Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 12:52, дипломная работа
Задачи работы:
-дать правовую характеристику договора транспортной экспедиции;
- провести анализ правового статуса участников транспортной экспедиции : экспедитора, клиента.
- осуществить сравнительный анализ договора транспортной экспедиции с договором перевозки груза;
- дать анализ основных прав, обязанностей и ответственности сторон договора транспортной экспедиции;
- выявить недостатки в правовом регулировании транспортно-экспедиционных отношений и внести предложения по совершенствованию.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3-8
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ……………………………9-36
1.1 Договор транспортной экспедиции в истории гражданского законодательства Российской Федерации…………….……………….……..9-20
1.2. Источники правового регулирования договора транспортной экспедиции……………………………………………………..………………21-26
1.3. Правовое регулирование договора транспортной экспедиции в зарубежном законодательстве…………………………………………………………….…27-36
ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ………………………………………………………………..37-60
2.1. Понятие и характеристика договора транспортной экспедиции……37-46
2.2. Субъектный состав договора транспортной экспедиции………………47-51 2.3. Соотношение договора транспортной экспедиции и договора перевозки……………………………………………………………………….52-60
ГЛАВА 3. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ ТРАНСПОРНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ………………………………….
3.1. Общие положения о правах, обязанностях и ответственности сторон
3.2.Споры, возникающие в связи с исполнением договора транспортной экспедиции и их разрешение в судебной практике………………………………
3.3.Возможности совершенствования действующего законодательства в области регулирования договора транспортной экспедиции..…………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Для экспедитора, принявшего на себя такое обязательство, заключение необходимых договоров перевозки в целях его доставки в пункт назначения является лишь действием, направленным на исполнение основного обязательства, вытекающего из договора транспортной экспедиции.
Такая модель договора транспортной экспедиции была известна и в советский период. В подобной ситуации тогда говорили о полном транспортно-экспедиционном обслуживании. «Полное транспортно-экспедиционное обслуживание, встречающееся сравнительно редко, - писал О.С. Иоффе, - выражается в том, что экспедитор принимает на себя выполнение всех работ, начиная от движения груза со склада отправителя и кончая сдачей его на складе получателя».136
Некоторые правоведы считали модель договора, предусматривающего
полное транспортно-экспедиционное обслуживание
грузоотправителя (грузополучателя), настолько
специфической, что даже выводили ее за
рамки правоотношений транспортной
Например, М.Е. Ходунов предлагал называть договор о полном транспортно-экспедиционном обслуживании не иначе как «особого рода договор перевозки», «договор об организации перевозки» или «договор общей перевозки».137
Такой подход, видимо, объяснялся
тем, что при определении соотношения договора трансп
Соотношение договора
возки может изменяться в зависимости
от того, как сконструирован договор транспортной
Начнем с того, что договор транспортной
Ситуация изменится, если помимо названных услуг обязательства экспедитора включают в себя обязанность заключить договор перевозки от имени клиента по доверенности последнего (в этом случае в отношениях с перевозчиком роль экспедитора ограничивается представительскими функциями) или от собственного имени. В последнем случае экспедитор становится непосредственным участником договорных отношений по перевозке груза в качестве грузоотправителя.140
Если по договору транспортной
Соотношение договоров транспортной
Во-первых, в обязанности экспедитора
могут входить приемка грузов от клиента,
погрузка их в собственный автомобиль,
доставка на станцию, в порт, аэропорт и передача соответствующему
органу транспорта (от своего имени или
от имени клиента). В этом случае между
экспедитором и клиентом не возникают самостоятельные
правоотношения по поводу перевозки груза
до станции, порта, аэропорта, поскольку
они поглощаются предметом договора
Во-вторых, договором транспортной эксп
В-третьих, обязанность экспедитора по вывозу груза от клиента на железнодорожную станцию, в морской (речной) порт, аэропорт не исключает возможность использования транспортных средств третьего лица, с которым экспедитор должен будет заключить самостоятельный договор автомобильной перевозки в качестве грузоотправителя, а клиент выступит в роли фактического отправителя груза.
В-четвертых, обязанности экспедитора могут сводиться лишь к организации выполнения услуги по вывозу груза с территории клиента на станцию железной дороги, в порт или аэропорт, которая, в свою очередь, может состоять лишь в поиске транспортной организации, готовой направить транспортные средства для вывоза груза клиента. При таких условиях клиент должен будет выступить в роли грузоотправителя и заключить договор перевозки груза с соответствующей транспортной организацией.142
И, наконец, договор транспортной экспед
Особым образом решается вопрос
о соотношении договоров транспортной эксп
Согласно п. 2 ст. 801 ГК правила главы 41 ГК о транспортной экспедиции
На самом деле законодатель, предусмотрев правило о распространении
норм о транспортной экспедиции
Распространив на эти правоотношения
правила о договоре транспортной экспе
Транспортно-экспедиционное обслуживание грузоотправителя (грузополучателя) может осуществляться самим перевозчиком и при перевозке груза в прямом сообщении.
