Опека, попечительство и патронаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 04:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в анализе нормативно-правовой базы отдельных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и их реализации на практике.
Исходя из поставленной цели, в работе предпринята попытка решить следующие задачи:
- обобщить сущность понятий «устройство детей, оставшихся без попечения родителей» и «формы устройства, детей, оставшихся без попечения родителей»;
- рассмотреть систему семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Содержание работы

Введение
3
Основная часть
5
1 Теоретико-правовые основы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
5
1.1 Нормативно-правовое обеспечение защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей
5
1.2 Понятие и система форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей
11
2 Опека, попечительство, патронаж в РФ: нормативно-правовое сопровождение, состояние, проблемы
17
2.1 Опека и попечительство как семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности патронажа
17
2.2 Анализ динамики устройства детей, оставшихся без попечения родителей
29
Заключение
34
Глоссарий
36
Список использованных источников
38
Приложение
40

Файлы: 1 файл

Опека, попечительство, патронаж.doc

— 505.00 Кб (Скачать файл)

Примером может служить дело о признании договора купли-продажи приватизированной квартиры, заключенный без предварительного разрешения органов опеки и попечительства недействительным, как повлекший нарушение жилищных прав и интересов несовершеннолетних детей. (см. Приложение А).

Вместе с тем, наличие согласия органа опеки и попечительства на совершение сделки по отчуждению имущества несовершеннолетнего, являясь формально необходимым, само по себе не представляет безусловное подтверждение законности сделки. Основным критерием действительности сделки является реальное соблюдение имущественных прав ребенка. Так судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ отменила решение Октябрьского районного су Республики Бурятия по протесту заместителя Генерального прокурора РФ по иску Цоя о выселении членов семьи В. Смирнова из квартиры. (см. Приложение Б).

Кроме этого, в целях усиления правовой защищенности жилищных прав детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель ввел дополнительные гарантии непосредственно в жилищное законодательство. Федеральный закон от 28 марта 1998г. № 50 «О внесении изменений в ст. 2 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»6 обязывает органы опеки и попечительства, а также других законных представителей детей, лишившихся родительского попечения, в течение трех месяцев оформлять договор передачи жилого помещения, в котором имели право проживать подопечные на момент утраты ими родительского попечения, в собственность этих детей.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В законодательстве ряда субъектов РФ предусмотрено для обеспечения права данной категории детей на жилое помещение создание специализированного жилищного фонда, определен порядок выделения средств для предоставления жилой площади детям, оставшимся без попечения родителей7.

Безусловно, кроме жилья, у ребенка, оставшегося без попечения родителей, может быть и иное имущество. По общему правилу, всем имуществом подопечного, как движимым, так и недвижимым, до достижения им возраста четырнадцати лет распоряжается лицо, выполняющие опекунские функции, а в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет правом распоряжения имуществом пользуется сам подопечный, но под контролем со стороны попечителя.

При необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом, принадлежащего ребенку, оставшемуся без попечения родителей, возможно заключение договора доверительного управления таким имуществом. Основанием возникновения доверительного управления имуществом подопечного являются соответствующее решение органов опеки и попечительства и договор с управляющим.

Доверительный управляющий несет ответственность за нарушение договора или превышение своих полномочий. Подопечный обладает правом предъявления к доверительному управляющему иска о возмещении убытков и ущерба, который возник в ходе исполнения им своих обязанностей, после достижения совершеннолетия и вступления в управление своим имуществом, т.к. доверительное управление имуществом подопечного прекращается в случаях прекращения опеки (попечительства) (ч.2 ст.38 ГК РФ).

Однако, ограничения законодателем возможности несовершеннолетнего защитить свои права в данном случае наступлением совершеннолетия неоправданны и ограничивают его возможность участвовать в управлении собственным имуществом. В связи с чем, необходимо дополнить ст. 38 ГК РФ частью 3 следующего содержания: «Подопечный имеет право требовать пересмотра договора доверительного управления имуществом при достижении им возраста 16 лет. Подопечный может самостоятельно пользоваться и распоряжаться своим имуществом с соблюдением правил, предусмотренных пунктом 2 статьи 33 ПС РФ».

Таким образом,  утрата родительского попечения относится к фактам, имеющим юридическое значение. Правовые гарантии несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения, и защита их прав закреплены в нормативных актах Российской Федерации и её субъектов. Процедура устройства детей, оставшихся без попечения родителей, находится в исключительной компетенции органов опеки и попечительства, хотя наделение органов опеки и попечительства настолько широкими полномочиями не всегда отвечает интересам ребенка.

 

1.2 Понятие и система форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей

«Каждый родившийся ребенок имеет право на воспитание как неотъемлемое от его личности субъективное право, возникающее одновременно с признанием ребенка субъектом права, то есть с момента его рождения»8.

Государство «дарует» данное право каждому несовершеннолетнему, выразив свою волю в п.2 ст.54 СК РФ следующим образом: «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье». Основной «груз» реализации данного права ложится на законных представителей ребенка - его родителей. В ч.2 ст.63 Конституции РФ сказано: «Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей». Данное положение нашло свое отражение и в СК РФ, ст.63: «Родители имеют право ...воспитывать своих детей» и одновременно «...обязаны заботиться о здоровье, физическом, психологическом, духовном и нравственном развитии своих детей».

Безусловно, право на воспитание детей неотчуждаемо по волеизъявлению правообладающей стороны: отказ родителей от этого права не допускается. Прекращение правообладания возможно либо по объективным факторам (смерть, объявление умершим), либо вследствие принятия судом лишения родительских прав вследствие неисполнение обязанности по воспитанию детей.

