Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 14:12, дипломная работа
В ходе реализации цели были решены следующие задачи:
- Проанализировать существующую систему управления федеральным имуществом в Ленинградской области;
- Оценить законодательную базу в отношении управления федеральным имуществом;
- Разработать рекомендации по совершенствованию организации управления федеральным имуществом в Ленинградской области.
Введение…………………………………………………………………………..3
I. Методологические аспекты организации управления
федеральной собственностью……………………………………………………5
Понятие, формы и методы организации управления……………………5
Федеральная собственность как объект управления…………………...21
Организация управления государственной собственностью
как отдельный вид управления…………………………………………………33
II. Организация управления федеральной собственности на
территории Ленинградской области……………………………………………42
2.1. Федеральная собственность находящаяся на территории
Ленинградской области…………………………………………………………42
2.2. Органы и структура управления федеральной
собственностью на территории Ленинградской области……………………..47
2.3. Результативность и проблемы управления
федеральной собственностью…………………………………………………..52
Заключение……………………………………………………………………….62
Список используемой литературы……………………………………………...64
26 декабря 1991 года вышел указ Президента Российской Федерации «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий», утверждавший первую программу приватизации. Программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в России на 1992 год предусматривала четыре способа приватизации: аукцион, коммерческий конкурс, аренду с правом выкупа, акционирование. В качестве основного инструмента приватизации на ее первом этапе были использованы приватизационные чеки.
К середине 1994 года в ходе чековой приватизации большая часть объектов малой приватизации была передана в частные руки. На базе средних, мелких и крупных государственных предприятий были созданы акционерные общества. Чековая приватизация ликвидировала монополию госсобственности в народном хозяйстве и позволила внедрить основы рыночной экономики многоукладного типа. В этот период была создана достаточно мощная, хотя и переходная, система институциональных инвесторов в виде чековых инвестиционных фондов.
Начиная с 1998 года, в России наблюдается замедление темпов приватизации, что свидетельствует о завершении процесса массовой приватизации. В 1998 году произошла смена приоритетов. В результате была разработана новая модель приватизации в России, целью которой стало кардинальное повышение эффективности функционирования российских предприятий и народнохозяйственного комплекса в целом, путем создания широкого слоя эффективных собственников, активного привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, восстановления функционирования фондового рынка, оптимизации структуры государственной собственности.27
В мае 2004 года в рамках
реорганизации структуры
На сегодняшний день для Федерального агентства по управлению федеральным имуществом приоритетной является задача включения приватизационного процесса в единую технологию управления государственным имуществом, в том числе, приватизация неиспользуемого имущества федеральных государственных унитарных предприятий, приватизация объектов незавершенного строительства, создание ряда вертикально – интегрированных структур в оборонной промышленности.28
В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом преобразовано в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Росимущество является
федеральным органом
Росимущество является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные органы исполнительной власти), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случае, если владельцем акций общества являются государство и (или) муниципальное образование, обязательно привлечение государственного финансового контрольного органа. Кроме того, в полномочия Росимущества входит подготовка заключений по отчетам оценщиков в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», а также осуществляет полномочия собственника имущества должника – федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства.
Росимущество находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации.
На должность руководителя Росимущества назначает и освобождает Правительство Российской Федерации по представлению Министерства экономического развития Российской Федерации.
Руководитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром экономического развития России по представлению руководителя Росимущества. Количество заместителей руководителя устанавливается Правительством Российской Федерации.
Свою деятельность Росимущество осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с городами федерального значения Российской Федерации можно выделить Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге.
II. Организация управления федеральной собственности на территории Ленинградской области.
2.1. Федеральная собственность расположенная на территории Ленинградской области.
Полномочия собственника
в отношении имущества
Федеральное имущество, находящееся на соответствующем вещном праве у Вооруженных Сил Российской Федерации и расположенное на территории Ленинградской области до начала 2009 года также находилось под управлением Территориального управления Росимущества в Ленинградской области. С принятием постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 данные полномочия по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акции которых находятся в федеральной собственности, были переданы Министерству обороны Российской Федерации как федеральному органу исполнительной власти.
В отношении федерального имущества, закрепленного на соответствующем вещном праве за организациями, подведомственными Российской академии наук, расположенными на территории Ленинградской области ситуация несколько иная. До издания приказов Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 17.02.2009 № 32, от 21.04.2009 № 109 указанным имуществом управляло Межрегиональное территориальное управление Росимущества по управлению государственным имуществом Российской академии наук. Во исполнение данных приказов функции по управлению имуществом организаций, подведомственных Российской академии наук переданы Территориальному управлению Росимущества в Ленинградской области.
В отношении имущества
федеральных государственных
Отметим также, что бесхозяйное недвижимое имущество является федеральной собственностью. В соответствии со ст. 225 п. 1 ГК РФ бесхозяйной вещью является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 № 580 документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются:
- выданные органами
учета государственного и
муниципального имущества докум
- выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данный объект недвижимости не были зарегистрированы;
- заявление собственника
об отказе от права
Согласно п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» до момента определения соответствующего собственника объекты недвижимости относятся к федеральной собственности.
Таким образом, в случае отсутствия следующих документов: сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии зарегистрированных прав на объекты недвижимости, заявления собственника об отказе от права собственности на объект, отсутствия сведений об объекте недвижимости в реестрах муниципального имущества и государственного имущества субъекта РФ, данный объект относится к федеральной собственности.
Объекты культурного наследия федерального значения также относятся к федеральной собственности, принадлежат казне Российской Федерации. В 1990 году ряд памятников истории и культуры Ленинградской области, такие как дворцово-парковый ансамбль в Ропше, Дворцово-парковый ансамбль в Тайцах, крепость «Орешек», были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На территории Ленинградской области насчитывается около 450 учтенных памятников федерального значения.
В то же время, наблюдается тенденция передачи объектов культурного наследия из федеральной собственности на иной уровень публичной-правовой собственности. Так, Правительством Российской Федерации за 2011 год было издано три распорядительных акта о передаче порядка 25 объектов культурного наследия в собственность Ленинградской области.
В настоящее время в соответствии с Положением об учете федерального имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447 в реестре федерального имущества, ведение которого осуществляет Территориальное управление Росимущества в Ленинградской области учтено имущество 168 правообладателей.
Под правообладателем следует понимать федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган) или иной федеральный орган государственной власти, федеральное государственное учреждение, федеральное автономное учреждение, федеральное государственное унитарное предприятие, федеральное казенное предприятие или иное юридическое либо физическое лицо, которому федеральное имущество принадлежит на соответствующем вещном праве или в силу закона.
Из правообладателей,
зарегистрированных в качестве юридического
лица на территории Ленинградской области
следует выделить: 24 федеральных
государственных унитарных
- на праве постоянного (бессрочного) права 506 земельных участков;
- на праве хозяйственного
ведения или оперативного
- на праве хозяйственного ведения или оперативного управления 9830 объектов недвижимого имущества.
По состоянию на 1 января 2012 года в реестре федерального имущества Ленинградской области учтено как имущество казны Российской Федерации:
- 472 земельных участка;
- 1612 зданий и сооружений (в том числе объекты незавершенного строительства);
- 395 помещения;
- 27 воздушных и морских судов;
- 46 доли в праве общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества;
- 24 объекта движимого имущества.