Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 11:59, курсовая работа
Целью данной работы является анализ правового регулирования лесохозяйственной деятельности и отношений лесопользования в Российской Федерации.
Цель определила следующие задачи:
- рассмотреть развитие отношений лесопользования в России;
- проанализировать лесное законодательство;
- определить особенности правоотношений лесопользования;
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава I. История формирования и современные аспекты правового регулирования отношений лесопользования в России …………………… 7
Развитие отношений лесопользования в России .………………. 7
Источники правового регулирования отношений
лесопользования …………………………………………………..13
Понятие и состав лесного фонда Российской Федерации …..…27
Глава II. Особенности правоотношений лесопользования …...…………...37
2.1 Субъекты и объекты лесопользования………….………………...37
2.2 Виды лесопользования …………………………………………….42
2.3 Договорные формы лесопользования…………………………….57
2.3.1 Договор аренды лесного участка ………………………………57
2.3.2 Договор купли-продажи лесных насаждений …………………69
Заключение …………………………………………………………………....78
Список использованных источников и литературы …………………..……82
Общественная экспертиза по заказнику «Залесовский» в Алтайском крае дала отрицательное заключение. Экспертизу проводила Алтайская краевая общественная организация «Геблеровское экологическое общество». Эксперты заключили, что данные предложения противоречат целям и задачам особо охраняемой природной территории и действующему природоохранному законодательству.
Геблеровскоое экологическое общество составлено обращение на имя губернатора Алтайского края А.Б. Карлина с просьбой, не подписывать предлагаемый проект внесения изменений в Положение о Залесовском заказнике. Всемирный фонд дикой природы обратился, с просьбой выступить в защиту заказника Залесовский в Алтайском крае и на территории Алтайского края началось сбор подписей «Спаси Залесовский заказник», свои подписи поставили около 20 тысяч человек.
Депутаты Алтайского краевого законодательного собрания на пятой сессии шестого созыва, которая состоялась 26 апреля, внесли изменения в региональный Закон «Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае»45. Соответствующие поправки в законопроект приняты в первом чтении на сессии АКЗС.
Изменения позволят привести в соответствие с федеральным законодательством закон Алтайского края «Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае». Противоречие с Лесным кодексом РФ возникло в связи с тем, что краевое законодательство формировалось до введения нового Лесного кодекса, который разделяет леса: на защитные, эксплутационные и резервные. Согласно федеральному законодательству 32% лесов региона относятся к эксплутационным. Именно под эксплутационную категорию попадает Залесовский заказник. В рамках федерального законодательства в эксплутационных лесах разрешается проводить лесохозяйственные мероприятия.
Специалисты управления лесами Алтайского края считают, что запрет на лесохозяйственную деятельность в Залесовском заказнике разрушит существующую систему ухода за лесом, повысит риски незаконных рубок и возникновения лесных пожаров.
К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.
В эксплуатационных лесах допускается использование лесов всех предусмотренных ЛК РФ видов.
К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины. Использование резервных лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным лесам или защитным лесам. В резервных лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов.
Отнесение лесов к эксплуатационным и резервным лесам и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
По природным условиям Алтайский край относится к малолесным регионам. Общая площадь лесов на территории края составляет 4504 тыс. га, из них земли лесного фонда - 4431 тыс. га. Лесистость в крае - 22%46.
В 2009 году завершен кадастровый учет и перевод лесов ранее расположенных на землях сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда на площади 1001,7 тыс. га (приложение №1). В настоящее время на данные лесные участки проводится регистрация права собственности Российской Федерации. Площадь лесов в Алтайском крае в сравнении с 2008 годом увеличилась на 98 тыс. га.
Все леса располагаются на территории 60 административных районов.
Леса, расположенные на землях лесного
фонда по целевому назначению подразделяются
на защитные и эксплуатационные, при этом
площадь защитных лесов составляет 69%.
В эксплуатационные леса объединены леса
бывших второй и третьей групп.
В соответствии со статьей 102 Лесного кодекса Российской Федерации с учетом особенностей правового режима защитных лесов в крае выделено 12 категорий.
Наибольшие площади занимают:
- леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;
- ленточные боры.
В связи с принятием в состав земель лесного фонда ранее расположенных лесов на землях сельскохозяйственного назначения преобладающей породой является береза. В тоже время площадь хвойных лесов, несмотря на крупные лесные пожары в 2010 году, увеличилась на 108,5 тыс. га.
В настоящее время в крае сформирована структура лесоуправления в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации. Исполнительным органом по осуществлению переданных полномочий в области лесных отношений по государственному управлению, охране, защите и воспроизводству лесов в регионе является Управление лесами Алтайского края, в структуру которого входят 31 лесничество, включающие в себя 177 участковых лесничеств47.
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ для реализации мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов на 2009-2018 годы разработаны и утверждены: лесной план Алтайского края и лесохозяйственные регламенты по 31 лесничеству48.
В целях организации рационального и неистощительного использования лесов продолжается работа по внедрению и совершенствованию арендных отношений, осуществлению вовлечения неиспользуемых лесосырьевых ресурсов в эксплуатацию.
Приоритетными видами использования лесов в настоящее время являются заготовка древесины и осуществление рекреационной деятельности. Всего передано в аренду 179 лесных участков на общей площади 1837,3 тыс. га, в том числе, для заготовки древесины заключено 53 договора аренды, осуществления рекреационной деятельности - 80, иных видов - 46.
Основными видами деятельности арендаторов лесных участков на землях лесного фонда являются осуществление работ по заготовке и переработке древесины и проведение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов (приложение № 2)49. На лесных участках, не переданных в аренду, проведение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется исполнителями работ, заключившими государственные контракты на выполнение указанных видов работ по результатам конкурсов.
