Порядок усыновления (удочерения) детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 08:15, дипломная работа

Описание работы

Проблемные аспекты института усыновления освящаются многими российскими юристами. Среди них Бондова, Борисова, Гагарский, Глухарева, Дзугаева, Завражнов, Королев, Смирнова и некоторые другие правоведы теоретики и практики. Они принимают активное участие в работе по изучению проблем реализации отдельных положений семейного законодательства на практике, дают рекомендации по повышению эффективности функционирования этого института, использования передового опыта зарубежных стран. В связи с этим было бы справедливо начать рассмотрение данной темы с раскрытия некоторых основных понятий.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................с. 1

Глава I. Понятия и условия усыновления (удочерения) детей……………..с. 3
§1. Понятие усыновления (удочерения) детей российскими и иностранными гражданами……………………………………………………………………..с. 3
§2. Условия усыновления (удочерения) детей российскими и иностранными гражданами…………………………………………………………………….с. 17

Глава II. Порядок усыновления (удочерения) детей………………………с. 26
§1. Порядок усыновления (удочерения) детей российскими и иностранными гражданами……………………………………………………………………с. 26
§2. Порядок отмены усыновления (удочерения) детей…………………….с. 49

Заключение…………………………………………………………………...с. 61

Список литературы……………………………………………………………с. 66
Приложение 1…………………………………………………………………с. 73
Приложение 2…………………………………………………………………с. 74

Файлы: 1 файл

Документ_4.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение...............................................................................................................с. 1

 

Глава I. Понятия и условия усыновления (удочерения) детей……………..с. 3

§1. Понятие усыновления (удочерения) детей российскими и иностранными гражданами……………………………………………………………………..с. 3

§2. Условия усыновления (удочерения) детей российскими и иностранными гражданами…………………………………………………………………….с. 17

 

Глава II. Порядок усыновления (удочерения) детей………………………с. 26

§1. Порядок усыновления (удочерения) детей российскими и иностранными гражданами……………………………………………………………………с. 26

§2. Порядок отмены усыновления (удочерения) детей…………………….с. 49

 

Заключение…………………………………………………………………...с. 61

 

Список литературы……………………………………………………………с. 66

Приложение 1…………………………………………………………………с. 73

Приложение 2…………………………………………………………………с. 74

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    

Дипломная работа посвящена теме: Усыновление (удочерение) детей по российскому  семейному праву. Актуальность данной темы не вызывает сомнений. В соответствии с международным и российским правом и законодательством, обеспечение интересов детей – основная задача семейного права. Дети рассматриваются как самостоятельные личности, имеющие с момента рождения определенные права. Одно из самых важных из них – право жить и воспитываться в семье – закреплено в новом Семейном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу с 1 марта 1996 года.

     Тем не менее, в  настоящее время в России продолжают  сохраняться негативные тенденции,  создающие угрозу национальной  безопасности. По данным прокурорской и следственной практики отмечается снижение числа детей, устроенных в семью, и рост числа детей, которые воспитываются в детских домах и интернатных учреждениях. Продолжает существовать внутренний рынок детей, которые могут быть переданы на усыновление (удочерение) (далее просто усыновление), отмечается значительная коммерциализация межгосударственного усыновления.  На территории Российской Федерации продолжают незаконную коммерческую деятельность по выявлению детей, подлежащих усыновлению, представители различных российских и иностранных организаций. Тем самым нарушается установленный законом принцип приоритета устройства детей – граждан РФ, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи российских граждан. По сведениям компетентных источников наблюдаются многочисленные нарушения и злоупотребления в области как внутригосударственного, так и международного усыновления.

Острота актуальных этих проблем, стоящих  перед российским обществом, требует  неотложного разрешения. Принятия грамотных мер по борьбе с коррупцией в деятельности органов, ответственных за подготовку и принятие решений по установлению усыновления. К сожалению, многие дети остаются по различным причинам без родительского попечения, в этом случае защита их интересов возлагается на государство. Именно оно в лице своих органов должно содействовать реализации права каждого ребенка жить и воспитываться в нормальной и полноценной семье.

