Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 16:00, доклад
Формирование правового поля образования и науки - одно из наиболее актуальных задач для украинского государства, поскольку эта область является основой развития любого общества. Все ведущие страны Востока и Западу ныне активно развивают так называемую инновационную экономику, признаком которой являются создания все большего количества научных привычек за единицу времени, при этом в социальном развитии с его приоритетом человеческих ценностей на первый план выходят нужды в становлении личностного общества. Чтобы реализовать основное богатство Украины - интеллект ее граждан, - следует иметь четкие, общепонятные правовые нормы деятельности учебных заведений и науки.
Особенности процесса развития в Украине негосударственной высшей школы обусловлены различными факторами самого разного характера, но самым значительным, определяющим фактором является неразработанность в украинском законодательстве самого понятия «частной собственности»1. Потому формирование правового поля высшего образования (а негосударственного - особенно) - одна из самых актуальных задач «функционирования, развития и реформирования этой сферы в трансформационный период, который переживает в настоящее время украинское общество» [259, с.218].
В общих чертах в
настоящее время в Украине сформированы
основные законодательные уровни регулирования
высшего образования, составными частями
которых являются: нормы международного
права (приоритетность их по отношению
к национальному праву признана Конституцией
Украины); Конституция Украины (254 к/96-ВР);
Законы Украины «Об образовании» (1060-12),
«О высшем образовании» (2984-14), «О научной
и научно- технической деятельности» (1977-12)
и т.п.; Указы Президента Украины от 12 сентября
1995 г. № 832 «Об Основных направлениях реформирования
высшего образования в Украине», от 23 января
1996 г. № 77/96 «О мероприятиях по реформированию
системы подготовки специалистов и трудоустройства
выпускников высших учебных заведений»,
от 11 июня 1998 г., № 615/98; «О стратегии интеграции
Украины в Европейский союз», от 8 февраля
2001 г. - У78 / 2001; «О программе работы с одаренной
молодежью на 2001-2005 гг.», от 17 февраля 2004
г. № 199/2004; «О мероприятиях по совершенствованию
системы высшего образования в Украине»,
обязывающие все центральные органы исполнительной
власти (министерства и ведомства) осуществлять
эффективные мероприятия по обеспечению
присоединения Украины к Болонскому процессу;
постановления Кабинета Министров Украины
от 6 ноября 1993 г. № 896 «О Государственной
национальной программе «Образование
(Украина XXI века)»; от 12 ноября 1997 г. № 1260
«О документах об образовании и ученых
званиях»; от 24 мая 1997 г. № 507 «О перечне
направлений и специальностей, по которым
осуществляется подготовка специалистов
в высших учебных заведениях по соответствующим
образовательно-
В нормативно-правовом поле высшего образования Украины наряду с системными актами - законами, постановлениями, указами, приказами и письмами - в настоящее время существует один внесистемный документ —
Национальная доктрина развития образования, правда, также утвержденная Указом Президента Украины от 17 апреля 2002 г. № 347/2002. Национальная доктрина по своей направленности — документ идеологического характера, определяющий приоритеты государственной политики в отрасли образования в начале XXI века. Для национальной системы высшего образования Доктрина стала третьим программным документом периода независимости Украины после Государственной национальной программы «Образование (Украина XXI века)», утвержденной Постановлением Кабинета Министров Украины от 3 ноября 1993 г. № 896, и «Основных направлений реформирования высшего образования в Украине», утвержденных Указом Президента Украины от 12 сентября 1995 года№ 832/95.
Названный комплекс нормативно-правовых документов, принятых в Украине и прошедших апробацию на международном уровне, определил европейскую идеологию реформирования всей образовательной отрасли. С признанием европейской идеологии развития украинской системы высшего образования на .официальном уровне в обществе связываются надежды на искоренение догматизма, устаревших стереотипов, на расширение доступности высшего образования на уровне мировых стандартов, на прозрачность и результативность деятельности системы образования, создание условий для цивилизованной конкуренции в этой сфере.
