Опека, попечительство и патронаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 04:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в анализе нормативно-правовой базы отдельных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и их реализации на практике.
Исходя из поставленной цели, в работе предпринята попытка решить следующие задачи:
- обобщить сущность понятий «устройство детей, оставшихся без попечения родителей» и «формы устройства, детей, оставшихся без попечения родителей»;
- рассмотреть систему семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Содержание работы

Введение
3
Основная часть
5
1 Теоретико-правовые основы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
5
1.1 Нормативно-правовое обеспечение защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей
5
1.2 Понятие и система форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей
11
2 Опека, попечительство, патронаж в РФ: нормативно-правовое сопровождение, состояние, проблемы
17
2.1 Опека и попечительство как семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности патронажа
17
2.2 Анализ динамики устройства детей, оставшихся без попечения родителей
29
Заключение
34
Глоссарий
36
Список использованных источников
38
Приложение
40

Файлы: 1 файл

Опека, попечительство, патронаж.doc

— 505.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Троицкий филиал

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

 

Тема

«Опека, попечительство и патронаж»

Фамилия студента

 

Имя студента

 

Отчество студента

 

№ контракта

 

Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание

 

Направление на практику

 

 

Содержание

 

Введение

3

Основная часть

5

1 Теоретико-правовые основы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

5

1.1  Нормативно-правовое обеспечение защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей

5

1.2 Понятие и система форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей

11

2 Опека, попечительство, патронаж в РФ: нормативно-правовое сопровождение, состояние, проблемы

17

2.1 Опека и попечительство как семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности патронажа

17

2.2 Анализ динамики устройства детей, оставшихся без попечения родителей

29

Заключение

34

Глоссарий

36

Список использованных источников

38

Приложение

40


 

Введение

Вопросы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, исторически привлекали внимание государства и общественности. В России за последние десятилетия данная проблема приобрела особую актуальность. По данным специалистов, сегодня Россия переживает третью (после гражданской и Великой Отечественной войн) волну сиротства: по числу детей, оставшихся без попечения родителей, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Российская Федерация занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. В среднем 130 000 преступлений в год совершаются несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей; около 2000 детей в год заканчивают жизнь самоубийством.

Поэтому в данной ситуации большое значение играет анализ современного законодательства существующей системы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, которое оказывает первостепенное влияние на обеспечение и гармонизацию интересов ребенка и лица, взявшего его на воспитание.

В настоящее время принято большое количество нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.

Все выше перечисленное определяет актуальность темы «Опека, попечительство и патронаж».

Объектом исследования являются общественные отношения, определяющие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, организация защиты прав и интересов субъектов этих отношений на уровне государства, прежде всего - интересов ребенка.

Предметом исследования выступают нормы семейного законодательства и положения, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, регулирующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей,

Цель  исследования состоит в анализе нормативно-правовой базы отдельных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и  их реализации на практике.

Исходя из поставленной цели, в работе предпринята попытка решить следующие задачи:

- обобщить  сущность понятий «устройство детей, оставшихся без попечения родителей» и «формы устройства, детей, оставшихся без попечения родителей»;

- рассмотреть  систему семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

- рассмотреть  нормативно-правовое сопровождение  оформления опеки (попечительства) детей, оставшихся без попечения родителей;

- обобщить  статистику в РФ, в Челябинской  области и Пластовском районе.

Нормативную и информационную основу исследования составили положения, закрепленные в российском и зарубежном законодательстве, касающиеся правового регулирования устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Теоретической основой служат научные труды ученых в области философии, социологии, теории государства и права, семейного, гражданского, административного права: С.С. Алексеева,  Л.И. Беляевой, Е.М. Ворожейкина, З.И. Ворониной, В.Ф. Маслова, Г.К. Матвеева, С.А. Муратовой, A.M. Нечаевой, И.Б. Новицкого, С.Я. Паластиной, А.И. Пергамент, Б.Л. Хаскельберга, Е.А. Чефрановой, Д.М. Чечота, В.П. Шахматова, Г.Ф. Шершеневича и других.

Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, структурно-системный и другие методы научного исследования.

 

 

Основная часть

1 Теоретико-правовые основы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

1.1 Нормативно-правовое обеспечение защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Проблема детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации в настоящее время стоит очень остро - рост числа детей, оставшихся без попечения родителей, тенденциозно устойчив. В юридической теории и практики в отношении данной категории детей применяется впервые закрепленный ст. 121 СК РФ термин «дети, оставшиеся без попечения родителей». Кроме данной дефиниции юристами и социологами используются такие определения, как «дети - сироты», «социальные сироты». Остановимся на содержании каждого из этих понятий.

Определение понятия «дети - сироты» дано в ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»1 (далее по тексту - Федеральный закон «О дополнительных гарантиях...») - определяется как «лица, в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель».

Термин «социальный сирота» - по своей природе неправовой, введен в научный обиход социальными педагогами. М.А.Галагузова понимает под «социальным сиротой» ребенка, «который имеет биологических родителей, но они по каким - то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем». К этой категории также относятся дети, «родители которых не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях»2. В настоящее время «социальными» сиротами являются порядка 90 % всех сирот в РФ3.

