Оценочные понятия как критерии ограничения свободы гражданско-правового договора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 13:13, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы заключается в комплексном правовом исследовании свободы договора как основного начала гражданского законодательства, а также вопросов реализации данного принципа в правовых нормах.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) исследовать происхождение, исторический смысл понятия принципа свободы договора в России и исторической обусловленности введения его в современное гражданское законодательство;
2) определить значение и положение принципа свободы договора в системе принципов современного гражданского права;
3) проанализировать действующие правовые нормы, в которых реализуется основная идея свободы договора и исключения из нее;
4) изучить влияние значительного количества оценочных понятий, содержащихся в гражданском законодательстве, на ограничение свободы договора.

Файлы: 4 файла

КУРСОВАЯ ПО ГРАЖДАНКЕ.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

Коммерческая организация, являющаяся субъектом публичного договора, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении  заключения договора, кроме случаев, когда законом или иными правовыми  актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Например, в соответствии со п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона РФ «О ветеранах», инвалиды Великой Отечественной войны пользуются преимущественным правом установки по месту их жительства телефонного аппарата.36

Условия публичного договора (в том числе о цене на товары, работы, услуги) должны устанавливаться одинаковыми для всех потребителей. Так, энергоснабжающая организация не может отпускать электроэнергию одним потребителям по одной цене, а другим - по другой.

Исключение составляют те потребители, которым льготы установлены  законом или иным правовым актом.

     Еще одна особенность публичного договора, которая относится к специфике его правового регулирования и свидетельствует об ограничении принципа свободы договора, заключается в том, что Правительству РФ предоставлено право издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

     Таким образом, императивные правовые нормы, определяющие условия публичного договора, могут быть установлены не только федеральным законом, но и постановлениями правительства. Примером могут служить Правила продажи отдельных видов товаров37, Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями и др..38

Данное положение в  полной мере учитывает особенности  отношений, опосредуемых публичными договорами: как правило, это отношения определенных коммерческих организаций с массовым потребителем. Именно необходимость  обеспечения защиты прав и законных интересов потребителей требует оперативного и гибкого регулирования условий публичных договоров.

Помимо Гражданского кодекса обязанность заключить  договор устанавливается и некоторыми другими законами. Например, в соответствии со ст. 3 Закона РФ от 13 декабря 1994 года «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» для казенных предприятий в необходимых случаях может вводиться режим обязательного заключения государственных контрактов на поставку продукции для федеральных государственных нужд. Согласно п.2 ст.5 этого же Закона, поставщики, обладающие монополией на производство отдельных видов продукции, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов в случае, если размещение заказа не влечет за собой убытков от ее производства.39

Аналогичное положение  установлено в ст. 9 Закона РФ от 24 декабря 1994 года «О государственном материальном резерве»: «Поставщики, занимающие доминирующее положение на товарном рынке, а также предприятия-монополисты и предприятия, в объеме производства которых оборонный заказ превышает 70%, не вправе отказаться от заключения государственных   контрактов на поставку материальных ценностей в государственный резерв».40

Как уже отмечалось выше, обязанность заключить договор  может быть предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством. Принуждение к заключению договора в связи с добровольно принятым обязательством   имеет   место   в   случае   принятия   сторонами предварительного договора (ст.429 ГК).41 По предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.

Существенные условия  предварительного договора могут быть разделены на два вида: условия, имеющие отношение непосредственно к предварительному договору (срок заключения основного договора), а также условия, позволяющие установить предмет и иные существенные условия основного договора. Если срок сторонами не определен, то договор подлежит заключению в течение одного года с момента заключения предварительного договора (п.4 ст.429 ГК). Необоснованное уклонение одной из сторон, заключившей предварительный договор, от заключения основного договора может повлечь для нее по требованию другой стороны решение суда о понуждении заключить договор. Сторона, уклоняющаяся от заключения договора, должна также возместить другой стороне причиненные этим убытки (п.4 ст.445 ГК).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.3. Свобода в установлении условий договора

Принцип свободы договора предполагает также свободу усмотрения сторон при определении условий  договора. В соответствии с п.4 ст.421 ГК условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда  содержание соответствующего условия  предписано законом или иными правовыми актами. То есть действие принципа свободы договора отнюдь не отрицает возможность законодательного регулирования договорных отношений сторон. Напротив, в рыночных условиях свобода от административного диктата предполагает наличие развитой системы правового регулирования.

