Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 08:15, дипломная работа
Проблемные аспекты института усыновления освящаются многими российскими юристами. Среди них Бондова, Борисова, Гагарский, Глухарева, Дзугаева, Завражнов, Королев, Смирнова и некоторые другие правоведы теоретики и практики. Они принимают активное участие в работе по изучению проблем реализации отдельных положений семейного законодательства на практике, дают рекомендации по повышению эффективности функционирования этого института, использования передового опыта зарубежных стран. В связи с этим было бы справедливо начать рассмотрение данной темы с раскрытия некоторых основных понятий.
Введение...............................................................................................................с. 1
Глава I. Понятия и условия усыновления (удочерения) детей……………..с. 3
§1. Понятие усыновления (удочерения) детей российскими и иностранными гражданами……………………………………………………………………..с. 3
§2. Условия усыновления (удочерения) детей российскими и иностранными гражданами…………………………………………………………………….с. 17
Глава II. Порядок усыновления (удочерения) детей………………………с. 26
§1. Порядок усыновления (удочерения) детей российскими и иностранными гражданами……………………………………………………………………с. 26
§2. Порядок отмены усыновления (удочерения) детей…………………….с. 49
Заключение…………………………………………………………………...с. 61
Список литературы……………………………………………………………с. 66
Приложение 1…………………………………………………………………с. 73
Приложение 2…………………………………………………………………с. 74
В представленной работе,
сделана попытка
Наиболее значимыми событиями за всю историю существования института усыновления (удочерения) в России стали: законодательное закрепление приоритета устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью; в отношении усыновления детей – российских граждан иностранными гражданами и лицами без гражданства – признание и законодательное закрепление приоритета устройства их в семьи российских граждан; возобновление судебного порядка рассмотрения и разрешения дел об установлении усыновления в РФ.
Вскрытие основных проблем, связанных существованием и функционированием института усыновления (удочерения) в Росси, позволило определить первоочередные задачи, стоящие перед российским обществом на пути совершенствования данного правового института, выявить наиболее общие тенденции, наметившиеся в области международного усыновления.
В первую очередь, это сближение сотрудничества государств, в сфере международного усыновления. За сравнительно небольшой промежуток времени было принято множество международно-правовых актов, подписано договоров и соглашений по оказанию правовой помощи при рассмотрении дел об усыновлении. Россия присоединилась ко многим из них.
Заслуживает внимания тот факт, что в настоящее время в России продолжает сохраняться устойчивая тенденция к снижению количества случаев усыновления детей гражданами Российской Федерации. Приоритет в этой области по-прежнему принадлежит иностранным усыновителям. И хотя статья 124 СК РФ закрепила условия наибольшего благоприятствования для российских усыновителей, чем для иностранных, реально это не привело к положительной динамике усыновления детей российскими гражданами.
Несмотря на провозглашение
социально ориентированной
Наряду с этим результаты
социологических опросов
С принятием законодательства об уголовной ответственности за торговлю детьми, за незаконные действия по усыновлению стало вскрываться все больше случаев нарушения законодательства в области охраны прав усыновленных детей, криминализации этой сферы. Частыми становятся случаи негуманного, а порой бесчеловечного обращения иностранных граждан с усыновленными ими российскими детьми.
По результатам прокурорских проверок за последние годы была отмечена неудовлетворительная работа Министерства образования России по централизованному учету детей, оставшихся без попечения родителей, оказанию содействия в устройстве детей на воспитание в семьи граждан РФ, учету иностранных граждан и лиц без гражданства, изъявивших желание усыновить детей. Выявлены нарушения в порядке организации компьютерной системы, которая позволила монополизировать всю поступающую информацию о детях-сиротах узкой группе чиновников министерства. Располагая обширными данными о детях, подлежащих усыновлению, Министерство образования России, как оказалось, практически их не использовало. Выдавая тысячи справок в год для рассмотрения дел об установлении фактов усыновления иностранцами, министерство, намеренно вводило суды в заблуждение, указывая на то, что возможности передать детей на воспитание в семьи российских граждан не представилось. Косвенно это подтверждается итогами проверки за 2001 год с помощью федерального банка данных. За более чем трехлетний период его функционирования было усыновлено лишь 19 детей.
