Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 11:59, курсовая работа
Целью данной работы является анализ правового регулирования лесохозяйственной деятельности и отношений лесопользования в Российской Федерации.
Цель определила следующие задачи:
- рассмотреть развитие отношений лесопользования в России;
- проанализировать лесное законодательство;
- определить особенности правоотношений лесопользования;
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава I. История формирования и современные аспекты правового регулирования отношений лесопользования в России …………………… 7
Развитие отношений лесопользования в России .………………. 7
Источники правового регулирования отношений
лесопользования …………………………………………………..13
Понятие и состав лесного фонда Российской Федерации …..…27
Глава II. Особенности правоотношений лесопользования …...…………...37
2.1 Субъекты и объекты лесопользования………….………………...37
2.2 Виды лесопользования …………………………………………….42
2.3 Договорные формы лесопользования…………………………….57
2.3.1 Договор аренды лесного участка ………………………………57
2.3.2 Договор купли-продажи лесных насаждений …………………69
Заключение …………………………………………………………………....78
Список использованных источников и литературы …………………..……82
- виды разрешенного использования лесов;
- возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;
- ограничение использования лесов;
- требования к охране, защите, воспроизводству лесов;
4) в рамках нового Лесного кодекса РФ субъекты Российской Федерации наделяются большим объемом прав и полномочий в использовании, воспроизводстве, охране и защите лесов (в федеральном ведении сохраняется крайне ограниченный перечень функций, но обеспечивающих контроль за состоянием, использованием и воспроизводством лесов — нормативное правовое регулирование по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, надзор и контроль за исполнением законодательно установленных норм и правил по использованию лесов и ведению лесного хозяйства, мониторинг состояния леса, государственная инвентаризация, бюджетное планирование и т. п.);
5) расширяются права и
ЛК РФ, приобретает следующие права:
- сдача участка в субаренду (ранее субаренда участков лесного фонда была запрещена);
- передача своих прав и обязанностей по договору третьим лицам;
- осуществление залога арендных прав;
- внесение арендных прав в качестве вклада в уставный капитал.
Арендатор обязан обеспечивать противопожарную и санитарную профилактику леса, осуществлять меры по воспроизводству лесов (в соответствии с утвержденным проектом освоения леса);
6) лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются:
- юридическим лицам — в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование;
- гражданам — в аренду и безвозмездное срочное пользование.
По Лесному кодексу (1997 г,) участки предоставлялись на праве аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования, в соответствии с новым кодексом для заключения договора аренды должен проводиться аукцион на право заключения договора аренды лесного участка (ранее участки лесного фонда предоставлялись в аренду по результатам лесных конкуров). Срок договора аренды лесного участка может составлять от одного года до 49 лет (ранее максимальный срок договора аренды составлял 99 лет);
7) арендатору, надлежащим образом исполнившему договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставляется возможность по истечении срока договора аренды заключить его на новый срок, используя свое преимущественное право;
8) приобретение прав аренды лесных участков возможно без проведения аукциона в случаях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
9) при осуществлении
10) появился новый вид договора купли-продажи — договор купли-продажи лесных насаждений, который заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора (при этом граждане могут заключать договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации);
11) лесным участком является
земельный участок, границы которого
определяются путем проведения
лесоустройства при
Новеллой является то, что лесной участок является земельным. Лесной кодекс 1997 к участкам лесного фонда относил участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель. Ранее к лесному законодательству был неприменим термин «земельный участок», так как предметом договорных отношений становился именно участок лесного фонда, т.е жесткой привязки к земельному участку небыло.
В ЛК РФ предусмотрен ряд вопросов, правовое регулирование которых отнесено к компетенции Правительства РФ. С вступлением в силу Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации» компетенция Правительства РФ была сужена32. Так, Правительство РФ устанавливает состав лесного плана субъекта Российской Федерации и порядок подготовки такого плана (ч. 5 ст. 86 ЛК РФ), порядок ведения государственного лесного реестра (ч. 7 ст. 91 ЛК РФ), порядок осуществления государственного лесного контроля и надзора (ч. 6 ст. 96 ЛК РФ); таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством РФ (ч. 2 ст. 100 ЛК РФ) и др.
Новая редакция Лесного кодекса была принята с целью значительно увеличения эффективности лесопользования и для стимулирования притока инвестиций в лесную отрасль. Представители лесопромышленников в ноябре 2006 года заявили, что с принятием новой редакции кодекса был ликвидирован один из тормозов для притока инвестиций в отрасль — отсталое лесное законодательство33.
Лесные отношения также регулируются подзаконными нормативными актами, к которым относятся указы Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Правительство РФ издает постановления, регулирующие лесные отношения в пределах полномочий, определенных Лесного кодекса РФ, другими федеральными законами, а также указами Президента РФ.
Лесной кодекс РФ предусматривает значительное количество нормативных правовых актов в сфере лесного хозяйства, которые должен разработать и принять уполномоченный федеральный орган исполнительной власти34.
Как предусмотрено ст. 3 ЛК РФ, лесное законодательство регулирует лесные отношения. При этом законодатель прямо не определяет, какие отношения относятся к лесным. В отличие от действующего Лесного кодекса РФ в Лесном кодексе РФ 1997 г., содержалось определение лесных отношений, к которым относились отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов - как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью (абз. 1 ст. 5 ЛК РФ)35. Однако в соответствии с целями развития лесного хозяйства, сформулированными в ст. 1 ЛК РФ на их основе основными принципами лесного законодательства и, в частности, необходимостью обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, в действующем ЛК РФ значительное внимание уделено имущественным отношениям, возникающим при использовании лесных участков.
