Оценочные понятия как критерии ограничения свободы гражданско-правового договора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 13:13, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы заключается в комплексном правовом исследовании свободы договора как основного начала гражданского законодательства, а также вопросов реализации данного принципа в правовых нормах.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) исследовать происхождение, исторический смысл понятия принципа свободы договора в России и исторической обусловленности введения его в современное гражданское законодательство;
2) определить значение и положение принципа свободы договора в системе принципов современного гражданского права;
3) проанализировать действующие правовые нормы, в которых реализуется основная идея свободы договора и исключения из нее;
4) изучить влияние значительного количества оценочных понятий, содержащихся в гражданском законодательстве, на ограничение свободы договора.

Файлы: 4 файла

КУРСОВАЯ ПО ГРАЖДАНКЕ.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

Сохранение специальной  правоспособности за многими видами юридических  лиц  представляется  необходимым.   Так,  создавая некоммерческую организацию, ее учредители, очевидно, преследуют вполне определенные социальные, культурные, иные общеполезные цели. Освобождение такой организации от любых уставных ограничений, предоставление ей полной свободы действий привело бы к игнорированию интересов учредителей. Аналогичным образом и государство, закрепляя за унитарным предприятием свое имущество, заинтересовано в его использовании по определенному назначению в соответствии с тем предметом деятельности, который определен уставом предприятия.

Юридическое лицо считается созданным, а, следовательно, может начать осуществлять свою деятельность, в том числе и вступать в договорные отношения с момента государственной регистрации (п. 3 ст.49 и п.2 ст.51 ГК).22

Гражданский кодекс РФ допускает и иные случаи ограничения правоспособности юридических лиц, а, следовательно, и ограничения возможности вступления в договорные отношения независимо от того, распространяется ли на них принцип специальной или общей правоспособности. Прежде всего, это связано с тем, что для осуществления определенных видов деятельности признано необходимым иметь, выдаваемые компетентными органами, соответствующие разрешения (лицензии).

Лицензирование осуществляется в целях проведения единой государственной политики и обеспечения защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года « О лицензировании отдельных видов деятельности» 23правовое значение лицензии состоит в том, что она признается официальным документом, который разрешает осуществление указанного в ней вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия осуществления этой деятельности.

Лицензирование охватывает достаточно широкий круг видов деятельности и среди них такие, как банковская, биржевая, страховая, медицинская, строительная, транспортная и др.. Так, п.7 ст.10 Закона г. Москвы от 24 октября 2001 г. № 52 «Об информационных ресурсах и информатизации г. Москвы» устанавливает,  что в предусмотренных федеральным законодательством случаях отдельные виды деятельности по информатизации г. Москвы подлежат лицензированию на этот вид деятельности в органах государственной власти.24 Также в статье 31 Закона от 27 декабря 1997 года в редакции от 27 июля 2006 года « О средствах массовой информации» говорится о необходимости лицензировании вещания в федеральном органе исполнительной власти. 25 Федеральный закон от 7 июля 2003 года «О связи» в ст. 29 главы 6 предусматривает, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, полученной и оформленной в соответствии с настоящим законом.26 Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» в редакции от 8 апреля 2008 года устанавливает в ст. 13, что осуществление банковских операций производится кредитными организациями только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном настоящим федеральным законом.27

Деятельность, подлежащая лицензированию и осуществляемая без  лицензии, является незаконной. Так, в постановлении Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 28 апреля 2008 года говорится о правомерном удовлетворении судом заявления о привлечении к ответственности общества, оказывающего платные медицинские (стоматологические) услуги при отсутствии соответствующей лицензии, по ч.2 статьи 14.1 КоАП РФ.28

Особенность участия  в гражданском обороте Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований состоит в том, что они действуют не в своих частных интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной власти. Эти цели предопределяют и сущность правоспособности государства.29 От имени Российской Федерации и ее субъектов выступают органы государственной власти, которые могут своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности в рамках их компетенции. Особенность ответственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований заключается в том, что они могут отвечать по своим обязательствам всем имуществом, им принадлежащим на праве собственности, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.30

     Что касается объекта договора, то им признается все то, по поводу чего возникают права и обязанности сторон. Наиболее распространенные объекты договорного права - вещи (к числу которых относятся деньги, валютные ценности, ценные бумаги) и права на вещи. По общему правилу вещи, как и иные объекты гражданских прав, могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому на основании различных гражданско-правовых сделок. Такие вещи считаются не ограниченными в обороте и могут быть объектом различных обязательственных правоотношений и принадлежать любым субъектам гражданского права.

