Нематериальные блага как объекты гражданских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 06:36, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в создании целостного представления о нематериальных благах как объектах гражданских прав на основе анализа действующего гражданского законодательства и правоприменительной практики. Названная цель обусловила постановку следующих теоретических и научно-практических задач:
- определение сущности нематериального блага как явления объективной действительности;
- выявление признаков нематериальных благ как особых объектов гражданских прав;

Содержание работы

Ведение…………………………………………………………………………….3
Глава I. Определение понятия нематериальных благ
как объектов гражданских прав……………………………………………….7
1.1. Понятие, сущность и место нематериальных благ
в гражданском праве ……………………………………………………………..7
1.2. Соотношение понятий «нематериальные блага» и «личные неимущественные права»…………………………………………………….....15
1.3. Классификация нематериальных благ……………………………………..21
Глава II. Гражданско-правовое регулирование отдельных видов нематериальных благ………………………………………………………….23
2.1. Право на жизнь……………………………………………………………...23
2.2. Право на здоровье…………………………………………………………...36
2.3. Право на имя………………………………………………………………...42
2.4. Честь, достоинство, деловая репутация и право на них………………….50
2.5. Право на неприкосновенность частной жизни……………………………59
Заключение……………………………………………………………………...67
Список использованных источников………………………………………..70

Файлы: 1 файл

Дипломная.doc

— 374.00 Кб (Скачать файл)

Обратим внимание на то, что п. 1 ст. 25 включает в число необходимых условий «здоровье и благополучие», причем здоровье выступает мерилом жизненного уровня. Таким образом, хотя право на здоровье не провозглашено прямо, оно зафиксировано как специфическая часть права на достойные условия жизни.

В связи с  Всеобщей декларацией прав человека следует обратить внимание не только на содержание соответствующего права, но и на правовой статус самой Декларации, которая признана частью международного обычного права.

Право на здоровье прямо предусмотрено в ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах:

«1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.

2. Меры, которые  должны быть приняты участвующими в настоящем Пакте государствами для полного осуществления этого права, включают мероприятия, необходимые для:

a) обеспечения  сокращения мертворождаемости и  детской смертности и здорового  развития ребенка;

b) улучшения  всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности;

c) предупреждения  и лечения эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней  и борьбы с ними;

d) создания условий,  которые обеспечивали бы всем  медицинскую помощь и медицинский  уход в случае болезни».

Обратим внимание на некоторые особенности закрепления  права на здоровье в этом документе.

Обязательство, предусмотренное ст. 12, адресовано государствам. Государства обязаны признавать наличие права индивида, гарантируемого государством. Здесь употреблено слово «государства признают», а не «берут на себя» или «обязуются», т.е. обязательство не конструируется государствами, а они лишь признают уже существующее в реальности. Значит, право на здоровье может существовать вне зависимости от признания или непризнания его государством. Правда, здесь невозможно усмотреть универсальность обязательства, так что этого обязательства признавать право на здоровье не существует у государства, не участвующего в Пакте.

Далее, в ст. 12 нет определения здоровья, но его наличие явно связывается с физическим и ментальным благополучием, причем с благополучием высокого стандарта. Нет в этой статье и точно определенного стандарта того, что должно быть достигнуто. Уровень явно связывается с теми возможностями, которыми располагает каждое отдельное государство, что, конечно, не дает возможности установить и точное содержание самого права.

Необходимо  отметить, что перечисление в п. 2 ст. 12 - это не изложение самого права, а только указание на те области, в которых должны быть предприняты некие усилия для предоставления человеку права на здоровье. Тем не менее, это перечисление позволяет определить состав обязательства, лежащего на государстве. Действительно, государство не может напрямую гарантировать предоставление здоровья, оно может лишь предоставить условия для достижения здоровья.

Международный пакт о гражданских и политических правах не содержит напрямую нормы  о праве на здоровье, но в нем  немало положений о правах, непосредственно  связанных с правом на здоровье, как право на жизнь (ст. 6), на свободу от пыток (ст. 7), на свободу и безопасность личности (ст. 9), на гуманное обращение с заключенными (ст. 10), на свободу мысли, совести и религии (ст. 18) и на свободу искать, получать и распространять информацию (ст. 19).

Другие договоры регулируют ряд прав человека, непосредственно  соприкасающихся с правом на здоровье. Это Конвенции против геноцида, пыток  и военных преступлений.

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации82 подчеркивает принцип недискриминации и равное право, установленные двумя Пактами, о которых говорилось выше. В ст. 5 Конвенции при перечислении прав, в осуществлении которых недопустима дискриминация, среди экономических, социальных и культурных прав особо отмечено право на здравоохранение, медицинскую помощь, социальное обеспечение и социальное обслуживание. В отличие от Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах в данной Конвенции ссылка на право на здоровье сформулирована в терминах предоставления услуг (здравоохранения).

