Организация управления государственной собственностью в Российской Федерации как функция государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 14:12, дипломная работа

Описание работы

В ходе реализации цели были решены следующие задачи:
- Проанализировать существующую систему управления федеральным имуществом в Ленинградской области;
- Оценить законодательную базу в отношении управления федеральным имуществом;
- Разработать рекомендации по совершенствованию организации управления федеральным имуществом в Ленинградской области.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3

I. Методологические аспекты организации управления
федеральной собственностью……………………………………………………5

Понятие, формы и методы организации управления……………………5

Федеральная собственность как объект управления…………………...21

Организация управления государственной собственностью
как отдельный вид управления…………………………………………………33

II. Организация управления федеральной собственности на
территории Ленинградской области……………………………………………42

2.1. Федеральная собственность находящаяся на территории
Ленинградской области…………………………………………………………42

2.2. Органы и структура управления федеральной
собственностью на территории Ленинградской области……………………..47

2.3. Результативность и проблемы управления
федеральной собственностью…………………………………………………..52

Заключение……………………………………………………………………….62

Список используемой литературы……………………………………………...64

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 631.50 Кб (Скачать файл)

 

 

2.2. Органы и структура  управления федеральной собственностью в Ленинградской области.

 

Схематичное описание структуры управления федеральной собственностью в Ленинградской области изображено на рисунке 3.

Рисунок  3

Структура управления федеральной  собственностью в Ленинградской  области

 

 

Как указывалось выше, функции по управлению федеральным имуществом в Ленинградской области помимо Росимущества осуществляет Территориальное управление Росимущества в Ленинградской области.

В 2005 году приказом Федерального агентства по управлению государственным  имуществом было создано Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ленинградской области и до марта 2009 года осуществляло свою деятельность.

Положением о Территориальном  управлении Федерального агентства  по управлению государственным имуществом в Ленинградской области, утвержденным приказом Росимущества от 05.03.2009 № 64 Территориальное управление Росимущества по Ленинградской области было реорганизовано в Территориальное управление Росимущества в Ленинградской области.

Территориальное управление Росимущества в Ленинградской области  осуществляет полномочия собственника как в отношении имущества федеральных унитарных государственных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории Ленинградской области, имущества казны Российской Федерации, так и полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Территориальное управление Росимущества в Ленинградской области осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном порядке по вопросам, относящимся к компетенции Территориального управления.

Также Территориальное  управление Росимущества в Ленинградской  области осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.

Мероприятия, необходимые  для проведения продажи федерального имущества, такие как: сбор и представление в установленном порядке в Росимущество информации и документов, осуществляет Территориальное управление.

Территориальное управление Росимущества организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом имущества (имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно, изъятых вещей, явившихся орудиями совершения правонарушения, подвергающихся быстрой порче; а также реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, переработку такого имущества, а в случае невозможности реализации указанного имущества в силу утраты потребительских свойств – организует его утилизацию (уничтожение).

Передачу прав собственности  на федеральное имущество, заключение в установленном порядке договоров  купли-продажи данного имущества  также осуществляет и заключает  соответственно Территориальное управление.

Иные полномочия собственника в отношении вышеназванного имущества Территориальное управление Росимущества осуществляет в соответствии с планом работы, утверждаемым ежегодно Росимуществом.

Имущество Территориального управления Росимущества в Ленинградской области является федеральной собственностью и закрепляется за Территориальным управлением на праве оперативного управления.

За I квартал 2012 года Территориальным управлением осуществлялась следующая деятельность, связанная с распоряжением недвижимым имуществом, в том числе земельными участками.

На основании Приказа  Росимущества от 23.03.2011 г. № 88 Территориальному управлению установлено плановое задание  на 2011 год по обеспечению поступлений в федеральный бюджет доходов от арендной платы.

В результате проведенной  работы в федеральный бюджет поступило:

- от аренды имущества,  находящегося в оперативном управлении  федеральных органов государственной  власти и созданных ими учреждений - 3 070,046 тыс. рублей (план 3 915,00 тыс. рублей), что составляет 78,42 % планового задания на соответствующий отчетный период;

- от аренды земельных  участков 43 718,871 тыс. рублей (план 32 000,00 тыс. рублей), что составляет 136,62 % планового задания на соответствующий отчетный период.

В соответствии с Положением о порядке организации претензионно-исковой работы по взысканию задолженности по арендной плате и неосновательного обогащения за пользование находящимися в федеральной собственности объектами недвижимого имущества, утвержденным приказом Территориального управления от 26.07.2005 г. № 88 за отчетный период Территориальным управлением проводилась плановая работа по ведению претензионно-исковой работы. За I квартал 2011 года направлено претензий по взысканию задолженности в количестве 21 штуки на общую сумму 7 590,458 тыс. рублей.

 

2.3. Результативность и  проблемы управления федеральной  собственностью.

 

Государство, в отличие  от других собственников, не может решать проблемы управления находящимися в  его собственности объектами  на интуитивной основе, ориентируясь на использование метода проб и ошибок. Его особая роль в этом отношении связана с целым рядом важных обстоятельств.

Во-первых, результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя  уровень их жизни, социальную защищенность, состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности.

