Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 16:00, доклад
Формирование правового поля образования и науки - одно из наиболее актуальных задач для украинского государства, поскольку эта область является основой развития любого общества. Все ведущие страны Востока и Западу ныне активно развивают так называемую инновационную экономику, признаком которой являются создания все большего количества научных привычек за единицу времени, при этом в социальном развитии с его приоритетом человеческих ценностей на первый план выходят нужды в становлении личностного общества. Чтобы реализовать основное богатство Украины - интеллект ее граждан, - следует иметь четкие, общепонятные правовые нормы деятельности учебных заведений и науки.
Министерство образования и науки Украины при этом является центральным органом государственной исполнительной власти, который осуществляет руководство в сфере образования, а также: принимает участие в определении государственной политики в области образования, науки, профессиональной подготовки кадров; разрабатывает программы развития образования, государственные стандарты образования; определяет нормативы материально-технического, финансового обеспечения учебных заведений; осуществляет учебно-методическое руководство, контроль за соблюдением государственных стандартов образования; обеспечивает связь с закладами, государственными органами других стран; проводит аккредитацию высших учебных и профессионально-технических учебных заведений; формирует государственный заказ на подготовку специалистов и т.п..
К функциям Высшей аттестационной комиссии Украины принадлежит организация и проведения аттестации научных и научно-педагогических кадров, руководство работой по присуждению научных степеней.
Местные органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления осуществляют государственную политику в области образования и в пределах их компетенции: устанавливают объемы бюджетного финансирования учебных заведений, учреждений, организаций системы образования, что является коммунальной собственностью, и обеспечивают финансирование затрат на их удержание; осуществляют социальную защиту работников образования, детей, ученической и студенческой молодежи, развития их способностей, удовлетворение ї интересов и т.п..
Качество предоставления образовательных услуг определяется системой государственных стандартов образования. Государственные стандарты образования устанавливают требования к содержанию, объему и уровню образовательной и профессиональной подготовки в Украине. Соответствие образовательных услуг государственным стандартам и требованиям определяются в Украине путем лицензирования, инспектирование, аттестации и аккредитации учебных заведений в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. По результатам аккредитации учебному заведению предоставляется право выдачи документа об образовании государственного образца, устанавливается уровень аккредитации.
Как уже отмечалось, одной из важнейших звеньев образовательной деятельности, которые формируют в государстве национальную элиту, есть высшее образование, поэтому принятие Закона Украины “О высшем образовании” стало знаковым событием для просвещенской общественности Украины.
В высших учебных заведениях подготовка
за направлениями и специальностями специалистов
всех образовательных и просветительно-
Структура высшего образования Украины развита соответственно структуре образования развитых стран мира, которая определена ЮНЕСКО, ООН и другими международными организациями.
Соответственно имеющимся направлениям образовательной деятельности в Украине законодательно определено высшие учебные заведения таких типов:
Государственному высшему учебному заведению IV уровня аккредитации соответственно законодательству может быть предоставлен статус национального.
Национальному высшему учебному заведению решением Кабинета Министров Украины может быть предоставлено полномочия: составление государственных контрактов с исполнителями государственного заказа; принятие решений о создании, реорганизации, ликвидации структурных подразделов высшего учебного заведения; присвоение ученого звания доцента или профессора высшего учебного заведения.
Соответственно уставу высших учебных заведений Украины установлено четыре уровня аккредитации:
Первый уровень - техникум, училище
Второй уровень - колледж.
Третий и четвертый уровни - институт, консерватория, академия, университет.
Высшие учебные заведения осуществляют
подготовку специалистов за такими просветительно-
В системе высшее образование предусмотрено такие сроки обучения:
Учебный процесс в высших учебных заведениях
организуется соответственно основному
нормативному документу - учебного плана, который составляется
на основании просветительно-
Для каждой учебной дисциплины составляется учебная программа, которая является нормативным документом учебного заведения и содержит изложение конкретного содержания учебной дисциплины, последовательность, организационные формы ее изучения, объем, формы и средства текущего и итогового контроля.
Положением о ступеневу образовании
в Украине предусмотрено выполнения таких
требований к разным просветительно-
Аспирантура и докторантура организовываются
для подготовки кадров высшей квалификации в высших учебных заведениях
IV уровня аккредитации. К аспирантуре
на дневную и заочную формы обучения принимаются
лица, которые имеют просветительно-
К докторантуре принимаются лица, которые имеют научную степень кандидата наук и необходимые наработки для защиты диссертации научной степени доктора соответствующих наук.
Законом предусмотренная и действует система
последипломного образования -специализированное
усовершенствование образования и профессиональной
подготовки лица путем углубления, расширение
и обновление ее профессиональных знаний,
умений и привычек или получение другой
специальности на основе добытого прежде
просветительно-
Последипломное образование создает условия для непрерывности и преемственности образования и включает:
Научная и научно-техническая деятельность преподавателей высших учебных заведений обеспечивается через органическое единство содержания образования и программ научной деятельности; направление фундаментальных прикладных исследований, разработок на создание и внедрение новых конкурентоспособных техники, технологий и материалов; развитие разных форм научного сотрудничества с учреждениями и организациями, которые не входят в систему высшего образования; непосредственное участие участников учебно-воспитательного процесса в научно-исследовательских и конструкторских роботах, которые проводятся в учебном заведении и т.п..
Научные исследования, которые проводятся за счет средств государственного бюджета, финансируются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки. В первоочередном порядке финансируются фундаментальные и поисковые исследования, а также научно-исследовательские работы, которые выполняются в рамках приоритетных направлений развития науки и техники.
Важным инструментом процесса обеспечения высокого качества образования есть государственная система лицензирования и аккредитации.
Согласно действующему законодательству учебные заведения независимо от их ведомственного подчинения и форм собственности ведут образовательную деятельность только после получения соответствующей лицензии. Лицензирование образовательной деятельности высших учебных заведений осуществляется перед началом подготовки специалистов за направлением, специальностью специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки путем проведения лицензионной аккредитации. Высшему учебному заведению, которое успешно прошло лицензионную экспертизу, выдается лицензия на образовательную деятельность, как правило, на срок завершения цикла подготовки специалистов за направлением, специальностью, но не меньше, чем на три года.
Информация о работе Нормативно-правовая база оказания образовательных услуг в Украине