В дополнение к  требованию равноправия Конвенция  о ликвидации всех форм дискриминации  в отношении женщин83 признает право на охрану здоровья и безопасные условия труда, в том числе по сохранению функции продолжения рода (ст. 11.1.f). В данной Конвенции употреблен термин «охрана здоровья», которого не было в принятых ранее документах. Использование этого термина подразумевает, очевидно, принятие мер к созданию условий, способствующих более высокому уровню здоровья, или, по меньшей мере, устранение помех здоровью. Эта Конвенция также подтверждает, что здравоохранение в отношении женщин может быть особенным в силу материнства, а также предусматривает, что материнство и продолжение рода вообще есть часть права на здоровье.

Конвенция о правах ребенка84 не ставит специальный акцент на праве на здоровье, но затрагивает его двояко. Во-первых, принципом этой Конвенции является подход «не навреди» при регулировании охраны детей от опасности или ненадлежащего обращения (ст. 6). Во-вторых, при определении содержания права на здоровье должен быть «наилучший учет интересов ребенка» (ст. ст. 3, 18).

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Европейская  конвенция о правах человека) - наиболее знакомый нам договор. В ней в  утвердительной форме не закрепляются никакие права. Однако непосредственно связанная с Конвенцией Европейская социальная хартия говорит о мерах, которые должны быть приняты для охраны здоровья85. Это означает, что право на здоровье - это не просто право на получение медицинского обслуживания, но право на создание всеобъемлющей системы сохранения здоровья.

Таким образом, из проведенного анализа можно сделать вывод, что право на здоровье входит в  число прав человека, признанных международным  правом. Этому праву человека соответствует обязанность государства принимать активные меры к его осуществлению.

Право на здоровье должно осуществляться в соответствии с ресурсами, имеющимися у государства. Тем не менее, население государства вправе требовать охраны права на здоровье именно как одного из прав человека.

Право на здоровье не означает только получение медицинской помощи в случае болезни либо таких медицинских  услуг, как санитария или прививки. Оно распространяется на те сферы  жизни человека, которые могут  создать угрозу здоровью, как условия труда или плохое состояние природной среды.

2.3. Право на имя

 

Право на имя - одно из личных неимущественных прав гражданина. Присвоение человеку имени - основной способ индивидуализации личности в  обществе, позволяющий выделить человека из массы других людей как вполне определенного участника общественных отношений.

К числу норм, устанавливающих  правила осуществления и защиты права на имя, относятся ст. 19 ГК РФ, ст. ст. 58, 59 Семейного кодекса РФ86 (далее – СК РФ). Нормы, регулирующие осуществление права на имя, содержатся и в Федеральном законе «Об актах гражданского состояния»87 (далее - Закон об актах). В случае противоречия между Законом об актах и СК преимущество следует отдавать нормам Закона, как более позднего нормативного акта.

Пункт 1 ст. 19 ГК определяет составные части имени человека. К ним в общем случае относятся: личное имя (собственно имя); наименование по отцу (отчество); наследственное семейное наименование (фамилия). Однако из закона или национального обычая может следовать иной состав имени. В частности, в него может не входить отчество человека; как показывает анализ зарубежного права, в редких случаях в состав имени может не входить и фамилия (например, Исландия)88.

Содержание права гражданина на имя составляют следующие отдельные правомочия: право на получение имени; право на пользование именем; право на неприкосновенность имени; право на перемену имени; право на защиту имени.

Право гражданина на получение  имени обеспечивается п. 1 ст. 58 СК, где  предусмотрено право ребенка  на имя, отчество и фамилию. Этому праву корреспондирует обязанность определенных в законе лиц и государственных органов присвоить ребенку имя. Основаниями присвоения имени являются: волеизъявление родителей (родителя); административный акт уполномоченных органов; закон. Как показывает анализ п. п. 2 - 5 ст. 58 СК и ст. 18 Закона об актах, совместное волеизъявление родителей - необходимое условие для присвоения ребенку только собственно имени, которое дается ребенку по соглашению родителей. Что касается отчества и фамилии, то в общем случае они присваиваются ребенку согласно ст. 58 СК независимо от волеизъявления родителей: отчество - по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ или не основано на национальном обычае, а фамилия - по фамилии родителей. Исключение из этого общего правила в отношении отчества ребенка представляет ситуация, когда отцовство не установлено - в этом случае не только имя, но и отчество ребенка оказывается результатом волеизъявления его матери (п. 5 ст. 58, п. 3 ст. 51 СК). В отношении фамилии ребенка соглашение родителей оказывается необходимым только при разных фамилиях родителей (п. 3 ст. 58 СК).

