Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 11:59, курсовая работа
Целью данной работы является анализ правового регулирования лесохозяйственной деятельности и отношений лесопользования в Российской Федерации.
Цель определила следующие задачи:
- рассмотреть развитие отношений лесопользования в России;
- проанализировать лесное законодательство;
- определить особенности правоотношений лесопользования;
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава I. История формирования и современные аспекты правового регулирования отношений лесопользования в России …………………… 7
Развитие отношений лесопользования в России .………………. 7
Источники правового регулирования отношений
лесопользования …………………………………………………..13
Понятие и состав лесного фонда Российской Федерации …..…27
Глава II. Особенности правоотношений лесопользования …...…………...37
2.1 Субъекты и объекты лесопользования………….………………...37
2.2 Виды лесопользования …………………………………………….42
2.3 Договорные формы лесопользования…………………………….57
2.3.1 Договор аренды лесного участка ………………………………57
2.3.2 Договор купли-продажи лесных насаждений …………………69
Заключение …………………………………………………………………....78
Список использованных источников и литературы …………………..……82
Одним из наиболее значительных нововведений Лесного кодекса является переход от смешанных к договорным методам правового регулирования лесопользования.
Теперь осуществление всех видов лесопользования носит заявительный характер – подача лесопользователем ежегодной лесной декларации (заявления) об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. При этом система выдачи лесорубочных билетов и ордеров отменена.
2.3 Договорные формы лесопользования
2.3.1 Договор аренды лесного участка
В ЛК РФ предусмотрены следующие виды договоров по передаче имущества: договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; договор купли-продажи лесных насаждений. «...Все договоры, регулируемые Земельным, Водным, Лесным кодексами, законодательством о недрах и других природных ресурсах, отвечающие требованиям ст. 1 ГК РФ (т.е. построенные на началах равенства), надлежит относить к числу гражданско-правовых», - отмечает М.И. Брагинский73. Вместе с тем указанные договоры обладают значительными особенностями, обусловливающими необходимость их специального регулирования ЛК РФ, и поэтому нуждаются в изучении и теоретическом осмыслении.
Договор аренды лесного участка позволяет предпринимателю получить прибыль, но при этом обеспечиваются и публичные интересы, поскольку лесовосстановительные работы возлагаются на арендатора. Как отмечает проф. С.А. Боголюбов, включение лесных участков «...в гражданский экономический оборот направлено на привлечение инвестиций в лесной сектор экономики, расширение налогооблагаемой базы, демонополизацию прав пользования и собственности, создание конкуренции и преодоление коррупции»74. В целях развития лесного хозяйства и совершенствования управления лесами в качестве одной из основных задач предусмотрено развитие долгосрочных арендных отношений, стимулирование привлечения инвестиций в освоение лесов, обеспечение дальнейшего совершенствования и развития рыночных отношений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Профессором М.И. Васильевой высказано мнение о том, что институт лесной аренды нуждается в специальном рассмотрении с точки зрения целесообразности введения отраслевых условий, отражающих особенности леса как природного ресурса75.
Исследование арендных правоотношений по использованию лесов позволяет сделать вывод о наличии существенных особенностей договора аренды лесного участка, позволяющих рассматривать данный договор как один из видов договора аренды, которому присущи наряду с частноправовыми элементами в значительной мере и публично-правовые элементы.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регулируется ст. ст. 72 - 74 ЛК РФ, а также рядом других норм ЛК РФ76 и Приказом Рослесхоза от 26 июля 2011 г. № 319 «Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и формы» (далее Порядок)77.
В качестве арендодателей лесных участков выступают полномочные государственные органы, которые выполняют также функции организаторов аукциона по продаже права на заключение договора аренды. В соответствии с упомянутыми Правилами подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодателями лесных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, выступают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации являются арендодателями лесных участков в пределах земель лесного фонда, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых в соответствии с ч. 1 ст. 83 ЛК РФ передано им.