     Проблемные аспекты  института усыновления освящаются  многими российскими юристами. Среди них Бондова, Борисова, Гагарский, Глухарева, Дзугаева, Завражнов, Королев, Смирнова и некоторые другие правоведы теоретики и практики. Они принимают активное участие в работе по изучению проблем реализации отдельных положений семейного законодательства на практике, дают рекомендации по повышению эффективности функционирования этого института, использования передового опыта зарубежных стран.  В связи с этим было бы справедливо начать рассмотрение данной темы с раскрытия некоторых основных понятий.

Некоторым авторами усыновление представляется как один из способов судебной защиты прав ребенка. В основу такого подхода  положено назначение усыновления. Представляется, что усыновление предназначено  для реализации прав ребенка, оставшегося  без родительского попечения и, прежде всего, права жить и воспитываться в семье и права на защиту.

Усыновление является одним из старейших  правовых институтов и существует во всех современных правовых системах. По своему назначению институт усыновления  глубоко гуманен. Он призван обеспечить нормальную семейную жизнь и воспитание детей, не имеющих родителей или лишившихся родительского попечения по другим причинам. Дипломная работа состоит из введения, основной части, состоящей двух глав, заключения, списка литературы и приложений.   

     В главах дипломной  работы освящаются основные понятия,  условия, порядок усыновления  детей по российскому семейному  праву, рассматривается судебная  практика, приводятся разъяснения   постановления Пленума Верховного  Суда РФ, анализируется нормативный материал по вопросам усыновления. Особый интерес это представляет для более глубокого понимания сути проблем, с которыми сталкиваются лица, желающие усыновить ребенка, нахождения наиболее верных путей и способов устранения этих препятствий.

В заключении делаются выводы и даются рекомендации по некоторым вопросам, входящим в предмет рассмотрения.

 

Глава I. Понятие  и условия усыновления (удочерения)

§ 1. Понятие усыновления (удочерения) детей российскими и иностранными гражданами

   

Под усыновлением (удочерением) понимается юридический акт, в результате которого между усыновителем (усыновителями) и его родственниками, с одной  стороны, и усыновленным ребенком –  с другой, возникают такие же права  и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению. В Российской Федерации усыновление – это основная, наиболее оптимальная и предпочтительная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем в России в  разные исторические периоды отношение к институту усыновления было неоднозначным, что выражалось в законодательном установлении ограничений и препятствий (например: в запрете усыновления чужих детей при наличии собственных и т.п.). В 1918 году он был отменен вообще, сто объяснялось существованием тогда отрицательным отношением к семейным формам воспитания детей сирот в целом. Однако спустя 8 лет Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 1 марта 1926 года институт усыновления был установлен и функционирует с изменениями до настоящего времени. За период с 1980 по 1995 года в РФ было усыновлено 144 тыс. детей, а в 1997-2001гг. – 123500, хотя и зарегистрирована тенденция некоторого сокращения количества усыновлений.1 

Усыновление влечет за собой правовые последствия:

- установление правовой связи между усыновителями (усыновителем) и усыновленным ребенком, а также между усыновленным ребенком и родственниками усыновителей;

- прекращение правовой  связи усыновленного ребенка  с его родителями и другими  родственниками по действительному  кровному происхождению;

Таким образом, усыновление одновременно является как правообразующим, так  и правопрекращающим юридическим  фактом. В Семейном Кодексе подробно  регламентируются условия, порядок  и правовые последствия усыновления. Это позволяет обеспечить права и интересы как ребенка, так и лиц, желающих его усыновить.

Посредническая деятельность по усыновлению  детей, т.е. любая деятельность физических и юридических лиц, желающих усыновить  детей, законом не допускается. Однако к посреднической деятельности не относится:

- деятельность органов опеки  и попечительства (т.е. органов  местного самоуправления), а также  органов исполнительной власти  субъектов РФ и федерального  органа исполнительной власти, определяемого  Правительством РФ по выполнению  возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей;

- действия в процессе  усыновления надлежащим образом  уполномоченного представителя  лиц (лица), желающего усыновить  ребенка, в пределах, допускаемых  законодательством;

- деятельность специально уполномоченных  иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей. 

