Особенности правоотношений лесопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ правового регулирования лесохозяйственной деятельности и отношений лесопользования в Российской Федерации.
Цель определила следующие задачи:
- рассмотреть развитие отношений лесопользования в России;
- проанализировать лесное законодательство;
- определить особенности правоотношений лесопользования;

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава I. История формирования и современные аспекты правового регулирования отношений лесопользования в России …………………… 7
Развитие отношений лесопользования в России .………………. 7
Источники правового регулирования отношений
лесопользования …………………………………………………..13
Понятие и состав лесного фонда Российской Федерации …..…27
Глава II. Особенности правоотношений лесопользования …...…………...37
2.1 Субъекты и объекты лесопользования………….………………...37
2.2 Виды лесопользования …………………………………………….42
2.3 Договорные формы лесопользования…………………………….57
2.3.1 Договор аренды лесного участка ………………………………57
2.3.2 Договор купли-продажи лесных насаждений …………………69
Заключение …………………………………………………………………....78
Список использованных источников и литературы …………………..……82

Файлы: 1 файл

дип работа.doc

— 581.50 Кб (Скачать файл)

Плата по договору купли-продажи лесных насаждений определяется в соответствии со ст. 76 ЛК РФ, условия и сроки внесения платы устанавливают стороны в заключаемом договоре. Статья 76 ЛК РФ предусматривает два способа определения платы по рассматриваемому договору. Согласно первому способу плата определяется на основе минимального размера. Минимальный размер определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема древесины, подлежащей заготовке. Ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Так, Правительство РФ утвердило ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности100. При определении ставок учитываются различные факторы, в том числе лесотаксовые районы, породы деревьев, их размер, разряды такс, расстояние вывозки и др. Второй способ определения платы применяется при заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд. Плата в этих случаях определяется по ставкам, устанавливаемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации101.

При рассмотрении прав и обязанностей продавца и покупателя по договору купли-продажи лесных насаждений следует учитывать, что обязанности сторон договора купли-продажи корреспондируют с соответствующими правами покупателя и продавца. При этом необходимо рассмотреть и последствия нарушения условий договора, определяющие соответствующие обязанности сторон.

Прежде всего, продавец обязан обозначить на местности с помощью лесохозяйственных знаков и на картах (схемах) лесов местоположение продаваемых лесных насаждений, т.е. индивидуализировать расположение лесных насаждений. Данное условие является специфичным, присущим только договору купли-продажи лесных насаждений.

В соответствии с ч. 1 ст. 456 продавец обязан передать лесные насаждения. В качестве общего правила ст. 460 ГК РФ устанавливает, что продавец обязан передать товар свободным от любых прав третьих лиц. Такая передача осуществляется по акту, подписанному обеими сторонами, в котором указываются объем и характеристика передаваемых лесных насаждений.

Одной из основных обязанностей покупателя является обязанность принять товар (ст. 484 ГК РФ). Покупатель лесных насаждений обязан совершить необходимые с его стороны действия для обеспечения передачи и получения лесных насаждений, а именно: произвести осмотр лесных насаждений, согласовать их объем и структуру и подписать акт передачи.

Обязанностью покупателя является не только принятие лесных насаждений, но и осуществление заготовки древесины из них, объем которой стороны согласовывают в подписанном акте, являющиеся необъемлемой частью договора; также специфическая обязанность покупателя - выполнение комплекса работ по ведению лесосеки.

К числу обязанностей покупателя относится внесение платы в размере и в сроки, указанные договором. К специфическим обязанностям покупателя, присущим только договору купли-продажи лесных насаждений, относится обеспечение сохранения подроста на определенной договором площади и в согласованном количестве.

Одной из основных обязанностей покупателя является вывоз древесины в сроки и на условиях, определенных договором. При заготовке древесины покупатель обязан соблюдать все требования, установленные лесным законодательством. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 24 ЛК РФ несоблюдение гражданами или юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента является основанием для досрочного расторжения договора купли-продажи лесных насаждений.