Некоторые виды вещей  в целях государственной и  общественной безопасности, охраны экономических  интересов общества, обеспечения здоровья населения и т.п. в обороте ограничены. Некоторые виды объектов могут находиться в обороте только по специальным разрешениям. К ним, в частности, относятся оружие, сильнодействующие яды, наркотические средства и т.д.. На территории РФ ограничен оборот валютных ценностей - иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, драгоценных металлов и природных драгоценных камней в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий.

Из всех объектов гражданских прав, которые могут быть ограничены в  своей оборотоспособности, ГК РФ особо выделил землю и другие природные ресурсы. Согласно п. 3 ст. 129 ГК РФ, указанные объекты могут отчуждаться или иным способом переходить от одного лица к другому только в той мере, в какой оборот таких объектов допускается законами о земле и других природных ресурсах. Соответственно, собственнику земельного участка предоставлено право продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом только при условии, если соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота, или не ограничены в обороте (п.1 ст. 269 ГК РФ).

Полностью изъятыми из гражданского оборота считаются те вещи, которые  согласно существующему законодательству не могут быть предметом гражданско-правовых сделок. К ним относятся, прежде всего, объекты государственной собственности, находящиеся в общественном пользовании, в частности, дороги, реки, общественные здания и сооружения, национальные библиотеки, животный мир и т.п.. Наконец, не могут быть предметом гражданско-правовых сделок вещи, запрещенные действующим законодательством, например, порнографические издания, поддельные денежные знаки и платежные документы и т.д.. Определенные требования, некоторым образом ограничивающие свободу граждан и юридических лиц в заключении договоров, относятся к правовому режиму недвижимого и движимого имущества. Так, в соответствии со ст. 131 ГК РФ, возникновение, переход, ограничение и прекращение права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество осуществляется только с обязательной государственной регистрацией этих прав. Государственная регистрация состоит во внесении соответствующих записей в единый государственный реестр, ведение которого возлагается на учреждения юстиции. В отличие от прав на недвижимое имущество, которое во всех случаях подлежит государственной регистрации, права на движимость необходимо регистрировать только в случаях, прямо предусмотренных законом. Так, например, в соответствии с Приказом МВД РФ от 27 января 2003 года № 59 «О порядке регистрации транспортных средств» (вместе с « Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним  в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ») предусматривается обязательная государственная регистрация автомототранспортных средств в ГИБДД МВД РФ.31

Одним из институтов, который  определяет пределы свободы заключения договора в целях защиты прав и  законных интересов других лиц, является преимущественное право на заключение договора.

Преимущественное право на заключение договора можно рассматривать с  точки зрения императивного предписания, устанавливающего изъятие из принципа свободы договора (ст.1 и 421 ГК РФ).

В соответствии со ст.621 ГК преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок принадлежит арендатору, если он надлежащим образом исполняет свои обязательства. При этом арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если такой срок в договоре не определен, то в разумный срок до окончания действия договора.

Право арендатора на возобновление  договора аренды обеспечивается судебной защитой.

В соответствии с п.2 ст.93 ГК РФ участники  общества с ограниченной ответственностью пользуются правом преимущественной покупки доли (ее части) в уставном капитале общества в случае ее продажи. При этом им предоставлено право самостоятельно устанавливать порядок отчуждения, а если таковой не установлен, то применяется диспозитивное правило: участники общества пользуются правом преимущественной покупки доли участника (ее части) пропорционально размерам своей доли в течение месяца со дня извещения о продаже.

Правом преимущественной покупки  акций обладают акционеры закрытого  акционерного общества (п.2 ст.97 ГК РФ).

