Опека, попечительство и патронаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 04:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в анализе нормативно-правовой базы отдельных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и их реализации на практике.
Исходя из поставленной цели, в работе предпринята попытка решить следующие задачи:
- обобщить сущность понятий «устройство детей, оставшихся без попечения родителей» и «формы устройства, детей, оставшихся без попечения родителей»;
- рассмотреть систему семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Содержание работы

Введение
3
Основная часть
5
1 Теоретико-правовые основы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
5
1.1 Нормативно-правовое обеспечение защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей
5
1.2 Понятие и система форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей
11
2 Опека, попечительство, патронаж в РФ: нормативно-правовое сопровождение, состояние, проблемы
17
2.1 Опека и попечительство как семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности патронажа
17
2.2 Анализ динамики устройства детей, оставшихся без попечения родителей
29
Заключение
34
Глоссарий
36
Список использованных источников
38
Приложение
40

Файлы: 1 файл

Опека, попечительство, патронаж.doc

— 505.00 Кб (Скачать файл)

Необходимо отметить, что сейчас Челябинская область с большей ответственностью подходит к усыновлению детей иностранными гражданами: принят регламент усыновления детей через данную форму, что позволяет очень четко сопровождать оформление документов (Приложение В).

В Пластовском районе, где  устроены в семью с использованием формы опеки в 2009г. 8 детей, в 2010г. – 10, в 2011г. -8 детей. При этом на начало 2012г.  устроено всего детей с использованием семейных форм воспитания 95 детей, из них: под опекой - 79 чел., в приемных семьях - 9; усыновлены – 7. Таким образом, в Пластовском районе  83,2% детей, оставшихся без попечения родителей, устроены в семью на основе формы опекми и попечительства.

Основными причинами устройства большого количества детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на основе данной формы являются: минимум требований к установлению опеки и попечительства и отказу от нее; временная ответственность за ребенка (до его совершеннолетия); расширенный пакет социальных гарантий в отличие от усыновления.

Таким образом, на уровне РФ, Челябинской области и Пластовского района дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретают для себя новые семьи. Но пока остаются невостребованными мальчики и девочки старшего возраста – взрослые боятся проблем.

Заключение

В ходе работы над проблемой «Опека, попечительство и патронаж» получены следующие результаты.

Правовые гарантии несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения, и защита их прав закреплены в нормативных актах Российской Федерации и её субъектов. При этом в СК РФ впервые законодательно закреплено преимущество семейных форм содержания и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 145 СК РФ опека и попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет. Попечительство - над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Особое назначение опеки и попечительства над детьми проявляется в тех случаях, когда усыновление ребенка невозможно или нецелесообразно. Порой установление опеки (попечительства) рассматривается как предварительный этап, своего рода «ступенька» к усыновлению ребенка.

В отличие от усыновления опека не прекращает родительских правоотношения, если они наличествуют на момент ее установления. Однако, в ходе анализа нормативно-правовой базы по опекунству выявлено, что не установлены законодательно нормы, позволяющие родителям на случай своей смерти назначить ребенку опекуна или попечителя, сделав это в завещании или в заявлении, адресованном органу опеки и попечительства. Разработка таких норм превратит опеку (попечительство) в доступный и эффективный способ защиты прав несовершеннолетнего.

СК РФ обязывает к соблюдению ряда правил, направленных на невозможность установления опеки, если ситуация не соответствует интересам ребенка.

Данные правила призваны создать благоприятные условия для надлежащего воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, защиты их прав и интересов.

Права и обязанности опекуна (попечителя) возникают с момента вынесения органами опеки и попечительства решения (постановления) о назначении опекуна (попечителя) и предусмотрены ст. 150 СК РФ. В целом, права и обязанности опекуна (попечителя) во многом схожи с родительскими правами и обязанностями.

Например, в соответствии с п. 2 ст. 67 СК РФ этот орган может обязать лицо, с которым проживает ребенок, не препятствовать его общению с родственниками.

Особенность правового положения попечителей над детьми закреплена даже в нормах уголовно - процессуального законодательства. Ст. 105 УПК РФ устанавливает возможность применения к несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому такой меры пресечения, как отдача под присмотр попечителя.

