Организация управления государственной собственностью в Российской Федерации как функция государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 14:12, дипломная работа

Описание работы

В ходе реализации цели были решены следующие задачи:
- Проанализировать существующую систему управления федеральным имуществом в Ленинградской области;
- Оценить законодательную базу в отношении управления федеральным имуществом;
- Разработать рекомендации по совершенствованию организации управления федеральным имуществом в Ленинградской области.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3

I. Методологические аспекты организации управления
федеральной собственностью……………………………………………………5

Понятие, формы и методы организации управления……………………5

Федеральная собственность как объект управления…………………...21

Организация управления государственной собственностью
как отдельный вид управления…………………………………………………33

II. Организация управления федеральной собственности на
территории Ленинградской области……………………………………………42

2.1. Федеральная собственность находящаяся на территории
Ленинградской области…………………………………………………………42

2.2. Органы и структура управления федеральной
собственностью на территории Ленинградской области……………………..47

2.3. Результативность и проблемы управления
федеральной собственностью…………………………………………………..52

Заключение……………………………………………………………………….62

Список используемой литературы……………………………………………...64

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 631.50 Кб (Скачать файл)
  • Недвижимое имущество (в том числе и земельные участки), закрепленное на соответствующем вещном праве за федеральными  государственными унитарными предприятиями и учреждениями;
  • Движимое имущество, закрепленное на соответствующем вещном праве за федеральными  государственными унитарными предприятиями и учреждениями.
  • Недвижимое имущество (в том числе и земельные участки) являющееся казной Российской Федерации.
  • Движимое имущество являющееся казной Российской Федерации. 23

Объекты, составляющие основу национального богатства страны:

  • Ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации.
  • Охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение).
  • Объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.

Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач:

  • Государственная казна Российской Федерации (средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды).
  • Имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из бюджета Российской Федерации.
  • Высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров.
  • Предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля над состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов.
  • Предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений.
  • Предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции и полигоны.
  • Государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение.
  • Предприятия исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Российской Федерации. 24

Объекты оборонного производства:

  • Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие НИР и ОКР в указанных областях – независимо от доли военных заказов.
  • Защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.

Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность  народного хозяйства России в  целом и развитие других отраслей народного хозяйства:

  • Предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья (определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации).
  • Предприятия топливно-энергетического комплекса.
  • Предприятия и объекты электроэнергетики
  • Предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации.

Федеральные автомобильные  дороги общего пользования и обслуживающие  их организации.

  • Предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры.
  • Государственные племенные и конные заводы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки.

Прочие объекты:

  • Предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов.
  • Предприятия и организации по производству спиртовой и ликероводочной продукции.

 

1.3. Организация  управления государственной собственностью  как отдельный вид управления.

 

Управление государственной  собственностью — одна из сложных общенациональных проблем и требует к себе самого серьезного отношения. Оно не может сводиться к поспешной "шоковой" приватизации или стихийной национализации. Отрицательные экономические результаты таких действий не требуют особых доказательств.

Процесс управления государственной  собственностью нередко ограничивается лишь фрагментарными формальными мероприятиями  по распоряжению собственностью и пока малоэффективным контролем за использованием государственного имущества в соответствии с его назначением. Стратегическая цель управления государственной собственностью — организация ее эффективного использования и воспроизводства в оптимальных размерах на инновационной основе. Она еще не достигнута в полном объеме. Разработка и реализация стратегии управления государственной собственностью должны осуществляться на базе научно-обоснованной методологии. Формирование и реализация научно-обоснованной стратегии управления государственной собственностью требуют учета и соблюдения основополагающих исходных положений.

Управление государственной  собственностью означает прежде всего  управление процессом ее эффективного использования, а также ее воспроизводства  в необходимом масштабе и качестве. Это одна из специфических форм современного менеджмента. Поэтому его сущность и содержание обусловлены родовыми признаками и функциями общего менеджмента, с одной стороны, и спецификой государственной собственности как объекта управления — с другой. Следовательно, государство как собственник и стратегический менеджер посредством соответствующих институтов и рычагов обязано выполнять все функции менеджмента государственной собственностью: прогнозирование, планирование, организацию, стимулирование, управление персоналом, координацию.

Необходимо также учитывать  не только различия, но и взаимосвязь  между управлением государственной  собственностью и управлением хозяйственной  деятельностью вообще. Важно глубоко  понимать место и роль государственной  собственности в общей системе отношений собственности. Они должны определяться с учетом специфики современного периода развития России и особенностей российской модели смешанной экономики.

Одна из особенностей управления государственной собственностью состоит в необходимости органического сочетания экономических и административных форм и методов. К тому же во многих случаях по сравнению с отраслевым более эффективен межотраслевой подход к управлению собственностью государственных структур (предприятий и объединений). Он основан на использовании продуктовой структуры управления, так как конечный продукт диверсификационных комплексов теряет отраслевую принадлежность.

