Нормативно-правовая база оказания образовательных услуг в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 16:00, доклад

Описание работы

Формирование правового поля образования и науки - одно из наиболее актуальных задач для украинского государства, поскольку эта область является основой развития любого общества. Все ведущие страны Востока и Западу ныне активно развивают так называемую инновационную экономику, признаком которой являются создания все большего количества научных привычек за единицу времени, при этом в социальном развитии с его приоритетом человеческих ценностей на первый план выходят нужды в становлении личностного общества. Чтобы реализовать основное богатство Украины - интеллект ее граждан, - следует иметь четкие, общепонятные правовые нормы деятельности учебных заведений и науки.

Файлы: 1 файл

Образование Украина.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

Аккредитация направления, специальности и высшего учебного заведения осуществляется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки путем проведения акредитаційної экспертизы. Высшие учебные заведения, которые успешно прошли акредитаційну экспертизу, получают сертификат об аккредитации направления, специальности или высшего учебного заведения, срок действия которого не может превышать 10 лет.

Управление высшим учебным заведением осуществляется на основе таких принципов:

  • автономии и самоуправление;
  • размежевание прав, полномочий и ответственности владельца, органов управления высшим образованием, руководства высшего учебного заведения и его структурных подразделов;
  • объединение коллегиальных и единоначальных основ;
  • независимости от политических партий, общественных и религиозных организаций.

Автономия и самоуправление высшего учебного заведения реализуются соответственно законодательству и предусматривают право:

  • самостоятельно определять формы обучения, формы и виды организации учебного процесса;
  • принимать на работу педагогических, научно-педагогических и других работников;
  • предоставлять дополнительные образовательные услуги;
  • самостоятельно разрабатывать и вводить собственные программы научной и научно-производственной деятельности;

• создавать институты, колледже, техникумы, факультеты, отделение, филиала, учебные, методические, научные, научно-исследовательские центры и лаборатории, конструкторские и конструкторско-технологические бюро;

  • заниматься издательской деятельностью, развивать собственную полиграфическую базу;
  • вести общую деятельность по другими высшими учебными заведениями, предприятиями, учреждениями и организациями;
  • принимать участие в работе международных организаций; обращаться с инициативой к органам управления высшим образованием о внесении изменений в действующие или разработка новых нормативно-правовых актов в области высшего образования, а также принимать участие в работе над проектами относительно их усовершенствования.

Анализ действующего законодательства в области образования в контексте мирового опыта регулирования правоотношений в сфере образования свидетельствует, что в Украине созданная крепкая законодательная основа для формирования современной нормативно-правовой базы, которая обеспечивает эволюционное развитие украинской системы образования.

Однако образовательная практика демонстрирует наличие значительных недостатков в нормативно-правовом регулировании отношений субъектов образовательного процесса и определенных противоречий и несогласованности между положениями отдельных правовых актов. Проблемы, которые возникают в функционировании системы образования, требуют для их решения дальнейшего совершенствования и развития правовой основы как в виде внесения соответствующих дополнений и изменений в действующие законы, так и принятие новых законодательных актов и других нормативно-правовых документов.

Для разработки рекомендаций из совершенствование нормативно-правовой базы управления кадрами в сфере образования с учетом долгосрочных перспектив развития украинской системы образования необходимый анализ действующей базы в части кадровых отношений. В рамках данного проекта наибольший интерес представляют вопросы о соответствии имеющейся нормативно-правовой базы современной задачам реформирования системы образования.

С этой целью в диссертации была использована нормативно-правовая база данных.

Для анализа как первоочередные были определенные такие объекты государственной кадровой политики в системе образования и разработки соответствующей распорядительной документации:

  • академические права и свободы преподавателей;
  • оплата труда работников системы образования;
  • отбор и порядок замещения должностей в сфере образования;
  • повышение квалификации научно-педагогических, педагогических руководителей;
  • подготовка научных, научно-педагогических, педагогических, административных и руководящих кадров для системы образования;
  • порядок оценки и аттестации работников сферы образования; социальная поддержка работников учебных заведений и других организаций системы образования;
  • тарифно-квалификационные требования к работникам сферы образования;
  • учебная нагрузка научно-педагогических и педагогических работников.

