Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 16:00, доклад
Формирование правового поля образования и науки - одно из наиболее актуальных задач для украинского государства, поскольку эта область является основой развития любого общества. Все ведущие страны Востока и Западу ныне активно развивают так называемую инновационную экономику, признаком которой являются создания все большего количества научных привычек за единицу времени, при этом в социальном развитии с его приоритетом человеческих ценностей на первый план выходят нужды в становлении личностного общества. Чтобы реализовать основное богатство Украины - интеллект ее граждан, - следует иметь четкие, общепонятные правовые нормы деятельности учебных заведений и науки.
Нормативно-правовая база оказания образовательных услуг в Украине
Формирование правового поля образования и науки - одно из наиболее актуальных задач для украинского государства, поскольку эта область является основой развития любого общества. Все ведущие страны Востока и Западу ныне активно развивают так называемую инновационную экономику, признаком которой являются создания все большего количества научных привычек за единицу времени, при этом в социальном развитии с его приоритетом человеческих ценностей на первый план выходят нужды в становлении личностного общества. Чтобы реализовать основное богатство Украины - интеллект ее граждан, - следует иметь четкие, общепонятные правовые нормы деятельности учебных заведений и науки.
Издавна в Украине в почете были образование и наука. Антиохийський архидьякон Павел Алепский, путешествуя по Украине в XVIII ст., писал о наших прадедах: «... Все они, за незначительным исключением, грамотные, даже большинство их женщин и дочерей умеют читать, ... священники учат сирот и не дают им слоняться невеждами по улицам. А детей в них больше, чем травы, и все дети умеют читать, даже сироты».
Развитие образования и науки в Украине тесно связано с историей и развитием украинской нации и государства. От Ярослава Мудрого, Петра Могилы, Богдана Хмельницкого к Михаилу Грушевского и нынешнему государству, где забота о науке и образовании была и является постоянной. История развития законодательства в Украине весьма продолжительна, имеет давние традиции и корни. В частности, во времена Ярослава Мудрого было введено школьное образование для детей «нарочитой чаде», а со временем вышел и первый свод законов Владимира Мономаха «Поучение детям», были учреждены Острожский греко-славянский коллегиум, братские школы, где обучения регламентировалось уставом – «Порядком школьным». Г. Грушевский в своей работе “Основания большой Украины” выражал идеи о том, что образование в народной, а со временем средней школе должно прежде всего стать обязательной. В другой работе «Культура красоты и культура жизни» он делал замечание о том, что было бы хорошо, если бы в библиотеке рядом с Шевченковским «Кобзарем» можно было найти умные отечественные законы.
В первой Декларации Генерального Секретариата Центрального Совета от 26 июня 1917 г. речь шла о намерении соединить в одних руках все руководство школьным образованием. В деле внешкольного образования относилась цель помочь культурным обществам. Создавались Всеукраинский школьный совет, школьные округи.
В 1917 г. в резолюции Всеукраинского учительского съезда в Киеве отмечалось, что в школьной работе должен быть национальное творчество - словесная, музыкальная, художественная - в зависимости от индивидуального наклона каждого ребенка.
В 1918 г. были приняты законы Украинского государства об обязательном обучении украинскому языку и литературе, а также истории и географии Украины в средней школе. Среди важных законов того времени можно назвать закон Украинского государства об учреждении Украинской академии наук, первым президентом какой стал В. Вернадский.
Значительного развития приобрела законодательная та нормативно-правовая база в советские времена.
До 1991 г. стратегия образования в Украине и условия ее реализации регламентировались Законом Украины «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в Украинской ССР» (от 17 апреля 1959 г.), основами законодательства Союза ССР о народном образовании (от 19 июля 1973 г.), Законом Украины «О народном образовании» (от 28 июня 1974 г.) и соответствующими постановлениями Верховной Рады Украины, Совета Министров Украины.
В 1991 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «Об образовании», который выполнил важные функции - урегулирование общественных отношений в области обучения, воспитания, профессиональной, научной, общекультурной подготовки граждан, определил основные принципы развития образования, закрепил полномочия государственных органов управления учебными заведениями относительно реализации государственной политики.
