Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 16:18, курсовая работа
Целью настоящей работы является характеристика правового положения третейских судов в Российской Федерации. В связи с этим, прежде всего, необходимо определить само понятие «третейского суда», сущность этого института, цели и принципы его функционирования. Далее в работе разбираются нормативно-правовые акты, на основании которых осуществляют свои полномочия российские третейские суды, выясняются некоторые аспекты взаимоотношений третейских судов с официальным органом разбирательства хозяйственных споров – арбитражными судами. Наконец, в работе рассматриваются особенности принятия и исполнения решений третейских судов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ В РФ…………………………………………….
4
1.1. Понятие и виды третейских судов ………………………………..
4
1.2. Правовые основы деятельности третейских судов в РФ………..
10
1.3. Полномочия третейских судов и порядок третейского разбирательства……………………………………………………………
17
1.4. Вопросы истории третейского разбирательства споров…………
29
ГЛАВА 2. РЕШЕНИЕ ТРЕТЕЙСКОГО СУДА, ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРЕТЕЙСКОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА…………………………………..
38
2.1 Принятие решения третейским судом……………………………….
38
2.2. Особенности отмены решения третейского суда и отказа в его исполнении…………………………………………………………………
48
2.3. Особенности исполнения решений третейских судов…………….
68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
92
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………
1.3 Полномочия третейских судов и порядок третейского разбирательства
Гарантируя судебную защиту прав и свобод человека и гражданина, Конституция Российской Федерации одновременно закрепляет право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45). К числу таких способов разрешения гражданско-правовых споров, проистекающих из свободы договора, относится обращение в третейский суд.
К позитивным моментам разрешения споров третейскими судами можно отнести конфиденциальность, возможность выбирать судей (арбитров), которые будут рассматривать спор в соответствии с их опытом и профессиональными знаниями, и незамедлительное вступление решения суда в силу.
Деятельность третейских судов в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (ред. от 07.02.2011).
В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.
В настоящее время данное положение Закона N 102-ФЗ понимается достаточно широко. Так, недавно принятым Постановлением Конституционного Суда РФ от 26.05.2011 N 10-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», статьи 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», пункта 1 статьи 33 и статьи 51 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» определено следующее.
Указание на гражданско-правовой характер спора как критерий его возможного разрешения посредством третейского разбирательства означает, что в системе действующего правового регулирования не допускается передача на рассмотрение третейского суда споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, а также дел, рассматриваемых в порядке особого производства, не отвечающих традиционным признакам споров о праве (дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и др.). Такое ограничение сферы компетенции третейских судов связано с природой гражданских правоотношений, которые, как следует из ст. ст. 8, 19, 34 и 35 Конституции Российской Федерации и конкретизирующей их положения ст. 1 ГК РФ, основаны на признании равенства участников, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
При этом порядок третейского судопроизводства, определенный Законом N 102-ФЗ, содержит ссылки на возможность взаимодействия третейского суда с арбитражным (например, при применении обеспечительных мер и принудительного исполнения решений третейского суда), поскольку третейский суд не имеет механизма для принудительного исполнения принимаемых им решений.
В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.
Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями – юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами), и действуют при этих организациях – юридических лицах.
Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация – юридическое лицо:
− приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;
− утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;
− утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.
Организация – юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда.
Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения.
Третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.
Третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска и если иное не предусмотрено федеральным законом.
Третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору компетентным судом.
Спор не может быть передан на разрешение третейского суда при наличии в договоре медиативной оговорки.
Третейский суд разрешает споры на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, международных договоров Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота.
Если отношения сторон прямо не урегулированы нормами права или соглашением сторон и отсутствует применимый к этим отношениям обычай делового оборота, то третейский суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор исходя из общих начал и смысла законов, иных нормативных правовых актов.
В соответствии со ст. 7 Закона N 102-ФЗ третейское соглашение заключается в письменной форме. Третейское соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения. Ссылка в договоре на документ, содержащий условие о передаче спора на разрешение третейского суда, является третейским соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает третейское соглашение частью договора.
Стороны могут определить число третейских судей, которое должно быть нечетным. Если стороны не договорились об ином, то для разрешения конкретного спора избираются (назначаются) три третейских судьи.
Формирование состава третейского суда производится путем избрания (назначения) третейских судей (третейского судьи).
В постоянно действующем третейском суде формирование состава третейского суда производится в порядке, установленном правилами постоянно действующего третейского суда.
