Особенности правового регулирования договора транспортной экспедиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 12:52, дипломная работа

Описание работы

Задачи работы:
-дать правовую характеристику договора транспортной экспедиции;
- провести анализ правового статуса участников транспортной экспедиции : экспедитора, клиента.
- осуществить сравнительный анализ договора транспортной экспедиции с договором перевозки груза;
- дать анализ основных прав, обязанностей и ответственности сторон договора транспортной экспедиции;
- выявить недостатки в правовом регулировании транспортно-экспедиционных отношений и внести предложения по совершенствованию.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3-8
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ……………………………9-36
1.1 Договор транспортной экспедиции в истории гражданского законодательства Российской Федерации…………….……………….……..9-20
1.2. Источники правового регулирования договора транспортной экспедиции……………………………………………………..………………21-26
1.3. Правовое регулирование договора транспортной экспедиции в зарубежном законодательстве…………………………………………………………….…27-36
ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ………………………………………………………………..37-60
2.1. Понятие и характеристика договора транспортной экспедиции……37-46
2.2. Субъектный состав договора транспортной экспедиции………………47-51 2.3. Соотношение договора транспортной экспедиции и договора перевозки……………………………………………………………………….52-60
ГЛАВА 3. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ПО ДОГОВОРУ ТРАНСПОРНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ………………………………….
3.1. Общие положения о правах, обязанностях и ответственности сторон
3.2.Споры, возникающие в связи с исполнением договора транспортной экспедиции и их разрешение в судебной практике………………………………
3.3.Возможности совершенствования действующего законодательства в области регулирования договора транспортной экспедиции..…………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Проект диплома 1, 2 глава.doc

— 296.50 Кб (Скачать файл)

Для экспедитора, принявшего на себя такое обязательство, заключение необходимых договоров перевозки в целях его доставки в пункт назначения является лишь действием, направленным на исполнение основного обязательства, вытекающего из договора транспортной экспедиции.

Такая модель договора транспортной экспедиции была известна и в советский период. В подобной ситуации тогда говорили о полном транспортно-экспедиционном обслуживании. «Полное транспортно-экспедиционное обслуживание, встречающееся сравнительно редко, - писал О.С. Иоффе, - выражается в том, что экспедитор принимает на себя выполнение всех работ, начиная от движения груза со склада отправителя  и  кончая сдачей его на складе получателя».136

Некоторые правоведы считали  модель   договора, предусматривающего полное транспортно-экспедиционное обслуживание грузоотправителя (грузополучателя), настолько специфической, что даже выводили ее за рамки правоотношений  транспортной   экспедиции   и  приравнивали к организационному договору перевозки.

Например, М.Е. Ходунов предлагал называть договор о полном транспортно-экспедиционном обслуживании не иначе как «особого рода договор перевозки», «договор об организации перевозки» или «договор общей перевозки».137

Такой подход, видимо, объяснялся тем, что при определении соотношения  договора   транспортной   экспедиции   и   договора  перевозки правоведы не смогли отказаться от концепции «вспомогательного» и  «основного» договоров.

Соотношение  договора   транспортной   экспедиции   и   договора  пере-

возки может изменяться в зависимости от того, как сконструирован договор транспортной   экспедиции   и  каким содержанием стороны наполнили обязательства, вытекающие из этого  договора. Здесь возможны самые различные варианты.138

Начнем с того, что договор  транспортной   экспедиции  может вообще не предусматривать каких-либо обязанностей экспедитора по перевозке груза или доставке его на станцию железной дороги, в порт, аэропорт. Услуги, оказываемые клиенту экспедитором, могут ограничиться приемкой груза от грузоотправителя на хранение, его сортировкой, упаковкой, погрузкой на транспортное средство, поданное на основе договора перевозки, который сам клиент заключил с перевозчиком. Данные услуги, безусловно, связаны с перевозкой, но представляют собой фактические действия экспедитора, не участвующего в договоре перевозки.139

Ситуация изменится, если помимо названных услуг обязательства экспедитора включают в себя обязанность заключить договор перевозки от имени клиента по доверенности последнего (в этом случае в отношениях с перевозчиком роль экспедитора ограничивается представительскими функциями) или от собственного имени. В последнем случае экспедитор становится непосредственным участником договорных отношений по перевозке груза в качестве грузоотправителя.140

Если по договору  транспортной   экспедиции  клиентом является грузополучатель, экспедитор при получении груза от  транспортной  организации, доставившей этот груз в пункт назначения, может действовать лишь в качестве представителя клиента по доверенности (если только он не указан в транспортной накладной как грузополучатель).

Соотношение договоров  транспортной   экспедиции   и  перевозки изменяется, если обязательства экспедитора включают в себя доставку груза на железнодорожную станцию, в морской (речной) порт или аэропорт.  И  здесь возможны четыре различные ситуации. 141

Во-первых, в обязанности экспедитора могут входить приемка грузов от клиента, погрузка их в собственный автомобиль, доставка на станцию, в порт, аэропорт  и  передача соответствующему органу транспорта (от своего имени или от имени клиента). В этом случае между экспедитором  и  клиентом не возникают самостоятельные правоотношения по поводу перевозки груза до станции, порта, аэропорта, поскольку они поглощаются предметом  договора   транспортной   экспедиции.