Это положение лежит  в основе и Гражданского кодекса, который исходит из того, что помимо договора, который является основным средством регулирования имущественных  отношений, имеются еще три уровня регулирования договорных отношений (п.п.4 и 5 ст.421 ГК). Во-первых, законодательство устанавливает т.н. диспозитивные нормы, подлежащие применению, если иное не предусмотрено самими сторонами, которые своим соглашением могут установить условие, отличное от предусмотренного в указанной норме, либо вообще исключить ее применение. И только при отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой. Например, ст.701 ГК устанавливает, что договор безвозмездного пользования прекращается в случае смерти гражданина- ссудополучателя или ликвидации юридического лица-ссудополучателя, если иное не предусмотрено договором. Во-вторых, условия договора, не определенные сторонами или диспозитивной нормой, могут устанавливаться с помощью обычаев делового оборота, в качестве которых признаются сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (ст. 5 ГК). Например, в ст.427 ГК устанавливается возможность применения к договорным отношениям в качестве обычаев делового оборота многочисленных примерных и типовых договоров о поставках отдельных видов продукции и товаров, перевозке грузов и др.. В-третьих, законодательство может включать в себя императивные нормы, определяющие условия некоторых договоров. Этот уровень регулирования договорных отношений имеет наиболее важное значение, так как устанавливает пределы действия принципа свободы договора в гражданском обороте.

Так, например, Постановлением Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 мая 2008 года по делу № А66-722//2007 договор поставки топлива между ООО « Югавтоснаб - К» и СПК « Азаново» признан незаключенным ввиду недостижения сторонами соглашения по всем  существенным условиям договора, в том числе предмете договора, который применительно к поставке должен выражаться в количестве подлежащего поставке товара, а также в его наименовании.42

Важным моментом является то, что стороны связаны императивными нормами, действующими на момент заключения договора. Изменение закона после заключения договора не обязывает стороны пересматривать договор. Согласно п.2 ст.422 ГК, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Иными словами, к договорам применяется такое общее правило, как «закон обратной силы не имеет», что, несомненно, придает устойчивость гражданскому обороту. Участники договора могут быть уверены в том, что последующие изменения в законодательстве не могут нарушить условий заключенных ими договоров. Вместе с тем, потребности дальнейшего развития гражданского оборота могут натолкнуться на такие препятствия, которые заложены в условиях заключенных договоров. В целях преодоления этих препятствий в п.2 ст.422 ГК предусмотрена возможность изменения условий уже заключенных договоров путем введения обязательных для участников договора правил, действующих с обратной силой. При этом следует обратить внимание на то, что вновь введенные правила только в том случае обязательны для участников ранее заключенных договоров, если обратная сила им придана законом. Иные правовые акты не могут действовать с обратной силой в отношении заключенных договоров.

     Таким образом, применительно к договорным отношениям сторон правильным будет утверждение о приоритете условий договора перед нормами, содержащимися в указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, созданных после заключения договора. Даже в тех случаях, когда названные правовые акты включают в себя императивные нормы, регламентирующие отношения сторон, и содержат указание об их обязательном применении к правоотношениям, возникшим до издания правовых актов, стороны вправе не применять указанные нормы, а руководствоваться условиями ранее заключенного договора.

Общие императивные требования, относящиеся к условиям договора, содержатся в нормах ГК, устанавливающих принципы правового регулирования. Так, осуществление гражданских прав не должно нарушать права и интересы других лиц, создавать угрозу конституционному строю, безопасности государства.

