Порядок усыновления (удочерения) детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 08:15, дипломная работа

Описание работы

Проблемные аспекты института усыновления освящаются многими российскими юристами. Среди них Бондова, Борисова, Гагарский, Глухарева, Дзугаева, Завражнов, Королев, Смирнова и некоторые другие правоведы теоретики и практики. Они принимают активное участие в работе по изучению проблем реализации отдельных положений семейного законодательства на практике, дают рекомендации по повышению эффективности функционирования этого института, использования передового опыта зарубежных стран. В связи с этим было бы справедливо начать рассмотрение данной темы с раскрытия некоторых основных понятий.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................с. 1

Глава I. Понятия и условия усыновления (удочерения) детей……………..с. 3
§1. Понятие усыновления (удочерения) детей российскими и иностранными гражданами……………………………………………………………………..с. 3
§2. Условия усыновления (удочерения) детей российскими и иностранными гражданами…………………………………………………………………….с. 17

Глава II. Порядок усыновления (удочерения) детей………………………с. 26
§1. Порядок усыновления (удочерения) детей российскими и иностранными гражданами……………………………………………………………………с. 26
§2. Порядок отмены усыновления (удочерения) детей…………………….с. 49

Заключение…………………………………………………………………...с. 61

Список литературы……………………………………………………………с. 66
Приложение 1…………………………………………………………………с. 73
Приложение 2…………………………………………………………………с. 74

Файлы: 1 файл

Документ_4.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

В представленной работе, сделана попытка охарактеризовать историю становления и развития самого института усыновления в России; современное состояние законодательства об усыновлении в Российской Федерации; основные направления развития теории и практики в этой сфере, а также в области международного сотрудничества.

 Наиболее значимыми событиями за всю историю существования института усыновления (удочерения) в России стали: законодательное закрепление приоритета устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью; в отношении  усыновления детей – российских граждан  иностранными гражданами и лицами без гражданства – признание и законодательное закрепление приоритета устройства их в семьи российских граждан; возобновление судебного порядка рассмотрения и разрешения дел об установлении усыновления в РФ.

Вскрытие основных проблем, связанных существованием и функционированием института усыновления (удочерения) в Росси, позволило определить первоочередные задачи, стоящие перед российским обществом на пути совершенствования данного правового института,  выявить наиболее общие тенденции, наметившиеся в  области международного усыновления.

 В первую очередь, это сближение сотрудничества государств, в сфере международного усыновления. За сравнительно небольшой промежуток времени было принято множество  международно-правовых актов, подписано договоров и соглашений по оказанию правовой помощи при рассмотрении дел об усыновлении. Россия присоединилась ко многим из них.

Заслуживает внимания тот  факт, что в настоящее время  в России продолжает сохраняться  устойчивая тенденция к снижению количества случаев усыновления детей гражданами Российской Федерации. Приоритет в этой области по-прежнему принадлежит иностранным усыновителям. И хотя статья 124 СК РФ закрепила условия наибольшего благоприятствования для российских усыновителей, чем для иностранных, реально это не привело к положительной динамике усыновления детей российскими гражданами.  

Несмотря на провозглашение социально ориентированной экономики  в Российской Федерации отмечается снижение финансирования детских образовательных  программ, программ реабилитации инвалидов и детей с отклонениями в умственном и психическом развитии. Остро стоит жилищная проблема. Снижение эффективности детского здравоохранения, неуклонная коммерциализация медицинских услуг также оставляют все меньше надежд для родителей, в том числе и усыновителей, вылечить больного ребенка. Очевидно, этим отчасти и объясняются крайне низкие показатели количества усыновленных детей гражданами РФ в российских регионах.

Наряду с этим результаты социологических опросов общественного  мнения, проводимых за последние годы в России, свидетельствуют о росте негативного отношения российских граждан к практике усыновления детей из России иностранцами.

С принятием законодательства об уголовной ответственности за торговлю детьми, за незаконные действия по усыновлению стало вскрываться все больше случаев нарушения законодательства в области охраны прав усыновленных детей, криминализации этой сферы. Частыми становятся случаи негуманного, а порой бесчеловечного обращения иностранных граждан с усыновленными ими российскими детьми.