Во-вторых, федеральная  собственность охватывает огромное число объектов, расположенных на всей территории страны и за ее пределами. Исключительной собственностью государства  являются также объекты воздушного пространства, эфира и ресурсов космических  систем в том понимании, в котором они включаются в национальное богатство.

До принятия Земельного кодекса вся совокупность земельных, водных, лесных участков, а также  все объекты, относящиеся к земным недрам, фактически рассматривается  как часть федеральной собственности.

В-третьих, объекты федеральной  собственности отличаются большим  организационным и правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей национального хозяйства и предназначены  для использования в самых  разнообразных направлениях: производство материальных благ, создание и обслуживание социальной инфраструктуры, федеральное управление и т. д.

Поэтому разработка системы  управления федеральной собственности должна основываться на предварительной ее структуризации с целью выделения однотипных групп объектов и описании задач, целей и методов управления ими.

В-четвертых, реализация права государства на объекты  собственности достигается через  функционирование системы управления федеральной собственностью.

Органы исполнительной власти на любом уровне имеют полномочия управлять только тем имуществом, которое передано им в их собственность. Федеральный (макроуровень) - уровень взаимодействия федеральных органов, включающий Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, субъекты Российской Федерации, владельцев федерального имущества, фискальные и иные министерства, ведомства, иностранные организации и фонды.

До настоящего времени  не установлено разграничение прав и обязанностей по отношению к  государственной собственности  между различными институтами федеральной власти.

Практически все названные  органы разрабатывают и утверждают в этой области нормативно-правовые документы, принимают решения в  отношении конкретных объектов федеральной собственности.

Все указанные выше обстоятельства говорят о важности и сложности вопросов, связанных с управлением федеральной собственностью. Многие моменты, связанные с этим процессом, здесь пока не имеют достаточного теоретического обоснования и требуют проведения широкого круга специальных научных исследований.

Управление осуществляется (реализуется) системой федеральных  органов власти и управления, а  также другими (в том числе  общественными) организациями с  целью достижения максимального  народно-хозяйственного эффекта.

В рамках рассмотренных  понятий и определений в первую очередь необходимо рассмотреть существующие проблемы управления федеральной собственностью.

Существенная проблема в управлении федеральной собственностью составляет отсутствие единой базы данных. У различных ведомств органов государственной власти (например: единый реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, реестр федерального имущества) сформированы свои базы данных, которые далеко не всегда, но даже зачастую содержат различные сведения об одном и том же объекте федерального имущества, что существенно сказывается на эффективности управления федеральной собственностью.

Не всегда позитивную роль в управлении федеральной собственностью играют проводимые реформы в области управления государственной собственностью. Так, на территории Ленинградской области зарегистрировано немалое количество предприятий и учреждений, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, имуществом которых распоряжалось Территориальное управление Росимущества в Ленинградской области. С принятием постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 Минобороны России стало самостоятельно распоряжаться указанным имуществом, при этом данное имущество до настоящего времени учитывается в реестре федерального имущества Ленинградской области в соответствии с Положением об учете федерального имущества, утвержденным постановлением Правительства от 16.07.2007 № 447. Аналогичная ситуация имуществом предприятий, расположенных на территории Ленинградской области, подведомственных Госкорпорации «Росатом». Такое разделение функций заметно снижает уровень эффективности управления федеральной собственностью.

К проблемам, связанным  с управлением федеральным имуществом, отнесем также несовершенство законодательства. Немало проблем возникает при разграничении прав федеральной собственности, собственности Ленинградской области и муниципальной собственности. Пример может быть следующим. При реорганизации путем преобразования федеральных государственных унитарных предприятий в акционерные общества, земельные участки, не вошедшее при приватизации в уставный капитал акционерного общества являются федеральной собственностью. Однако в связи с неясностью данного положения в существующем законодательстве, неоднократно на такие земельные участки претендуют муниципальные образования.

В процессе осуществления Территориальным управлением деятельности, связанной с распоряжением федеральным имуществом, необходимо отметить о существующих проблемах, связанных:

  • с несовершенством программного обеспечения ИАС «ЕСУГИ» при ведении реестра договоров аренды, подготовке ежемесячных отчетов и ведении претензионно-исковой работы;
  • с отсутствием детальной правовой регламентации, а также нормативно-правовых документов (порядков, методик), устанавливающих порядок:

- передачи в аренду  земельных участков, имущественных комплексов;

- компенсации проведенного  капитального ремонта и (или)  ремонтно-восстановительных работ  в счет арендной платы;

- совершения сделок  с объектами недвижимого имущества,  являющимися памятниками федерального  значения;

- расходования средств на охрану и страхование федерального имущества, в том числе памятников культурного наследия;

  • с отсутствием регламента получения поручения Росимущества о совершении сделок с объектами недвижимого имущества, в том числе с земельными участками;
  • с отсутствием регламента проведения согласования процедур по передаче в аренду федерального имущества, закрепленного за государственными учреждениями и предприятиями на соответствующем вещном праве;
  • с невозможностью получения средств на паспортизацию объектов недвижимого имущества, не учтенных в реестре федерального имущества, ведение которого осуществляет Территориальное управление, с целью их дальнейшего учета и передачи в аренду и безвозмездное пользование;
  • с отсутствием полномочий по использованию федеральной собственности в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.

Информация о работе Организация управления государственной собственностью в Российской Федерации как функция государственного управления