Влада в системе образования оказывается как способность и возможность государственных и общественных институтов принимать общественно значащие решения и добиваться их обязательного выполнения на основе легитимной системы средств и методов властного влияния. При всей прогрессивности нормативно-правовых документов, принятых в последние годы и направленных на развитие системы образования, для них характерная противоречивость, неоднозначность толкования, неконтрольованість выполнения ряда положений. Поэтому основными принципами развития и совершенствование законодательно-нормативной базы системы образования, в том числе по вопросам кадровой политики и текущего управления кадрами, должны быть принятые:

  1. Обеспечение единства, системности и преемственности в нормативных документах разного статуса и уровня;
  2. Унифицированность законодательства, которое предусматривает распределение полномочий в принятии законодательно-нормативных актов между органами законодательной, исполнительной власти и органами управления системой образования;
  3. Кодификация, законодательно-нормативных актов в области освіти по основным объектам правоотношений;
  4. Широкая социальная база нормативных актов;
  5. Контрольованість выполнения положений нормативно-правовых актов.

Реализации этих принципов в значительной мере оказывают содействие технологии, основанные на применении современных компьютерных средств.

Сотрудниками “СОЦІО” предлагается технология формирования и структурирование нормативно-правовой информации из проблем кадровой политики в системе образования. На основе разработанной ими системы инструментальной и технологической поддержки законотворческой деятельности в данной предметной области предлагается технология коллективной разработки нормативно-правовых документов сложной структуры.

Сегодня сложилась определенная система государственных гарантий работников системы образования. Ниже приведен перечень имеющихся государственных социальных гарантий и льгот для работников сферы образования.

 

 

3.3. Концепция кадровой  политики высших учебных заведений

 

Логика развития современного общества выдвинула образование к числу ведущих институтов, которые взыскивают в данное время сильнейшее влияние на формирование общественного интеллекта, который сегодня становится главным стратегическим ресурсом жизнедеятельности народа любой страны и всего мирового сообщества. Вместе с тем уже давно, по крайней мере около двух десятков лет, ученые, политики, представители деловых кругов ставят вопросы о кризисе образования, поскольку достигнутое качество образования перестало отвечать требованиям научно-технической цивилизации, не обеспечивает гуманного решения проблем, обусловленных глобальными изменениями в демографических, экологических, политических, экономических и информационных условиях жизни современного общества.

В нашей стране необходимость модернизации системы образования была осознана на 70-начала х гг., когда заострились экономические противоречия и началось падение темпов развития народного хозяйства. К 80-середины  
х гг. вопрос качества обучения и структурной перестройки системы образования, воспринятые через призму новых образовательных приоритетов, были взяты за основу реформ, которые намечали в образовании. Но системная экономическая и политическая 90-кризис х гг. вызвала в украинской системе образования не только острый финансовый кризис, но  резкий методологический кризис, “расшатала” целостность реформаторских замыслов и действий, свела их к курсу на приспособление образования к политическим и экономическим изменениям, которые происходят в стране. Текущей задачам стало удержание системы образования хотя бы на достигнутом уровне. Доминирующими принципами государственной политики в области образования того периода были: сохранение потенциала системы образования, единого образовательного пространства страны, обеспечение возможности отримвання высшего образования. И в целом это удалось.

За основными показателями ситуация стабилизировалась и даже наметилась тенденция к некоторому росту (прием во ВНЗ, контингент студентов, численность професорсько-викладацького состава, количества докторов и кандидатов наук, которые работают в высшей школе, число аспирантов и докторантов).

Но сохранение отечественной системы образования за основными количественными параметрами само по себе не является гарантией ее дальнейшего качественного развития, которое обеспечивает наращивание научно-технологического потенциала общества, формирование адекватной кадровой инфраструктуры основных областей промышленности и сферы услуг, а также повышение профессиональной конкурентоспособности выпускников на современном рынке работы. При сохранении или даже росте количественных параметров возможное нарушение баланса между основными, базовыми факторами системы образования, которое может вызвать в ней действительно системный кризис, которого пока что удалось избегнуть.