  По результатам прокурорских проверок за последние годы была отмечена неудовлетворительная работа Министерства образования России по централизованному учету детей, оставшихся без попечения родителей, оказанию содействия в устройстве детей на воспитание в семьи граждан РФ, учету иностранных граждан и лиц без гражданства, изъявивших желание усыновить детей. Выявлены нарушения в порядке организации компьютерной системы, которая позволила монополизировать всю поступающую информацию о детях-сиротах узкой группе чиновников министерства. Располагая обширными данными о детях, подлежащих усыновлению, Министерство образования России, как оказалось, практически их не использовало. Выдавая тысячи справок в год для рассмотрения дел об установлении фактов усыновления иностранцами, министерство,  намеренно вводило суды в заблуждение, указывая на то, что возможности передать детей на воспитание в семьи российских граждан не представилось. Косвенно это подтверждается итогами проверки за 2001 год с помощью федерального банка данных. За более чем трехлетний период его функционирования было усыновлено лишь 19 детей.

  Тем не менее, анализ работы высших исполнительных и представительных органов власти РФ за последние годы позволяет полагать, что вопросы усыновления детей находятся в центре внимания Правительства РФ и Государственной Думы. Остается надеяться, что они  впредь будут решаться в соответствии с российским законодательством и гуманными принципами международного права. 

Таковы основные положения, связанные с проблемой усыновления (удочерения) на современном этапе. Их следует учитывать всем, кто решился на этот очень ответственный и, хочется верить, глубоко продуманный шаг.

Оценка работы различных  органов и организаций в сфере  усыновления, в том числе и международного, основанная на материалах прокурорских проверок и с учетом показателей обобщенной статистической отчетности в области усыновления за последние годы в России, позволила прийти к  следующим выводам:

1. Для повышения эффективности  работы органов и должностных лиц РФ, располагающих соответствующей компетенцией в области усыновления, необходимо налаживание контакта с органами исполнительной власти субъектов РФ, местными органами исполнительной власти. Сотрудничество с международными организациями и представительствами, находящимися на территории РФ, оказание взаимной помощи в вопросах усыновления (удочерения).

2.   Будет справедливым  использование положительного опыта  других стран по борьбе с  коррупцией в органах власти, наделенных компетенцией в области осуществления усыновления. В том числе и в области международного усыновления. Необходима разработка механизма своевременного выявления и принятия мер реагирования на нарушения, допускаемые в этих структурах власти. Повышение эффективности мер воздействия на правонарушителей в целях предотвращения угрозы нанесения ущерба  интересам и безопасности государства.

3. Обновление действующего  законодательства, приведение его  в соответствие с потребностями  российского общества. В литературе  не раз высказывались предположения   относительно введения обязательного  коллегиального рассмотрения дел  этой категории. По мнению В.В. Кустовой это предположение заслуживает пристального внимания законодателя. Внесение соответствующего изменения в законодательство повысило бы гарантии соблюдения прав детей и иных лиц, участвующих в делах об установлении усыновления.

Представляется, что эти предложения имеют реальное значение для обеспечения  эффективного функционирования всей социальной сферы общества. Играют немаловажную роль в процессе становления и развития Российской Федерации как правового и социального государства, его интеграции в мировое сообщество.

В завершение сказанного, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что именно усыновление дает возможность  создать ребенку максимально  близкие к семейным условия жизни  и воспитания. А реализация на практике новых положений российского  законодательства, направленных на защиту прав и законных интересов детей при усыновлении, позволит избежать злоупотреблений в этой важной социальной сфере деятельности государства, а главное — поможет детям под контролем суда с учетом их интересов обрести нормальную полноценную семью.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Конституция Российской  Федерации от 12.12.93 // «Российская  газета». 1 января 1994 года.

2. Семейный Кодекс  Российской Федерации от 29.12.95 (вступил  в силу с 01.03.96)// «Собрание Законодательства Российской Федерации». 1996. № 1. Ст.16.

3. Кодекс о браке  и семье РСФСР от 01.11.69 // «Ведомости  Верховного Совета РСФСР. 1969. №  32. Ст.1086.

4. Уголовный Кодекс  Российской Федерации от 13.06.96. №  63-ФЗ в редакции ФЗ от 14.03.2002. №29-ФЗ (вступил в силу с 01.01.96.) // «Собрание Законодательства Российской Федерации». 1996. № 25. Ст.2954.

5. Гражданский процессуальный  кодекс РСФСР от 11.06.64. // «Ведомости  Верховного совета РСФСР». 1964. №  24. Ст.407.

6. Гражданский процессуальный  кодекс Российской Федерации от 14.11.02.

№ 138-ФЗ. // «Российская газета». 20 ноября 2002.

