Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 12:52, дипломная работа
Задачи работы:
-дать правовую характеристику договора транспортной экспедиции;
- провести анализ правового статуса участников транспортной экспедиции : экспедитора, клиента.
- осуществить сравнительный анализ договора транспортной экспедиции с договором перевозки груза;
- дать анализ основных прав, обязанностей и ответственности сторон договора транспортной экспедиции;
- выявить недостатки в правовом регулировании транспортно-экспедиционных отношений и внести предложения по совершенствованию.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3-8
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ……………………………9-36
1.1 Договор транспортной экспедиции в истории гражданского законодательства Российской Федерации…………….……………….……..9-20
1.2. Источники правового регулирования договора транспортной экспедиции……………………………………………………..………………21-26
1.3. Правовое регулирование договора транспортной экспедиции в зарубежном законодательстве…………………………………………………………….…27-36
ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ………………………………………………………………..37-60
2.1. Понятие и характеристика договора транспортной экспедиции……37-46
2.2. Субъектный состав договора транспортной экспедиции………………47-51 2.3. Соотношение договора транспортной экспедиции и договора перевозки……………………………………………………………………….52-60
ГЛАВА 3. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ ТРАНСПОРНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ………………………………….
3.1. Общие положения о правах, обязанностях и ответственности сторон
3.2.Споры, возникающие в связи с исполнением договора транспортной экспедиции и их разрешение в судебной практике………………………………
3.3.Возможности совершенствования действующего законодательства в области регулирования договора транспортной экспедиции..…………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Как указывает В.В. Витрянский, «методологически недопустимо определять соотношение указанных договоров (поручения, комиссии, перевозки и др.) как вид к роду».109 Полная самостоятельность договора подчеркивается Г.П. Савичевым,110 Г.Г. Ивановым.111
В отечественной доктрине гражданского права можно встретить и противоположные взгляды.
Например, авторы одного из Комментариев к ГК РФ указывают: « … До принятия упомянутого закона о транспортно-экспедиционной деятельности , если взаимные обязанности сторон не определены договором, следует руководствоваться общими положениями об обязательствах … а в зависимости от условий заключенного договора – субсидиарно также нормами ГК РФ о договорах поручения (Глава 49 ГК РФ), комиссии (глава 51 ГК РФ) и агентирования (Глава 52 ГК РФ)».112
Аналогичных взглядов придерживаются Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов113, Я.И. Парций114, Б.Д. Завидов115 - авторы комментариев к Федеральному закону «О транспортно-экспедиционной деятельности».
В частности, Я.Е. Парций пишет: «Необходимо также обратить внимание, что среди услуг, перечисленных в п. 1 ст. 801 ГК РФ, имеются такие, которые охватываются правилами договоров поручения, комиссии, агентирования (например, обязанность экспедитора заключить от имени клиента иди от своего имени договор, уплатить пошлины и др.). Поэтому в соответствующих случаях к этим отношениям могут субсидиарно применяться правила Главы, 49,51 и 52 ГК РФ.116
К.И. Плужников вообще рассматривает договор транспортной экспедиции только в связи с выполнением определенных «поручений» клиента.117 Хотя данный автор и признает существование договора транспорной экспедиции, он вместе с тем рассматривает его как некую разновидность либо совокупность уже известных договоров, что как представляется, прямо противоречит действующему ГК РФ.
Таким образом, характеризуя договор транспортной экспедиции, необходимо отметить, что его существование невозможно вне связи с перевозкой грузов. Это утверждение никогда не ставилось под сомнение и нашло отражение в определении договора, данное в действующем ГК РФ.
Вместе с тем, связь с договором перевозки присуща и иным транспортным обязательствам, например, договору фрахтования. Важным является вопрос о том, насколько тесно должен быть связан предмет договора транспортной экспедиции с договором перевозки грузов.
Основанием для выделения договора транспортной экспедиции из группы договоров возмездного оказания услуг в особый договорной тип является то обстоятельство, что он направлен на такие услуги, которые по своей значимости и их индивидуализирующим свойствам достигли необходимой степени самостоятельности. В группу договоров на оказание услуг кроме договора транспортной экспедиции входят договор о подряде, договор о выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, договоры перевозки грузов, банковского вклада, банковского счета, договоры, связанные с расчетами, договоры хранения, поручения, комиссии, доверительного управления
Юридическая связь грузоотправителя, экспедитора и перевозчика достаточно явно просматривается, когда договором транспортной экспедиции предусмотрена обязанность экспедитора - заключить договор перевозки от своего имени или от имени клиента. При исполнении экспедитором договора перевозки самостоятельно также грузоотправитель непосредственно связан с перевозчиком.118
Итак, транспортную экспедицию в Российской Федерации необходимо рассматривать:
Во-первых, как одну из важных экономических мер, направленных на создание условий по активному товарообмену между производителями и потребителями;
Во-вторых, как составная часть транспортной системы нашей страны;
В-третьих, в системе законодательных актов, предусматривающих единые правила работы экспедиторских компаний, вне зависимости от использования видов транспорта и в особенности при мультимодальных и транзитных перевозках.