Лесной кодекс 2006 года многократно подвергался резкой критике со стороны экспертов и специалистов лесного хозяйства за то, что переложил все лесохозяйственные и противопожарные функции на регионы и на арендаторов36. После вступления в действие нового Лесного кодекса была разрушена существовавшая до этого система органов лесного хозяйства и государственной лесной охраны. Из 83 000 человек Гослесоохраны лесхозов было оставлено 680 человек лесных инспекторов в составе Росприроднадзора37.
Значительное число экспертов считают ЛК РФ одной из главных причин катастрофических лесных пожаров 2010 года. Например, по мнению заслуженного лесовода России Виктора Кузнецова, высказанного им в передаче Первого канала 19 августа 2010 г., среди причин сложной обстановки в лесах европейской части России несовершенство Лесного кодекса РФ. По его словам, «Лесной кодекс, принятый в январе 2007 года, нанес смертельный удар по лесному хозяйству. Согласно этому кодексу вообще перестало существовать такое понятие как Лесхоз. А это важнейшая административная единица, в состав которой входили лесничества, лесники, служба по охране и защите леса. Если брать по России, то до 2007 года более 80 тысяч человек занимались охраной и защитой леса»38.
Новый Лесной кодекс в теории служит основой для проведения реформы управления лесами в России. Он предусматривает много важных нововведений в системе управления лесами - передачу части полномочий по управлению лесами на уровень регионов, разделение органов управления лесами на "управленческие" и "хозяйствующие" структуры, распределение государственного заказа на лесохозяйственные работы через конкурсы или аукционы, максимально облегчает застройку лесных земель, и т.д.
Несмотря значимость Кодекса для граждан России, уверенно можно говорить о том, что он принимался поспешно с очевидными пробелами и противоречиями. Уже за четыре года его принятия поправок в Кодекс и закон о его введении в действие неоднократно вносились дополнения и изменения. Например, в статью 45 внесено 53 поправки и дополнительно введено 19 новых пунктов, четыре пункта утратили силу.
Новый кодекс настолько неконкретен и внутренне противоречив, что без принятия многочисленных дополнительных документов разного уровня работать не может. Поэтому кодекс лишь приблизительно задает общее направление лесной реформы, а конкретная реализация этой реформы определяется не столько кодексом, сколько разъясняющими его документами и административными решениями
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий также могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения. Согласно ч. 2 ст. 85 Конституции РФ действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации может быть приостановлено Президентом РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса судом.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 04 июня 2008 г. N 135-пр утвержден Порядок деятельности лесничих на территории Хабаровского края, пунктом 2.1.4, которого к функциям лесничих по обеспечению реализации лесохозяйственных регламентов в лесничествах отнесены организация и проведение приемки работ по лесоустройству, охране, защите и воспроизводству лесов, выполненных лицами, использующими леса, а также выполненных по государственным контрактам на выполнение работ (услуг) для государственных нужд39.
ЗАО «ФСК "Харон-Холдинг» и ООО «Реликт», являющиеся арендаторами лесных участков, ссылаясь на нарушение их прав в сфере предпринимательской (лесозаготовительной) деятельности обратились в суд с заявлениями, в которых просят признать недействующим пункт 2.1.4 Порядка деятельности лесничих на территории Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 04 июня 2008 г. N 135-пр, в части, предусматривающей наделение лесничих функциями по организации и проведению приемки работ по лесоустройству, выполненных лицами, использующими леса.
В обоснование заявленных требований заявители, ссылаются на то, что оспариваемая норма Порядка противоречит статьям 1, 2, 67, 70 Лесного кодекса РФ, согласно которым граждане и юридические лица, использующие лесные участки, переданные им в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование, самостоятельно заключают гражданско-правовые договоры на выполнение комплекса работ по лесоустройству в отношении указанных лесных участков и осуществляют приемку выполненных работ в соответствии с нормами гражданского законодательства. В противоречие положениям ст. 70 Лесного кодекса РФ, ст. ст. 2, 702 ГК РФ лесничий, не являющийся субъектом гражданско-правовых отношений и не являющийся заказчиком лесоустроительных работ, оспариваемым нормативным правовым актом наделен функциями по организации и проведению приемки таких работ. Также заявители полагают, что пункт 2.1.4 Порядка в оспариваемой части принят с нарушением полномочий, предоставленных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым не предоставлено полномочий по принятию нормативных правовых актов в области гражданского законодательства, регламентирующих вопросы, связанные с проведением лесоустройства, расширять полномочия лесничих.
Хабарский краевой суд вынес решение от 22 ноября 2011 года по делу № 3-160/2011, заявления ЗАО «ФСК "Харон-Холдинг» и ООО «Реликт», удовлетворить и признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 2.1.4 Порядка деятельности лесничих на территории Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 04 июня 2008 г. N 135-пр в части, предусматривающей наделение лесничих функциями по организации и проведению приемки работ по лесоустройству, выполненных лицами, использующими леса. Определением Верховного Суда РФ от15.02.2012 №58-Г11-36 данное решение отменено.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 25 Постановления от 29 ноября 2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснил, что, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявшие данный нормативный правовой акт40.
В связи с введением права муниципальной собственности на лесные участки ч. 6 ст. 2 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что на основании и во исполнение норм Лесного кодекса РФ, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие лесные отношения.
Информация о работе Особенности правоотношений лесопользования