Особенности правового регулирования договора транспортной экспедиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 12:52, дипломная работа

Описание работы

Задачи работы:
-дать правовую характеристику договора транспортной экспедиции;
- провести анализ правового статуса участников транспортной экспедиции : экспедитора, клиента.
- осуществить сравнительный анализ договора транспортной экспедиции с договором перевозки груза;
- дать анализ основных прав, обязанностей и ответственности сторон договора транспортной экспедиции;
- выявить недостатки в правовом регулировании транспортно-экспедиционных отношений и внести предложения по совершенствованию.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3-8
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ……………………………9-36
1.1 Договор транспортной экспедиции в истории гражданского законодательства Российской Федерации…………….……………….……..9-20
1.2. Источники правового регулирования договора транспортной экспедиции……………………………………………………..………………21-26
1.3. Правовое регулирование договора транспортной экспедиции в зарубежном законодательстве…………………………………………………………….…27-36
ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ………………………………………………………………..37-60
2.1. Понятие и характеристика договора транспортной экспедиции……37-46
2.2. Субъектный состав договора транспортной экспедиции………………47-51 2.3. Соотношение договора транспортной экспедиции и договора перевозки……………………………………………………………………….52-60
ГЛАВА 3. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ ТРАНСПОРНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ………………………………….
3.1. Общие положения о правах, обязанностях и ответственности сторон
3.2.Споры, возникающие в связи с исполнением договора транспортной экспедиции и их разрешение в судебной практике………………………………
3.3.Возможности совершенствования действующего законодательства в области регулирования договора транспортной экспедиции..…………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Проект диплома 1, 2 глава.doc

— 296.50 Кб (Скачать файл)

С момента своего возникновения и вплоть до середины ХХ века, договор транспортной экспедиции рассматривался как комиссионный договор.

В начале 60-х годов ХХ века была проведена реформа управления автомобильным транспортом, результатом которой стала передача функций по транспортно-экспедиционному обслуживанию автотранспортным предприятиям и организациям, а также активное развитие рынка транспортно

экспедиционных услуг. 44

 Комплексному исследованию  ученых-цивилистов были подвергнуты  проблемы соотношения транспортно-экспедиционного  обслуживания и транспортно-экспедиционной деятельности, возможности отнесения к предмету договора транспортной экспедиции почтовых отправлений органов связи, правовой природы вспомогательной перевозки грузов и самого договора транспортной экспедиции. При этом ввиду отсутствия в законодательных актах норм о договоре экспедиции, к этому договору применялись либо положения о договоре комиссии, либо о договоре поручения.

В то же время, значительное количество авторов считает договор транспортной экспедиции самостоятельным видом договора.45

Впервые определение договора транспортной экспедиции на законодательном уровне было закреплено в ст. 105 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года. Однако названная статья Основ не придала характер самостоятельного гражданско-правового обязательства договору транспортной экспедиции, признавая его либо договором поручения, либо договором комиссии, в зависимости от чьего имени действовал экспедитор (от своего или от имени клиента), заключая договор перевозки грузов с перевозчиком.

Статус самостоятельной договорной конструкцией за договором транспортной экспедиции был закреплен ГК РФ 1994 года, осуществляющим его нормативное регулирование отдельной главой.

Дальнейшее развитие экспедиционных отношений, их эволюция повлекли за собой необходимость принятия соответствующего закона и правил транспортно-экспедиционной деятельности, что и было сделано законодателем.

Подводя итоги, следует отметить, что  в конце пятидесятых годов XX века, транспортно-экспедиционная деятельность осуществлялась организациями железнодорожного, морского, автомобильного транспорта.

Транспортно-экспедиционную деятельность определяли как «совокупность вспомогательных и необязательных для перевозчика операций, дополняющих его основные функции по перемещению груза».46

Характеристика  транспортной   экспедиции, как вспомогательной по отношению к перевозке груза, стала основной точкой зрения того периода.

По прошествии трех десятков лет уже после обособления  транспортной   экспедиции  в отдельный независимый гражданско-правовой институт перевозка все же предполагает некоторые вспомогательные (транспортно-экспедиционные) операции, такие как хранение груза в терминале перевозчика, погрузоразгрузочные работы, очистка транспортных средств, контейнеров и другие. Эти же операции наряду с другими вошли в новый договор  транспортной   экспедиции , что вызывает ряд сложностей в определении соотношения этих договоров.