Во-вторых, договором  транспортной   экспедиции  может быть предусмотрена обязанность клиента сдать груз экспедитору  и  погрузить его на автомобиль, принадлежащий последнему. При этих условиях между экспедитором  и  клиентом возникают правоотношения по перевозке груза автомобильным транспортом, а состоявшийся договор автомобильной перевозки должен быть оформлен товарно-транспортной накладной.

В-третьих, обязанность экспедитора по вывозу груза от клиента на железнодорожную станцию, в морской (речной) порт, аэропорт не исключает возможность использования транспортных средств третьего лица, с которым экспедитор должен будет заключить самостоятельный договор автомобильной перевозки в качестве грузоотправителя, а клиент выступит в роли фактического отправителя груза.

В-четвертых, обязанности экспедитора могут сводиться лишь к организации выполнения услуги по вывозу груза с территории клиента на станцию железной дороги, в порт или аэропорт, которая, в свою очередь, может состоять лишь в поиске транспортной организации, готовой направить транспортные средства для вывоза груза клиента. При таких условиях клиент должен будет выступить в роли грузоотправителя  и  заключить договор перевозки груза с соответствующей транспортной организацией.142 

И, наконец, договор  транспортной   экспедиции  может полностью поглотить перевозку груза, что имеет место в ситуации, когда экспедитор принимает на себя обязательство доставить своими силами  и  средствами груз в пункт назначения  и  выдать его грузополучателям.

Особым образом решается вопрос о соотношении договоров  транспортной   экспедиции   и  перевозки в том случае, когда обязательство по экспедированию груза принимает на себя его перевозчик.

Согласно п. 2 ст. 801 ГК правила главы 41 ГК о  транспортной   экспедиции  распространяются  и  на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком. Комментируя это правило, В.Т. Смирнов  и  Д.А. Медведев утверждают: «В этом случае перевозчик не вправе заключать договор перевозки от собственного имени, но может выступать в качестве коммерческого представителя иной стороны (п. 3 ст. 182 ГК). Кроме того, при использовании в качестве экспедитора самого перевозчика могут сложиться две ситуации. В одной из них перевозчик выступает экспедитором по отношению к другому лицу (например, другому перевозчику)  и  правила об  экспедиции  применяются без каких-либо изъятий. В другой - перевозчик становится экспедитором по отношению к собственной перевозке. В последнем случае экспедиция накладывается на перевозку, имея одинаковый субъектный состав в двух обязательствах. Это сказывается на ответственности сторон, сроках давности  и  других условиях исполнения обоих договоров.143

На самом деле законодатель, предусмотрев правило о распространении норм о  транспортной   экспедиции  на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком, имел в виду, что перевозчик, заключая с грузоотправителем договор перевозки груза, может принимать на себя дополнительные обязательства по транспортно-экспедиционному обслуживанию отправителя груза, выходящие за рамки обязательств, вытекающих из договора  перевозки. При этом учитывалась реальная практика, складывающаяся в последние (перед принятием Гражданского кодекса) десятилетия, когда автотранспортные предприятия, а также транспортно-экспедиционные конторы, действующие при железнодорожных станциях, морских  и  речных портах, действительно принимали на себя такие обязательства по транспортно-экспедиционному обслуживанию грузоотправителей  и  грузополучателей.144

Распространив на эти правоотношения правила о договоре  транспортной   экспедиции, законодатель тем самым предопределил правовую природу договоров перевозки груза, по которым перевозчик одновременно исполняет обязанности экспедитора. Как известно, прямое применение норм о каком-либо договоре к правоотношениям, вытекающим из иного договора, свидетельствует о том, что этот последний договор содержит элементы первого договора. Иными словами, если перевозчик одновременно исполняет обязанности экспедитора, речь идет уже не о договоре перевозки, а о смешанном договоре (п. 3 ст. 421 ГК), включающем в себя обязательства как по перевозке груза, так  и  по  транспортной   экспедиции. Выполняя обязательства по  транспортной   экспедиции, перевозчик  и  действует в качестве экспедитора, располагая правом на заключение договоров перевозки либо от имени клиента (грузоотправителя), либо от собственного имени в зависимости от условий  договора. 145

Транспортно-экспедиционное обслуживание грузоотправителя (грузополучателя) может осуществляться самим перевозчиком  и  при перевозке груза в прямом сообщении.

Например, при автомобильной перевозке груза автотранспортная организация может принять на себя такого рода обязательства (принятие груза на складе третьего лица, погрузка его в автомобиль, охрана груза в пути следования, выдача его в пункте назначения получателю с проверкой веса  и  состояния груза  и  т.п.), которые указанная автотранспортная организация будет выполнять в качестве экспедитора.