Лесной кодекс РФ 2006 г. не устанавливает ограничений по субъектному составу лиц, которые выступают арендаторами. Арендатором лесного участка может быть любое физическое или юридическое лицо. В соответствии с ч. 3 ст. 25 ЛК РФ арендатор, осуществляющий на землях лесного фонда предпринимательскую деятельность, должен быть зарегистрирован в качестве предпринимателя в соответствии с упомянутым выше Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»78.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной пли муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением отдельных видов аренды, а также договоров аренды, заключаемых для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Организаторы для того, чтобы не допустить всех желающих принять участие в аукционе, а так же ограничить возможную конкуренцию, идут на изощренные способы сокрытия информации о проводимых аукционах. Информация опубликовывается почти за 6 месяцев до начала аукционов в газетах, малых тиражей, а в интернете информацию опубликовывают не на сайте организатора аукциона, а на сайте Рослесхоза.
Впервые суды стали отменять результаты лесных аукционов.
Так, Наро-Фоминский городской суд Московской области принял решение признать аукцион 9 ноября 2011 года в части лота № 43 по продаже права на заключение договора аренды лесного участка площадью 1 га в Наро-Фоминском муниципальном районе Московской области, Подольском лесничестве, Малинском участковом лесничестве, квартале 4, выделах 6, 7 недействительным и признал договор аренды на данный участок, заключенный Департаментом лесного хозяйства по ЦФО с гражданином Поповым Владимиром Алексеевичем, по итогам аукциона 09.11.2011 недействительным79.
В Алтайском крае судебной практики отмены лесных аукционов нет.
В соответствии с ч. 2 ст. 72 ЛК РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета до 1 января 2012 г. (п.2 Порядка)80.
Подлежащий передаче в аренду лесной участок должен быть индивидуализирован. Индивидуализация лесного участка осуществляется путем описания в договоре сведений о лесном участке, в том числе его площади, местоположения и границ, кадастрового номера. Кроме того, к договору прилагается кадастровая карта (план), которая является неотъемлемой частью договора. В соответствии с законодательством объектом рассматриваемого договора могут быть как участки леса, так и участки нелесных земель в составе земель лесного фонда.
Одним из существенных условий является указание на виды использования лесов, расположенных на лесном участке, предоставляемом в аренду. Виды использования лесов, которые осуществляются путем заключения договора аренды, перечислены в п. 3 указанных в Порядке. Лесной участок может предоставляться для осуществления нескольких видов использования лесов (ч. 1 ст. 72 ЛК РФ).
Договор аренды лесного участка заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписываемого арендодателем и арендатором. Данное требование предусмотрено п. 11 упомянутого Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка. Таким образом, форма рассматриваемого договора является квалифицированной. Кроме того, данный договор подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»81.
Особенностью договора аренды лесного участка является его срочный характер. В отличие от ГК РФ, который допускает заключение договора без определенного срока (п. 2 ст. 610 Кодекса), договор аренды лесного участка заключается на срок, который определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом (ч. 4 ст. 72 ЛК РФ). Действующий ЛК РФ устанавливает минимальный и максимальный срок заключения договора аренды - от 10 до 49 лет, а в установленных ст. ст. 43, 45, п. 3 ч. 3 ст. 74 ЛК РФ случаях договор заключается на срок до 49 лет. Например: использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр.
Практика показывает, что столь продолжительные сроки договоров аренды либо не могут действовать вследствие последующего изменения законодательства, что вынуждает заключать новый договор либо изменять прежний, либо - если законодательство за 49 не изменится (что крайне маловероятно) - продолжительный срок аренды с преимущественным правом прежнего арендатора на заключение договора аренды на новый 49-летний срок (часть 5 статьи 72 ЛК) фактически является передачей леса в собственность арендатора и способствует монополизации лесопользования.
Особенностью договора аренды при осуществлении данных видов деятельности является то, что в отличие от общих правил об аренде (ст. 606 ГК РФ) о том, что плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества, являются его собственностью, право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, согласно ст. 20 ЛК РФ принадлежит Российской Федерации.
Вопрос о существенных условиях договора аренды является спорным в науке. Не имея специальной цели рассматривать все высказанные в гражданско-правовой литературе точки зрения по данному вопросу, отметим, однако, что существует условно обозначаемое как широкое понимание существенных условий договора вообще и договора аренды в частности, высказанное В.В. Витрянским, который относит к таким условиям не только условия, регулируемыми императивными нормами закона, но и диспозитивными82.
