Лекции по "Правоохранительные органы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 09:47, курс лекций

Описание работы

1. Правоохранительная деятельность, ее понятие, признаки, цели, функции и задачи.
2. Основные направления правоохранительной деятельности; система и общая характеристика органов ее осуществляющих.
3. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы», соотношение с другими юридическими дисциплинами.
4. Общая характеристика и классификация правовых актов о правоохранительных органах.
5. Действие нормативных правовых актов и источники их официального опубликования
6. Судебная власть, ее понятие, признаки и соотношение с другими ветвями государственной власти.
7. Правосудие: понятие, признаки, отличие от других форм государственной деятельности.
8. Судебная система Российской Федерации, ее единство и структура

Файлы: 1 файл

Otvety_na_voprosy_pravokhr_org.doc

— 858.00 Кб (Скачать файл)

1993 - принятие  новой Конституции РФ.

2000 мировые судьи

Требования, предъявляемые  к присяжным заседателям РФ.

Закон РСФСР "О  судоустройстве РСФСР" 1981г.

Присяжными  заседателями могут быть российские дееспособные граждане в возрасте от 25 до 70 лет, не имеющие неснятой (непогашенной) судимости, внесенные в списки избиратели.

Не могут  быть присяжными заседателями подозреваемые  и обвиняемые в совершении преступления, руководящие представители государственной  власти, представители правоохранительных органов и адвокаты, лица с физическими недостатками, препятствующими отправлению правосудия, священнослужители и военнослужащие, душевнобольные.

Исключаются из списков присяжных заседателей  по их желанию женщины, имеющие несовершеннолетних детей, лица старше 60 лет, лица определенных профессий (учителя, врачи, авиапилоты и др.), лица с религиозными убеждениями, любые иные лица, чья объективность вызывает сомнения у председательствующего на процессе.

 

  1. Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы, ее цель, задачи, общая характеристика.

Федеральная целевая  программа "Развитие судебной системы  России" на 2007 - 2011 годы (далее - Программа) направлена на дальнейшее продвижение  судебной реформы в Российской Федерации, которая предусматривает формирование самостоятельной и независимой судебной власти как одной из ветвей государственной власти в Российской Федерации, повышение эффективности и качества правосудия, развитие организационных основ судебной системы, совершенствование ее кадрового и финансового обеспечения, достижение открытости и прозрачности судебной системы, усиление гарантий самостоятельности судов и независимости судей как непременных условий обеспечения функционирования демократического правового государства, приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами международного права и международными стандартами в области прав человека, что в конечном итоге должно обеспечить расширение сферы судебной защиты прав и свобод граждан, повышение доступности правосудия. Как отмечено в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р, в настоящее время одним из наиболее серьезных препятствий для экономического роста в России является слабая институциональная среда, в том числе недостаточно высокий уровень защиты прав собственности и неэффективное функционирование судебной системы. Важнейшей задачей, направленной на обеспечение надежной защиты прав собственности, является реформирование системы исполнительного производства, без эффективного функционирования которой суд не способен защитить права и законные интересы граждан и юридических лиц. Таким образом, целями Программы являются повышение качества осуществления правосудия, совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

 

  1. Конституционные принципы правосудия: их понятие, истоки и значение.

 Конституция  РФ 1993 года и принципы правосудия.

Конституция РФ

В Конституции  РФ, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993г., закреплен ряд демократических  принципов правосудия, таких как:

- приоритет  прав и свобод человека и  гражданина (ст.ст.2, 18, 45).

- принцип законности (ст.15).

- осуществление правосудия  только судом (ст.118).

- независимость судей  (ст.120).

- самостоятельность судов  (ст.10).

- несменяемость судей  (ст.121).

- неприкосновенность судей  (ст.122).

- открытость  судопроизводства (ст.123).

- равноправие  и состязательность сторон (ст.123).

- равенство  всех перед законом и судом,  недопущение какой-либо дискриминации  (ст.19).

- право граждан  на судебную защиту (ст.46).

- гарантия получения  квалифицированной юридической  помощи, в т.ч. защитника (адвоката) (ст.48).

- презумпция  невиновности (ст.49).

- возможность  пользования в суде родным  языком (ст.26).

- участие граждан  в отправлении правосудия (ст.32).