Особенности реализации права преимущественной покупки акций и ценных бумаг  установлены в Федеральном законе «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года.32 В соответствии с п.3 ч.4 ст.7 указанного закона акционеры закрытого общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене, предложенной посторонним лицом. Данная норма носит императивный характер, то есть ее действие не может быть ограничено договором о создании общества либо уставом.

Преимущественное право на заключение договора (как самостоятельный институт гражданского права) в наиболее полном виде сформулировано применительно  к продаже доли в праве общей  собственности (ст.250 ГК РФ).33

Принцип свободы договора проявляется и в том, что стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными нормативными актами (п.2 ст.421 ГК). Следовательно, стороны вольны в выборе конкретного вида договора, которым они желали бы урегулировать свои отношения. Причем предметом их выбора может быть и договор, который не нашел отражения в законодательстве - главное, чтобы он этому законодательству не противоречил. С увеличением числа участников внешнеэкономических сделок в экономическом  обороте стали возникать многочисленные контакты с иностранными партнерами. Соприкосновение с развитым рыночным законодательством зарубежных стран повлекло за собой появление видов договоров таких, как договор лизинга, траста, факторинга и др.. Несомненно, развитие рыночных отношений и в дальнейшем будет порождать новые разновидности договора. С учетом этого п.2 ст.421 ГК содержит общее дозволение: можно заключать и такие договоры, которые прямо не предусмотрены нашим законодательством. Однако в любом случае эти договоры не должны противоречить прямым требованиям законов, иных правовых актов.

Стороны вправе также  заключить так называемый смешанный  договор, в котором содержатся элементы различных договоров (п. 3 ст.421 ГК). В этом случае отношения сторон будут регулироваться правилами о соответствующих договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если только стороны сами не договорятся о том, какое законодательство применяется к их договору.34 Так, к договору, по которому один гражданин оставил другому на хранение пианино, разрешив им пользоваться в качестве платы за хранение, применяются правила о договорах хранения и правила о договорах имущественного найма. Тем самым создана правовая база для оптимального решения сложных вопросов, нередко возникающих в практике при заключении и исполнении договоров сотрудничества, договоров о совместной деятельности и некоторых других.

Следует отметить, что  наличие норм, ограничивающих свободу  договора, связано с необходимостью защиты прав и интересов экономически более слабых или экономически зависимых сторон договора, а также публичных интересов.

 

 

II.2. Случаи обязательного заключения договора

Согласно ст.421 ГК, понуждение к заключению договора, по общему правилу, не допускается. За исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена самим Гражданским кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Так, например, в соответствии с п.1 ст.343 ГК, залогодатель или залогодержатель в зависимости от того, у кого из них находится заложенное имущество, обязан, если иное не предусмотрено законом или договором, страховать за счет залогодателя заложенное имущество.

Еще одним примером обязательного  заключения договора может служить  правило, установленное в ст. 846 ГК, согласно которому банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренных законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.

В целях предупреждения произвола со стороны предпринимателей, занимающих монопольное положение  на рынке и в интересах защиты экономически более слабой стороны   в договоре (прежде всего потребителей) в ГК РФ введены правила о публичном договоре. Этот договор имеет особое значение среди обязательных договоров. В соответствии со СТ.426, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. К таким договорам ГК РФ относит договор розничной купли-продажи (ст.492 ГК), договор энергоснабжения (ст.539 ГК), договор проката (ст. 626 ГК), договор бытового подряда (ст. 730 ГК), договор перевозки транспортом общего пользования (ст. 789 ГК), договор личного страхования (ст.934 ГК) и ряд других.

Коммерческая организация  как участник публичного договора не вправе по своему усмотрению ни выбирать партнера, ни решать вопрос о заключении договора. Для такой организации исключается действие принципа свободы договора. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы, не допускается.

При необоснованном уклонении  коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона  вправе по суду требовать заключения с ней этого договора. Ориентируя суды, Пленумы ВС РФ и ВАС РФ указали, что в случае предъявления иска о понуждении заключить публичный договор, бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию.35

методичка по ВКР.doc

— 311.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Диплом СИСТЕМА ГОС ВЛ.doc

— 373.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ДИПЛОМ.doc

— 383.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Оценочные понятия как критерии ограничения свободы гражданско-правового договора