Лекции по "Правоохранительные органы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 09:47, курс лекций

Описание работы

1. Правоохранительная деятельность, ее понятие, признаки, цели, функции и задачи.
2. Основные направления правоохранительной деятельности; система и общая характеристика органов ее осуществляющих.
3. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы», соотношение с другими юридическими дисциплинами.
4. Общая характеристика и классификация правовых актов о правоохранительных органах.
5. Действие нормативных правовых актов и источники их официального опубликования
6. Судебная власть, ее понятие, признаки и соотношение с другими ветвями государственной власти.
7. Правосудие: понятие, признаки, отличие от других форм государственной деятельности.
8. Судебная система Российской Федерации, ее единство и структура

Файлы: 1 файл

Otvety_na_voprosy_pravokhr_org.doc

— 858.00 Кб (Скачать файл)

ФЗ "О прокуратуре РФ" в редакции 1995г.

Соответствующий прокурор имеет следующие полномочия в этой сфере:

- право беспрепятственного  прохода; 

- право немедленного  освобождения любого незаконно  задержанного, арестованного или  лишенного свободы; 

- прокурорские  проверки должны проводиться регулярно;

- право проверки  наложенных дисциплинарных взысканий  с правом их отмены;

- право санкционирования  режима особых условий в местах  лишения свободы; 

- право санкционирования  одиночного заключения под стражу;

- жалобы  от заключенных (арестованных, задержанных) на его имя не подлежат цензуре.

2, Прокурорский надзор - это деятельность прокуратуры как специально уполномоченного государственного органа по обеспечению правильного и единообразного применения права с целью укрепления законности, защиты прав и свобод человека, охраны интересов общества и государства, осуществляемая с помощью специальных мер прокурорского реагирования.

3. Характерные черты прокурорского надзора:

• обеспечение единообразного и правильного применения всего массива законодательства независимо от сферы деятельности граждан и организаций,

• прокурорский надзор - одно из направлений деятельности прокуратуры;

• прокурорский надзор не распространяется на высшие законодательные и исполнительные органы, высших должностных лиц РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ.

4. Направления прокурорского надзора.

• Надзор за исполнением законов федеральными министерствами, представительными (законодательными) органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов - обший надзор

При осуществлении  общего надзора прокурор вправе

, беспрепятственно  входить па территории и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам,

•  требовать  от руководителей и других должностных  лиц указанных органов представления необходимых документов,  материалов, статистических и иных сведений, проведения проверок и ревизии,

« возбудить  уголовное дело или производство об административном правонарушении, привлечь виновных лиц к иной ответственности,

» опротестовывать  противоречащие законам правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными,

» вносить представление  об устранении нарушений.

Надзор  за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральны-ми министерствами, представительными (законодательными) органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций При осуществлении этой деятельности прокурор вправе

• рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина,

. разъяснять  пострадавшим порядок защиты  их прав и свобод,

•  принимать  меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности  лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба,

•  при наличии оснований возбудить уголовное дело либо производство об административном правонарушении,

. в установленных  законом случаях подать иск  в суд или арбитражный суд  в защиту прав конкретного  лица, а также подать иск в интересах пострадавших и поддерживать его, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан или в силу других обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение,

» принести протест  на акт, нарушающий права человека и  гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обратиться в суд,

. внести представление  об устранении нарушений прав  и свобод человека и гражданина  в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить это нарушение

• Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное расследование. При осуществлении этой деятельности прокурор вправе:

. проверять  уголовные дела и другие материалы  о совершенных преступлениях;

•  давать письменные указания о расследовании преступлении;

•  отменять незаконные и необоснованные постановления  следователей и дознавателей;

» санкционировать  установленные законом следственные действия (например, обыск);

•  возвращать уголовные дела на доследование;

« возбуждать, приостанавливать и прекращать уголовные дела;

•  передавать уголовные дела от дознавателей к  следователям или от одних следователей другим;

•  продлевать срок расследования и срок заключения под стражу (ареста); . участвовать  в производстве дознания или  предварительного

расследования, совершать отдельные следственные действия, изымать у следователей уголовные дела и принимать их к своему производству либо поручать их расследование следователям прокуратуры.

• Надзор за исполнением законов администраииями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принуждения, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. При осуществлении указанной деятельности прокурор вправе:

•  посещать поднадзорные учреждения, опрашивать содержащихся в них лиц, знакомиться со всеми документами и материалами, проверять законность приказов и распоряжений администраций учреждений и опротестовывать их;

. требовать  от администраций поднадзорных  органов и учреждений соблюдения прав содержащихся в таких учреждениях лиц;

« приостанавливать действие приказов и распоряжений администрации  поднадзорных учреждений;

« отменить дисциплинарное взыскание, наложенное на лицо, содержащееся в поднадзорном учреждении;

. освободить лицо, незаконно помещенное в поднадзорное учреждение.

