Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 16:00, доклад
Формирование правового поля образования и науки - одно из наиболее актуальных задач для украинского государства, поскольку эта область является основой развития любого общества. Все ведущие страны Востока и Западу ныне активно развивают так называемую инновационную экономику, признаком которой являются создания все большего количества научных привычек за единицу времени, при этом в социальном развитии с его приоритетом человеческих ценностей на первый план выходят нужды в становлении личностного общества. Чтобы реализовать основное богатство Украины - интеллект ее граждан, - следует иметь четкие, общепонятные правовые нормы деятельности учебных заведений и науки.
Статья 13 Закона Украины «Об образовании» предусматривает создание и равноправное функционирование образовательных заведений разнообразных организационно-правовых форм — государственных, муниципальных, негосударственных. Статья 16 определяет, кто имеет право открыть учебно- воспитательное заведение. Кроме государственных, называются кооперативные и общественные организации, предприятия и частные лица. В этой же статье предусматривается, что создание учебного заведения (независимо от формы собственности) возможно лишь при наличии «необходимой базы» и «педагогических кадров». Это могло быть препятствием на пути к образованию новых ВУЗов, если бы Закон определял состав первого и второго, иными словами - что должно входить в необходимую материально-техническую базу и каким должен быть состав преподавателей. Поскольку такого определения в Законе нет, организаторы нового учебного заведения получали право самим устанавливать, какая материальная база и состав преподавателей является «достаточной» для полноценного учебного процесса и обеспечения качества образования в объеме государственных требований.
Закон в новой редакции вступил в действие 23 марта 1996 г. В нем отмечается, что «заведения образования создаются органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, гражданами, в соответствии с социально-экономическими, национальными, культурно-образовательными потребностями в них, при наличии необходимой материально-технической, научно-методической базы, педагогических кадров» (п. 1. ст. 18). Вместе с тем предусматривается, что «деятельность заведения образования начинается при наличии лицензии на осуществление деятельности, связанной с предоставлением услуг для получения образования и подготовкой специалистов разных уровней квалификации» (п. 5. ст. 18).
Новая редакция Закона «Об образовании» во многом непоследовательна и противоречива. С одной стороны, Закон провозглашает образование делом не только государства, но и всего общества, с другой — он утверждает монополизм государственного управления образованием. Так, статья 5 Закона предусматривает, что контроль за деятельностью всех органов образования, независимо от форм собственности, осуществляют только государственные органы управления, а в статье 12 предусматривается, что важнейшие вопросы образовательной деятельности решаются сугубо Министерством образования. Нонсенсом с правовой точки зрения являются те положения Закона, которые предоставляют государственным органам управления образованием, в сущности, судебные полномочия. Противоречит законодательству пункт 4 ст. 18 Закона Украины «Об образовании», согласно которому потребность в высших учебных заведениях и их сеть определяется Кабинетом Министров Украины.
В 1994 г. был принят ряд нормативных актов, призванных, как отмечалось в них, улучшить качество образования в Украине. 5 апреля 1994 г. Кабинет Министров Украины принял постановление «О порядке создания, реорганизации и ликвидации учебно-воспитательных заведений». Постановление подтверждало предыдущие разрешения на организацию заведений образования, в том числе высших, государственными и кооперативными органами, общественными организациями, предприятиями, учреждениями и частными лицами. В постановлении предусматривается, что «учебно-воспитательные заведения, независимо от их принадлежности, могут начинать деятельность, связанную с предоставлением услуг для получения... образования, подготовкой специалистов разных уровней квалификации, лишь по получении специальных разрешений (лицензий)». Таким образом, технология создания негосударственного учебного заведения регламентировалась более четко. Лицензия стала необходимой предпосылкой открытия заведения, в то время как раньше настоящий документ получался в ходе его деятельности. Учебно-воспитательные заведения, получившие лицензии, включались в Государственный реестр учебно-воспитательных заведений Украины.
12 сентября 1995 г. Президент Украины подписал Указ «Об основных направлениях реформирования высшего образования в Украине». Констатировался глубокий кризис высшей школы и необходимость ее глубокого системного реформирования с целью приспособления к рыночным условиям. Среди ряда мероприятий, направленных на усовершенствование системы подготовки специалистов, предусматривалось «пересмотреть сеть высших учебных заведений, основанных на негосударственной форме собственности, с целью предоставления государственной поддержки заведениям, которые осуществляют подготовку специалистов на уровне государственных требований». Таким образом, речь шла о продолжении
упорядочения сектора негосударственных заведений высшего образования, предусматривалась поддержка лучших из них, что на практике выполнено не было.
