Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 09:47, курс лекций
1. Правоохранительная деятельность, ее понятие, признаки, цели, функции и задачи.
2. Основные направления правоохранительной деятельности; система и общая характеристика органов ее осуществляющих.
3. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы», соотношение с другими юридическими дисциплинами.
4. Общая характеристика и классификация правовых актов о правоохранительных органах.
5. Действие нормативных правовых актов и источники их официального опубликования
6. Судебная власть, ее понятие, признаки и соотношение с другими ветвями государственной власти.
7. Правосудие: понятие, признаки, отличие от других форм государственной деятельности.
8. Судебная система Российской Федерации, ее единство и структура
Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации.
Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются.
Генеральная прокуратура РФ
Генеральная прокуратура РФ является центральным органом, руководящим всеми органами прокуратуры на территории РФ. Возглавляется она Генеральным прокурором Российской Федерации, назначаемым на должность и освобождаемым от нее Советом Федерации по представлению Президента РФ. Срок полномочий Генерального прокурора РФ - 5 лет. Он имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Генерального прокурора. Генеральный прокурор РФ имеет также советников и помощников по особым поручениям. Генеральный прокурор РФ руководит деятельностью органов прокуратуры и осуществляет контроль за их работой. Он издает обязательные для исполнения всеми работниками прокуратуры приказы, инструкции, положения, регулирующие вопросы организации и деятельности органов прокуратуры, порядок материального и социального обеспечения указанных работников. Генеральный прокурор назначает на должность и освобождает от нее прокуроров всех звеньев системы прокуратуры, несет ответственность за выполнение задач, стоящих перед органами прокуратуры.
В Генеральной прокуратуре образуется коллегия в составе Генерального прокурора, его заместителей и других прокурорских работников. Коллегия является совещательным органом, ее решения реализуются приказами Генерального прокурора.
В состав Генеральной прокуратуры РФ входят Главное следственное управление и Главная военная прокуратура РФ, которые возглавляются заместителями Генерального прокурора РФ; различные управления (управление по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам, управление по надзору за законностью судебных постановлений по гражданским делам и др.), создаваемые в соответствии с основными направлениями деятельности прокуратуры и отделы (отдел криминалистики, отдел по надзору за расследованием особо важных дел в Генеральной прокуратуре РФ и др.). Начальники управлений и отделов являются старшими помощниками и помощниками Генерального прокурора РФ. В Генеральной прокуратуре РФ действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры, куда входят ведущие научные и практические работники органов прокуратуры. Положение о научно-консультативном совете утверждается Генеральным прокурором РФ.
Прокуратуры субъектов Российской Федерации
Прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, которые назначаются на должность и освобождаются от нее Генеральным прокурором РФ на срок 5 лет. Назначение прокуроров субъектов Российской Федерации осуществляется по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ. Прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур руководят деятельностью прокуратур районов и городов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов РФ и нормативных актов Генерального прокурора РФ, издают приказы и распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными работниками. Они имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. В качестве совещательного органа в прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним прокуратурах образуются коллегии, в состав которых входят прокурор, его заместители и другие прокурорские работники. Коллегии рассматривают наиболее важные вопросы деятельности прокурорских органов, исполнения приказов и инструкций Генерального прокурора РФ, обсуждают вопросы подбора и расстановки кадров.
Структурно
прокуратуры субъектов
Прокуратуры районов и городов
Прокуратуры районов и городов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, которые назначаются на должность и освобождаются от нее Генеральным прокурором РФ. Срок их полномочий - 5 лет. Прокуроры районов и иных приравненных к ним прокуратур руководят деятельностью возглавляемой ими прокуратуры, вносят вышестоящим прокурорам предложения об изменении штатной численности прокуратуры, о кадровых изменениях
Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ
Принципами организации и деятельности прокуратуры являются централизация, независимость, законность и гласность.
Принцип централизации органов прокуратуры означает, что эти органы составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ. Органы прокуратуры имеют четкую иерархию, нижестоящие органы прокуратуры подчиняются всем вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Вышестоящие прокуроры могут давать подчиненным прокурорам обязательные для них указания и поручения, брать на себя исполнение каких-либо их обязанностей. Перед прокурорами стоят общие, единые для всей прокурорской системы, задачи.
