Особенности правового регулирования договора транспортной экспедиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 12:52, дипломная работа

Описание работы

Задачи работы:
-дать правовую характеристику договора транспортной экспедиции;
- провести анализ правового статуса участников транспортной экспедиции : экспедитора, клиента.
- осуществить сравнительный анализ договора транспортной экспедиции с договором перевозки груза;
- дать анализ основных прав, обязанностей и ответственности сторон договора транспортной экспедиции;
- выявить недостатки в правовом регулировании транспортно-экспедиционных отношений и внести предложения по совершенствованию.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3-8
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ……………………………9-36
1.1 Договор транспортной экспедиции в истории гражданского законодательства Российской Федерации…………….……………….……..9-20
1.2. Источники правового регулирования договора транспортной экспедиции……………………………………………………..………………21-26
1.3. Правовое регулирование договора транспортной экспедиции в зарубежном законодательстве…………………………………………………………….…27-36
ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ………………………………………………………………..37-60
2.1. Понятие и характеристика договора транспортной экспедиции……37-46
2.2. Субъектный состав договора транспортной экспедиции………………47-51 2.3. Соотношение договора транспортной экспедиции и договора перевозки……………………………………………………………………….52-60
ГЛАВА 3. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ ТРАНСПОРНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ………………………………….
3.1. Общие положения о правах, обязанностях и ответственности сторон
3.2.Споры, возникающие в связи с исполнением договора транспортной экспедиции и их разрешение в судебной практике………………………………
3.3.Возможности совершенствования действующего законодательства в области регулирования договора транспортной экспедиции..…………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Проект диплома 1, 2 глава.doc

— 296.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно сделать вывод, что самостоятельного правового значения договор транспортной экспедиции в зарубежном праве (в странах англо-американской правовой семьи, а также в ряде стран континентального права, например, во Франции) не имеет. Транспортно-экспедиционное обязательство рассматривается либо как агентское, либо как обязательство по организации перевозки, оказания иных услуг, связанных с перевозкой.93

Из-за существенных различий в регулировании деятельности по транспортно-экспедиционному обслуживанию перевозок грузов в законодательствах различных государств и отсутствия унифицированных норм на уровне международных актов постоянно возникают споры по транспортно-экспедиционным обязательствам, осложненным иностранным элементом. При отсутствии унифицированных международных актов, регламентирующих оказание транспортно-экспедиционных услуг, наблюдается активное негосударственное регулирование транспортно-экспедиционной деятельности на уровне национальных неправительственных организаций экспедиторов и Международной федерации экспедиторских ассоциаций - FIATA (далее - ФИАТА). В рамках каждой такой организации разработаны свои правила оказания транспортно-экспедиционных услуг, которые являются по своей природе торговыми обычаями и носят рекомендательный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

 

2.1    Понятие  и характеристика  договора транспортной  экспедиции

 

В соответствии со статьей 801 ГК РФ под договором транспортной экспедиции понимается такой договор, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.94

Установленные ГК РФ95 правила транспортной экспедиции распространяются также на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.

Традиционно в теории гражданского права договор транспортной экспедиции характеризуется как консенсуальный, двусторонний и возмездный.

В советский период консенсуальный характер договора транспортной экспедиции не вызывал каких-либо сомнений или возражений в юридической литературе. Так, О.С. Иоффе подчеркивал, что консенсуальный характер договора экспедиции «проявляется в том, что он признается заключенным в момент достижения соглашения между сторонами, а действия по сдаче и отправке, получению и принятию груза, как и по уплате экспедитору вознаграждения, совершаются во исполнение уже возникшего обязательства».96

В последние же годы в юридической литературе можно встретить утверждение о том, что договор транспортной экспедиции может быть как консенсуальным, так и реальным.

 Например, по мнению В.Т. Смирнова  и Д.А. Медведева, договор транспортной  экспедиции «может быть либо  консенсуальным, когда экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг, либо реальным, когда он выполняет их с вверенным ему грузом (в частности, когда экспедитором выступает перевозчик)».97 По существу эти авторы говорят о договоре перевозки, а не о договоре транспортной экспедиции.