Внутренние и внешние приоритеты образовательного, научного законотворчества предопределяют вопрос относительно общей идеологии этого процесса. Идеология законотворчества образовательно-научной области - своеобразный дух законов, которые регулируют отношения в сфере образования, науки, формируется на основе трех основных самостоятельных социокультурных потоков: объективно-исторического процесса украинского создания государства, общецивилизационного поворота человечества к демократии, традиционной украинской национальной культуре и народной педагогике. Оптимальное объединение обусловленных этими потоками духовных доминант и создает тот правовой фундамент, на которм разворачивается законотворческая практика в области образования и науки в этот трансформационный период.
Определяющим событием в истории образовательной области Украины стало принятие 28 июня 1996 г. Конституции независимой Украины, в ст. 53 которой указано: «... Каждый имеет право на образование. Полное среднее образование является обязательным. Государство обеспечивает доступность и безвозмездность дошкольного, полного общего среднего, профессионально-технического, высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях; развитие дошкольного, полного общего среднего, внешкольного, профессионально-технического, высшего и последипломного образования, разных форм обучения; предоставление государственных стипендий и льгот ученикам и студентам».
Основу образовательного законодательства Украины сегодня составляет ряд законов Украины: «Об образовании», «О дошкольном образовании», «О внешкольном образовании», «О профессионально-техническом образовании», «О высшем образовании», а также Указы Президента Украины: «О Министерстве образования и науки Украины», «О мероприятиях по улучшению функционирования и развития общей средней школы», «О мероприятиях по реформированию системы подготовки специалистов и трудоустройство выпускников высших учебных закладов», «О дополнительных мерах относительно реализации государственной молодежной политики».
Функциональнообразовательная деятельность регламентируется постановлениями
Кабинета Министров Украины, такими как
«Об утверждении комплексного плана мероприятий
по развитию общего среднего образования
в 1999-2012 годах»; «О развитии сельской общеобразовательной
школы», «О переходе общеобразовательных
учебных заведений на новое содержание,
структуру и 12-летний срок обучения», «Об утверждении положения
о образовательно-
Конституционное право граждан на результаты своей интеллектуальной деятельности (ст. 54 Конституции) реализуется с помощью ряда законодательных актов, которыми обеспечивается право на выбор и осуществление интеллектуальной, творческой деятельности, свобода литературной, художественной, научной деятельности и творчества. К таким принадлежат Законы Украины «О научной и научно-технической деятельности» от 13 декабря 1991 г. в редакции 1998 г., «О научной и научно-технической экспертизе» от 10 февраля 1995 г., Указы Президента Украины: «О высшей аттестационной комиссии Украины» от 25 февраля 1992 г., «О государственной поддержке научной деятельности Академии Наук Украины» от 22 марта 1994 г. и иные акты законодательства Украины.
Конституцией, Гражданским кодексом, законодательством Украины обеспечиваются права интеллектуальной собственности, авторские и связанные с ними имущественные и моральные интересы граждан. Объектом права интеллектуальной собственности есть произведения науки, литературы и искусства, изобретения, полезные модели, образцы, рационализаторские предложения, знаки для товаров и услуг, результаты научно-исследовательских работ и другие результаты интеллектуальной работы. Граждане пользуются одинаковыми с юридическими лицами и государством правами интеллектуальной собственности. Эти права гарантируются тем, что без согласия автора (владельца) никто не может использовать их, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Так, соответственно Закону Украины 2Об охране прав на изобретения и полезные модели» от 15 декабря 1993 г. изобретателю принадлежит право авторства, которое есть неотчуждаемым личным правом и предохраняется бессрочно. Законом «Об авторском праве и сопредельных правах» от 23 декабря 1993 г. охраняются произведения в области науки, литературы и искусства. Автору или другому лицу, которое имеет соответствующее право, принадлежит исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.
Охрана результатов интеллектуальной собственности обеспечивается Гражданским кодексом Украины, а также Законами Украины: «Об охране прав на сорта растений» (от 12 апреля 1993 г. в редакции 2002 г.), «О племенном животноводстве», «О научно-технической информации» (от 25 июня 1993 г.).
Важной задачам законодательства Украины есть поддержка развития информационных технологий, функционирование и защита информации. Законы Украины «Об охране прав на топографии интегральных схем» от 5 ноября 1997 г., «О защите информации в автоматизированных системах”, “Об электронной цифровой подписи», «Об электронном документе и электронном документообороте», «О национальной программе информатизации» и другие определяют в целом правовые основы информационного обеспечения деятельности общества.