В таких ситуациях первоначальную заботу о детях берет на себя государство, а впоследствии, при благоприятном исходе, не лишенные человечности люди. Именно в подобных обстоятельствах речь идет о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Необходимо обратить внимание на термины, встречающиеся в научной литературе: формы воспитания детей и устройство детей. Употребление этих терминов обусловлено непоследовательностью законодателя: раздел VI СК РФ имеет название «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей», однако по тексту раздела данное словосочетание не употребляется ни разу, речь идет о «формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей».

Существительное «устройство» происходит от глагола «устроить», означающего «...поместить, определить куда - либо»9. Значит в нашем случае речь идет о совокупности мероприятий, направленных на определение дальнейшей судьбы ребенка, оставшегося без попечения родителей, в целях соблюдения его прав и законных интересов, обусловленных его личными потребностями.

Потребность в воспитании - это одна лишь из потребностей психологически и физически крепнущего организма ребенка. Кроме нее необходимо выделить еще ряд потребностей, соблюдение которых необходимо при устройстве ребенка, оставшегося без попечения . родителей. Это:

  1. физиологические потребности (соответствующие возрасту и общепринятым критериям пища, одежда, игрушки и т.п.);
  2. потребности в личной неприкосновенности (ощущение защищенности от психологического и физического воздействия факторов различного характера);
  3. потребности социальные (самореализация, самоутверждение ребенка)10.

Что касается употребление термина «форма» в отношении устройства детей, оставшихся без попечения родителей, то здесь, безусловно, необходимо обратиться к философским категориям - «содержание» и «форма» - «категории, отражающие взаимосвязь двух сторон природной и социальной реальности: определенным образом упорядоченной совокупности элементов и процессов, образующих предмет или явление, т.е. содержание, и способа существования и выражения этого содержания, его различных модификаций, т.е. формы»11. С этих позиций содержание правоотношения по устройству детей, оставшихся без попечения родителей - это соблюдение их прав и законных интересов, обусловленных их личными потребностями; форма - это алгоритм достижения определяющей содержание цели.

Поэтому необходимо изменить название раздела VI СК РФ с «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей» на «Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей». К формам устройства детей, оставшихся без попечения родителей, поименованным СК РФ, относятся: усыновление (удочерение); передача ребенка под опеку или попечительство; передача ребенка на воспитание в приемную семью; устройство детей в учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

В настоящее время такое деление уместно как классификация видов устройства детей, оставшихся без попечения родителей,  потому, что в СК РФ впервые законодательно закреплено преимущество семейных форм содержания и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Действительно, только семейное воспитание дает возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных, психических, физических и иных особенностей.

В ст. 123 СК РФ говорится об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, «...при отсутствии возможности...» устройства ребенка в семью, то есть, в целом, устройству в семью отдается предпочтение, в то время как об усыновлении законодатель заявляет именно как о «...приоритетной форме устройства детей, оставшихся без попечения родителей» (ст. 124 СК РФ), отдавая ей предпочтение даже среди форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Уместно говорить только об усыновлении как приоритетной форме устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Остальные формы необходимо рассматривать как альтернативные усыновлению, среди которых выделяются семейные формы устройства, как преимущественные, и иные.

Поэтому формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, можно привести в определенную систему в зависимости от степени заинтересованности в них законодателя, а в его глазах - государства.

В соответствии с волей законодателя: к приоритетной необходимо отнести усыновление (удочерение); к альтернативным преимущественным - опеку (попечительство), приемную семью; к альтернативным иным формам устройства детей, оставшихся без попечения родителей, - устройство в учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

Следуя законодательству, в приведенной выше схеме к альтернативным иным формам устройства детей, оставшихся без попечения родителей, можно детские дома семейного типа. Интересно положение с «общественными» формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как то: S0S-деревни, детские приюты при монастырях. Неопределенность их правового статуса, несмотря на очевидную благожелательность намерений, не позволяет говорить о них как о преимущественных формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей: правовая классификация не терпит иллюзорности гарантий прав и законных интересов любого субъекта права, а тем более ребенка, оставшегося без попечения родителей, конкретику же им может придать только правовое обличие.

В соответствии с данным критерием все формы устройства можно классифицировать на приоритетную и альтернативные, в свою очередь, - альтернативные подразделить на преимущественные и иные (см. Рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством, отличаются на основе нормативно-правовых актов по таким параметрам как:

- выделение средств на содержание  ребенка;

-выплату заработной платы;

- количество детей;

- правовые отношения;

- государственные гарантии.

Отличия форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Отличие форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

Усыновление

Опека

Приемная семья

Патронат

Выделение средств на содержание ребенка

-

+

+

+

Выплата зарплаты

-

-

+

+

Количество детей

Не ограничено

Не ограничено

Не более 8-ми детей

Не более 3-х детей

Правовые отношения

Приобретает права кровного ребенка

Принимается в семью на правах воспитуемого

Принимается в семью на правах воспитуемого

Остается воспитанником учреждения

Государственные гарантии ребенку (жилье, образование, медицинское обеспечение и др.)

-

+

+

+


 

Таким образом, устройство детей, оставшихся без попечения родителей это совокупность мероприятий, направленных на определение дальнейшей судьбы ребенка, в целях соблюдения его прав и законных интересов, обусловленных его личными потребностями. В настоящее время законодатель в СК РФ фактически выделяет четыре формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Информация о работе Опека, попечительство и патронаж