Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 11:59, курсовая работа
Целью данной работы является анализ правового регулирования лесохозяйственной деятельности и отношений лесопользования в Российской Федерации.
Цель определила следующие задачи:
- рассмотреть развитие отношений лесопользования в России;
- проанализировать лесное законодательство;
- определить особенности правоотношений лесопользования;
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава I. История формирования и современные аспекты правового регулирования отношений лесопользования в России …………………… 7
Развитие отношений лесопользования в России .………………. 7
Источники правового регулирования отношений
лесопользования …………………………………………………..13
Понятие и состав лесного фонда Российской Федерации …..…27
Глава II. Особенности правоотношений лесопользования …...…………...37
2.1 Субъекты и объекты лесопользования………….………………...37
2.2 Виды лесопользования …………………………………………….42
2.3 Договорные формы лесопользования…………………………….57
2.3.1 Договор аренды лесного участка ………………………………57
2.3.2 Договор купли-продажи лесных насаждений …………………69
Заключение …………………………………………………………………....78
Список использованных источников и литературы …………………..……82
Этот стандарт на сегодняшний день также содержит определение леса. Под лесом понимается целостная совокупность лесных древесных и иных растений, земли, животных, микроорганизмов и других природных компонентов, находящиеся во взаимосвязи с внутренней и внешней средой (п.3.1.3)53.
Таким образом, в состав и понятие леса согласно ОСТу, входят не только растения, но другие компоненты окружающей среды (животный мир, микроорганизмы, почва, земля).
Понятие лесного участка введено ст. 7 Лесного кодекса РФ. Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса РФ.
Законодатель не связывает статус лесного участка с его обязательным расположениям на землях лесного фонда, который находится в федеральной собственности. Согласно ч. 1 ст. 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и на землях иных категорий. Кроме того, лесные участки могут находится в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Важно что, Верховным Судом РФ признан особый правовой режим лесных участков, по сравнению с земельными участками: «правовая природа этих участков не тождественна, лесные участки являются самостоятельными природными объектами, имеющие специальный правовой режим, определяемые лесным законодательством, ввиду жизненно важной многофункциональной роли лесов и их значимости для общества в целом»54.
В ЛК также упоминается о, дикорастущих растениях (ст. 11), лесных насаждениях (ст.3), лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растениях (ст. 25), растительном мире (ст. 41), лесных растениях (ст. 65), участках лесов с наличием реликтовых и эндемических растений (ст. 102), но большинство из этих терминов не раскрывается.
Использование непригодных для употребления правовых средств привело к тому, что определение понятия «лес» имеет серьезные недостатки. Даже если признать правильным указанное выше определение леса, из содержания Лесного кодекса следует вывод о том, что отсутствует какая-либо юридически значимая взаимосвязь между понятиями «лес» и «земли лесного фонда». Нет взаимосвязи между понятием «лес» и очень важным юридическим понятием «лесной участок».
2.2 Виды лесопользования
Виды использования лесов можно классифицировать по разным основаниям. Так, профессор Р.К. Гусев природопользование подразделяет: на потребляемое и непотребляемое. Потребляемое природопользование выражается в изъятии потребляемой части природного ресурса, составной части компонента природной среды.
«Использование леса как природного ресурса в значительной мере связано с потреблением лесной продукции»55. В то же время при строгом соблюдении расчетной лесосеки (равной ежегодному приросту древесины на корню и применения неистощительных методов лесопользования), лес может не утрачивать экологических, культурно-эстетических, средообразующих и других полезных природных свойств, а при условии своевременного и расширенного лесовосстановления - улучшать свое состояние.
В ЛК РФ используется данная классификация. Часть 1 ст. 24 ЛК РФ закрепляет положение о том, что использование лесов осуществляется с изъятием или без изъятия лесных ресурсов. Большинство видов землепользования и лесопользования осуществляется с изъятием лесных ресурсов. Например, при строительстве водохранилищ на лесных землях происходит вырубка лесов на значительных площадях.