Например, при автомобильной перевозке груза автотранспортная организация может принять на себя такого рода обязательства (принятие груза на складе третьего лица, погрузка его в автомобиль, охрана груза в пути следования, выдача его в пункте назначения получателю с проверкой веса и состояния груза и т.п.), которые указанная автотранспортная организация будет выполнять в качестве экспедитора.
Для всех подобных случаев, когда перевозчик груза принимает на себя также исполнение обязанностей экспедитора, в принципе были возможны два варианта правового регулирования правоотношений, складывающихся между
перевозчиком груза и грузоотправителем. Первый вариант правового регулирования мог состоять в том, чтобы исходить из имманентной принадлежности дополнительных экспедиционных обязанностей перевозчика содержанию сложного договора перевозки и в связи с этим ограничиться регламентацией соответствующего правоотношения нормами о договоре перевозки, а в части, ими не урегулированной, - общими положениями о гражданско-правовом договоре и обязательствах. 146
Второй путь правового регулирования
соответствующих правоотношений состоит в том, чтобы
строить схему такого регулирования исходя
из того, что договор перевозки, включающий
в себя обязанности перевозчика по экспедиционному
обслуживанию грузоотправителя, должен
квалифицироваться как смешанный договор,
вследствие чего к отношениям сторон подлежат
применению в соответствующих частях
правила об обоих договорах (перевозки и транспортной
Практическое значение указанного
подхода к правовому регулированию отношений,
возникающих из договора перевозки, включающего
в себя обязательства перевозчика по транспортно-экспедиционному
обслуживанию грузоотправителя (грузополучателя),
состоит не только в том, что соответствующие
правоотношения должны регулироваться
нормами о транспортной экспедиции
Итак, подводя итоги, следует отметить, что на самом деле реализация договора перевозки практически невозможна без прямой связи с транспортной экспедицией. Следовательно, транспортная экспедиция, хотя и имеющая по экономическим признакам черты посреднической деятельности, но по своей юридической природе и содержанию прав и обязанностей, является самостоятельным видом гражданско-правовой сделки.149
Самостоятельность договора транспортной экспедиции и его коренное отличие от договора перевозки грузов, которая заключается в том, что экспедитор несет ответственность за нарушение своих договорных обязательств не в рамках главы 40 ГК РФ и соответствующих транспортных уставов и кодексов, а по общим правилам главы 25 ГК РФ. Поэтому включение в статью 801 ГК РФ положения о том, что обязанности экспедитора могут исполняться перевозчиком, не сочетается с концепцией самостоятельного правового регулирования отношений по выполнению экспедитором ждя клиента услуг, связанных с перевозкой груза.
Договор экспедиции не является разновидностью договора поручения, комиссии, агентирования или перевозки. Договор транспортной экспедиции – это самостоятельный гражданско-правовой договор, который наряду с договорами поручения, комиссии, агентирования и перевозки является разновидностью договора об оказании услуг.
1 Вайпан В.А. Правовое регулирование транспортной деятельности // Право и экономика. 2012. № 6. С.37.
2Рос. газ. 2003. 03 июля
3 СЗ РФ. 2006. № 37. Ст. 3890.
4 Витрянский В.В. Договоры транспортной экспедиции. М., 2003. С. 467.
5 Витрянский В.В., Брагинский М.И. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М. 2011.
6 Кокин А.С., Левиков Г.А. Транспортно-экспедиционные услуги при международной перевозке. М., 2011. С.511.
7 Рос. газ. 1993. 25 декабря.
8Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов (Гамбург, 31 марта 1978 г.) // Закон,. 2000 г., № 6.
9Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшавская Конвенция, измененная в Гааге в 1955 г. // Закон. 2000 г. № 6
10 Конвенция о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) (Берн, 9 мая 1980 г.) (в редакции Протокола об изменениях от 3 июня 1999 г.) // СЗ РФ. 2011. № 35. Ст. 5060.
11Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (Женева, 19 мая 1956 г.) // Закон. 2000 г. № 6.
12 СЗ РФ. 2007. № 44. Ст. 5284.
13 Рос. газ. 1994. 08 дек.
14 СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2207.
15 СЗ РФ. 2001. № 11. Ст. 1001.
16 Рос. газ. 2003. 18 января.
17СЗ РФ. 2007. № 46. Ст. 5555.
Информация о работе Особенности правового регулирования договора транспортной экспедиции