В настоящее время Гражданский кодекс определяет договор  транспортной   экспедиции  как самостоятельный и отводит его регулированию отдельную главу.

Присутствие в отечественной доктрине полярных точек зрения относительно характеристики, а также гражданско-правового регулирования договора транспортной экспедиции, очевидно, объясняется неопределенностью предмета договора транспортной экспедиции.

Не смотря на столь широкий спектр мнений, необходимо отметить, что договор транспортной экспедиции не является конгломератом договоров или разновидностью какого-то другого договора (комиссии или поручения). Он является комплексным, но вполне самостоятельным договором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • 1.2. Источники правового регулирования договора транспортной экспедиции
  •  

    Под источником права традиционно понимают юридическую форму выражения воли государства, с помощью которой она становится обязательной для исполнения.

    Основополагающее значение в системе источников транспортного права имеет Конституция РФ, закрепляющая основы конституционного строя, формирующая вектор развития законодательства и принципы правоприменительной деятельности.

    Так, статья 71 Конституции РФ относит управление федеральным транспорт и путей сообщения  к ведению Российской Федерации.47

    Международные договоры России включены в национальную правовую систему и имеют приоритет перед ее внутренним законодательством. Если международный договор предусматривает иные правила, чем российское внутреннее законодательство, применяется норма этого международного договора. Эти конституционные положения воспроизводятся почти текстуально в российском федеральном законодательстве.

    Например, ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»,48 абз. 2 п. 2 ст. 7 ГК РФ, ст. 427 КТМ РФ49, п. 1 ст. 4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ)50, ст. 7 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)51.

    Международные договоры РФ применяется к отношениям, регулируемым гражданским законодательством, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.

    Причем п. 1 ст. 5 ГК РФ специально подчеркивает, обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (с учетом изменений, вступивших в силу с 1 марта 2013 г.), а также согласно п. 2 ст. 5 ГК РФ обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.52

    Например, согласно КТМ РФ (ст. 130-132) при отсутствии соответствующего соглашения сторон вопрос о сроке погрузке, о размере платы за простои разрешается на основе обычаев, действующих в данном порту.53

    К основным международным актам регулирующих транспортную деятельность в сфере морского транспорта следует отнести Конвенцию Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 г. (Гамбургские правила), 54  в сфере воздушного транспорта - Конвенцию для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшавская Конвенция, измененная в Гааге в 1955 г.)55 в сфере железнодорожного транспорта - Конвенцию о международных перевозках по железнодорожной дороге (КОТИФ) от 9 мая 1980 г. 56; в сфере автодорожного транспорта - Конвенцию  о дороге международной дорожной перевозке грузов (КДПГ) от 19 мая 1956 г.;57 в сфере внутреннего водного транспорта - Будапештская конвенция о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям (КПГВ) (Будапешт, 22 июня 2001 г.)58.

    Важнейшими источниками транспортного права являются федеральные законы. В действующем ГК РФ договору транспортной экспедиции посвящена глава 41 «Транспортная экспедиция» (ст. 801-806). Договор транспортной экспедиции по месту расположения регулирующих его норм, избранной  законодателем схеме регулирования вытекающих из этого договора правоотношений, а также по его специфическим признакам, нашедшим отражение в ГК РФ, представляет собой самостоятельный гражданско-правовой договор.

    В статье 801 ГК РФ законодатель предусмотрел принятие специального Закона, а именно ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

    ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» уточняет существенные условия договора и определяет правовые нормы транспортно-экспедиционной деятельности, за исключением деятельности, осуществляемой в области почтовой связи. Так, данным законом определяется  порядок оказания услуг по организации перевозок любыми видами транспорта и оформления перевозочных документов.

    Нормами права, относящимися к конкретным видам транспорта, являются транспортные уставы и кодексы: КТМ РФ; КВВТ РФ, ВК РФ,  УЖТ РФ, УАТиГЭНТ РФ.

    К примеру, согласно КТМ РФ введенным  в действие с 1 мая 1999 г. относящегося к кодифицированным актам федерального законодательства, регламентируется  сфера публичного морского права, а также частного морского права.