Г.П. Савичев пишет: «Менее однозначно решается вопрос о том, к какому типу: реальному или консенсуалыюму – можно отнести этот договор. В одном случае, когда экспедитору предоставлено право заключать договор от своего имени и самостоятельно сдавать груз к перевозке, договор экспедиции является реальным договором. В ситуации, когда экспедитор выполняет лишь так называемые организационные функции по оказанию клиенту соответствующих услуг, договор экспедиции является консенсуальным».98

Независимо от того, каким образом экспедитор берется оказать клиенту экспедиционные услуги: непосредственно выполнить указанные услуги своими силами либо лишь организовать их выполнение, - соответствующие обязательства возникают на стороне экспедитора в силу подписанного соглашения с клиентом. В равной мере сохраняется консенсуальный характер договора транспортной экспедиции и в том случае, когда экспедитор выполняет экспедиционные услуги «с вверенным ему грузом».99 Ведь в этом случае само получение груза экспедитором от клиента представляет собой исполнение вытекающих из договора транспортной экспедиции обязательств, которые возникли с момента подписания соответствующего соглашения между экспедитором и клиентом.

Не изменяет консенсуальный характер договора транспортной экспедиции и участие в нем в качестве экспедитора перевозчика груза. Возложение на перевозчика обязанностей по транспортно-экспедиционному обслуживанию возможно лишь при наличии предварительного соглашения между ним и грузоотправителем (грузополучателем). Только в этом случае обеспечивается принятие перевозчиком груза к перевозке на условиях ранее заключенного соглашения о транспортно-экспедиционном обслуживании клиента.С точки зрения автора договор транспортной экспедиции находится вне классификации договоров на консенсуальные и реальные. Поскольку результат экспедиционной услуги, как таковой, проявляется в процессе осуществления самой деятельности, постольку момент заключения договора никак не зависит от передачи имущества (она и не присуща этим договорам).  С точки зрения момента заключения договора важно заключение разового или предварительного договора.

Однако если в доктрине гражданского права еще ведутся споры по поводу консенсуальности или реальности рассматриваемого договора в некоторых случаях, то в судебной практике в основном сложилась устойчивая позиция по признанию транспортной экспедиции консенсуальным договором.

К примеру заявление общества с ограниченной ответственностью «Слэнт» о пересмотре в порядке надзора постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.01.2009 по делу № А40-31351/08-22-259 Арбитражного суда города Москвы по иску общества с ограниченной ответственностью «С и С – 94»  к ООО «Слэнт» о взыскании 1 138 129 рублей 68 копеек стоимости утраченного груза по договору транспортной экспедиции от 09.11.2006 № 259-к/06 и 3 277 рублей 30 копеек расходов в связи со страхованием груза. Суд определил, в передаче дела № А40-31351/08-22-259 Арбитражного суда города Москвы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.01.2009 по тому же делу отказать.

То обстоятельство, что договор транспортной экспедиции является двусторонним, взаимным и возмездным договором, вытекает из самого определения понятия этого договора, а именно из того факта, что экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение определенных договором транспортной экспедиции услуг за вознаграждение и за счет другой стороны. Помимо обязанности оплаты экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором, обязательство на стороне клиента включает в себя также обязанность по предоставлению экспедитору документов и иной необходимой информации, в частности о свойствах груза и об условиях его перевозки. Причем исполнение экспедитором своего обязательства носит по отношению к исполнению клиентом обязанности представления документов и иной информации встречный характер (ст. 338 ГК РФ)100: в случае непредставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению своих обязательств по экспедированию грузов.

Согласно ст. 802 ГК РФ форма договора транспортной экспедиции – простая письменная. Единственным существенным условием договора транспортной экспедиции является предмет договора – юридические и фактические действия экспедитора, связанные с перевозкой груза.

 

Договор транспортной экспедиции имеет самостоятельную правовую цель, не совпадающую с правовой целью никакого другого гражданско-правового договора. Связь услуг с перевозкой груза является отличительной особенностью договора транспортной экспедиции. В свою очередь правовой целью договора поручения, комиссии и агентирования является представительство (прямое или косвенное).101 Действия, осуществляемые по этим договорам, разнообразны. Их связь с перевозкой груза возможна, но не будет иметь значения для этих договоров.

