Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 13:13, курсовая работа
Цель настоящей работы заключается в комплексном правовом исследовании свободы договора как основного начала гражданского законодательства, а также вопросов реализации данного принципа в правовых нормах.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) исследовать происхождение, исторический смысл понятия принципа свободы договора в России и исторической обусловленности введения его в современное гражданское законодательство;
2) определить значение и положение принципа свободы договора в системе принципов современного гражданского права;
3) проанализировать действующие правовые нормы, в которых реализуется основная идея свободы договора и исключения из нее;
4) изучить влияние значительного количества оценочных понятий, содержащихся в гражданском законодательстве, на ограничение свободы договора.
Введение
Системное взаимодействие органов государственной власти в Российской Федерации происходит на основе правового механизма, который является необходимым атрибутом любого государственного образования. Он выступает особым инструментом политических, правовых и социально-экономических преобразований в обществе, обладает разнообразными свойствами и закономерностями, исследование которых важно для обеспечения устойчивости и эффективности органов государственной власти.
В конституционно-правовой науке анализ и совершенствование системного взаимодействия органов государственной власти занимает важнейшее место, так как в конституционно-правовых нормах отражаются природа и сущность функционального единства, структурные взаимосвязи и взаимозависимости органов государственной власти в Российской Федерации.
В современных условиях государственного строительства в Российской Федерации активно продолжается процесс укрепления «вертикали власти», с одной стороны, а с другой - идет активный поиск путей достижения желаемого уровня эффективности и устойчивого развития федеративной модели государства как через распределение властных полномочий по уровням и между органами власти, так и через структурно-функциональную оптимизацию взаимосвязей.
Тем не менее, сохраняется значительная неопределенность в ряде важных вопросов системного взаимодействия органов государственной власти, их структурной организации, распределения предметов ведения и полномочий, обеспечения эффективности, устойчивости системы органов государственной власти Российской Федерации.
Различные аспекты, соприкасающиеся с темой исследования, нашли отражение в работах представителей современного государствоведения: О.И. Чепунова, Б.П. Елисеева, В.А. Кочева Г.В. Атаманчука, С.Б. Аникина, Т.Я. Хабриева, К.В. Черкасова, Л.М. Энтина и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с принципами организацией и деятельности, а также системным взаимодействием органов государственной власти в Российской Федерации, представляющим собой сложный и многофункциональный государственно-правовой механизм, призванный обеспечить эффективность государственной власти по управлению всеми сферами общества.
Предмет исследования являются нормы права, регулирующие статусы органов государственной власти в Российской Федерации, закрепляющие принципы их системного взаимодействия, а также государственно-правовая практика их реализации.
Целью исследования заключается в теоретическом и правовом обосновании системных закономерностей и принципов организации деятельности органов государственной власти в Российской Федерации, а также анализе эффективности их взаимодействия.
Указанная цель достигается при разрешении следующего комплекса задач:
-уточнить понятие системы органов государственной власти Российской Федерации;
- дать общую характеристику принципов организации и деятельности органов государственной власти Российской Федерации;
-выявить особенности
разделения властной
-исследовать взаимодействие Президента РФ в системе органов государственной власти;
-исследовать взаимодействие органов исполнительной власти в исполнительной «вертикали»;
-исследовать функции контроля и надзора в системном взаимодействии органов государственной власти в Российской Федерации;
-выявить особенности
взаимодействия органов
- дать анализ административной реформе в системе органов государственной власти Российской Федерации;
-определить основные
направления развития системног
При решении поставленных задач применялись общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, формализация). В ходе исследования системного взаимодействия органов государственной власти в Российской Федерации использовался эмпирический метод системного анализа. Были использованы частнонаучные методы анализа государственно-правовых явлений и процессов (формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой).
Нормативную базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации 1993 г., а также действующее федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации по вопросам регулирования и развития системы органов государственной власти в РФ.
Определенные выше цели и задачи исследования определяют структуру выпускной квалификационной работы и порядок изложения материала. Работа состоит из введения, трёх глав, девяти параграфов, заключения и списка литературы.
I. Общая характеристика системы органов государственной власти в Российской Федерации
1.1. Понятие системы органов государственной власти
Понятие «система государственной власти» основывается на ч. 3 ст. 5 Конституции РФ, согласно которой федеративное устройство страны основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и ее субъектов1.
Юридическая наука использует в качестве тождественных понятий системы органов власти термины: «механизм государства», «государственный аппарат», «государственная организация».
Государство – это многогранное социально-политическое явление, ему свойственны такие конституционно-правовые системные признаки как: целостность, структура, иерархичность, управление, связи, самоорганизация и т.д.
Государственная власть распределяется по вертикальным и горизонтальным структурам таким образом, чтобы единая система властных отношений постоянно поддерживала связь государства и гражданского общества в оптимальном состоянии для обеспечения стабильного, эффективного, гармоничного развития всей системы общества.