Отвод третейскому судье может быть заявлен в случаях несоблюдения требований, предусмотренных ст. 8 Закона N 102-ФЗ.
Статья 15 Закона N 102-ФЗ определяет состав расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде.
Расходы, связанные с разрешением спора в третейском суде, включают:
− гонорар третейских судей;
− расходы, понесенные третейскими судьями в связи с участием в третейском разбирательстве, в том числе расходы на оплату проезда к месту рассмотрения спора;
− суммы, подлежащие выплате экспертам и переводчикам;
− расходы, понесенные третейскими судьями в связи с осмотром и исследованием письменных и вещественных доказательств на месте их нахождения;
− расходы, понесенные свидетелями;
− расходы на оплату услуг представителя стороной, в пользу которой состоялось решение третейского суда;
− расходы на организационное, материальное и иное обеспечение третейского разбирательства;
− иные расходы, определяемые третейским судом.
Распределение расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде, между сторонами производится третейским судом в соответствии с соглашением сторон, а при отсутствии такового - пропорционально удовлетворенным и отклоненным требованиям.
Расходы на оплату услуг представителя стороной, в пользу которой состоялось решение третейского суда, а также иные расходы, связанные с третейским разбирательством, могут быть по решению третейского суда отнесены на другую сторону, если требование о возмещении понесенных расходов было заявлено в ходе третейского разбирательства и удовлетворено третейским судом.
Третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор, в том числе в случаях, когда одна из сторон возражает против третейского разбирательства по мотиву отсутствия или недействительности третейского соглашения. Для этой цели третейское соглашение, заключенное в виде оговорки в договоре, должно рассматриваться как не зависящее от других условий договора. Вывод третейского суда о том, что содержащий оговорку договор недействителен, не влечет за собой в силу закона недействительность оговорки.
Сторона вправе заявить об отсутствии у третейского суда компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор до представления ею первого заявления по существу спора.
На основании ст. 18 Закона N 102-ФЗ третейское разбирательство осуществляется на основе принципов законности, конфиденциальности, независимости и беспристрастности третейских судей, диспозитивности, состязательности и равноправия сторон.
Постоянно действующий третейский суд осуществляет третейское разбирательство в соответствии с правилами постоянно действующего третейского суда, если стороны не договорились о применении других правил третейского разбирательства.
Важными положениями Закона N 102-ФЗ, закрепленными в ст. 22, являются нормы о конфиденциальности третейского разбирательства.
Так, третейский судья не вправе разглашать сведения, ставшие известными ему в ходе третейского разбирательства, без согласия сторон или их правопреемников. Третейский судья также не может быть допрошен в качестве свидетеля о сведениях, ставших ему известными в ходе третейского разбирательства.
Истец излагает свои требования в исковом заявлении, которое в письменной форме передается в третейский суд. Копия искового заявления передается ответчику.
В исковом заявлении должны быть указаны:
− дата искового заявления;
− наименования и места нахождения организаций, являющихся сторонами третейского разбирательства; фамилии, имена, отчества, даты и места рождения, места жительства и места работы граждан-предпринимателей и граждан, являющихся сторонами третейского разбирательства;
− обоснование компетенции третейского суда;
− требования истца;
− обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
− доказательства, подтверждающие основания исковых требований;
− цена иска;
− перечень прилагаемых к исковому заявлению документов и иных материалов.
Исковое заявление должно быть подписано истцом или его представителем. В случае если исковое заявление подписано представителем истца, к нему должны быть приложены доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.
Правилами третейского разбирательства могут быть предусмотрены дополнительные требования к содержанию искового заявления.
Ответчик вправе представить истцу и в третейский суд отзыв на исковое заявление, изложив в нем свои возражения против иска. Отзыв на исковое заявление представляется истцу и в третейский суд в порядке и сроки, которые предусмотрены правилами третейского разбирательства.
Если правилами третейского разбирательства срок представления отзыва на исковое заявление не определен, то указанный отзыв представляется до первого заседания третейского суда.
В ходе третейского разбирательства сторона вправе изменить или дополнить свои исковые требования или возражения против иска.
Ответчик вправе предъявить истцу встречный иск при условии, что существует взаимная связь встречного требования с требованиями истца, а также при условии, что встречный иск может быть рассмотрен третейским судом в соответствии с третейским соглашением.
Информация о работе Основы деятельности третейских судов в Российской Федерации