 7. Основы законодательства РФ о нотариате от 11.02.93. № 4462-1 (в редакции от 30.12.01.) // «Ведомости Верховного Совета РСФСР». 1993. № 10. Ст.357; «Собрание Законодательства Российской Федерации». 2001. № 53 (часть 1). Ст.5030. 

8. Федеральный Закон  от 20.08.96г. № 118-ФЗ «О внесении  дополнения в Закон Российской  Федерации «О государственной  пошлине» от 09.12.91. № 2005-1 // «Собрание  Законодательства Российской Федерации». 1996. № 35. Ст.4128; 2002. № 30. Ст.3033.

9. Федеральный Закон   от 21.08.96 № 124-ФЗ «О внесении  изменений и дополнений в Гражданский  процессуальный кодекс РСФСР» // «Собрание Законодательства Российской  Федерации». 1996.  № 35. Ст.4134.

10. Федеральный Закон от 24.11.97. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // «Собрание Законодательства Российской Федерации».1997. № 43. Ст.4904; 2000. № 22. Ст.2264.

11. Федеральный Закон  от 27.05.98. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»  // «Собрание Законодательства Российской Федерации». 1998. № 22. Ст.2332.

12. Федеральный закон  от 27.06.98. № 94-ФЗ «О внесении  изменений и дополнений в Семейный  Кодекс Российской Федерации» // «Собрание Законодательства Российской  Федерации». 1998. № 26. Ст.3014.

13. Федеральный Закон от 15.12.01. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // «Собрание Законодательства Российской Федерации». 2001. № 51. Ст.4831.

14. Закон Российской  Федерации от 15.11.97. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» // «Собрание Законодательства Российской Федерации». 2002. № 18. Ст.1724.

15. Постановление Правительства  Российской Федерации от 1.07.95. №  676 «Об утверждении типового положения  об образовательном учреждении  для детей-сирот, оставшихся без  попечения родителей» // «Собрание законодательства Российской Федерации» 1995. № 28. Ст.2693.

16. Постановление Правительства  Российской Федерации от 1.05.96. №  542

«Об утверждении перечня  заболеваний, при наличии которых  лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью» // «Собрание Законодательства Российской Федерации». 1996. № 19, Ст.2304.

17. Постановление Правительства  Российской Федерации от 3.08.96. №  919

«О порядке организации  централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей» // «Собрание Законодательства Российской Федерации». 1996.

№ 33. Ст.3995.

18. Постановление Правительства  Российской Федерации от 28.03.00. №  267 «Об утверждении Положения  о Межведомственной комиссии  по вопросам усыновления (удочерения) иностранными гражданами детей, являющихся гражданами Российской Федерации»// «Собрание Законодательства Российской Федерации». 2000. № 14. Ст.1500.

19. Постановление Правительства  Российской Федерации от 28.03.00. №  268 « О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» // «Собрание Законодательства Российской Федерации». 2000.

№ 14. Ст.1501. 

20. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.00. № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных российскими гражданами или лицами без гражданства»// «Собрание Законодательства Российской Федерации». 2000. № 15. Ст.1590.

21. Постановление Правительства  Российской Федерации от 11.11.01. № 719 «Об утверждении Порядка предоставления отпуска работникам, усыновившим ребенка» // «Собрание Законодательства Российской Федерации». 2001. № 43. Ст.4101. 

22. Постановление Государственной  Думы Федерального собрания РФ  от 19.09.97. № 1728-IIГД «О неотложных мерах по повышению государственного контроля за усыновлением» // «Собрание Законодательства Российской Федерации». 1997. № 39. Ст. 4501.

23. Приказ Министерства  здравоохранения и медицинской  промышленности и Министерства  образования РФ от 25.12.95г. №369/641 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью» // «Российские вести» от 24.04.96. № 77.

24.  Приказ Министерства  здравоохранения РФ от 10.09.96г.  №332 об утверждении Положения  «О медицинском освидетельствовании гражданина(ки), желающих стать усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем» // «Российские вести» от 17.10.96. № 197. 

25. Приказ Министерства  образования РФ от 26.08.99г. №214 «О  нарушении законодательства об  усыновлении детей-сирот и детей. Оставшихся без попечения родителей»// «Вестник образования». 1999. № 11.

26.  Приказ Министерства  образования РФ от 20.07.01. № 2750 «Об  утверждении Типовой формы заключения  о возможности быть кандидатом  в усыновители и Типовой формы  заявления о согласии родителей на усыновление (удочерение)» // «Российская газета». 12 сентября  2001.

Информация о работе Порядок усыновления (удочерения) детей