Опека, попечительство и патронаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 04:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в анализе нормативно-правовой базы отдельных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и их реализации на практике.
Исходя из поставленной цели, в работе предпринята попытка решить следующие задачи:
- обобщить сущность понятий «устройство детей, оставшихся без попечения родителей» и «формы устройства, детей, оставшихся без попечения родителей»;
- рассмотреть систему семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Содержание работы

Введение
3
Основная часть
5
1 Теоретико-правовые основы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
5
1.1 Нормативно-правовое обеспечение защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей
5
1.2 Понятие и система форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей
11
2 Опека, попечительство, патронаж в РФ: нормативно-правовое сопровождение, состояние, проблемы
17
2.1 Опека и попечительство как семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности патронажа
17
2.2 Анализ динамики устройства детей, оставшихся без попечения родителей
29
Заключение
34
Глоссарий
36
Список использованных источников
38
Приложение
40

Файлы: 1 файл

Опека, попечительство, патронаж.doc

— 505.00 Кб (Скачать файл)

Например, оформление предварительного разрешения на совершение сделки с жилыми помещениями, в которых несовершеннолетние являются собственниками, сособственниками, членами семьи собственника жилого помещения, дома, производится в форме постановления (распоряжения) органа местного самоуправления по месту жительства несовершеннолетних20.

Специальные правила установлены жилищным законодательством в отношении такой сделки, как заключение договора о передаче жилья в собственность несовершеннолетнего (приватизация). Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (в редакции Федерального закона от 28.03.1998)21 в случае утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, опекуны (попечители)... в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Опекун или попечитель вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства производить необходимые для содержания подопечного расходы за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода.

Забота об интересах несовершеннолетнего помимо совершения сделок или их одобрения должна выражаться и в иных юридических действиях опекунов (попечителей). Так, попечители несовершеннолетних имеют право и обязаны ходатайствовать об ограничении дееспособности несовершеннолетнего (п. 4 ст. 26 ПС РФ). Такое ограничение возможно лишь по решению суда и состоит в ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами (за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел гражданскую дееспособность в полном объеме).

Одна из обязанностей опекунов и попечителей юридического характера состоит также в оспаривании совершенных несовершеннолетним сделок. При этом следует помнить, что совершенные малолетним ребенком за рамками его дееспособности сделки ничтожны (ст. 172 ПС РФ), то есть недействительны независимо от признания их таковыми судом, а совершенные несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет - оспоримы, т.е. могут быть признаны судом недействительными по иску попечителя, если он не давал согласия на их совершение (ст. 175 ГК РФ). Гражданский кодекс РФ(п. 2 ст. 172) предоставляет опекуну малолетнего ребенка еще одно полномочие - требовать признания действительной той заключенной им сделки, которая ему полезна. «В интересах малолетнего совершенная им сделка может быть по требованию его родителей, усыновителей или опекуна признана судом действительной, если она совершена к выгоде малолетнего».

Немало полномочий опекунов (попечителей), носящих юридический характер, связаны с осуществлением личных прав ребенка. Прежде всего в соответствии со ст. 49 CK РФ опекуны (попечители) ребенка имеют право подавать заявление об установлении отцовства в судебном порядке. При вынесении положительного решения по такому иску и вступлении его в законную силу статья 54 Федерального Закона «Об актах гражданского состояния»156 позволяет опекуну (попечителю) подать заявление в орган загса о государственной регистрации установления отцовства на основании решения суда.

С волей опекуна или попечителя может быть связано и гражданство ребенка (ст. 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» ). Вопросы, связанные с пересечением несовершеннолетними, находящимися под опекой или попечительством, государственной границы РФ, регулируются статьями 20 и 21 Федерального закона «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»22. Данный нормативный акт устанавливает, что опекуны и попечители несовершеннолетних вправе не дать разрешение на выезд ребенка за пределы РФ. В этом случае несогласие опекуна (попечителя) подлежит судебному обжалованию.

Особенность правового положения попечителей над детьми закреплена даже в нормах уголовно - процессуального законодательства. Ст. 105 УПК РФ23 устанавливает возможность применения к несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому такой меры пресечения, как отдача под присмотр попечителя.

