, общественных организаций, физических и юридических лиц с помощью специальных, присущих этому органу средств.

Признаки

1.Это вид  государственной власти

2. Судебная власть  осуществляется специальными государственными  органами – судами

3. Исключительность судебной власти - признак, тесно связанный с предыдущим. Судебную власть вправе осуществлять только суды

4. Независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти. При выполнении своих полномочий судьи подчиняются только закону, не испытывая давления или влияния со стороны кого-либо

5. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства, что определено ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона “О судебной системе РФ”. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии определенных законом поводов и оснований (например, поступление в суд уголовного дела и достаточность содержащихся в нем доказательств для разрешения уголовного дела), протекает в определенной законом последовательности и форме.

6. Судебная власть осуществляется на основе и в строгом соответствии с процессуальным законом. Детальная регламентация судебного процесса, судебных документов и точное выполнение судами всех процессуальных требований гарантирует правильное установление всех фактических обстоятельств дела и вынесение обоснованного и законного решения, охрану прав лиц, чьи интересы затронуты в ходе судопроизводства

7. Властный характер полномочий суда - один из самых существенных признаков судебной власти. Все требования и распоряжения суда обязательны для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан.

Отличительные черты судебной власти:

судебная власть - одна из ветвей государственной власти, построенной в соответствии с принципом разделения властей. Судебная власть занимает свое особое место в системе разделения властей и выполняет свои специфические функции;

судебная власть осуществляется только судом как специально уполномоченным государственным органом;

судебная власть реализуется с помощью специальных средств, которыми обладает суд: рассмотрение гражданских и уголовных дел и вынесение по ним общеобязательных решений, вынесение частных определений, признание нормативно-правовых актов противоречащими Конституции РФ и т. п.;

• важнейший  элемент судебной власти - это правосудие - деятельность судов по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел. Однако судебная власть не ограничивается осуществлением правосудия, а включает в себя также конституционный контроль; рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях, подведомственных судам; дачу руководящих разъяснений судебной практики применения законодательства; обеспечение исполнения приговоров и других судебных решений; участие в формировании судейского корпуса; контроль за законностью действий и решений государственных и муниципальных органов, должностных лиц, общественных организаций. Каждая из указанных функций обладает собственной задачей, которую она призвана решать, однако большинство из этих функций в конечном счете направлено на создание необходимых условий для правильного и эффективного осуществления правосудия;

• авторитет  судебной власти поддерживается возможностью применения мер государственного принуждения.

 

  1. Правосудие: понятие, признаки, отличие от других форм государственной деятельности.

Правосудие - одно из основных направлений правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к защите, восстановлению, обеспечению реализации, осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц. Реализации задач, стоящих перед правосудием, так или иначе подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций.

Правосудие  осуществляется только судами и в  соответствии с законом и только в надлежащей процессуальной форме.

Правосудие  является основной функцией судебной власти, осуществляется судами общей  юрисдикции, арбитражными судами, мировыми судьями.

Заключительным  актом правосудия является судебное решение, обладающее свойством общеобязательности (после вступления в законную силу). Правосудное решение в обязательном порядке должно быть обосновано (т.е. надлежащим образом мотивировано).

Правосудие  осуществляется в формах гражданского (в т.ч. арбитражного), уголовного судопроизводства и рассмотрения материалов, вытекающих из административно-правовых отношений, подведомственным судам.

Правосудие  основано на ряде конституционных демократических принципов, таких как самостоятельность судебной власти, независимость и неподотчетность судей, презумпция невиновности, состязательность и равенство сторон, законность, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, участие граждан в отправлении правосудия.