Государство приняло ряд законов в поддержку украинской науки и производства, направленных на стимулирование инновационной деятельности. К таким следует отнести Законы: «Об инновационной деятельности» от 4 июня 2002 г., «О специальном режиме инвестиционной и инновационной деятельности технологических парков» от 16 июня 1999 г., «О приоритетных направлениях развития науки и техники» от 11 июня 2001 г., «О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине» от 16 января 2003 г.
С целью обеспечения прав на результаты интеллектуальной собственности государство оказывает содействие развитию науки, установлению технических научных связей Украины с мировым сообществом. Основные направления, формы и методы государственной поддержки в этой сфере науки и научно-технической деятельности, определенные в Законе Украины «О научной и научно-технической деятельности», регламентируются международными соглашениями, конвенциями и договорами, которые ратифицируются Верховной Радой Украины. Только в области охраны интеллектуальной собственности Украина присоединилась к международным актам.
Важным направлением деятельности в сфере создания законодательного правого поля в сфере образования является международное сотрудничество, которое призвано обеспечить интеграцию национального образования в международное образовательное пространство с учетом следующих основополагающих принципов: приоритет национальных интересов; сохранение и развитие интеллектуального потенциала нации; ориентация на национальные, общечеловеческие фундаментальные ценности.
Методологическими и социально-политическими интегрированными документами, которые были положены в основу развития образования в Украине на мировому равные, выбора приоритетов этого развития, стали резолюции и рекомендации ЮНЕСКО по вопросам образования, в частности “Рекомендации относительно образования в духе международного взаимопонимания, сотрудничества, мира и образования в области прав человека и основных свобод личности” (Париж, 1974 г.), “Всемирная программа действий в области образования из прав человека и демократии” (Монреаль, 1993 г.), “Декларация Министров”, принятая на 44-и сессии Международной конференции по вопросам образования (Женева, 1994 г.), “Интегрированные рамки действий в области образования в духе мира, прав человека и демократии” (Париж, 1995 г.), Международная стандартная классификация образования (МСКО, ЮНЕСКО, 1997 г.).
Законом, который устанавливает главные просвещенские приоритеты, есть Закон Украины “Об образовании”, который определил образование как основу интеллектуального, культурного, духовного, социального, экономического развития общества и государства. Целью образования является всестороннее развитие человека как личности и высочайшей ценности общества, развитие ее талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, формирование граждан, способных к сознательному общественному выбору, обогащению на этой основе интеллектуального, творческого, культурного потенциала народа, повышение его образовательного уровня, обеспечение народного хозяйства квалифицированными специалистами.
Задачам законодательства Украины об образовании есть регулирования общественного отношения в области обучения, воспитание, профессиональной, научной, общекультурной подготовки Украины. Законом определено, что право на образование обеспечивается разветвленной сетью учебных заведений, научных учреждений, закладов последипломного образования; открытым характером учебных заведений, созданием условий для выбора профиля обучения и воспитанию соответственно способностям, интересам граждан. Определяет закон и формы обучения - очную, заочную, вечернюю, экстернат и педагогический патронаж.
Закон Украины “Об образовании” обязывает государство осуществлять социальную защиту воспитанников, учеников, студентов, курсантов, аспирантов, докторантов и других лиц независимо от форм их обучения и типам учебных заведений, где они учатся.
Закон определяет, что основными принципами образования в Украине есть: доступность образовательных услуг; равенство условий для реализации способностей личности; гуманизм, демократизм, приоритетность общечеловеческих ценностей; связь с мировой и национальной историей, культурой, традициями; независимость образования от политических партий, общественных и религиозных организаций; научный, светский характер образования; интеграция с наукой и производством; взаимосвязь с образованием других стран; единство и преемственность системы образования; непрерывность и разнообразие образования; объединение государственного управления и общественного самоуправления.
Для управления образованием в Украине создана система государственных органов управления: Министерство образования и науки Украины; министерства и ведомства Украины, которым подчинены учебные заведения; Высшая аттестационная комиссия Украины. Образованием опекаются местные органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления и подчиненные им органы управления образованием.
Информация о работе Нормативно-правовая база оказания образовательных услуг в Украине