Также, следует подчеркнуть, договор транспортной экспедиции - это самостоятельный гражданско-правовой договор, относящийся, наряду с договорами поручения, комиссии и агентирования, к договорам об оказании услуг.
2.2. Субъектный состав договора транспортной экспедиции.
В практической деятельности субъектов хозяйственного оборота, их экономической деятельности, так или иначе связанной с транспортом и экспедицией, приходится сталкиваться с необходимостью определения (выявления) правовой сущности совершаемых ими действий. Последние могут иметь как фактический, так и юридический характер. Однако все они органически связаны с экономической составляющей, одноименными последствиями и результатами. По этим, а также иным причинам приобрели особый статус и остаются актуальными вопросы правовой квалификации таких действий, решений, соглашений, к принятию которых приходят и которые осуществляют субъекты права в своей области и в связи с транспортной экспедицией. 119
Из определения договора транспортной экспедиции (п.1 ст. 801 ГК РФ) устанавливается следующее, в качестве сторон данного договора выступают клиент и экспедитор. В главе 41 ГК РФ о транспортной экспедиции отсутствуют нормы, предусматривающие какие-либо специальные требования к участникам договора транспортной экспедиции.
В качестве клиентов по договору транспортной экспедиции могут выступать как организации, так и физические лица, заинтересованные в транспорно-экспедиционном обслуживании и отвечающие общим требованиям правосубъектности, предъявляемом ко всякому участнику гражданского оборота (правоспособность и дееспособность). 120
Так, по мнению В.В. Витрянского, клиентом по договору транспортной экспедиции могут быть «любые правосубъектные лица, заинтересованные в транспортно-экспедиционном сотрудничестве и являющиеся грузоотправителями или грузополучателями по отношению к экспедируемому грузу».121 Данное утверждение В.В. Витрянский обосновывает тем, что в противном случае «такой взгляд на клиента по договору транспортной экспедиции не корреспондирует с обязательным признаком предмета этого договора, а именно неразрывной связью оказываемых по нему транспортно-экспедиционных услуг с перевозкой груза».122
В.А. Егиазаров также разделяет освещаемую позицию и считает, что «необходимо, чтобы клиент был отправителем или получателем груза» <4>. К указанной позиции присоединяется и С.Ю. Морозов, который пишет, что «законодателем установлено, что в качестве клиента могут выступать лишь грузоотправители или грузополучатели».123
Существует, однако, и другая точка зрения. Так, О.Н. Садиков отмечает, что «клиентом в договоре транспортной экспедиции могут выступать наряду с отправителем и получателем груза также и другие лица: собственник груза, перевозчик и другие субъекты, интересы которых связаны с перевозкой вследствие наличия договорных отношений с отправителем или получателем груза».124 Данную позицию также поддерживают Д.А. Медведев и В.Т. Смирнов, они пишут: «...клиентами по договору могут быть любые лица (прежде всего отправитель и получатель груза, а также его собственник), заинтересованные в получении экспедиционных услуг».125
Такой взгляд на клиента по договору транспортной экспедиции не корреспондирует обязательному признаку предмета этого договора, а именно неразрывной связи оказываемых по нему транспортно-экспедиционных услуг с перевозкой груза.
Применительно к условиям настоящей действительности относительно транспортно-экспедиционного процесса наиболее верной позицией можно считать высказывание А.Г. Калпина, а именно: «...клиентом в договоре могут быть грузоотправители, грузополучатели, собственники или иные владельцы груза, не совпадающие с отправителями либо с получателями, другие лица, заинтересованные в экспедиторских услугах».126
Также, позицию А.Г. Калпина подтверждают положения, закрепленные в п. 2.3 Генеральных условий экспедиторов РФ 127, которые устанавливают, что под заказчиком (клиентом) понимается любое юридическое или физическое лицо, заключившее с экспедитором договор на экспедирование или выдавшее экспедитору поручение на экспедирование и обладающее правами и обязанностями, возникшими на основании этого договора и поручения или в результате действий, связанных с поручением на экспедирование. Содержание термина «заказчик» не конкретизируется указанием на то, является ли он грузоотправителем либо грузополучателем. Понятие заказчика сводится к указанию на лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции.