Примерным договором аренды лесного участка, утвержденным Порядком (Приложение № 1) при передаче лесного участка арендатору предусмотрено составление акта приема-передачи лесного участка, содержащего все существенные показатели передаваемого лесного участка: общая площадь, в том числе площадь лесных земель, а также лесных земель, покрытых лесной растительностью, характеристика лесных насаждений лесного участка (целевое назначение лесов, номер квартала, преобладающая порода, запас древесины, средние таксационные показатели насаждений лесного участка)83.
Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом. Арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.
Гражданский кодекс РФ, а также упомянутом Порядке, что при подготовке и заключении договора аренды лесного участка устанавливается, что при заключении договора арендодатель обязан предупредить арендатора о правах третьих лиц на предоставляемый в аренду лесной участок. Неисполнение арендодателем этой обязанности дает арендатору право требовать уменьшения арендной платы либо расторжения договора и возмещения убытков (ст. 613 ГК РФ, п. 12 Правил)84.
Размер арендной платы, условия и сроки ее внесения являются существенными условиями рассматриваемого договора. В отличие от других видов арендованного имущества арендная плата по договору аренды лесного участка устанавливается только в денежной форме. Несмотря на то, что арендная плата подлежит внесению в бюджет (федеральный, субъекта Российской Федерации или местный) в зависимости от формы собственности арендуемого лесного участка, она имеет гражданско-правовой характер, а не является налоговым платежом, на что указывается в решениях арбитражных судов.85 Основные правила, касающиеся арендной платы, устанавливаются ст. 73 ЛК РФ, которая предусматривает различный порядок определения размера арендной платы при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов и без их изъятия. В обоих случаях в основу определения арендной платы положен ее минимальный размер.
Ставки, с учетом которых определяется арендная плата, устанавливаются соответствующими органами государственной власти или местного самоуправления в зависимости от формы собственности на лесные участки. Так, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесных участков, находящихся в федеральной собственности (включая леса, произрастающие на землях лесного фонда), утверждены Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 г. N 310.86 Ставки платы дифференцированы по лесотаксовым районам, деловой и дровяной древесине, а также в зависимости от расстояния вывозки древесины.
В связи с принятием Лесного кодекса РФ 2006 г. на практике происходит следующая ситуация: договоры аренды, заключенные ранее, до вступления Лесного кодекса 2006 г. переоформляются, для целей приведения их в соответствие с новым лесным законодательством. При переоформлении таких договоров возникают прецеденты, связанные с согласованием существенных условий этих договоров.
Так, ООО «Алтайагроспецмонтаж» обратилось в арбитражный суд Алтайского края, о внесении изменений в договор аренды лесного участка для заготовки древесины87.
Исковые требования обоснованы тем, что между Управлением лесами Алтайского края и ООО УПТК «Алтайагроспецмонтаж» заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины №7/5 от 22.12.2008 года. При определении объема лесопользования (заготовки древесины) на арендованных лесных участках и соответствующего этому объему размера арендной платы арендодатель исходил из материалов по лесоустройству выполненных до 2007 года. Поскольку, структура и состояние лесов по их качественным и количественным характеристикам не соответствовали их фактическому состоянию, истец заказал филиалу ФГУП «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект» составление новых лесоустроительные материалов, которые подтвердили несоответствие структуры.
Истец обратился к Управлению лесами Алтайского края о
внесении изменений в договор аренды,
с учетом новых лесоустроительных материалов
и выполненного на их основе проекта освоения
лесов. В связи с тем, что Управление лесами
Алтайского края отказывается внести
изменения в договор аренды лесного участка
для заготовки древесины № 7/5 от 22.12.2008
года, общество с ограниченной ответственностью
Управление производственно-
Ответчик по иску возражал. Ответчик считает, что в договоре не могут быть пересмотрены объемы заготовки древесины, а, следовательно, и размер арендной платы за период с 2009 по 2011 года. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Информация о работе Особенности правоотношений лесопользования