 

  1. Понятие звена судебной системы и судебной инстанции.

 

Суды  общей юрисдикции; Военные суды; Арбитражные суды делятся на следующие звенья:

Основное  звено:

Районные  суды; Суды армий, флотилии, соединений и гарнизонов; Арбитражные суды субъектов РФ

Среднее звено

Верховные суды республик, краевые, областные  суды, суды городов федерального значения, автономной области и автономных округов; Суды военных округов, флотов, видов и групп войск; Федеральные арбитражные суды округов (10 округов)

Высшее  звено 

Верховный Суд РФ; Военная коллегия Верховного Суда РФ; Высший Арбитражный Суд РФ

 

Звено судебной системы - это суды, наделенные тождественными полномочиями. В России на звенья делятся подсистемы судов обшей юрисдикции (в т. ч. и военные) и арбитражных судов.

Судебная инстанция - суд или его структурное подразделение, выполняющие конкретную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности такого решения).

Судом первой инстанции  называют суд, который уполномочен  принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. По уголовным делам это вопросы о виновности (невиновности) подсудимого в совершении преступления и о применении (неприменении) уголовного наказания, конкретной его меры. По гражданским делам существо дела обычно составляет вопрос о доказанности (недоказанности) предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить.

Суд второй (кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу.

Суд надзорной инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, вступивших в законную силу, а также в связи с вновь открывшимися обстоятельствами.

 

  1. Федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации и их соотношение

Общая характеристика действующей судебной системы РФ.

Конституция РФ, ФКЗ "О судебной системе" 1996г 

Суды в Российской Федерации делятся на федеральные  и суды субъектов РФ.

Федеральные суды образуют три самостоятельные ветви.

Конституционный контроль осуществляет Конституционный Суд РФ (ст.125 Конституции РФ).

Систему судов  общей юрисдикции возглавляет Верховный  Суд РФ (ст.126 Конституции РФ). Первым звеном федеральных судов общей  юрисдикции являются районные суды, средним  звеном - верховные суды республик, краевые, областные, городские (в городах федерального значения) суды, суды автономной области и автономных округов. К системе судов общей юрисдикции (через Военную коллегию Верховного Суда РФ) примыкает подсистема военных судов. Первым звеном военных судов являются гарнизонные суды, средним звеном - окружные (флотские) суды.

Систему арбитражных  судов возглавляет Высший Арбитражный  Суд РФ (ст.127 Конституции РФ). Первым звеном арбитражных судов являются арбитражные суды республик, краевые, областные, городские (в городах федерального значения) арбитражные суды, арбитражные суды автономной области и автономных округов. Средним звеном арбитражных судов являются федеральные арбитражные суды округов.

Низшим звеном системы судов общей юрисдикции, на уровне субъектов РФ, являются мировые судьи, подчиненные федеральным районным судам.

Также субъектами РФ могут создаваться конституционные (уставные) суды, чьи функции примерно аналогичны функциям Конституционного Суда РФ на федеральном уровне.

 

  1. Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля.

1. Конституционный  контроль - это деятельность по  обеспечению законности в сфере  нормотворчества, направленная на проверку соответствия Конституции РФ законов и иных нормативно-правовых актов.

2. Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Требования к кандидатам в судьи Конституционного Суда РФ:

• гражданство РФ;

• достижение 40-летнего возраста;

• высшее юридическое образование;

• стаж по юридической специальности не менее 15 лет;

безупречная репутация;

признанная  высокая квалификация в области  права.

Лицо, назначенное  на должность судьи Конституционного Суда РФ, приводится к присяге. Судьи  назначаются на должность на 15 лет без права переизбрания. 1 января 2005 года вступит в силу требование о предельном возрасте пребывания в должности судьи Конституционного Суда (70 лет).

 

  1. Принципы и общие правила конституционного производства.

Особенности конституционного судопроизводства.

ФКЗ "О Конституционном  Суде РФ" 1994

- право на  обращение в Конституционный  Суд РФ имеют определенные  органы и должностные лица, а также граждане по делам о нарушении их конституционных прав и свобод.

- само обращение  оформляется в виде запроса, ходатайства, жалобы.

- само заявление  оформляется по определенной  форме, с приложением определенных  документов (с оплатой государственной пошлины).

