Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 12:52, дипломная работа
Задачи работы:
-дать правовую характеристику договора транспортной экспедиции;
- провести анализ правового статуса участников транспортной экспедиции : экспедитора, клиента.
- осуществить сравнительный анализ договора транспортной экспедиции с договором перевозки груза;
- дать анализ основных прав, обязанностей и ответственности сторон договора транспортной экспедиции;
- выявить недостатки в правовом регулировании транспортно-экспедиционных отношений и внести предложения по совершенствованию.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3-8
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ……………………………9-36
1.1 Договор транспортной экспедиции в истории гражданского законодательства Российской Федерации…………….……………….……..9-20
1.2. Источники правового регулирования договора транспортной экспедиции……………………………………………………..………………21-26
1.3. Правовое регулирование договора транспортной экспедиции в зарубежном законодательстве…………………………………………………………….…27-36
ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ………………………………………………………………..37-60
2.1. Понятие и характеристика договора транспортной экспедиции……37-46
2.2. Субъектный состав договора транспортной экспедиции………………47-51 2.3. Соотношение договора транспортной экспедиции и договора перевозки……………………………………………………………………….52-60
ГЛАВА 3. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ ТРАНСПОРНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ………………………………….
3.1. Общие положения о правах, обязанностях и ответственности сторон
3.2.Споры, возникающие в связи с исполнением договора транспортной экспедиции и их разрешение в судебной практике………………………………
3.3.Возможности совершенствования действующего законодательства в области регулирования договора транспортной экспедиции..…………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ……………………………9-36
ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ
ЭКСПЕДИЦИИ……………………………………………………
2.1. Понятие и характеристика договора транспортной экспедиции……37-46
2.2. Субъектный состав
договора транспортной экспедиции………………47-51
2.3. Соотношение договора транспортной
экспедиции и договора перевозки………………………………………………………
ГЛАВА 3. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ ТРАНСПОРНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ………………………………….
3.1. Общие положения о правах, обязанностях и ответственности сторон
3.2.Споры, возникающие в связи с исполнением договора транспортной экспедиции и их разрешение в судебной практике………………………………
3.3.Возможности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
С ростом глобализации мировой экономики все большее значение приобретает хорошо организованная и своевременная доставка грузов. Координирующую роль в этом процессе занимает транспортная экспедиция.
В современном мировом сообществе между странами-экспортерами и странами-импортерами сформировались постоянные грузопотоки, от стабильности которых зависит успешное функционирование экономики различных государств.
В наши дни трудно представить себе развитие торгово-рыночных отношений, в первую очередь международных, без улучшения транспортной инфраструктуры, без решения вопросов совместимости национальных систем транспорта и связанных с этим проблем нормативного регулирования отношений между субъектами транспортного процесса.
Для экономики нашей страны с ее огромной территорией и развитой транспортной, прежде всего железнодорожной сетью, значительную роль играют как международные, так и внутренние грузопотоки.
Транспортная экспедиция обеспечивает координацию процесса перемещения грузов на всех видах транспорта: воздушного, водного, автомобильного и железнодорожного.
Эффективная работа транспортной экспедиции является залогом успешного развития российской экономики. Достижение этой цели возможно при сбалансированном правовом регулировании правоотношений, связанных с перевозкой груза.
Анализ и разрешение проблем правового регулирования транспортной деятельности представляет особый интерес для различных отраслей права, прежде всего: предпринимательского, гражданского, административного и др.1
Не так давно в истории России был принят специальный закон, признанный регулировать транспортно-экспедиционные отношения, а именно Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»),2 а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 сентября 2006 г. № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» (Правила транспортно-экспедиционной деятельности),3 были приняты специальные правила устанавливающие перечень экспедиторских документов, порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг.
Актуальность данного исследования предопределена, таким образом, следующими обстоятельствами:
- отсутствие в действующем
гражданском законодательстве Р
- противоречие в действующем гражданском законодательстве Российской Федерации относительно толкования основных понятий и категорий, используемых в транспортной экспедиции, в том числе по содержанию основных и дополнительных услуг, оказываемых экспедитором;
- противоречие существующих
нормативных актов
Степень научной разработанности темы – несмотря на то, что от темпов развития транспортно-экспедиционной деятельности в России, в том числе от степени и качества ее законодательного урегулирования, напрямую зависит степень интеграции нашей страны в мировую экономику, связанные с этим правовые проблемы еще не стали предметом детального теоретического исследования в юридической литературе.
В науке гражданского права данная тематика отражена в работах: М.К. Александра-Дольника, В.К. Андреева, А.А. Антонова, Э.М.Бейлина, М.И. Брагинского, Е.М. Ворожейкина, А.А. Грибского, В.А. Егизарова, О.С. Иоффе, К.И. Плужникова, Г.П. Савичева, В.Т. Смирнова, А.И. Хаснутдинова, М.Е. Ходунова, Х.И. Шварца, Г.Ф. Шершеневича, К. Шмиттгофа, и других работах.
Среди ученых современного периода договор транспортной экспедиции исследуется в работах: В.В. Витрянского, В.В. Кулешова, С.Ю. Морозова, Б.Д. Завидова, Н.А. Андреева, А.В. Соловых, Я.Е. Парция, А.Н. Борисова и других.
Достаточно большой вклад в науку о транспортно-экспедиционной деятельности внес ученый-цивилист, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, заместитель председателя Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в отставке – Василий Владимирович Витрянский.