Базовыми факторами системы образования, как известно, есть:

  • желание граждан получать знание и социализироваться, в том числе через приобретение современных профессиональных качеств;
  • уровень знаний, научная компетентность и профессиональный опыт преподавателей, которые осуществляют образовательный процесс;
  • качество учебных планов и программ, учебников и учебных пособий, лабораторный^-лабораторного-наставительно-лабораторного оборудование и технических средств обучение.

К сегодня не удалось преодолеть следствия кризисных явлений в развитии украинской системы высшего образования 90-середины х гг., когда вследствие сложной экономической ситуации в стране началось уменьшение контингента студентов, которые учатся в государственных ВНЗ.

Спрос населения на высшее образование сегодня довольно высокий, восстанавливается его реальная ценность. При увеличении приема во ВНЗ (с учетом негосударственных) почти в полтора разы, сравнительно с 1992 г., конкурс на вступительных испытаниях сейчас держится на довольно высоком уровне: число абитуриентов, которые претендуют на дневное обучение в государственных ВНЗ, более чем в два раза превышает количество мест для зачисления. По данным социологов, свыше 70% выпускников школ, которые решили продолжить образование, имеют стойкую ориентацию на получение именно высшего образования. Для них высшее образование - это способ стать высокообразованным, культурным человеком, добиться успеха в жизни, определенного социального статуса, материального благополучия.

Анализируя спрос на высшее образование, следует обратить внимание на два принципиально важных явления. Во-первых, это тенденция к уменьшению количества детей дошкольного и раннего школьного возраста при одновременном росте численности учеников старших классов и молоді в возрасте 25 лет. Во-вторых, наблюдаются все более серьезные нарушения принципа общедоступности высшего образования. Образовался как никогда большой разрыв между теми, кто может оплатить специальные образовательные услуги и программы, и теми, кто не может этого  сделать. Ввиду финансовых трудностей все больше студентов учатся там, где они проживают или в ближайших городах. В высшей школе Украины, несмотря на провозглашенный принцип общедоступности высшего образования, активно нарастают тенденции к элитарности и снижению академической мобильности.

Относительно другого базового фактора высшего образования, необходимо констатировать, что здесь ситуация очень сложная и противоречивая.

Относительно третьего фактора - качества учебных планов и программ, учебников и учебных пособий, лабораторный^-лабораторного-наставительно-лабораторного оборудование и технических средств обучение - необходимо указать следующее. На протяжении предыдущих десятилетий как в нашей стране, так и за границей усилия из усовершенствование качества высшего образования преимущественно зосереджувалися на совершенствовании учебных планов, становлении новых учебных программ, внедрении новых информационных технологий, распространении в практику организации работы ВНЗ принципов образовательного менеджмента и т.п.. Даже если параллельно проводились какие-то мероприятия, связанные с улучшением кадрового потенциала высших учебных заведений, изменение профессиональных качеств педагогических кадров практически не рассматривалось как решающее условие для изменения качества образования.

Что касается отечественной практики реформирования высшего образования, то в последние годы ведущая роль отводилась, прежде всего, государственным образовательным стандартам и новым информационным технологиям, на разработку которых уже израсходовано немало интеллектуальных усилий и финансовых средств. Во многом выбор таких приоритетов был обусловлен необходимостью переосмысления соціокультурних целей содержания высшего образования, обеспечив

1.1. Формирование  правового поля высшего образования  в Украине

Важнейшим признаком любого процесса социальной самоорганизации является развитие. Исследователи указывают на относительность понятия «развитие», на тот факт, что «развитие» в действительности может быть прогрессивным или регрессивным [93, с. 16]. Обычно прогрессивным называют развитие, при котором изменения состояния системы вызывают увеличение порядка (чтобы развитие системы было прогрессивным, необходимо в ней уменьшить энтропию). В каком направлении изменяется сегодня система украинского высшего образования, каковы факторы, от влияния которых зависят пути и темпы этих изменений?

Информация о работе Нормативно-правовая база оказания образовательных услуг в Украине