Так, управление лесами Алтайского края обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к закрытому акционерному обществу «Ларичихинский ЛПХ» о взыскании 960137 руб. ущерба, причиненного лесному фонду102. Исковые требования и мотивированы тем, что ответчик осуществил незаконную рубку лесных насаждений в объеме 150,57 м3. Ответчик исковые требования не признает. По мнению ответчика, истцом не доказан объем незаконно срубленной древесины, так как акт о лесонарушении составлен истцом в одностороннем порядке, а также неправильно применена методика для исчисления ущерба лесному фонду.

Как следует из материалов дела, между закрытым акционерным обществом «Ларичихинский ЛПХ» и Управлением лесами Алтайского края заключен договор купли-продажи лесных насаждений № 15 от 03.12.2009, по условиям которого ответчик является покупателем лесных насаждений и осуществляет заготовку древесины. Истцом выявлено нарушение, выразившееся в заготовке и вывозе древесины без разрешительных   документов, ответчиком, в ходе чего было срублено 441 дерево общим объемом 150,57 м3. Ответчик привлечен к административной ответственности, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд принял решение взыскать с ЗАО «Ларичихинский ЛПХ» ущерб, причиненного лесному фонду.

Таким образом, проанализированный договор купли-продажи лесных насаждений является новым видом договора; он обладает значительными особенностями, совокупность которых дает основание рассматривать его как отдельный вид договора купли-продажи. Основными особенностями договора являются следующие:

- договор заключается  не в целях осуществления предпринимательской  деятельности и не носит предпринимательского  характера;

- договор заключается  в строго определенных случаях - для заготовки древесины гражданами для собственных нужд, а также юридическими лицами в исключительных случаях, определяемых субъектами Российской Федерации.

К существенным особенностям договора относятся следующие: на покупателя возлагаются дополнительные обязанности по обращению объекта договора в собственность (заготовка древесины); договор заключается исключительно в целях осуществления одного из видов использования лесов - заготовки древесины; право собственности на древесину покупатель приобретает с момента вывоза ее из леса, если иное не предусмотрено договором; на покупателя возлагаются специальные обязанности (выполнение работ по ведению лесосеки, обеспечение сохранения подроста в обусловленном договором количестве, очистка лесосеки от порубочных остатков; срок действия договора ограничен законом и др.).

Одним из наиболее значительных нововведений Лесного кодекса 2006 является переход от смешанных к договорным методам правового регулирования лесопользования.  Теперь осуществление всех видов лесопользования носит заявительный характер – подача лесопользователем ежегодной лесной декларации (заявления) об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

Договорный порядок лесопользования проникает в отечественную систему права  с большим трудом. И причина не только в политико-идеологических сложностей. Основная проблема состоит в том, что традиционно для лесного  законодательства России характерен разрешительный порядок лесопользования, который имеет довольно длительную историю правоприменения и обуславливает все еще малоразвитую систему договорных инструментов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Заключение

Поддержание лесного законодательства в состоянии, соответствующем меняющимся социально-экономическим и экологическим условиям, является одной из задач государства в сфере природопользования. В числе насущных проблем, требующих своего решения, – значительные экологические и экономические потери от незаконных рубки и экспорта древесины, огромные потери лесного хозяйства от масштабных лесных пожаров, невысокая экономическая эффективность лесопользования

Очевидно, что лесное законодательство должно быть направлено главным образом на решение актуальных задач: с одной стороны, создавать условия для устойчивого развития отечественного лесопромышленного комплекса, привлечения инвестиций в лесное хозяйство, повышения бюджетных доходов от использования лесных ресурсов, а с другой стороны, обеспечивать сохранение и воспроизводство российских лесов как главного природного богатства страны, уникального экологического ресурса планетарного масштаба.

Лесной кодекс 2006 г. и федеральный закон о его введении в действие существенно изменили вековые принципы правового регулирования лесных отношений, признанную систему государственного управления лесами в Российской Федерации.