Его работа «Договоры транспортной экспедиции»,4 посвящена договорам об оказании различных возмездных услуг в сфере транспортной деятельности, в ней подробно и детально рассматриваются те договоры, которым ранее не уделялось должного внимания в юридической литературе, несматря на то, что они имеют широкое распространение в практической деятельности коммерческих организаций. В настоящей работе исследуются договоры о транспортной экспедиции, оказании лоцманских услуг, морском посредничестве, транспортном облуживании организациями промышленного железнодорожного транспорта, выполнении авиационных работ, аэронавигационном обслуживании, а также в данной работе содержится подробный комментарий регулирующих законоположений, а также соответствующей судебно-арбитражной практики.
Совместная работа В.В. Витрянского и доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации Михаила Исааковича Брагинского – «Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта»,5 представляет собой четвертое издание совместной работы авторов по договорному праву, которая дает гражданско-правовую характеристику, а также выявляет специфические черты многочисленных транспортных договоров, таких как: перевозка, буксировка, транспортной экспедиция и иных договоров, в т.ч. дан анализ практики применения арбитражными судами и судами общей юрисдикции нормативных актов регулирующих транспортно-экспедиционную деятельность.
Также следует отметить совместный труд доктора юридических наук, профессора, член-корреспондента Российской академии инвестиции и экономики строительства, академика Российской академии экономики и инвестиции, член-корреспондента РАЕН - Александра Семеновича Кокина и кандидата экономических наук, доцента Московского Автомобильно-Дорожного Государственного Технического университета - Георгия Адольфовича Левикова, «Транспортно-экспедиторские услуги при международной перевозке».6
Такого рода работа была впервые издана в России, в ней приводится подробное практическое руководство по ведению предприятием транспортно-экспедиторской деятельности на внешнеторговых рынках. Анализ этой деятельности взаимоувязан с договором международной купли-продажи товара, его перевозки, страхования и финансирования. Подробно рассматриваются международные транспортные документы для перевозки грузов, страховые и банковские документы международной транспортной экспедиции. Материал изложен с учетом унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов, конвенций Организации Объединенных Наций (ООН), судебной практики, специальной литературы. Книга основана на многолетнем практическом опыте авторов в области международной перевозки грузов и транспортной экспедиции.
При определении границ исследования следует отметить, что объектом выступают правоотношения, возникающие при передаче грузоотправителями своих прав и обязанностей, направленных на доставку груза, другому субъекту – транспортному экспедитору, предметом – являются гражданско-правовые нормы, регулирующие правоотношения, связанные с договором транспортной экспедиции, а также соответствующая правоприменительная практика.
Поставленная цель достигалась путем решения следующих задач:
-дать правовую характеристику договора транспортной экспедиции;
- провести анализ правового статуса участников транспортной экспедиции : экспедитора, клиента.
- осуществить сравнительный анализ договора транспортной экспедиции с договором перевозки груза;
- дать анализ основных прав, обязанностей и ответственности сторон договора транспортной экспедиции;
- выявить недостатки в правовом регулировании транспортно-экспедиционных отношений и внести предложения по совершенствованию.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (Конституция РФ)7, международно-правовые акты, в частности: Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 г. (Гамбургские правила);8 Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшавская Конвенция, измененная в Гааге в 1955 г.);9 Конвенция о международных перевозках по железнодорожной дороге от 9 мая 1980 г. (КОТИФ);10 Конвенция о дороге международной дорожной перевозке грузов (КДПГ) от 19 мая 1956 г.;11 Будапештская конвенция о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям (КПГВ) (Будапешт, 22 июня 2001 г.)12 и другие международно-правовые акты, а также Федеральные законы Российской Федерации: ГК РФ;13 Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности»; Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» (КТМ РФ); 14 Федеральный закон от 07 марта 2001 г. «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» (КВВТ РФ);15 Федеральный закон от 10 января 2003 г. «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (УЖТ РФ);16 Федеральный закон от 08 ноября 2007 г. «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (УАТиГНЭТ РФ)17 и другие законы и подзаконные акты.
Отдельные выводы исследования основаны на изучении истории регулирования гражданского законодательства о транспортно-экспедиционной деятельности.
Теоретическую основу исследования составляет общенаучные методы – анализ и синтез, индукция, дедукция, аналогия, переход от абстрактного к конкретному, диалектический метод научного познания объективной действительности. Применялись также основанные на нем общенаучные и частнонаучные методы, прежде всего, системный, сравнительно-правовой, социологический, статистический.
Выпускная работа магистра состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и источников. В заключении магистерской работы подводятся итоги и формируются основные выводы.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
Исторически, институт транспортно-экспедиционных обязательств в отечественном гражданском праве складывался более ста тридцати лет.
Договор транспортной экспедиции на всех этапах истории рассматривался как одним из видов экспедиционного обслуживания.
Цивилистами неоднозначно решались важные проблемы, вытекающие из природы вспомогательной перевозки, роли юридических и фактических действий в квалификации договора, централизованного завоза и вывоза грузов.
Как указывал А.И.Хаснутдинов, договор транспортной экспедиции соотносится с договором экспедиции как понятие вида с родовым понятием. И как видовое понятие, входящее в состав более общего - родового понятия, договор транспортной экспедиции обладает всеми чертами договора экспедиции. Признаком, лежащим в основании отграничения договора транспортной экспедиции от экспедиционного договора, автор считал возложение обязанностей на экспедитора по доставке продукции клиента. 18
В.К. Андреев, характеризуя этот вид экспедиционной деятельности, отмечал, что «транспортно-экспедиционное обслуживание по своему экономическому содержанию шире транспортно-экспедиторской деятельности и представляет собой сочетание определенной перевозочной деятельности и транспортно-экспедиционных операций».19
Из категории «экспедиционное обслуживание» российские ученые-правоведы выделяли более узкую категорию – «транспортно-экспедиционное обслуживание», положив в основание такого выделения связь экспедиционной деятельности с процессом перевозки.
Информация о работе Особенности правового регулирования договора транспортной экспедиции