 

  1. Судебная система Российской Федерации, ее единство и структура

Судебная система  представляет совокупность судебных органов, предназначенных для осуществления  судебной власти. В конституции РФ прямо не определён состав судебной системы. В конституции РФ указано, что судебная система «устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается». Судебная система РФ установлена Федеральным конституционным законом РФ «О судебной системе РФ». В России «действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды, и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.». Полный перечень федеральных судов РФ составляющих судебную систему состоит из: «Конституционный суд РФ; Верховный суд РФ , верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд  РФ, федеральные арбитражные суды округов(арбитражные кассационные суды), арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов». К судам субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ»

Выводы:

Судебная  система – это сложно организованная система судебных органов, состоящих из отдельных подсистем;

Судебная система  – представлена тремя элементами (подсистемами): федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи;

Судебная система  состоит из двух подсистем: федеральные  суды и суды субъектов РФ;

Система федеральных  судов представлена тремя подсистемами: Конституционный суд РФ, подсистема федеральных судов общей юрисдикции и подсистема федеральных арбитражных судов;

Подсистемы федеральных  судов общей юрисдикции  федеральных  арбитражных судов построены с учётом федеративного устройства России и её административно – территориального деления.

Судебная система  РФ.

Конституционный суд РФ

- Верховный суд РФ

- - Гражданские (общие) суды среднего звена (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, автономной области и автономных округов

- - - Гражданские (общие) суды основного звена (районные суды)

- - - - Мировые судьи

- Высший арбитражный суд  РФ

- - Федеральные арбитражные суды округов

- - - Арбитражные суды субъектов РФ

- Военная коллегия

- - Военные суды среднего звена (военные суды военных округов, флотов, видов и групп войск)

- - - Военные суды основного звена (военные суды армий, соединений, флотилий, гарнизонов)

- Конституционные  уставные суды субъектов РФ

 

5. Отличительные  черты судебной системы РФ:

• все суды РФ образуют единую систему, что обеспечивается:

1) установлением  судебной системы РФ Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ";

2) соблюдением всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

3) применением всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;

4) признанием обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;

5) законодательным закреплением единства статуса судей;

6) финансированием  федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета;

• создание и  упразднение конкретных судов производится в строгом соответствии с требованиями закона путем принятия федерального закона или закона субъекта РФ:

1) высшие судебные органы РФ (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ) могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ;

2) иные федеральные суды могут создаваться и упраздняться путем принятия соответствующих федеральных законов;

3) суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды субъектов РФ и должности мировых судей) могут создаваться и упраздняться путем принятия законов субъектов РФ;

• суды в РФ подразделяются на:

1) федеральные суды (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, иные суды общей юрисдикции и военные суды, Высший Арбитражный Суд РФ и прочие арбитражные суды);

2) суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи). Мировые судьи призваны рассматривать уголовные дела о преступлениях небольшой тяжести, мелкие и несложные гражданские дела, а также дела об административных правонарушениях;

' суды в РФ  подразделяются на три подсистемы в зависимости от характера рассматриваемых ими дел:

1) Конституционный Суд РФ и неподнадзорные ему конституционные (уставные) суды субъектов РФ, которые осуществляют функцию конституционного контроля;

2) Верховный Суд РФ, иные суды общей юрисдикции и военные суды, мировые судьи, которые рассматривают и разрешают уголовные дела, имущественные, трудовые, семейные и прочие гражданские (неуголовные) споры, а также дела об административных правонарушениях;

3) Высший Арбитражный  Суд РФ и иные арбитражные суды, которым подведомственны в основном экономические споры, связанные с предпринимательскои деятельностью сторон.

 

  1. Основные этапы развития российской судебной системы.

Этапы развития российской судебной системы.

- дореформенный  период (до 1864)

- реформы Александра II и дальнейшее становление российской  судебной системы (1864-1917)

- революционный  период разрушения единой судебной  системы (1917-1924)

- период создания  советской судебной системы (1925 - 30-е гг.)

- период массовых  политических репрессий (30-е гг. - 1953) 41-45г –военные трибуналы

- медленная  демократизации советской судебной  системы (1953 - 1989)

- современная  судебно-правовая реформа (с 1989)

1989 - принятие  новых Основ законодательства  о судоустройстве СССР и союзных  республик.

1990 - образование  Конституционного Суда РСФСР. 

1991 - закрепление  принципа самостоятельности судей. 

1992 - расширение  прав судов по контролю за  законностью и обоснованностью  действий и решений всех органов и должностных лиц. Арбитражные суды и арбитражные округа.

Информация о работе Лекции по "Правоохранительные органы"