Заканчивая первую главу выпускной квалификационной работы, можно сделать вывод о том, что в системе мер, направленных на обеспечение рационального использования лесов основополагающее место принадлежит лесному законодательству. Правовое регулирование лесных отношений непосредственно затрагивает повседневные жизненные интересы граждан. Лесное законодательство является составной частью единого правового поля Российской Федерации, базируется на требованиях Конституции и состоит из Лесного кодекса РФ, других федеральных законов и правовых актов, а также законов и нормативных правовых актов субъектов Федерации.
Правовое регулирование лесных отношений в России базируется на предоставлении о лесе как совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющее важное экологическое, экономическое и социальное значение.
Глава II. Лесопользование как гражданское правоотношение
2.1 Субъекты и объекты лесопользования
Леса являются источником заготовки древесины — сырья для производства самой различной продукции. Вместе с тем в лесах заготавливается разнообразная недревесная лесная продукция: живица, различные смолы, эфирные масла, техническое и лекарственное сырье, грибы, орехи, мед и другие пищевые продукты. Леса — среда обитания диких животных и птиц, в них ведется охотничье хозяйство, заготавливается пушнина. Одновременно леса выполняют важнейшие экологические функции, поддерживают условия жизни в биосфере Земли.
Эколого-экономическая характеристика леса уникальна. При условии ведения разумного хозяйства его можно использовать одновременно в различных необходимых обществу целях: заготавливать древесину, осуществлять побочное лесопользование, использовать в культурно-оздоровительных целях и т.д. Время, когда лес рассматривался только как источник древесины, отступает в прошлое. На первый план в качестве важнейшего фактора выдвигаются задача комплексного, многоцелевого использования всех полезных свойств леса, организация непрерывного, неистощительного лесопользования.
Право пользования лесом — центральный институт лесного права. Право лесопользования представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих условия и порядок многоцелевого использования лесов, их сохранения и восстановления, права и обязанности лесопользователей, исходя из интересов общества в получении древесной и недревесной лесной продукции, использовании иных полезных свойств леса и обеспечения охраны окружающей среды. Одновременно право лесопользования может рассматриваться и как субъективное право50.
Право лесопользования как субъективное право представляет собой принадлежащие субъекту права и обязанности, возникающие в связи с предоставлением лесов в пользование.
Такое определение права лесопользования вытекает из анализа совокупности правовых норм, регулирующих обширный комплекс отношений по поводу эксплуатации лесов. Регламентация видов права лесопользования и форм их реализации имеет важное значение для обеспечения рационального лесопользования и охраны лесов. Учитывая роль лесов в жизни общества, закреплены основные требования к использованию лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов.
Согласно ст. 4 ЛК РФ участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
В комментируемой статье в общем виде определен круг субъектов - участников лесных правоотношений, т.е. общественных отношений, складывающихся в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов51.
Российская Федерация и ее субъекты, как и муниципальные образования, могут выступать в лесных отношениях в двух качествах:
- как регуляторы лесных правоотношений в отношении лесов, находящихся под их юрисдикцией на их территории, и в этих случаях их акты имеют властный, т.е. государственно-правовой, публичный и административный характер;
- как собственники лесов, находящихся в их владении, пользовании и распоряжении, в этом случае на равных началах с иными участниками лесных отношений - гражданами и юридическими лицами.
В качестве лесопользователей в РФ могут выступать:
- юридические лица, в том числе иностранные;
- физические лица.
Немаловажным является то, кого можно понимать под гражданами и юридическими лицами. Гражданский кодекс РФ раскрывает содержание понятия граждан (физических лиц):
- правоспособность (возникает с момента рождения и прекращается смертью, означает право иметь имущественные и личные неимущественные права, заниматься предпринимательством и любой иной не запрещенной законом деятельностью и т.п.);
- имя и место жительства;
- дееспособность (способность своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности возникает в полном объеме по достижении 18-летнего возраста либо ранее, в том числе со времени вступления в брак);
- недопустимость лишения и ограничения правоспособности и дееспособности иначе как в случаях и порядке, установленных законом;
- предпринимательская
С учетом изложенного и норм Лесного кодекса РФ можно говорить о «лесной» правоспособности и дееспособности граждан.
Необходимо различать лесопользователей и участников лесных отношений. Круг последних значительно шире: участниками лесных отношений помимо граждан и юридических лиц являются Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования (от их имени выступают соответствующие государственные и муниципальные органы).
Определение леса в законодательстве в настоящее время содержится не полно. Лес в нем представляется как экологическая система или природный ресурс (ст. 5 ЛК РФ), большинство юристов-экологов (Боголюбов С.А., Крассов О.И. и др.) сходятся во мнении, что под лесом понимается совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии. Определение леса, которое содержалось в Лесном кодексе 1997 г., более отражало понятие леса как объекта экологических и имущественных правоотношений.
На взгляд специалистов, в предложенном ЛК РФ определении потерян главный элемент, позволяющий объединить несколько растений общим понятием «лес». Этим общим и является биологическое и территориальное единство. Произрастающие на единой территории растения, представляющие единый биологический комплекс, составляют основу всех лесов.
Кроме того, такая точка зрения подтверждается и Стандартом отрасли ОСТ 56-108-98 «Лесоводство. Термины и определения»52. В данном стандарте устанавливаются термины и определения области лесоводства, обязательные для применения во всех видах документации и литературы, входящих в сферу действия стандартизации или использующих результат этой деятельности.
Информация о работе Особенности правоотношений лесопользования