Эти и другие ключевые моменты методологического подхода  и анализ опыта управления государственной  собственностью в условиях смешанной экономики позволяют дать следующее определение данной экономической категории. Управление государственной собственностью есть система организационно-экономических отношений между ее различными субъектами и менеджерами по поводу обеспечения воспроизводства, эффективного использования и трансформации ее объектов посредством экономического механизма смешанной экономики с целью реализации основополагающих социальных и экономических интересов общества и государства. На каких же принципах организуется управление государственной собственностью? Можно выделить общие и специфические принципы. Общие принципы характерны для условий функционирующей в России смешанной экономики. Специфические — это принципы, характерные для условий переходного периода.

К общим принципам относятся обязательность оценки хода и результатов управления государственной собственностью по критериям экономической и социальной эффективности функционирования и воспроизводства, строго целевой характер управления собственностью, когда в "дереве целей" выделяется стратегическая цель и определяются пути ее достижения. Общий характер имеют мотивационная направленность управления, социальная и экономическая ответственность, комплексность и системность. В разряд общих принципов включают разделение функций взаимодействия между всеми субъектами управления, гибкую систему организации и обновления структуры управления, использование многообразных форм и методов управления, обязательность качественного правового обеспечения процессов управления. Один из важнейших принципов — признание равноправия всех форм собственности и системообразующей роли государственной собственности.

К основным специфическим принципам управления государственной собственностью можно отнести обязательное соответствие содержания и методов управления характеру реформ в переходный период, а также направленность управления государственной собственностью на преодоление экономического кризиса и выход на путь динамичного инновационного экономического развития и др.

Исходя из этих принципов, определяются цели, задачи и функции межотраслевых, отраслевых и региональных органов, непосредственно участвующих в управлении процессами использования и воспроизводства государственной собственности. Полномочия каждого исполнительного органа обусловливаются также целями, задачами управления государственной собственностью, его конкретными функциями и объектами государственного имущества, организационно-правовой формой предприятий (унитарные, казенные со смешанным капиталом). Одним из важнейших условий рационального управления государственной собственностью является дальнейшее совершенствование системы законодательных и других нормативных актов. Это обеспечит наиболее благоприятную среду для динамичного воспроизводства и эффективного использования государственной собственности.

Требует решения и ряд проблем, связанных с функционированием  унитарных предприятий, пользующихся правом хозяйственного ведения. Привлекательной  стороной этих предприятий является высокий уровень свободы государственного предпринимательства. Но здесь должен строго соблюдаться подход: чем выше уровень свободы, тем выше степень ответственности. Предстоит повышать экономическую ответственность и заинтересованность унитарных предприятий на основе конечных результатов работы. Часть особо важных предприятий может быть преобразована в казенные, а другая часть трансформирована в открытые акционерные общества с государственным пакетом акций.

Многое предстоит сделать по дальнейшему совершенствованию  функционирования акционерных обществ (АО) с государственным капиталом. Это чрезвычайно актуально, поскольку акционерные государственные крупные корпорации во многом определяют лицо современной российской экономики. В то же время организационно-правовая форма акционерных обществ дает возможность оптимально разрешать противоречия между административными и экономическими методами руководства, обеспечивая тесную взаимосвязь между управлением государственной собственностью и государственным предпринимательством.

Перспективным путем  разрешения отмеченного противоречия является последовательная коммерциализация акционерных обществ с государственным капиталом. Здесь многие функции использования государственной собственности могли бы передаваться от государства-собственника руководящему персоналу на контрактной основе. Соответственно, и контрольный пакет акций государства может передаваться по контракту в доверительное управление непосредственно руководству АО.

Федеральная государственная  собственность и управление ее находится  в ведении Российской Федерации.25

В советское время частная собственность была практически ликвидирована: существовали государственная, кооперативно-колхозная и личная формы собственности. Так что не было нужды создавать специальный орган по управлению обособленным имуществом, все имущество и так было государственным, управлялось централизованно и приватизации не подлежало.

Переход к рыночной экономике потребовал возрождения забытых государственных  институтов. Функции управления и  распоряжение государственной собственностью были возложены на Мингосимущество Российской Федерации, возникшее из Министерства имущественных отношений.

Государственный комитет  РСФСР по управлению имуществом (ГКИ) был создан в июле 1990 года. Комитет  осуществлял полномочия собственника в отношении предприятий, принадлежавших РСФСР. С 21 января 1991 года, после утверждения постановления Совета Министров РСФСР «Вопросы государственного комитета РСФСР по управлению государственным имуществом», определявшего задачи и функции ГКИ РСФСР, комитет начинает организовывать работу по разграничению федеральной собственности, собственности республик, входящих в состав РСФСР, автономных областей, автономных округов, краев, а также муниципальной собственности. Новое положение о Госкомимуществе России было утверждено в феврале 1996 года, а преобразование ГКИ в министерство состоялось в 1997 году. В последствии, Государственный комитет Российской Федерации был преобразован в Министерство государственного имущества Российской Федерации (Мингосимущество России). 26

Информация о работе Организация управления государственной собственностью в Российской Федерации как функция государственного управления