Границы договорной свободы  определяются тем правом на имущество, которое принадлежит данному  субъекту. Это может быть право  собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления и другие вещные права. Каждое из этих прав создает различные возможности для субъекта по заключению договоров и формированию его условий. Общее правило установлено в ст.209, в соответствии с которой собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Конкретные границы свободы распоряжения имуществом установлены, например, в ст.297 ГК, по которой казенное предприятие может отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Большинство обязательных условий для конкретных видов  договоров устанавливается Гражданским кодексом. Так, например, ст. 554 ГК определяет существенные условия договора о продаже недвижимости. Это данные, позволяющие выделить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе расположенное на земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. При отсутствии этих данных договор считается незаключенным. Или, например, ст. 1016 ГК, определяющая существенные условия договора доверительного управления. Это состав имущества; наименование юридического лица или имя гражданина, в интересах которого осуществляется управление имуществом; размер и форма вознаграждения управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором; срок действия договора.

Если стороны не пришли к соглашению по всем существенным условиям договора, то договор считается  незаключенным. Так, кассационная коллегия Федерального Арбитражного суда Уральского округа пришла к выводу, что договор между ООО «Универсам» и «Управляющая компания «РЭМП Железнодорожного района» является незаключенным, поскольку во исполнение условий договора на оказание услуг по нежилому помещению «Управляющая компания «РЭМП Железнодорожного района» направил проект договора, а ООО «Универсам», в свою очередь, подписал указанный проект договора с протоколом разногласий, однако сторонами не были согласованы существенные условия договора.43

Существенным условием всякого возмездного договора является цена, поэтому важное значение имеют положения, регулирующие условия договора о цене (ст.424 ГК). Общим правилом является оплата товаров, работ, услуг по ценам (тарифам, расценкам, ставкам), установленным соглашением сторон. Вместе с тем, в некоторых случаях, предусмотренных законом, применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Постановление Правительства  РФ от 7 марта 1995 года №239 в редакции от 23 апреля 2008 года «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифы)» утвердило перечень продукции и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляют Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ. Например, Правительство РФ осуществляет государственное регулирование цен на природный газ, транспортировку нефти, продукцию оборонного назначения, алмазное сырье, драгоценные металлы и сплавы, продукцию ядерно-топливного цикла и др.. Органы исполнительной власти субъектов РФ устанавливают цены на оплату населением жилья и коммунальных услуг, перевозку пассажиров и багажа общественным транспортом, кроме железнодорожного и др..44 Таким образом,  если в соответствии с законом допускается государственное регулирование цены, то соответствующее условие договора не может быть определено по соглашению сторон. В этом случае товары, работы, услуги должны оплачиваться по ценам, устанавливаемым или регулируемым уполномоченными на то государственными органами.

В современных правовых системах имеются целые отрасли  законодательства, суть которых состоит  во введении обязательных условий в  договор. Особенно это касается антимонопольного законодательства. Так,  например, п. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите  конкуренции» запрещает действия (бездействия) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, по установлению, поддержанию монопольно высокой цены или монопольно низкой цены товара45. Это не что иное, как запрет, касающийся порядка формирования условий договора. Поэтому, руководствуясь п. «и» ч. 1 ст. 23 названного Закона, антимонопольный орган вправе дать соответствующему субъекту предписание об изменении условий договора о цене.46

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.4. Оценочные понятия как критерии ограничения свободы гражданско-правового договора

Изучение субъективно оценочных понятий является новшеством для российского гражданского права и широко применяемого в современном законодательстве терминологического аппарата, заключающегося в использовании для оценки договорных связей субъектов гражданского права, а также в качестве критерия законности их действий при наложении ограничений на свободу гражданско-правового договора.

Поскольку в современном  законодательстве употребляется значительное количество таких понятий, толкуемых правоприменителями по своему усмотрению, и так или иначе ограничивающих свободу договора, в настоящей работе ставится вопрос об обоснованности их использования в законе.

методичка по ВКР.doc

— 311.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Диплом СИСТЕМА ГОС ВЛ.doc

— 373.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ДИПЛОМ.doc

— 383.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Оценочные понятия как критерии ограничения свободы гражданско-правового договора