Указом Президента «О мероприятиях по совершенствованию деятельности органов образования» от 10 октября 1995 г. предусматривалось создание Государственной аккредитационной Комиссии (ГАК), которая должна была заменить Межотраслевую республиканскую аккредитационную комиссию. Старая схема аккредитации, которая включала лицензирование и аттестацию, заменялась новой, несколько отличающейся от предыдущей. Указом Президента предусматривалось также поставить решительную преграду последующей деятельности нелицензированных ВУЗов, которые продолжали образовательную деятельность после 1 июля 1995 г. Перед Кабинетом Министров Украины ставилось задание принять меры относительно прекращения образовательной деятельности заведений, которые не получили лицензий.
Государственная аккредитационная комиссия была утверждена Постановлением Кабинета Министров Украины от 12 февраля 1996 г. «О
г
лицензировании, аттестации и аккредитации заведений образования», которое заменило предыдущее правительственное постановление от 1 июня 1992 г. «Об ' аккредитации высших учебных заведений». Новый порядок лицензирования был значительно сложнее, чем предыдущий. Ввиду тогдашнего состояния дел в сфере высшего образования, устанавливать жесткие критерии лицензирования было необходимо, но сама эта процедура должна быть достаточно простой, прозрачной. Лучше, если ее осуществляют независимые от государства автономные аккредитационные органы. Но они еще не сложились не только в Украине, но, по оценкам исследователей, и в других постсоциалистических странах Европы. 1996 г. оказался рубежом, который знаменовал начало нового этапа в истории становления негосударственного высшего образования Украины, формирования его нормативно-правовой базы: были приняты Конституция Украины, которая закрепила частную собственность в Украине
(следовательно, и в образовании), Закон Украины «О внесении изменений и дополнений в Закон Украинской ССР «Об образовании» (23 марта 1996 г.), Постановление Кабинета Министров Украины от 12 февраля 1996 г. № 200 «О лицензировании, аттестации и аккредитации заведений образования» и ряда других нормативных документов, которые стали базой для совершенствования образования в Украине. Как справедливо заметил И.И. Тимошенко, «усложненный, затянутый во времени регламент прохождения лицензионных и аккредитационных документов, нечеткость положений о составе и полномочиях профессиональных советов и др. не только не разрешили годами накопленные проблемы, но и значительно их усугубили, а то и обострили ... » [355, с.83].
17 января 2002 г. Верховный Совет Украины принял Закон «О высшем образовании» (вступил в силу 5 марта 2002 г.). «Данный Закон впервые системно определил и описал основные элементы и процессы функционирования высшего образования, а также установил принципы взаимодействия субъектов образовательной деятельности» [371, с.ЗЗ]. Закон внес существенные изменения в правовое поле высшего образования и требует приведения в соответствие с ним других нормативно-правовых актов, а также разработки и принятия новых нормативно-правовых актов [177, с.1]. Пункт 2 Заключительных положений Закона вменяет Кабинету Министров Украины в шестимесячный срок со дня вступления в силу Закона разработать и принять предусмотренные им нормативно-правовые акты.
Закон «О высшем образовании» следует признать шагом вперед в деле адаптации образовательного законодательства Украины к законодательству Европейского Союза и реализации «Стратегии интеграции Украины в Европейский Союз», утвержденной Указом Президента Украины от 11 июня 1998 г. № 615-98 [20], и положений «Концепции общегосударственной программы адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза», одобренной Законом Украины от 21 ноября 2002 г. № 228-1У [4].
Практика применения Закона подтвердила, что его нормы создают благоприятные условия для реализации права граждан Украины на высшее образование. Так, статья 4 Закона предусматривает, что граждане Украины имеют право безвозмездно получать высшее образование в государственных и коммунальных высших учебных заведениях на конкурсной основе в пределах стандартов высшего образования, если определенный образовательно- квалификационный уровень гражданин получает впервые. Иностранцы и лица без гражданства имеют право на получение высшего образования в Украине на платной основе. В этом же направлении важной следует признать статью 23 (п. 4) Закона, которая установила 51%-й набор на обучение по государственному заказу в ВУЗах государственной и коммунальной форм собственности.