Кроме того, для опекунов (попечителей) несовершеннолетних предусмотрен целый ряд социальных гарантий24.

Так, в соответствии с п.2 ч.5 ст. 150 СК РФ на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации. В Челябинской области подобные выплаты регламентируются Законом Челябинской области «О защите прав ребенка»25; Законом Челябинской области «Об общих принципах организации и деятельности органов опеки и попечительства в Челябинской области»26; Постановлением администрации Челябинской области, утвердившим Порядки выплат денежных средств опекуну (попечителю) на содержание детей, оставшихся без попечения родителей27. В соответствии с данными нормативными актами, граждане, осуществляющие опеку (попечительство) на территории Челябинской области имеют право на выплату денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для своих подопечных в размере, зависимом от возраста ребенка. Необходимо отметить, что данные пособия достаточно часто становятся предметом судебных споров. Неоднократно в Верховном Суде РФ обсуждался вопрос о признании недействительными нормативных актов субъектов РФ (Приморский край, Хабаровский край), устанавливающих заниженный, по мнению заявителей, размер выплат денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством).

Аккумулируя принятые Верховным Судом РФ определения28, можно прийти к выводу о совершенно справедливой ориентации Суда на упомянутый выше п.1 Положения «О порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой(попечительством)», устанавливающий соответствие подобных выплат натуральным нормам по фактическим ценам данного региона. Констатация подобного несоответствия привела к принятию в указанных случаях определений, удовлетворяющих интересы заявителей.

Кроме этого опекуны имеют право на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет (ст. 13 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»29).

Помимо уже рассмотренных социальных мер, выраженных в предоставлении ряда пособий опекунам (попечителям) несовершеннолетних, существуют и иные, перечисленные в приложении А.

Правовой статус опекунов (попечителей) над несовершеннолетними характеризуется также спецификой их гражданско-правовой ответственности. Во-первых, законодательство устанавливает специальные правила для ответственности по сделкам несовершеннолетних. Согласно п. 3 ст. 28 ГК РФ по сделкам малолетнего (не достигшего 14 лет) имущественную ответственность несет своим имуществом опекун, если не докажет, что обязательство было нарушено не по его вине. То есть вне зависимости от того, сам ли опекун совершал сделку от имени малолетнего либо сделка была совершена ребенком в пределах его дееспособности, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возникшего из договора обязательства возлагается на опекуна. В то же время в соответствии с п. 3 ст. 26 ГК РФ несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенной им сделке (даже если эта сделка была совершена с письменного согласия попечителя).

Во-вторых, существуют правила возмещения вреда, причиненного несовершеннолетними лицами. Вина опекуна или попечителя предполагается, и он обязан доказывать ее отсутствие. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. № 3 « О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья» судам было рекомендовано понимать под виной опекунов (а равно и попечителей) «как неосуществление должного надзора за несовершеннолетними, так и безответственное отношение к их воспитанию или неправомерное использование своих прав по отношению к детям, результатом которого явилось неправильное поведение детей, повлекшее вред (попустительство или поощрение озорства, хулиганских действий, безнадзорность детей, отсутствие к ним внимания и т.п.)»30.

Действующее законодательство предусматривает общее последствие виновного нарушения опекуном (попечителем) своих обязанностей - его отстранение. Пункт 3 статьи 39 ГК РФ устанавливает это последствие для всех случаев ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей. Орган опеки и попечительства вправе отстранить данное лицо от исполнения обязанностей, однако не обязан этого делать во всех случаях.

Патронаж нашел в России распространение в связи с тем, что некоторым членам общества необходима помощь в реализации их прав. Патронаж это одна из форм попечительства, устанавливаемого органом опеки и попечительства над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права, а также исполнять свои обязанности.

Патронаж как форма попечительства предусмотрен гражданским законодательством РФ впервые в ГК РФ ст. 41. Содержание статьи приведено в приложении Б.

Патронаж как самостоятельный правовой институт имеет свои особенности:

- патронаж устанавливается по  просьбе самого гражданина;

- органы опеки и попечительства  подбирают попечителя (помощника) -совершеннолетнего дееспособного гражданина;

- попечитель  должен соответствовать  требованиям закона, предъявляемым к попечителю, причем он может быть назначен только с согласия подопечного гражданина31.