Указание органа опеки  и попечительства является основанием присвоения ребенку собственно имени  или фамилии при отсутствии соглашения между родителями по этому поводу (п. 4 ст. 58 СК). Фамилия, имя и отчество найденному (подкинутому) ребенку присваиваются на основании указания органа опеки, или органа внутренних дел, либо организации (социальной защиты населения, медицинской или воспитательной), в которую помещен такой ребенок (п. 3 ст. 19 Закона об актах).

Право гражданина на получение  имени должно быть реализовано в  кратчайшие сроки. Это условие следует  из п. 1 ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка от 1989 г., где предусмотрено, что ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя. Осуществление этого права обеспечивается установлением в п. 6 ст. 16 Закона об актах месячного срока, в пределах которого родителями или иными лицами должно быть сделано заявление о рождении ребенка в орган регистрации актов гражданского состояния. Согласно ст. 18 того же Закона, регистрация рождения ребенка не может быть осуществлена без указания в акте о рождении имени, отчества и фамилии ребенка, поэтому регистрация рождения ребенка оказывается одновременно и регистрацией полученного им при рождении имени. На недопущение промедления с государственной регистрацией рождения найденного (подкинутого) ребенка направлены требования ст. 19 Закона об актах, обязывающие лицо, нашедшее ребенка, заявить об этом в течение сорока восьми часов в орган внутренних дел или в орган опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка, а орган внутренних дел, орган опеки и попечительства либо медицинскую организацию, воспитательную организацию или организацию социальной защиты населения, в которую помещен такой ребенок, - заявить о государственной регистрации его рождения не позднее чем через семь дней со дня обнаружения ребенка.

С момента регистрации  своего имени гражданин приобретает право пользоваться им для участия в правовых отношениях, т.е. приобретать и осуществлять под этим именем права и обязанности (п. 1 ст. 19 ГК). В случаях и в порядке, предусмотренных законом, гражданин может использовать вымышленное имя (псевдоним). Так, ст. 1265 ГК РФ предоставляет автору произведения науки, литературы и искусства право использовать свое произведение как под подлинным именем автора, так и под псевдонимом либо без обозначения имени, т.е. анонимно. Каких-либо ограничений в отношении выбора псевдонима ст. 1265 ГК РФ не содержит, но это не означает, что таких ограничений нет.

Ограничение в  выборе псевдонима следует как из конституционного принципа недопустимости нарушения прав других лиц при  осуществлении прав и свобод гражданина (п. 3 ст. 17 Конституции РФ), так и из установленного в п. 4 ст. 19 ГК запрета на приобретение прав (в том числе и прав автора произведения) и обязанностей под именем другого лица. Отсюда следует, что псевдоним автора не должен совпадать с подлинным именем другого лица. Если такое совпадение, хотя бы и без умысла со стороны автора, возникает, обладатель совпавшего с псевдонимом подлинного имени вправе требовать прекращения использования псевдонима, т.е. пресечения действий, нарушающих право обладателя подлинного имени на его неприкосновенность. Как избежать совпадения? Напомним, что термин «имя» в смысле ст. 19 ГК включает в себя собственно имя, отчество и фамилию, которые в совокупности образуют полное имя гражданина. Поэтому использование в псевдониме не всех, а лишь отдельных частей полного имени позволяет исключить риск нарушения запрета, установленного в п. 4 ст. 19 ГК.

Следует заметить, что запрет на приобретение прав и  обязанностей под именем другого  лица направлен не только на обеспечение  неприкосновенности чужого имени. Другая, не менее важная, цель этого запрета состоит в защите от дезориентации неопределенного круга субъектов, могущих вступить с гражданином в правовые отношения. Последствием приобретения прав и обязанностей под именем другого лица может оказаться неправильное определение субъекта ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств либо затруднительность или невозможность установления такого субъекта.

Совершение  сделки под именем другого лица влечет ее ничтожность (ст. 168 ГК). Это действие не следует смешивать с заключением сделки неуполномоченным лицом (ст. 183 ГК). В первом случае целью лица, совершающего сделку, является создание правовых последствий для себя, но под чужим именем; в результате ничтожности такой сделки правовых последствий (кроме связанных с ее недействительностью) не возникает. Во втором случае цель неуполномоченного представителя - создание правовых последствий для потенциального представляемого, и если последний прямо не одобрит сделку, она считается заключенной от имени совершившего ее лица, т.е. неуполномоченный представитель сам становится стороной сделки.

Информация о работе Нематериальные блага как объекты гражданских прав