Кроме того, для опекунов (попечителей) несовершеннолетних предусмотрен целый ряд социальных гарантий.

Патронаж это одна из форм попечительства, устанавливаемого органом опеки и попечительства над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права, а также исполнять свои обязанности.

Патронаж как форма попечительства предусмотрен гражданским законодательством РФ впервые в ГК РФ ст. 41. Органы опеки и попечительства по месту жительства подопечного должны осуществлять надзор за деятельностью попечителя (помощника).

В работе рассмотрена динамика устройства детей в семью на уровне России, Челябинской области и Пластовского района. Анализ показал, что в последнее время происходит снижение количества детей, оставшихся без попечения родителей. Изучение структуры устройства детей в семьи показало, что наиболее востребованной формой устройства детей в семью остается опека (попечительство), хотя в Челябинской области растет востребованность новой формы устройства детей в семью – приемная семья, применение которой в 2012 году увеличилось  почти в 2,7 раза.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Содержание понятия

1

Безнадзорный ребенок

несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию  со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

2

Беспризорный ребенок

безнадзорный ребенок, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

3

Вторичная профилактика безнадзорности

индивидуальная профилактическая работа с детьми и семьями группы риска по восстановлению семейных связей и осуществлению социального патронажа в ситуации, когда ребенок уже изъят из семьи.

4

Дети, оставшиеся без попечения родителей

лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с их отсутствием, объявлением их умершими, лишением или ограничением в родительских правах, признанием  безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными)

5

Дети-сироты

лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

6

Замещающая семья

не закрепленный законодательно термин, обозначающий любую семью, в которую ребенок помещается на воспитание (кроме усыновления).

7

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

в эту категорию включаются молодые люди в возрасте от 18 до 23 лет - выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; они имеют право на дополнительные гарантии по социальной защите, в том числе на социальный патронаж.

8

Несовершеннолетний

лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

9

Опека и попечительство

семейная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты прав и интересов (подробнее см. в статье «Формы семейного устройства»).

10

Подопечный -

гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство.

11

Приемная семья

форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на основании договора о передаче ребенка, который заключается  органами опеки и попечительства и приемными родителями.

13

Социальное сиротство

часто используемый, но не закрепленный законодательно термин; социальный феномен, означающий большое число несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей при наличии таковых.

14

Социальный патронаж

вид социально-профилактической работы, которую ведут учреждения социальной защиты населения, направленный на социализацию и адаптацию, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

 передача в семью на воспитание (усыновление, под опеку или попечительство, в приемную семью либо в  патронатную семью, в организации  для детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, всех типов.

15

Усыновлениеудочерение

 принятие в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на правах кровного.


 

Список использованных источников

 

Нормативные правовые акты

1

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ

2

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 24.12.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. ст. 3301.

3

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации.1996.№1.ст. 16

4

Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 № 143-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №47. Ст.5340.

5

Федеральный закон от 16.04.2001 N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства Российской Федерации.2001.№ 17.Ст. 1643

6

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996.№52.Ст.5880

7

Постановление Правительства РФ от 04.04.2002 № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» // Собрание законодательства Российской Федерации. №17.Ст.1643

8

Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 №275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации днтей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000.№15.Ст.1590

9

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 №10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1998.№7

10

Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан». СЗ РФ 25.05.2009, № 21

 

Литература

11

Антокольская, М.В. Семейное право: учебник / М.В. Антокольская. – М.: Юристъ, 2011. – 638 с. ISBN:978-5-8189-1417-7

12

Гусарова, Г. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Г. Гусарова // Российское образование: официальные вести. – 2010. - №1. – С.94-96.

13

Дармоделин, С. Безнадзорность детей в России / С. Дармоделин // Педагогика. – 2009. - №5. – С.3-8.

14

Дети, лишенные попечения семьи: социальное сиротство // Социальная педагогика / под ред. В.Г. Бочаровой. – М.: ВЛАДОС, 2009, - 628 с.

15

Зезина, М.Р. Система социальной защиты детей-сирот / М.Р. Зезина // Педагогика. – 2007. - №3. – С.58-67.

16

Лапина, Е.П. Правовое регулирование договора об устройстве ребёнка в патронатную семью в Российской Федерации. Дис. канд. юрид. наук, Москва, 2010 г.