Для всех подобных случаев, когда перевозчик груза принимает на себя также исполнение обязанностей экспедитора, в принципе были возможны два варианта правового регулирования правоотношений, складывающихся между

перевозчиком груза  и  грузоотправителем. Первый вариант правового регулирования мог состоять в том, чтобы исходить из имманентной принадлежности дополнительных экспедиционных обязанностей перевозчика содержанию сложного договора перевозки  и  в связи с этим ограничиться регламентацией соответствующего правоотношения нормами о договоре перевозки, а в части, ими не урегулированной, - общими положениями о гражданско-правовом договоре  и  обязательствах. 146

Второй путь правового регулирования соответствующих правоотношений состоит в том, чтобы строить схему такого регулирования исходя из того, что договор перевозки, включающий в себя обязанности перевозчика по экспедиционному обслуживанию грузоотправителя, должен квалифицироваться как смешанный договор, вследствие чего к отношениям сторон подлежат применению в соответствующих частях правила об обоих договорах (перевозки  и   транспортной   экспедиции), элементы которых содержатся в смешанном договоре. 147 Законодатель, как известно, остановился на втором варианте правового регулирования, распространив действие норм о  транспортной   экспедиции на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком,  и  тем самым внес определенность в правовое регулирование соответствующих правоотношений.

Практическое значение указанного подхода к правовому регулированию отношений, возникающих из  договора  перевозки, включающего в себя обязательства перевозчика по транспортно-экспедиционному обслуживанию грузоотправителя (грузополучателя), состоит не только в том, что соответствующие правоотношения должны регулироваться нормами о  транспортной   экспедиции  (число таких норм, во всяком случае, до принятия закона о транспортно-экспедиционной деятельности, весьма незначительно), а скорее в том, что к указанным правоотношениям не могут применяться правила о договоре перевозки, многие из которых отличаются значительной спецификой, например: нормы об ограниченной ответственности перевозчика за неисполнение обязательств, об обязательном претензионном порядке, о сокращенном сроке исковой давности  и  т.п. В подобных случаях правоотношения, складывающиеся между перевозчиком и грузоотправителем (в части обязательств по транспортно-экспедиционному обслуживанию последнего), за неимением специальных правил в главе 41 ГК («Транспортная экспедиция»), должны регулироваться общими положениями о гражданско-правовых обязательствах.148

Итак, подводя итоги, следует отметить, что на самом деле реализация договора перевозки практически невозможна без прямой связи с транспортной экспедицией. Следовательно, транспортная экспедиция, хотя и имеющая по экономическим признакам черты посреднической деятельности, но по своей юридической природе и содержанию прав и обязанностей, является самостоятельным видом гражданско-правовой сделки.149

Самостоятельность договора транспортной экспедиции и его коренное отличие от договора перевозки грузов, которая заключается в том, что экспедитор несет ответственность за нарушение своих договорных обязательств не в рамках главы 40 ГК РФ и соответствующих транспортных уставов и кодексов, а по общим правилам главы 25 ГК РФ. Поэтому включение в статью 801 ГК РФ положения о том, что обязанности экспедитора могут исполняться перевозчиком, не сочетается с концепцией самостоятельного правового регулирования отношений по выполнению экспедитором ждя клиента услуг, связанных с перевозкой груза.

Договор экспедиции не является разновидностью договора поручения, комиссии, агентирования или перевозки. Договор транспортной экспедиции – это самостоятельный гражданско-правовой договор, который наряду с договорами поручения, комиссии, агентирования и перевозки является разновидностью договора об оказании услуг.

 

1 Вайпан В.А. Правовое регулирование транспортной деятельности // Право и экономика. 2012.  № 6. С.37.

2Рос. газ.  2003.  03 июля

3 СЗ РФ. 2006. № 37. Ст. 3890.

4 Витрянский В.В. Договоры транспортной экспедиции. М., 2003. С. 467.

5 Витрянский В.В., Брагинский М.И. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М. 2011.

6 Кокин А.С., Левиков Г.А. Транспортно-экспедиционные услуги при международной перевозке. М., 2011. С.511.

7 Рос. газ. 1993. 25 декабря.

8Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов (Гамбург, 31 марта 1978 г.) // Закон,. 2000 г., № 6.

9Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшавская Конвенция, измененная в Гааге в 1955 г. // Закон. 2000 г. № 6

10 Конвенция о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) (Берн, 9 мая 1980 г.) (в редакции Протокола об изменениях от 3 июня 1999 г.) // СЗ РФ. 2011. № 35. Ст. 5060.

11Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (Женева, 19 мая 1956 г.) // Закон.  2000 г. № 6.

12 СЗ РФ. 2007. № 44. Ст. 5284.

13 Рос. газ. 1994. 08 дек.

14 СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2207. 

15 СЗ РФ. 2001. № 11. Ст. 1001.

16 Рос. газ. 2003. 18 января. 

17СЗ РФ. 2007. № 46. Ст.  5555.

Информация о работе Особенности правового регулирования договора транспортной экспедиции