Законы Украины «Об образовании», «О высшем образовании» и т. п., с одной стороны, имеют много прогрессивных норм, приближающих Украину к современному уровню образования, с другой — нуждаются в изменениях и дополнениях, чтобы ускорить необходимые (по своему характеру - кардинальные) изменения.
Можно утверждать, что в Украине сложилась новая отрасль законодательства, - образовательное законодательство, т. е. система нормативно-правовых актов в сфере образования, регулирующая не только отношения, связанные с обучением, но и управленческие, трудовые, финансовые и другие отношения [177, с. 12]. Правда, исследователи указывают на хаотический и противоречивый характер образовательного законодательства Украины [47, с.43]. На наш взгляд, это объясняется отсутствием единой идеологии право- и нормотворчества для потребностей образования при реформировании этой сферы в 90-х гг. прошлого — в начале нынешнего века, что и привело к «разночтению, разнопониманию закона, к существенным разногласиям между отдельными статьями закона. Проблематичным является и достижение согласования образовательных законов как между собой, так и в общем контексте законотворчества» [259, с.220]. (Один из исследователей подсчитал, что на 1 января 2000 г. нормативную базу регулирования образовательной деятельности сосотавляли 1502 Закона Украины, 7312 Указов Президента, 10871 Постановление Кабинета Министров и более 53 тысяч инструкций, приказов, подзаконных актов министерств и ведомств [168, с.34- 35]).
Методологическими и социально-политическими интегрированными документами, положенными в основу развития образования в Украине на мировом уровне, выбора приоритетов этого развития стали конвенции, заключенные между европейскими странами, резолюции и рекомендации ЮНЕСКО по вопросам образования и т. п. Речь идет, в частности, о Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4.11.1950 г., «Рекомендациях относительно образования в духе международного взаимопонимания, сотрудничества, мира и образования в области прав человека и основных свобод личности» (Париж, 1974 г.), «Всемирной программе действий в сфере образования по правам человека и демократии» (Монреаль, 1993 г.), Декларации Министров, принятой на 44-й сессии Международной конференции по вопросам образования (Женева, 1994 г.), «Интегрированных рамках действий в сфере образования в духе мира, прав человека и демократии» (Париж, -1995 г.), Международной стандартной классификации образования (МСКО, ЮНЕСКО, 1997 г.) и др.
Отмеченные документы «обеспечили на правительственном уровне европейский выбор развития образования, провозглашенный Президентом
Украины и утвержденный правительством в качестве стратегического направления развития образования, — действенного инструмента интеллектуального развития украинской нации, интеграции Украины в мировое образовательное содружество» [259, с.78].
С целью признания общей эквивалентности периодов университетского обучения 6.11.1990 г. в Риме была принята Европейская конвенция об эквивалентности периодов университетского обучения. Согласно Римской Конвенции понятие «высшие учебные заведения» охватывает университеты и другие ВУЗы, признанные компетентными органами страны, на территории которой они находятся. Сторона признает любой период обучения, проведенный студентом в ВУЗах другой стороны как эквивалентный аналогичному периоду в собственном ВУЗе при условии:
5-9 октября 1998 г. в Париже ЮНЕСКО провела первую в истории Всемирную Конференцию по высшему образованию. «Высшее образование в XXI ст.: подходы и практические мероприятия». В резюме Всемирной декларации о высшем образовании, принятой на этой конференции указывается: «Для осуществления глубоких реформ и обновления высшего образования необходимы тесные партнерские отношения между всеми заинтересованными сторонами: лицами, ответственными за разработку политики на национальном и институциональном уровнях, правительствами и парламентами, средствами информации, преподавательским составом, исследователями, студентами и их семьями, миром труда и общественными группами» [Цит. по: 37, с.20].