    Отношения, возникающие из торгового мореплавания, составляют предмет исключительной федеральной компетенции (п. «и» ст. 71 и ч. 1 ст. 76 Конституции РФ). Ни органы субъектов Российской Федерации, ни иные государственные органы или органы местного самоуправления не вправе принимать акты, регулирующие отношения, возникающие из торгового мореплавания.

    Договору перевозки груза посвящена глава VIII КТМ РФ. Многие ее нормы полностью соответствуют положениям Гаагско-Висбийских правил.59

    Также используются отдельные положения Гамбургских правил60 по тем вопросам, которые не получили разрешения в Гаагско-Висбийских правилах. При этом одни положения Гамбургских правил использованы в КТМ РФ без каких-либо изменений, другие - лишь частично.61 Особенность главы VIII КТМ РФ заключается в следующем - некоторые императивные положения Гаагско-Висбийских правил, предназначенные для перевозки груза по коносаменту, применяются и при перевозках по чартеру (ст. 124). Все вместе взятое позволило авторитетным специалистам характеризовать российское законодательство о морских перевозках грузов как достаточно сложное.62

    Данные кодексы, носят комплексный характер и воздействуют на разнородные частные и публичные отношения, возникающие на различных видах транспорта при оказании экспедиционных услуг.

    В силу ч.1 ст. 15 Конституции РФ к  иным правовым актам Российской Федерации относятся указы Президента Российской Федерации  и постановления Правительства Российской Федерации, так Правительством Российской Федерации от 8 сентября 2006 г. № 554 утверждены «Правила транспортной – экспедиционной деятельности», 63 устанавливающие перечень экспедиторских документов, порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг.

    Также источниками транспортного права следует считать,  постановления пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда, которые обеспечивают единообразие судебной практики и которым предоставлено право давать руководящие разъяснения судебным органам по вопросам применения действующего транспортного законодательства при рассмотрении судебных споров. Примером может служить Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 октября 2005 г. № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»; Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 2010 г. № 37 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 октября 2005 г. № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»

    Таким образом, в транспортном законодательстве, в отличие от других подотраслей гражданского законодательства, действует большое количество императивных норм, правила которых не могут быть заменены каким-либо иным условием.

    Особенно четко это прослеживается при анализе законодательства о железнодорожном и автомобильном транспорте (например, ст. 11, 18, 20, 33, 120 УЖТ РФ). Немало норм подобного содержания и в законодательстве о других видах транспорта.

    На транспортное законодательство весьма ощутимо влияет законодательство в области международного транспорта, причем это влияние носит взаимный характер: в отдельных случаях внутреннее законодательство находит отражение в законодательстве, регулирующем международное перевозки. Особенно это влияние ощущается при анализе статей ВК  РФ  и КТМ РФ.

     Например, в области  торгового мореплавания основным  международным соглашением является  Брюссельская конвенция 1924 г.,64 протокол которой содержит специальную оговорку о том, что участники Конвенции могут ввести ее в действие, либо, придав ей силу закона, либо включив в свое национальное законодательство правила, принятые Конвенцией в форме, соответствующей этому законодательству».

    Действующие в Российской Федерации вышеотмеченные транспортные уставы, кодексы и правила отражают выработанный в течение многолетнего развития механизм правового регулирования транспортных операций, его особенности на отдельных видах транспорта и учитывают зарубежный и международный опыт в этой области, особенно при морских и воздушных перевозках.

    С учетом активного вовлечения России в мировое экономическое сообщество все более часто применяются международные транспортные соглашения и конвенции.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

  • 1.3. Правовое регулирование договора транспортной экспедиции в зарубежном законодательстве
  •  

    Современное гражданское и торговое право иностранных государств по разному трактует правовую природу договора транспортной экспедиции. Причем различия здесь наблюдаются не только между правовыми семьями, но и внутри них.

    Транспортно-экспедиционная деятельность появляется в ХV веке с расцветом торговли в Голландии, Италии, Англии, Германии, однако, ее активное развитие начинается с начала XIX века, когда грузоотправители и грузополучатели начали пользоваться на транспортных рынках услугами предприятий по вопросам организации выполнения перевозок.

    Так, в Англии нет законодательства, специально применяемого к экспедитору. Конечно, он может подпадать под действие Transportation Act 1968 при условии выполнения изложенных в нем правил. 65

    Информация о работе Особенности правового регулирования договора транспортной экспедиции