Некоторые статьи Закона сформулированы нечетко, и на практике их истолковывают по-разному. Так, например, п. 2 статьи 23 Закона предусматривает, что ВУЗ по закону может выступать основателем, соучредителем других юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в соответствии с направлениями учебно-научно-производственной деятельности ВУЗа. На основании этого пункта некоторые ВУЗы создавали факультеты, филиалы за пределами ВУЗа. Возникает вопрос, в соответствии с каким законом можно создавать другие юридические лица - Законом «О высшем образовании» или каким-то иным законом? В связи с вышеизложенным Министерство образования и науки Украины в упомянутом Приказе от 10 мая 2002 г. № 296 «О применении закона Украины «О высшем образовании» разъяснило, что ВУЗы, основанные на государственной и коммунальной формах собственности, в соответствии со статьей 23 Закона не могут выступать основателями (соучредителями) других юридических лиц до принятия соответствующего закона, который бы позволял такое право. Решением коллегии Министерства образования и науки Украины от 23 мая 2002 г. № 5/2-4 «О работе обособленных подразделений высших учебных заведений» [17, с. 12] департаменту высшего образования рекомендовано разработать Положение о обособленных структурных подразделениях высших
учебных заведений.
Шагом вперед в осмыслении проблемы законотворчества в области образования является определение принципов, на которых сегодня должно основываться высшее образование Украины:
Вряд ли можно считать справедливой точку зрения некоторых украинских исследователей, считающих, что реформа образования фактически завершается разработкой государственных стандартов, регулирующих отношения субъектов образовательного процесса в сфере их разработки, внедрения и соблюдения [259, с.79]. По нашему мнению, преждевременно говорить о завершении реформы системы высшего образования. Ведь формирование нормативно-правового поля образования продолжается: в
г
настоящее время этот процесс вступает в новую стадию - стадию согласования с документами и материалами Болонского процесса. А разработка стандартов не может осуществляться без учета интегративных процессов, вхождения системы высшего образования Украины в европейское и мировое образовательное пространство, участия в программах ООН и т. п. Подписание Украиной Лиссабонской конвенции, касающейся признания квалификаций в сфере высшего образования, свидетельствует не только о высоком качестве отечественной образовательной отрасли, но и о направленности ее трансформации в соответствии с европейскими и мировыми стандартами. Последнее должно быть зафиксировано и на уровне законов, регулирующих не только внутренние, но и межгосударственные и международные отношения в сфере высшего образования.
Таким образом, на протяжении 1991-2005 гг. в Украине на основе международных документов по вопросам демократии, гуманизации в отрасли образования и прав человека осуществлен ряд масштабных мероприятий по созданию новой национальной нормативно-правовой базы высшего образования Украины. В частности, приняты Законы Украины «Об образовании», «О высшем образовании», Указами Президента Украины утверждены «Основные направления реформирования высшего образования», Постановление «О мероприятиях реформирования системы подготовки специалистов и трудоустройства выпускников высших учебных заведений образования» и т.п. Отмеченный комплекс нормативно-правовых документов, принятых в Украине и прошедших апробацию на международном уровне, определил «европейскую» идеологию реформирования всей образовательной отрасли, в основе которой находится личность.
Законы Украины «Об образовании», «О высшем образовании» и т. п., с одной стороны, имеют много прогрессивных норм, которые приближают Украину к современному уровню развития системы образования, с другой же - нуждаются в изменениях и дополнениях, чтобы ускорить необходимые (по своему характеру - кардинальные) изменения.
Анализ показал, что регуляторный ресурс действующего Закона Украины «О высшем образовании» исчерпан. Неопределенность положений отдельных его статей обуславливает спорные действия субъектов образовательного процесса и неоднозначные их последствия. В правовом регулировании нуждается, в контексте европейского формата, трехцикличная система подготовки специалистов с высшим образованием: бакалавр, магистр, доктор философии (РЬ. Б). Терминологически точно необходимо определить такие понятия: квалификации короткого цикла (младший специалист) для студентов, прошедших соответствующую подготовку в профессиональных колледжах; квалификации первого цикла - бакалавра с конкретным профилем программы академической или профессиональной подготовки; квалификации второго цикла (магистр) с диверсификацией программ по критериям академичности и профессиональности; квалификации третьего цикла (кандидата наук или доктора философии (РЬ. Б)).
Информация о работе Нормативно-правовая база оказания образовательных услуг в Украине