Изучая современное состояние системы органов государственной власти, необходимо отметить, что система - это термин, представляющий собой конституционно-правовую форму и характеризующий порядок осуществления органом определенных функций государственной власти в системной взаимосвязи и взаимозависимости. При этом любая система обладает определенной структурой, которая определяется целями и задачами системы.
Например, исследуя систему государственной власти, В.А.Кочев в качественных свойствах или закономерностях системы выделяет: «функциональность», «ролевую активность». По его мнению, каждая система и ее элементы выполняют определенную роль и всегда, пока существует система, проявляют «ролевую активность», поэтому в целях всестороннего изучения системных конституционно-правовых параметров необходимо сконцентрировать внимание на общенаучных подходах к исследуемому объекту. 2
По мнению Чепунова О.И., системообразующие конституционные параметры рассматриваются как наиболее устойчивые величины (агрегированные детерминанты). Они определяют основные властные характеристики: черты, свойства, признаки (в конституционно-правовом выражении - это категории, понятия, принципы); властные, определяющие функционально-предметное содержание (вопросы ведения, полномочия); системно-структурная, институциональная организация системы органов государственной власти.3
Так, по мнению Игнатюк Н.А.: «Система органов власти или управления представляется как совокупность взаимодействующих самоуправляющихся систем, которые выступают в качестве составных частей».4
Чечулина А.А. систему государственной власти рассматривает как «совокупность государственных органов, построенную на основе принципа субординации»5.
Б.П. Елисеевым определяется, что «система органов государственной власти Российской Федерации представляет собой сочетание трех ветвей власти, структурно и организационно разделенных (по выполняемым функциям и занимаемым уровням) и, вместе с тем, взаимозависящих друг от друга элементов (подсистем), интегрированных институтом главы государства, а также посредством правовых норм».6
Конституированную систему государственной власти можно рассматривать в качестве средства обеспечения основного правопорядка в общественных условиях.7 При этом в демократическом обществе непосредственное воздействие государственной власти на сферу автономного существования человека ограничено организационной, регулятивной и контрольной ее функциями. Это конституционно-правовое требование основного правопорядка гарантируется сбалансированным равновесием разделенных государственно-властных функций и соответствующих институтов. В указанном смысле, по мнению Кочева В.А., единство содержания и формы и в то же время институциональная децентрализация власти являются понятиями соотносимыми, но не однопорядковыми: первое есть качество целостности системы, а второе – свойство структуры.8
Исходя из вышесказанного следует, что система органов государственной власти Российской Федерации - сложная социально-политическая открытая система, обладающая закономерностями, которые возникают из совокупности системных взаимосвязей. Данные связи классифицируются на:
-системообразующие (конституционные нормы);
-родовые (нормы законодательства);
-подзаконно-нормативные правовые нормы.
Комплексное сочетание
закономерностей формирует
1.2. Общая характеристика
принципов организации и
Система органов государственной власти в Российской Федерации основывается на принципах, которые позволяют государственному механизму осуществлять свои функции.
Вопрос о принципах организации и деятельности государственных органов является многоплановый, сложный, исходя из изученной юридической литературы весьма дискуссионный.
По мнению Елисеева Б.П., в систему принципов построения и деятельности органов государственной власти входят следующие принципы: 1) федерализма; 2) системности; 3) иерархии, подчинения нижестоящих органов власти вышестоящим; 4) централизации и децентрализации функций и решения этой проблемы в самой системе; 5) дифференциации (разделения) и фиксирования функций и полномочий; 6) профессионализма и компетентности; 7) законности; 8) гласности; 9) чередования полномочий и их передачи одной частью (подсистемой) другой ее части (подсистеме), например, части своих полномочий органами исполнительной власти; 10) взаимодействия и согласованного функционирования органов законодательной, исполнительной и судебной властей; 11) участия граждан в формировании (избрании) органов законодательной и исполнительной власти; 12) контроля в процессе функционирования государственной власти (особенно органов исполнительной власти).9
Некоторые ученые выделяют
основной принцип организации государств
Также следует отметить принцип законности. Данный принцип проявляется в том, что все органы государственной власти и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации. Законность - один из ведущих принципов организации и деятельности органов государственной власти. Свои исходные начала он берет из Конституции РФ, федеральных законов, конституций и уставов субъектов Федерации и их законодательства например, ст. ст. 15, 76 Конституции РФ).10
Другим важнейшим принципом
системы органов
В правовом государстве
единство власти тесно увязано с основополагающ
Важнейшим принципом
системы государственных
Качественный признак взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации - их иерархическая соподчиненность. Она определяется, в первую очередь, ведущей ролью Конституции РФ в формировании единой системы системы власти в Российской Федерации. Конституция устанавливает фундаментальные основы государственного строя России, регламентирует цели и порядок деятельности органов государственной власти.13
Информация о работе Оценочные понятия как критерии ограничения свободы гражданско-правового договора