Но их деятельность может  осуществляться на территории РФ только в силу международного договора или  на основе принципа взаимности.2

Названные органы и организации (как российские, так и иностранные), осуществляющие правомерную деятельность по усыновлению детей, не могут преследовать коммерческие цели, т.е. извлечение дохода. Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории РФ и порядок контроля за ее осуществление установлены постановлением правительства РФ. Функции контроля за выполнением условий аккредитации представительствами органов и организаций иностранных государств при осуществлении деятельности в области усыновления детей возложены на Министерство образования РФ.

Разрешение на открытие представительства иностранной  организации (аккредитация) может выдаваться некоммерческим иностранными организациям, осуществляющим деятельность по усыновлению детей на территории своего государства не менее 5 лет на момент подачи заявления об аккредитации.

Вопрос об аккредитации представительства иностранной  организации (отказе в аккредитации, досрочном ее прекращении или  продлении ее срока) рассматривается Министерством образования РФ в течение 3 месяцев с даты представления всех необходимых документов с правом запроса подлинных экземпляров учредительных документов иностранных организаций, информации иностранных организаций и компетентных органов государства о деятельности этих организаций, а также законодательных актов в области защиты прав и интересов детей государства местонахождения иностранных организаций.

Решение об аккредитации представительства иностранной  организации сроком на один год (отказе в аккредитации, ее досрочном прекращении или продлении срока) Министерство образования РФ принимает по согласованию с МИД России, МВД России, Министерством юстиции РФ, Министерством здравоохранения РФ и Министерством труда и социального развития РФ, которые проводят проверку деятельности иностранных организаций в пределах своей компетенции и представляют в Министерство образования заключения о возможности аккредитации представительств иностранных организаций.3

На основании решения  об аккредитации представительству иностранной организации государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции РФ выдается соответствующее свидетельство.

Аккредитованные представительства  иностранных организаций по усыновлению  детей на территории РФ наделены следующими полномочиями:

- предъявлять в установленном  порядке в соответствующий орган  исполнительной власти субъекта  РФ или Министерства образования  РФ документы кандидатов в  усыновители, проживающих на территории  государства местонахождения иностранной  организации, для подбора ребенка на усыновление, а также в суд для установления усыновления;

- получать направления  для кандидатов в усыновители  на подбор ребенка в установленном  порядке;

организовывать прием  и размещение кандидатов в усыновители, оказывать необходимую помощь в оформлении усыновления;

- осуществлять иную  деятельность по представительству  интересов кандидатов в усыновители  на территории РФ, разрешенную  законодательством РФ. 

Деятельность федеральных органов  исполнительной власти по реализации государственной политики в области усыновления иностранными гражданами детей, являющихся гражданами РФ, координирует межведомственная комиссия по вопросам усыновления (удочерения) иностранными гражданами детей, являющихся гражданами РФ.4

Усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительское попечение, и только в их интересах. Эта принципиальная норма, соответствующая требованиям ст. 21 Конвенции о правах ребенка, была предусмотрена и в ранее действовавшем законодательстве. Лица, достигшее совершеннолетия (18 лет), не могут быть усыновлены.

Основной целью усыновления  является создание детям, лишившимся попечения  родителей, наиболее благоприятных  условий для жизни и воспитания в семье. Не случайно СК среди форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, приоритет отдается усыновлению. Усыновление происходит также в интересах усыновителей, хотя прямо об этом в законе не говорится, так как оно предоставляет возможность лицам, не имеющим детей, удовлетворить чувство родительской любви, потребность в отцовстве и материнстве. Однако на первое место при усыновлении должны быть поставлены интересы ребенка. Поскольку при усыновлении ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к родным детям усыновителя, приобретает в лице усыновителей родителей и родную семью, следует исходить из общей посылки, что  усыновление соответствует интересам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Под интересами детей при усыновлении следует понимать создание для них благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для воспитания и всестороннего развития в физическом, психическом, духовном и ином отношении, максимально приближенных, если это необходимо и возможно, к обстановке, привычной для ребенка в утраченной  им семье. Поэтому при усыновлении ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения  преемственности в воспитании и образовании, а также возможность обеспечить усыновленным детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. (п. 2 ст.124 СК).5

Информация о работе Порядок усыновления (удочерения) детей