- основанием  для рассмотрения является обнаружившаяся  неопределенность в толковании конституционных норм либо несоответствие чего-либо конституционным нормам.

- наиболее важные  вопросы (толкование Конституции  РФ и др.) рассматриваются на  совместном (пленарном) заседании обеих палат Конституционного Суда РФ.

- до самого  рассмотрения жалоба рассматривается секретариатом Конституционного Суда РФ, затем проводится предварительное изучение одним или несколькими судьями, затем - само слушание.

- некоторые  решения (например, толкование Конституции  РФ) принимаются квалифицированным большинством голосов судей Конституционного Суда РФ.

- вынесенное  решение не подлежит утверждению  и не может быть обжаловано, имеет силу прямого и непосредственного действия.

- решение Конституционного  Суда РФ вступает в силу  со дня своего опубликования,  если в самом решении не указана более поздняя дата.

- решения Конституционного  Суда РФ принимаются в виде  постановлений, заключений и определений. 

- решения Конституционного  Суда РФ могут касаться исключительно  вопросов права, Конституционный Суд РФ не может дать фактическую оценку имеющихся обстоятельств.

- запрещен пересмотр  решений Конституционного Суда  РФ попыткой повторного принятия  недействительного акта.

- принцип гласности  несколько ограничен: лицам, не  являющимся участникам процесса, разрешено находиться на слушании дела только по специальному разрешению.

- при вынесении  решения Конституционный Суд  РФ проверяет соответствие оспариваемого акта Конституции РФ, а не законным или подзаконным актам.

- конституционное  судопроизводство ведется только  на государственном (русском) языке.

- судья Конституционного  Суда РФ, не согласный с решением  Конституционного Суда РФ, имеет  право на письменное особое  мнение.

 

  1. Решения Конституционного Суда Российской Федерации, их виды и юридическая сила.

- некоторые  решения (например, толкование Конституции РФ) принимаются квалифицированным большинством голосов судей Конституционного Суда РФ.

- вынесенное  решение не подлежит утверждению  и не может быть обжаловано, имеет силу прямого и непосредственного действия.

- решение Конституционного Суда РФ вступает в силу со дня своего опубликования, если в самом решении не указана более поздняя дата.

- решения Конституционного  Суда РФ принимаются в виде  постановлений, заключений и определений. 

- решения Конституционного  Суда РФ могут касаться исключительно вопросов права, Конституционный Суд РФ не может дать фактическую оценку имеющихся обстоятельств.

- запрещен пересмотр  решений Конституционного Суда  РФ попыткой повторного принятия  недействительного акта.

- при вынесении  решения Конституционный Суд РФ проверяет соответствие оспариваемого акта Конституции РФ, а не законным или подзаконным актам.

 

  1. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации, его функции и принимаемые решения.

Конституционный Суд РФ и неподнадзорные ему конституционные (уставные) суды субъектов РФ, которые осуществляют функцию конституционного контроля

В соответствии с Конституцией РФ одной из основ  является признание права входящих в ее состав республик иметь свои конституции и законодательства, а др.субъектов РФ – уставы и законодательство, допускается возможность существования локальных правовых систем, включающих в себя множество нормативных актов, нуждающихся в четкой внутренней согласованности. Конституционные уставные суды субъектов РФ должны устранять пробелы в механизме обеспечения согласованности всей правовой системы. Полномочия конституционный (уставных) судов обозначены в ст. 27 Закона о судебной системе, к ним отнесено рассмотрение актов о соответствии конституции (уставу) субъекта РФ: принятых в нем законов; нормативных правовых актов его органов гос-ной власти; нормативных правовых актов органов местного самоуправления; а также актов толкования конституции и (устава). Идея учреждения конституционных (уставных) судов начала возникать в начале 90-х годов, когда обозначился процесс поиска эффективных форм конституционного контроля. Первый официальный шаг по признанию легитимности такого рода органов сделан 31 дек.1996 г., когда состоялось подписание Президентом РФ Закона о судебной системе. Финансирование этих судов возложено на субъекты РФ. Решение конституционного (уставного) суда, принятое в пределах предоставленных ему полномочий, не может быть отменено никаким др.судом. Этим подчеркивается автономность таких судов от всех др.судов, в  т.ч. КС РФ.

Информация о работе Лекции по "Правоохранительные органы"