Прокурорский  надзор за оперативно-розыскной деятельностью, дознанием и предварительным следствием.

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960г., ФЗ "О прокуратуре  РФ" в редакции 1995г., ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" 1995г.

Полномочия  соответствующего прокурора в сфере  надзора за оперативно-розыскной  деятельностью и предварительным расследованием:

- может самостоятельно  возбудить уголовное дело в  отношении любого лица (за исключением пользующегося иммунитетом), в отношении определенного круга лиц дело возбуждается только прокурором субъекта РФ либо только Генеральным прокурором РФ;

- может расследовать  любую категорию уголовных дел,  вне зависимости от правил  подследственности;

- рассматривает жалобы на отказ в возбуждении и на незаконное возбуждение уголовного дела, может при этом отменить как то, так и другое решение;

- проверяет  законность самого возбуждения  уголовного дела, для чего ему  направляется копия каждого постановления о возбуждении каждого уголовного дела, по новому Уголовно-процессуальному кодексу РФ, вступающему в силу 1 июля 2002г., уголовное дело может быть возбуждено только с санкции прокурора;

- до вступления  в силу нового Уголовно-процессуального  кодекса РФ санкционирует обыск, выемку почтово-телеграфной корреспонденции и тому подобные следственные действия;

- до вступления  в силу нового Уголовно-процессуального  кодекса РФ проверяет законность задержания, санкционирует заключение под стражу и его продление, принудительное помещение лица в больницу для экспертизы (если лицо, которое хотят поместить в больницу, не является задержанным);

- санкционирует  применение залога и отстранение  от должности; 

- рассматривает  жалобы на действия дознавателя,  следователя, начальника следственного отдела, лица, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность;

- может в  любой момент изъять уголовное  дело у следователя для проверки;

- может изъять  любое уголовное дело у следователя  для самостоятельного производства;

- имеет право  обязательных указаний следователю  и дознавателю; 

- санкционирует  продление сроков предварительного расследования;

- проверяет  законность прекращения уголовного  дела по реабилитирующим (оправдывающим) основаниям;

- дает согласие  на прекращение дела по нереабилитирующим  основаниям;

- по окончании  предварительного расследования  проверяет (и санкционирует) итоговое решение следователя по уголовному делу (например, обвинительное заключение);

- имеет право  проверки оперативно-служебных документов, послуживших основаниям для оперативно-розыскных  мероприятий, за исключением сведений  о тактике, методах и средствах оперативной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках, о негласных осведомителях;

- может давать  указания о прекращении незаконных  оперативно-розыскных мероприятий; 

- может давать указания о проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий по делам, находящимся в его производстве;

- проверяет  законность рассекречивания материалов  оперативно-розыскной деятельности, составляющих государственную тайну.

 

  1.  Прокурор и прокурорские работники: понятия, правовой статус, полномочия, порядок назначения и освобождения от должности.

. Требования, предъявляемые к прокурорам и следователям органов прокуратуры РФ.

ФЗ "О прокуратуре  РФ" в редакции 1995г.

- российское  гражданство; 

- полная дееспособность;

- отсутствие  судимости (даже погашенной или  снятой);

- наличие высшего  юридического образования (в виде  исключения в районную прокуратуру следователем или помощником прокурора может быть принято лицо с незаконченным высшим образованием);

- достижение 25-летнего  возраста для районного прокурора  (и не менее 3 лет стажа), 30-летнего  возраста для прокурора субъекта  РФ (и не менее 5 лет стажа);

- несовершение  порочащих поступков в виде  лишения государственных должностей  на государственной службе;

- отсутствие  заболевания, которое, согласно  медицинскому заключению, препятствует  работе следователя или прокурора;

- успешное прохождение  6-месячного испытательного срока; 

- отсутствие  прямых отношений подчиненности  с работающим родственником.

2 Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ. Он имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности Советом Федерации по представлению Генерального прокурора РФ.

В Генеральной  прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ.

Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками Генерального прокурора РФ.

В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников. Генеральный прокурор РФ имеет:

• советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений;

• помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Первый заместитель  и заместители Генерального прокурора  РФ имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

На правах структурного подразделения в Генеральной прокуратуре РФ образуется Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ - Главным военным прокурором.

Информация о работе Лекции по "Правоохранительные органы"