Без
изъятия лесных ресурсов
В ст. 25 ЛК РФ законодатель называет 15 видов использования лесов; при этом их перечень не имеет исчерпывающего характера. В соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 25 ЛК РФ могут быть установлены иные виды использования лесов, которые определяются в соответствии с ч. 2 ст. 6 ЛК РФ, устанавливающей, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Например, строительство, реконструкция и эксплуатация линий электропередач, дорог и пр.
Право пользования лесным фондом
представлено различными
видами, которые можно классифицировать
по нескольким критериям.
По основаниям возникновения право пользования
лесным фондом
может быть общим и специальным56.
Право общего пользования лесным
фондом или право общего
лесопользования возникает на основании
закона и волеизъявления граждан и
существует в виде лесного публичного сервитута,
который выражается в праве
граждан свободно пребывать в лесном фонде.
Право свободного пребывания в лесах означает
право беспрепятственно и бесплатно входить
на территорию лесного фонда и находиться
на ней, собирать для собственных нужд
дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы,
другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные
растения и техническое сырье, участвовать
в культурно-оздоровительных, туристических
и спортивных мероприятиях, а также охотиться.
Право общего лесопользования может быть реализовано
везде,
где это не запрещено законом или индивидуальными
решениями, в том числе на участках лесного
фонда, переданных на праве специального
лесопользования отдельным гражданам
и юридическим лицам. Например, использование
лесов в местах традиционного проживания
и хозяйственной деятельности лиц, относящихся
к коренным малочисленным народам Севера,
Сибири и Дальнего Востока РФ, и пребывание
граждан в лесах.
Право общего пользования лесами возникает на основании статьи 11 Лесного кодекса РФ, закрепляющего право граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, а также недревесных лесных ресурсов. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах и безопасности граждан при выполнении работ. Если обеспечение пожарной и санитарной безопасности в лесах регулируется правилами о пожарной и санитарной безопасности в лесах, установленных органами государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений, то кто и как будет определять критерии безопасности граждан и при выполнении каких работ, законодателем не определено. Вероятно, что будет ограничено или запрещено пребывание граждан не только на тех лесных участках, которые будут находиться в частной собственности, но и на тех, которые будут предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование или в аренду, что ставит под сомнение свободное и бесплатное пребывание граждан в лесах57.
Ограничение права общего лесопользования, может быть, зависеть от способов природопользования (например, способами, наносящих ущерб воспроизводству природных ресурсов), по видам (например, запрет выпаса скота, охоты, рыболовства и т.д.), по срокам (в определенный период года, в период гнездования птиц, в ночное время и т.д.).
Граждане при осуществлении общего использования лесных ресурсов обязаны выполнять требования пожарной безопасности в лесах, пользоваться лесными ресурсами способами и в объемах, не наносящих вреда воспроизведению этих ресурсов, и не ухудшать санитарного состояния лесов, руководствуясь при этом Правилами пожарной безопасности в лесах РФ, утвержденных Постановлением Правительства58.
Максимальные нормы бесплатного сбора дикорастущих травяных растений, цветов, ягод, орехов, грибов и т.п. устанавливаются органами исполнительной власти по представлению органа исполнительной власти.
Заготовка второстепенных лесных материалов и побочные лесные пользования должны осуществляться способами и в сроки, исключающие возможность причинения вреда лесу. Правилами заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений установлена основа ресурсной базы для заготовки в лесах дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных растений, границы, правила и периодичность их сбора59.
Итак, несмотря на то, что для реализации права общего лесопользования не нужно получать специальное разрешение, государством все же устанавливает определенные ограничения в виде норм, способов сбора объектов растительного мира и требований пожарной безопасности в целях сохранения и обеспечения воспроизводства лесных ресурсов.
Право специального пользования лесным фондом, или право
специального лесопользования, возникает
на основании индивидуальных
разрешительных документов, выдаваемых
в установленном порядке, уполномоченными
государственными органами.