Принцип независимости в организации и деятельности прокуратуры заключается в том, что ее органы осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов государственного самоуправления, общественных объединений. Чтобы оградить независимость функционирования органов прокуратуры, закон запрещает прокурорам и следователям прокуратуры быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Прокуроры не могут быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности.
Принцип законности означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.
Принцип гласности в организации и деятельности прокуратуры выражается в оповещении в печати о назначении прокуроров, о которых идет речь в Конституции РФ, в обязанности информирования федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и 'органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности. Органы прокуратуры обязаны действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям федеральных законов об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне
Направления прокурорского надзора.
• Надзор за исполнением законов федеральными министерствами, представительными (законодательными) органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов - обший надзор
При осуществлении общего надзора прокурор вправе
, беспрепятственно
входить па территории и в
помещения поднадзорных
• требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, проведения проверок и ревизии,
« возбудить уголовное дело или производство об административном правонарушении, привлечь виновных лиц к иной ответственности,
» опротестовывать противоречащие законам правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов
недействительными,
» вносить представление об устранении нарушений.
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, представительными (законодательными) органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций При осуществлении этой деятельности прокурор вправе
• рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина,
. разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод,
• принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба,
• при наличии оснований возбудить уголовное дело либо производство об административном правонарушении,
. в установленных
законом случаях подать иск
в суд или арбитражный суд
в защиту прав конкретного
лица, а также подать иск в
интересах пострадавших и
» принести протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обратиться в суд,
. внести представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить это нарушение
• Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное расследование. При осуществлении этой деятельности прокурор вправе:
. проверять
уголовные дела и другие
• давать письменные указания о расследовании преступлении;
• отменять незаконные и необоснованные постановления следователей и дознавателей;
» санкционировать
установленные законом
• возвращать уголовные дела на доследование;
« возбуждать, приостанавливать и прекращать уголовные дела;
• передавать уголовные дела от дознавателей к следователям или от одних следователей другим;
• продлевать срок расследования и срок заключения под стражу (ареста);
. участвовать в производстве дознания или предварительного расследования,
совершать
отдельные следственные
• Надзор за исполнением законов администраииями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принуждения, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. При осуществлении указанной деятельности прокурор вправе:
• посещать поднадзорные учреждения, опрашивать содержащихся в них лиц, знакомиться со всеми документами и материалами, проверять законность приказов и распоряжений администраций учреждений и опротестовывать их;
. требовать
от администраций поднадзорных
органов и учреждений
« приостанавливать действие приказов и распоряжений администрации поднадзорных учреждений;
« отменить дисциплинарное взыскание, наложенное на лицо, содержащееся в поднадзорном учреждении;
. освободить лицо, незаконно помещенное в поднадзорное учреждение.
5, Иные функции прокуратуры:
• Участие прокурора при рассмотрении дел судами. В этом случае прокурор является участником судебного разбирательства. При осуществлении указанной деятельности прокурор:
« при рассмотрении уголовных дел участвует в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя, поддерживая обвинение или отказываясь от его поддержания, участвует в исследовании доказательств, выступает в прениях и т. п.;
> при рассмотрении гражданских дел вправе подать иск в защиту третьего лица или неопределенного круга лиц; вступить в процесс на любой его стадии; давать заключения с точки зрения закона по существу рассматриваемого дела; знакомиться с материалами дела, даже если он не участвовал в его рассмотрении;
* приносит частные кассационные и надзорные протесты на невступившие и вступившие в законную силу незаконные и необоснованные судебные решения как по гражданским, так и по уголовным делам.
• Координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Прокуроры координируют работу по борьбе с преступностью всех правоохранительных органов, кроме судов. При этом производится изучение структуры и динамики преступности, вырабатываются согласованные мероприятия различных правоохранительных органов по выявлению, пресечению, предупреждению и раскрытию преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.
Прокурорский надзор за исполнением законов в местах исполнения наказания, содержания задержанных и заключенных под стражу.