Важное место в формировании европейского пространства в сфере высшего образования занимает общая Декларация министров образования от 19.06.1999 г. (Болонья). «Европа знаний» является сегодня широко признанным фактором социального и человеческого развития, а также неотъемлемой составляющей интеллектуального обогащения европейских граждан, которая в состоянии предоставить им необходимые знания для ответа на вызовы нового тысячелетия одновременно с осознанием общих ценностей и принадлежности к единой социальной и культурной общности.
Участники соглашения считают целесообразным утверждение общепринятой системы ученых степеней, в том числе путем введения приложения к диплому, с целью содействия трудоустройству европейских граждан и международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
Введение системы происходит на основе двух ключевых учебных циклов: додипломного и последипломного. Доступ ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого, который должен длиться по меньшей мере 3 года. Ученая степень, которая присваивается по завершении 1-го цикла на европейском рынке труда воспринимается как соответствующий уровень квалификации. Конечным результатом второго учебного цикла должна быть ученая степень магистра и/или кандидата наук, как во многих европейских странах.
Создание системы кредитов осуществляется наподобие Европейской системы трансфера оценок (ЕСТ8) как соответствующего средства содействия большей мобильности студентов. Кредиты можно также получить и в средних учебных заведениях, включая постоянное обучение, при условии признания их со стороны соответствующего университета-получателя. Конституция Украины о высшем образовании
Конституция Украины в нескольких статьях, в частности, в ст. 43, 53, 54, определяет право граждан Украины на образование, результаты своей интеллектуальной, творческой деятельности. Государство содействует развитию науки, установлению научных связей с мировым содружеством. В соответствии со ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах Конституция Украины дает право на образование каждому человеку, независимо от его пола, расы, национальности, социального и имущественного положения, рода и характера занятий, мировоззренческих убеждений, принадлежности к партиям, отношения к религии, состояния здоровья и других обстоятельств. Это право обеспечивается:
С целью обеспечения определенного уровня образования в стране ст. 53 Конституции устанавливает требования относительно обеспечения доступности и безоплатности дошкольного, полного среднего и профессионального образования в государственных и коммунальных учебных заведениях.
Конституция
установила обязанностью государства
обеспечение развития высшего и последипломного
образования. Высшие заведения образования,
независимо от формы собственности, имеют
четыре уровня аккредитации, каждый из
которых дает возможность готовить специалистов
нового образовательно-
Доступ к разным видам и уровням образования в Украине предоставляется гражданам независимо от их отношения к религии. Ст. 35 Конституции Украины определяет, что церковь и религиозные организации отделены от государства, а школа - от церкви. Эта статья Конституции обеспечивается Законом «О свободе совести и религиозных организациях» от 23 апреля 1991 г. В соответствии с данным законом граждане могут получать религиозное образование индивидуально или вместе с другими. Религиозные организации имеют право создавать учебные заведения и группы, осуществлять
обучение в других формах, используя для этого помещения, принадлежащие им или предоставленные в пользование. Образовательное законодательство Украины
Базовым законом, регулирующим главные просветительские проблемы, является Закон Украины «Об образовании», принятый Верховным Советом Украины в 1991 г. (ныне действующий в редакции 1996 г.). Закон был призван выполнить «важные функции - урегулирования общественных отношений в отрасли обучения, воспитания, профессиональной, научной, общекультурной подготовки граждан, определил основные принципы развития образования, закрепил полномочия государственных органов управления, учебных заведений относительно реализации государственной политики» [264, с.4]. *
Закон Украины «Об образовании» определил образование как основу интеллектуального, культурного, духовного, социального, экономического развития общества и государства. Целью образования является всестороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, развитие ее талантов, умственных и физических способностей, воспитания высоких моральных качеств, формирования граждан, способных к сознательному общественному выбору, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого, культурного потенциала народа, повышения его образовательного уровня, обеспечения экономики страны квалифицированными специалистами.
Информация о работе Нормативно-правовая база оказания образовательных услуг в Украине