17

Михеева, Л.Ю. Опека и попечительство: правовое регулирование. Учебно-практическое пособие. М: ВЛАДОС, 2010, 324с. ISBN:978-5-8189-1417-7

18

Назарова, И.Б. Возможности и условия адаптации сирот в последующей жизни / И.Б. Назарова // СОЦИС. – 2008. - №4. – С.17-21.

19

Нечаева, A.M. Семейное право. Учебник для ВУЗов. М.: Юристъ, 2008г, 234с. ISBN: 5-8199-0104-7


 

Приложения

Приложение А

Социальные меры для опекунов

- опекунам и попечителям детей - инвалидов гарантировано право на бесплатный проезд на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси 32;

- опекуны детей - инвалидов вправе требовать в льготном порядке погашения государственных долговых товарных обязательств, возникших в отношении их лично33;

-трудовое законодательство закрепляет целый ряд льгот, распространяющихся на опекунов и попечителей детей (ст. ст. 93, 96, 256, 262,264,322 Трудового кодекса РФ);

- налоговое законодательство предоставляет опекунам и попечителям несовершеннолетних право на стандартный налоговый вычет в двойном размере, что означает по существу получение большего заработка по сравнению с другими такими же работниками (ст. 218 Налогового кодекса РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

Статья 41. Патронаж над дееспособными гражданами

1. По просьбе совершеннолетнего  дееспособного гражданина, который  по состоянию здоровья не может  самостоятельно осуществлять и  защищать свои права и исполнять  обязанности, над ним может быть установлено попечительство в форме патронажа. 
2. Попечитель (помощник) совершеннолетнего дееспособного гражданина может быть назначен органом опеки и попечительства только с согласия такого гражданина. 
3. Распоряжение имуществом, принадлежащим совершеннолетнему дееспособному подопечному, осуществляется попечителем (помощником) на основании договора поручения или доверительного управления, заключенного с подопечным. Совершение бытовых и иных сделок, направленных на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного, осуществляется его попечителем (помощником) с согласия подопечного. 
4. Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином, установленный в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, прекращается по требованию гражданина, находящегося под патронажем. 
Попечитель (помощник) гражданина, находящегося под патронажем, освобождается от выполнения лежащих на нем обязанностей в случаях, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение В

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 июня 2012 г. N 340-П

 

Об Административном регламенте предоставления

государственной услуги "Устройство детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей,

в семьи иностранных граждан"

 

В соответствии с Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и постановлением Правительства Челябинской области от 13.12.2010 г. N 293-П "О Порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг органами исполнительной власти Челябинской области" Правительство Челябинской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Утвердить прилагаемый Административный регламент предоставления государственной услуги "Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи иностранных граждан".

 

2. Министерству социальных отношений  Челябинской области (Гехт И.А.) при  предоставлении государственной  услуги "Устройство детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи иностранных граждан" руководствоваться Административным регламентом, утвержденным настоящим постановлением.

 

3. Главному управлению по делам  печати и массовых коммуникаций  Челябинской области (Федечкин Д.Н.) опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.

 

4. Организацию выполнения настоящего  постановления возложить на заместителя  Губернатора Челябинской области  Рыжего П.А.

 

Председатель

Правительства

Челябинской области

М.В.ЮРЕВИЧ

 

 

 

 

 

 

 

Утвержден

постановлением

Правительства

Челябинской области

от 20 июня 2012 г. N 340-П

 

Административный регламент

предоставления государственной услуги

"Устройство детей-сирот и  детей, оставшихся

без попечения родителей, в семьи иностранных граждан"

 

I. Общие положения

 

1. Административный регламент предоставления  государственной услуги "Устройство  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей, в семьи  иностранных граждан" (далее именуется - Административный регламент) устанавливает сроки и последовательность выполнения административных процедур Министерством социальных отношений Челябинской области (далее именуется - Министерство социальных отношений), органами социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов Челябинской области, выполняющими функции по опеке и попечительству, порядок взаимодействия между их структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействия с учреждениями и организациями, физическими лицами при предоставлении государственной услуги "Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи иностранных граждан" (далее именуется - государственная услуга).

Информация о работе Опека, попечительство и патронаж