Согласно п. 4 Правил транспортно-экспедиционной деятельности закреплено, что «клиент» - лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции и принявшее на себя обязанность оплатить выполнение транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором.
В ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» также нет подобного ограничения. При заключении договора транспортной экспедиции, за тем исключением, когда он заключается с использованием экспедиторских документов, еще не появляются такие субъекты, как отправитель и получатель груза. По общему правилу сначала заключается договор транспортной экспедиции, а уже потом в рамках этого договора клиент дает экспедитору поручение экспедитора, в котором указывается отправитель, получатель и т.д. (п. 15 Приказа Минтранса России «Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов»128).
Итак, несмотря на различные точки зрения ученых, следует отметить, что круг клиентов применительно к конкретному договору транспортной экспедиции значительно сужается за счет того, что физическое или юридическое лицо, являющееся клиентом по указанному договору транспортной экспедиции, одновременно должно иметь статус грузоотправителя или грузополучателя экспедируемого груза. Это означает, что при отсутствии договора транспортной экспедиции транспортировка груза осуществлялась бы на основании прямого договора перевозки, который клиент-грузооправитель должен был бы заключить с перевозчиком, а клиент – грузополучатель выступал бы по этому договору как лицо, управомоченное на получение груза. На данное обстоятельство указывает, в частности, В.И. Егиазаров, который подчеркивает необходимость того, чтобы «клиент был отправителем или получателем груза при взаимоотношениях с транспортными организациями».129
Вторым участником договора транспортной экспедиции, предопределяющим специфику этого договора и необходимость признания его самостоятельным гражданско-правовым договором, является экспедитор, на котором лежит обязательство по выполнению или организации выполнения для клиента соответствующих услуг, связанных с перевозкой груза.
В соответствии с п. 4 Правил Транспортно-экспедиционной деятельности РФ экспедитором признается лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг.
По поводу этого участника договора транспортной экспедиции В.Т. Смирнов и Д.А. Медведев указывают: «Экспедитором может быть как специализированная организация (иное лицо), так и обычный перевозчик например структурное подразделение транспортного предприятия). Как и в договорах поручения, комиссии и агентирования, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если иное не предусмотрено договором экспедиции».130
Подводя итоги относительно правового положения клиента (заказчика) и экспедитора по законодательству Российской Федерации в транспортно-экспедиционном процессе, следует отметить, что в условиях рыночной экономики, круг лиц, которые могут выступать в качестве клиента значительно расширяется, так к данной категории следует отнести собственников или иных владельцев груза, не совпадающих с отправителем либо с получателями, а также иных лиц заинтересованных в экспедиторских услугах.
В связи с этим проблема субъектов и ее решение в договоре транспортной экспедиции имеет существенное значение при квалификации договора как транспортно-экспедиционного. При этом важно понять правовые последствия отсутствия у клиента либо у экспедитора того или иного «статуса» (грузоотправителя, грузополучателя, и.т.д.), которые в практической деятельности могут влечь, что естественно, противоположные последствия для сторон правоотношения.
В научной литературе этой проблеме уделено недостаточно внимания. Между тем редакция ст. 801 ГК порождает довольно очевидные вопросы и трудности в практической деятельности.
2.3. Соотношение
договора транспортной
Правовая природа связи между договором транспортной экспедиции и договором перевозки по общему правилу определяется тем, что договор перевозки груза признается основным, а договор транспортной экспедиции – дополнительным, вспомогательным, признанным обслуживать основной договор.
В соответствии со ст. 785 ГК РФ договором перевозки грузов признается такой договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.131
Например О.С. Иоффе подчеркивал, что единство различных действий экспедитора «цементирует … вспомогательный характер деятельности экспедитора по отношению к транспортным перевозкам».132
К этой позиции присоединяется и В.К. Андреев, который пишет: «Транспортировка грузов не может быть осуществлена без вспомагательных работ, обычно называемых транспортно-экспедиционными операциями или транспортно-экспедиционной деятельностью».133
На вспомогательный характер транспортной экспедиции по отношению к перевозке грузов обращает внимание и Г.П. Савичев.134
Однако есть одно исключение из общего правила о подчиненном, вспомогательном характере договора транспортной экспедиции по отношению к договору перевозки, когда указанные договоры меняются местами, а правовая природа связи транспортной экспедиции и перевозки грузов определяется тем, что уже перевозка обеспечивает выполнение обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции. Речь идет о таком договоре транспортной экспедиции, по которому экспедитор принимает на себя обязанность организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом. 135
Информация о работе Особенности правового регулирования договора транспортной экспедиции