Особенностью Лесного кодекса 2006 г. РФ является отсутствие правовой преемственности в регулировании лесных отношений. В его тексте просматривается тенденция исключить сложившиеся многовековые традиции лесного права, чтобы заново и целенаправленно переписать в «модных» формулировках лесные правоотношения. В соответствии ЛК РФ полностью изменяется понятийный аппарат лесного законодательства, поэтому более не используются термины «лесной фонд», «участок лесного фонда», «группы лесов» и «категории защитности лесов», «лесное хозяйство», «лесопользование», «рубки главного пользования» и др.

В Лесном кодексе РФ, как в законе должны быть объединены и систематизированы нормы лесного права, относящиеся к одной отрасли законодательства. Понятие «кодекс» означает, что никакие другие нормативные акты не должны противоречить нормам, содержащимся в нем.

Кодекс не является законом прямого действия и предусматривает принятие более 20 нормативных правовых актов Правительства РФ и более 40 актов уполномоченного федерального органа исполнительной власти, без которых применение установленных Кодексом прав невозможно.

Новые нормативно-правовые акты лесного хозяйства объемны и многочисленны, поэтому тщательный и полный анализ всей этой документации на предмет ошибок, неразумных требований и противоречий еще никем не произведен. Попытки применения новых нормативно-правовых актов лесного хозяйства на практике приводят к выявлению все новых проблем. В целом качество новой нормативно-правовой базы лесного хозяйства таково, что обеспечить на ее основе (соблюдая все требования законов и правил) экономически устойчивое, экологически безопасное и социально ответственное лесопользование невозможно.

Необходимо отметить, что новый Лесной кодекс декларирует некоторые весьма правильные и разумные нормы и принципы - однако, на практике эти нормы и принципы не работают, из-за того, что требования нового лесного законодательства или недостаточно ясны, или невыполнимы.

Законодатель  не сумел установить правовой статус леса — норму, закрепляющую понятие «лес» как объект правового регулирования, только определяет, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Так, что же такое лес: экологическая система или природный ресурс?

Какое научно обоснованное, юридически выверенное понятие брать за основу при организации управления лесами, выполнении работ по приведению в известность лесных массивов, государственному учету лесов, лесному планированию, борьбе с незаконными рубками и транспортировкой нелегальной древесины, а также при выполнении государством международных программ, конвенций и обязательств по межгосударственному сотрудничеству?

В целях совершенствования правового регулирования лесных отношений, в том числе по аренде лесных участков, в рамках действующего законодательства понятие «лесной участок» в ст. 7 ЛК РФ следует трактовать следующим образом: «лесной участок - покрытый лесными насаждениями и не покрытый ими, но предназначенный для их восстановления земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК». Дополнение понятия лесного участка признаком - «покрытый лесными насаждениями и не покрытый ими, но предназначенный для их восстановления» позволит вычленить лесной участок из состава иных земельных участков и обеспечить привязку леса — потребляемого природного ресурса - к земле, непотребляемому природному ресурсу.

Изменилась форма собственности на леса. Земли лесного фонда находятся в федеральной собственности, что закреплено в федеральном законе о введении в действие ЛК РФ, и лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, что установлено в ЛК РФ. Собственность лесных участков, расположенных на землях иных категорий, лесным законодательством не установлена. В ЛК предусмотрено положение (отсылка), свидетельствующее о том, что формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются соответствии с земельным законодательством.

Возросшее значение договора аренды лесного участка не отражено в ЛК РФ. Так, в Лесном кодексе РФ 1997 г. договору аренды участка лесного фонда было посвящено пять статей, содержавших основные правила относительно данного договора. В действующем ЛК РФ предусмотрено всего три статьи, причем в отличие от Лесного кодекса РФ 1997 г. ими не установлены даже существенные условия договора аренды.

 В ЛК РФ целесообразно структурно выделить порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отдельную главу, как это сделано в отношении договора купли-продажи лесных насаждений.

 Необходимо принятие положения о проведении аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, поскольку практика применения ЛК РФ выявила наличие недостатков в существующей системе проведения аукционов. Правовое регулирование проведения аукционов с помощью специального подзаконного акта позволило бы более детально регламентировать данную процедуру.

Информация о работе Особенности правоотношений лесопользования