По поводу существа транспортно-экспедиционных услуг и объединяющей их цели Х.И. Шварц в свое время указывал: «В литературе, в практике и в источниках права, регулирующих транспортную экспедицию, нет единого понимания понятия транспортно-экспедиционной деятельности.  Некоторые, говоря об этой деятельности, понимают под ней совокупность перевозочных и экспедиционных действий. Другие связывают это понятие с более узким комплексом, а именно: с действиями, вспомогательными по отношению к перевозке. Но почти все, кто касался проблемы правового регулирования транспортной экспедиции, подчеркивают вспомогательный характер экспедиционных действий по отношению к завершенной или предстоящей перевозке.102

Договор транспортной экспедиции не является публичным в виду того, что во-первых, в законодательстве отсутствуют прямые указания на публичный характер рассматриваемого договора, а во вторых, многообразность перечня услуг, которые может оказывать экспедитор по конкретному договору, исключает возможность применения такого обязательного признака публичного договора, как одинаковость условий договора для всех потребителей.103

Также, характеризуя правовое регулирование транспортной экспедиции, В.В. Витрянский отмечает: «Главная же проблема состояла в том, что избранная законодателем схема правового регулирования отношений, вытекающих из договора транспортной экспедиции, противоречила концепции этого договора как самостоятельного гражданско-правового договора».104 

Определяя   место   договора   экспедиции   среди  других гражданско-правовых  договоров  и сферу его применения, О.С. Иоффе подчеркивал, что отдельные элементы работы экспедитора как будто бы полностью укладываются в рамки других  договоров : погрузочно-разгрузочные работы охватываются договором подряда; доставка груза – договором перевозки; обеспечение его сохранности – договором хранения; оформление сдачи и приемки груза договорами поручения и комиссии. Но такой изолированный анализ был бы ошибочным по двум причинам. «Во-первых, все действия, совершаемые экспедитором по обслуживанию клиента, – отмечал О.С. Иоффе, – образуют единый и недробимый процесс, юридическое регулирование которого осуществимо лишь при помощи одного, а не нескольких  договоров. Во-вторых, цементирует единство этого процесса вспомогательный характер деятельности экспедитора по отношению к транспортным перевозкам. Вне связи с транспортом нет и  договора   экспедиции. В свою очередь, такая связь делает экспедиционную работу настолько специфической, что она выходит за рамки всех других гражданско-правовых обязательств и нормируется с помощью особого юридического института –  договора   экспедиции».105

Иначе определял понятие  договора   экспедиции  и сферу его применения М.Е. Ходунов. По его мнению, те организации, которые отправляют и принимают от транспортных организаций грузы по доверенности своих клиентов, «было бы правильнее именовать не экспедиционными конторами, а агентами по отправлению и приему грузов, тем более что при сдаче грузов к перевозке они не составляют и не подписывают перевозочные документы, а лишь доставляют на станции, порты и пристани отправления грузы, упакованные отправителем, вместе с накладными, заполненными и подписанными отправителями»106. Для М.С. Ходунова основной признак правоотношений, регулируемых договором экспедиции, заключается в том, «принимает ли на себя обслуживающая клиента организация обязательства только перед клиентом или перед перевозчиком. Только в последнем случае, – указывает М.Е. Ходунов, – договор, заключенный клиентом и обслуживающей его организацией, заслуживает названия  договора   экспедиции. Именно те договоры, по которым одна сторона обязуется вступить в договор перевозки от своего имени, но за счет другой стороны, заслуживают предпочтения с точки зрения интересов народного хозяйства, как способствующие повышению ответственности тех организаций, которые претендуют на признание их экспедиторами, а вместе с тем и улучшению качества их работы».107

По мнению М.Е. Ходунова несколько смущает акцент не на юридических признаках, ограничивающих сферу применения  договора   экспедиции, а скорее на целесообразности такого регулирования (с точки зрения интересов народного хозяйства).

Соответствующим образом М.Е. Ходуновым определялось понятие  договора   экспедиции: «По договору экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется сдать к перевозке вверенный ей груз от своего имени, но за счет другой стороны (клиента) либо получать от перевозчика адресованный ей груз для передачи клиенту или для переотправки в адрес, указанный клиентом». К числу обязательных признаков всякого  договора   экспедиции, по мнению М.Е. Ходунова, должно относиться то обстоятельство, что «по договору, заключенному экспедитором с перевозчиком, отправителем считается экспедитор, хотя бы в перевозочном документе и было указано, что он действует по поручению клиента. Если груз направлен в адрес экспедитора, то он считается получателем, хотя бы в перевозочном документе и было указано, что груз направлен ему для передачи клиенту».108

Таким образом, с позиции юридической техники, использованной законодателем в действующем ГК РФ, договор транспортной экспедиции представляет собой самостоятельную правовую конструкцию и применение к нему положений Кодекса об иных гражданско-правовых договорах является недопустимым.

Информация о работе Особенности правового регулирования договора транспортной экспедиции