К категории детей, оставшихся без попечения родителей, Федеральный закон «О дополнительных гарантиях...» относит лиц в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи:

  • с отсутствием родителей или лишения их родительских прав или ограничением в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограничено дееспособными);
  • с нахождением родителей в учебных учреждениях; учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления;
  • с объявлением родителей умершими;
  • с уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;
  • с отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений;
  • в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

СК РФ, более обще подходя к формулировке причин оставления детей без попечения родителей, тем не менее, относит к ним и смерть родителей, не выделяя в отдельную категорию детей - сирот.

В соответствии с п.1 ст. 121 СК РФ, после установления факта утраты ребенком родительского попечения, защита его личных и имущественных прав и интересов возлагается на органы опеки и попечительства. Следовательно, утрату родительского попечения необходимо относить к фактам, имеющим юридическое значение. Именно поэтому достаточно важен вопрос: с какого момента времени ребенок утрачивает родительское попечение; каким образом подтверждается наличие подобной утраты?

Смерть родителей удостоверяется свидетельством о смерти. Началом утраты родительского попечения в этом случае будет день, когда она наступила. При лишении родительских прав, ограничении в родительских правах, признании родителей недееспособными утрата родительского попечения наступает с момента вступления решения суда в законную силу.

Вступление в законную силу приговора суда будет сопряжено с моментом утраты родительского попечения в случае избрания родителю (ям) наказания в виде лишения свободы. При избрании судом в качестве меры пресечения заключение родителя под стражу, ребенок будет считаться лишившимся родительского попечения со дня фактического заключения родителя.

Несколько сложнее обстоит дело при болезни родителей. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях...» относит к детям, оставшимся без попечения родителей только лиц, чьи родители находятся в лечебных учреждениях, в то время как п.1 ст. 121 СК РФ в качестве оснований утраты родительского попечения называет болезнь родителей. Позиция законодателя, изложенная в СК РФ, более корректна: болезнь родителя может являться основанием признания ребенка утратившим родительское попечение, даже если родитель находится дома (например, прикованный к постели инвалид). Поэтому целесообразно в данном случае внести коррективы в законодательство, приведя его в соответствие с СК РФ.

Что касается момента, с которого ребенок будет считаться утратившим родительское попечение, то:

- если болезнь связана с помещением родителя на длительное лечение, то утрата родительского попечения возникает с момента его помещения в медицинское учреждение;

- если тяжело больной родитель находится дома, момент наступления утраты родительского попечения устанавливается в каждом конкретном случае в зависимости от характера болезни совместно органами здравоохранения и опеки и попечительства.

В тех случаях, когда точную дату утраты родительского попечения установить невозможно, она определяется в зависимости от конкретной ситуации представителем органа опеки и попечительства по месту нахождения ребенка4.

При утрате родительского попечения за ребенком сохраняются все его права, и первое из них - это право на жизнь и воспитание в семье. Семья - это естественная среда обитания ребёнка, что подчеркивается в преамбуле Конвенции о правах ребенка, и для ребенка, лишившегося своей семьи, при выборе форм устройства приоритет должен отдаваться семейным формам.

Процедура устройства детей, оставшихся без попечения родителей, - от выявления детей до избрания формы устройства, - находится в исключительной компетенции органов опеки и попечительства.

Наделение органов опеки и попечительства настолько широкими полномочиями не всегда отвечает интересам ребенка. Необходимо в случаях несогласия ребенка, достигшего четырнадцатилетнего возраста, с заключением органов опеки и попечительства о целесообразности использования в отношении несовершеннолетнего той или иной формы устройства и подбором конкретного кандидата в качестве усыновителя, попечителя, наделить правом принятия окончательного решения суд. Допущение такой возможности существенно ограничит возможность злоупотреблений своими правами со стороны должностных лиц органов опеки и попечительства.

Одной из основных гарантий обеспечения государственной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, является их социальное обеспечение, которое строится на базе минимальных социальных стандартов, определяемых органами государственной власти Российской Федерации и её субъектов. Вышеупомянутый закон определяет, в целом, систему социальных гарантий, предоставляемых детям, оставшимся без попечения родителей и приравненным к ним. Данную систему составляют: дополнительные гарантии права на образование; дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание; дополнительные гарантии права на труд.

Так, их обучение в образовательных учреждениях осуществляется на основе полного государственного обеспечения, что зафиксировано в ст. 50 Закона РФ «Об образовании» и ст.6 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях5...».

Кроме социальных гарантий, немаловажное значение в обеспечении комплексной защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, играют дополнительные гарантии: право ребенка на получение алиментов, пенсии по случаю потери кормильца, социальной пенсии по инвалидности, пособий, единовременных социальных выплат, а также праве собственности на жилое помещение или праве пользования жилым помещением.

Одно из существенных социально-экономических прав несовершеннолетних – это право на жилье, предусмотренное Конституцией РФ. Данную обязанность государство осуществляет с помощью органов опеки и попечительства, без согласия которых невозможно осуществить сделку с жильем, в котором проживают несовершеннолетние, лишившиеся родительского попечения. При отсутствии подобного разрешения любой договор признается недействительным как нарушающий права и интересы несовершеннолетнего.

Информация о работе Опека, попечительство и патронаж