Патронаж прекращается по требованию подопечного. Наличием полной дееспособности объясняется активная роль подопечного при оформлении отношений Патронажа с попечителем. Так, распоряжение имуществом, принадлежащим совершеннолетнему дееспособному подопечному, попечитель (помощник) осуществляет на основании договора доверительного управления или поручения, заключенного с самим подопечным и в рамках, им обусловленных.  Органы опеки и попечительства по месту жительства подопечного должны осуществлять надзор за деятельностью попечителя (помощника). При патронаже действуют и другие гарантии соблюдения прав и законных интересов гражданина, установленные законодательством в рамках института попечительства.

 

2.2 Анализ динамики устройства детей, оставшихся без попечения родителей

 

Рассмотрим динамику устройства детей в семью на уровне России, Челябинской области и Пластовского района.

На уровне государство динамика детей, оставшихся без попечения родителей, представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Динамика количества детей, оставшихся без попечения

родителей в РФ

Данные, представленные на рисунке 2, показывают, что в последнее время происходит снижение количества детей, оставшихся без попечения родителей. Наиболее высокий уровень данного показателя наблюдался в 2004-2005г.г. В 2011 году количество детей, оставшихся без попечения родителей, в сравнении с 2005 годом уменьшилось в 1,6 раза. На уровне Челябинской области наблюдается тоже снижение количества детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом необходимо рассмотреть структуру устройства детей с целью выявления наиболее востребованной формы семейного устройства детей. Динамика устройства детей в семьи в 2007-2011 годах в России представлена на рисунке 3.


Рисунок 3 – Структура семейного устройства детей в РФ в 2007-2011г.г.

На семейные формы устройства в 2012 году в семьи российских граждан было передано 67,5 тыс. детей, из них 7,4 тыс. – на усыновление, 56,7 тыс. - под опеку (попечительство), в том числе 15,9 тыс. - на возмездную форму опеки (попечительства). На уровне  РФ структура семейного устройства детей изображена на рисунке 4.

Данные рисунков 3 и 4 показывают, что наиболее востребованной формой семейного устройства детей в РФ является опека, которая в общей сложности составляет 84% в структуре семейного устройства детей, при этом на  безвозмездной  форме детей принято в семью более чем в 2,5 раза больше, чем на возмездной.

Рисунок 4 - Структура семейного устройства детей в РФ в 2012 году

Аналогичная ситуация складывается в Челябинской области. На рисунке 5 проведено сравнение семейных форм устройства  детей в Челябинской области за 2 года: 2011-2012г.г.

Рисунок 5 - Динамика устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи в Челябинской области

Показатели рисунка 5 свидетельствуют о том, что в 2012 году такими формами устройства детей как усыновление, опека детей в 2012 году охвачено меньше, чем в 2011 году, в то время как количество детей, устроенных в приемную семью, увеличилось почти в 2,7 раза.

При этом структура устройства детей в семью в Челябинской области в 2012 году претерпела значительные изменения (рисунок 6, 7):

- усыновление детей  иностранными гражданами в структуре  уменьшилось на 2%;

- опекой охвачено детей  на 7, 5% меньше в 2012г. в сравнении  с 2011г.;

- зато процент устройства  детей в приемные семьи в  структуре увеличился на 9,4%.

 

 

Рисунок 6- Структура устройства детей в семью в Челябинской области в 2011 году

 

 

Рисунок 7- Структура устройства детей в семью в Челябинской области в 2012 году

 

На уровне Челябинской области находит все большее распространение такая форма как устройство детей в приемные семьи. Данная форма для России новая, поэтому, процесс становления приемной семьи сложный и длительный. И, если нет ресурсов, нет психологических навыков и готовности к трудностям, то неизбежны возвраты детей. Кроме проблем психологических, у приемных семей есть и серьезные трудности, связанные с контролем со стороны органов опеки и попечительства. Государство буквально мешает их существованию актами проверок и сбором кучи бюрократической документации. Родители должны делать немыслимые отчеты за каждую копейку, полученную на ребенка, с приложенными чеками». Кроме того, эта форма устройства детей не распространена в достаточной степени по причине недостаточного финансирования.

Информация о работе Опека, попечительство и патронаж