В отличие от права общего лесопользования, правом специального лесопользования наделяется специальный субъект. Им может быть как юридическое, так и физическое лицо. Важным признаком права специального лесопользования является его цель - как правило, получение прибыли.
Специальное лесопользование осуществляется на платной основе и сопровождается выделением лесного участка для установленных целей, без предоставления земельных участков. Лесной участок может быть выделен одному или нескольким лесопользователям для различных видов использования лесных ресурсов. Право специального лесопользования имеет договорную форму
Почти все виды лесопользования, предусмотренные ЛК РФ, осуществляются в рамках предпринимательской деятельности. Действующий ЛК РФ впервые в отличие от прежнего Лесного кодекса РФ 1997 г. прямо устанавливает, какие из видов деятельности по использованию лесов являются предпринимательской деятельностью. ЛК РФ предусматривает, в каких договорных формах следует осуществлять данные виды деятельности. Признание некоторых видов использования лесов в качестве предпринимательской деятельности влечет определенные правовые последствия: необходимость государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности, обязанность уплаты налогов и других обязательных платежей и соблюдение законодательства о предпринимательской деятельности.
К предпринимательской деятельности по использованию лесов относятся:
- заготовка древесины (ст. 29 ЛК РФ);
- заготовка живицы (ст. 31 ЛК РФ);
- заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (ст. 32 ЛК РФ);
- заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (ст. 34 ЛК РФ);
- использование лесов
для ведения охотничьего
- создание лесных плантаций и их эксплуатация (ст. 42 ЛК РФ).
Профессор М.И. Васильева справедливо замечает, что следовало бы установить ограничения на размер лесных участков, находящихся в пользовании одного субъекта или группы взаимосвязанных лиц. Размер может быть различным в зависимости от вида лесопользования и производственных характеристик хозяйствующего субъекта60.
В то же время предпринимательская деятельность в сфере лесопользования имеет ряд особенностей. Леса как природный ресурс могут использоваться для одной или нескольких целей, если иное не установлено ЛК РФ и иными федеральными законами (ч. 2 ст. 25 ЛК РФ). Лесопользование осуществляется в соответствии с установленными ст. 1 ЛК РФ принципами лесного законодательства и, в частности, необходимостью обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.
Одним из основных и самых распространенных видов предпринимательской деятельности является заготовка древесины. Правила заготовки древесины разработаны в соответствии со ст. 29 ЛК РФ и Приказам Рослесхоза от 01.08.2011 N 337 «Об утверждении Правил заготовки древесины» (далее Правила)61. Они устанавливают требования к заготовке древесины во всех лесных районах страны. Согласно ч. 1 ст. 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом древесины из леса.
Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка - договоров купли-продажи лесных насаждений (ч. 8 ст. 29 ЛК РФ). Граждане, юридические лица в целях заготовки древесины вправе осуществлять на землях лесного фонда строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений.
Арендатор лесного участка обязан: составлять проект освоения лесов; ежегодно подавать лесную декларацию — заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов; представлять отчет об использовании лесов (информация об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре, другая информация); представлять отчет об охране и о защите лесов; представлять отчеты о воспроизводстве лесов и лесоразведении.
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком. На практике, эти нарушения наиболее встречаемые в судебной практике.
Так, Управление лесами Алтайского края обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к ООО УПТК «Алтайагроспецмантаж» о расторжении договора аренды лесного участка и обязать ответчика вернуть лесной участок в состоянии, пригодным для его использования по целевому назначению, взыскать ущерб в размере 2 066 880 руб.62 Ответчик просит отказать истцу, и полагает, что изложенные в иске нарушения не сопоставимы с обязанностями арендатора и нарушения не относятся к существенным, и они не носят неустранимый характер.
Как следует из материала дела между Управлением лесами Алтайского края и ООО УПТК «Алтайагроспецмантаж» заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины от 22.12.2008 № 7/4. В соответствии с указанным договором ответчику предоставлен в аренду лесной участок площадью 31500 га. Срок действия договора установлен на 49 лет.
Информация о работе Особенности правоотношений лесопользования