Тем не менее, анализ работы высших исполнительных и представительных органов власти РФ за последние годы позволяет полагать, что вопросы усыновления детей находятся в центре внимания Правительства РФ и Государственной Думы. Остается надеяться, что они впредь будут решаться в соответствии с российским законодательством и гуманными принципами международного права.
Таковы основные положения, связанные с проблемой усыновления (удочерения) на современном этапе. Их следует учитывать всем, кто решился на этот очень ответственный и, хочется верить, глубоко продуманный шаг.
Оценка работы различных органов и организаций в сфере усыновления, в том числе и международного, основанная на материалах прокурорских проверок и с учетом показателей обобщенной статистической отчетности в области усыновления за последние годы в России, позволила прийти к следующим выводам:
1. Для повышения эффективности работы органов и должностных лиц РФ, располагающих соответствующей компетенцией в области усыновления, необходимо налаживание контакта с органами исполнительной власти субъектов РФ, местными органами исполнительной власти. Сотрудничество с международными организациями и представительствами, находящимися на территории РФ, оказание взаимной помощи в вопросах усыновления (удочерения).
2. Будет справедливым
использование положительного
3. Обновление действующего
законодательства, приведение его
в соответствие с
Представляется, что эти предложения имеют реальное значение для обеспечения эффективного функционирования всей социальной сферы общества. Играют немаловажную роль в процессе становления и развития Российской Федерации как правового и социального государства, его интеграции в мировое сообщество.
В завершение сказанного, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что именно усыновление дает возможность создать ребенку максимально близкие к семейным условия жизни и воспитания. А реализация на практике новых положений российского законодательства, направленных на защиту прав и законных интересов детей при усыновлении, позволит избежать злоупотреблений в этой важной социальной сфере деятельности государства, а главное — поможет детям под контролем суда с учетом их интересов обрести нормальную полноценную семью.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93 // «Российская газета». 1 января 1994 года.
2. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.95 (вступил в силу с 01.03.96)// «Собрание Законодательства Российской Федерации». 1996. № 1. Ст.16.
3. Кодекс о браке и семье РСФСР от 01.11.69 // «Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1969. № 32. Ст.1086.
4. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.96. № 63-ФЗ в редакции ФЗ от 14.03.2002. №29-ФЗ (вступил в силу с 01.01.96.) // «Собрание Законодательства Российской Федерации». 1996. № 25. Ст.2954.
5. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11.06.64. // «Ведомости Верховного совета РСФСР». 1964. № 24. Ст.407.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.02.
№ 138-ФЗ. // «Российская газета». 20 ноября 2002.
7. Основы законодательства РФ о нотариате от 11.02.93. № 4462-1 (в редакции от 30.12.01.) // «Ведомости Верховного Совета РСФСР». 1993. № 10. Ст.357; «Собрание Законодательства Российской Федерации». 2001. № 53 (часть 1). Ст.5030.
8. Федеральный Закон
от 20.08.96г. № 118-ФЗ «О
9. Федеральный Закон
от 21.08.96 № 124-ФЗ «О внесении
изменений и дополнений в
10. Федеральный Закон от 24.11.97. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // «Собрание Законодательства Российской Федерации».1997. № 43. Ст.4904; 2000. № 22. Ст.2264.
11. Федеральный Закон
от 27.05.98. № 76-ФЗ «О статусе
12. Федеральный закон
от 27.06.98. № 94-ФЗ «О внесении
изменений и дополнений в
13. Федеральный Закон от 15.12.01. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // «Собрание Законодательства Российской Федерации». 2001. № 51. Ст.4831.
14. Закон Российской Федерации от 15.11.97. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» // «Собрание Законодательства Российской Федерации». 2002. № 18. Ст.1724.
15. Постановление Правительства
Российской Федерации от 1.07.95. №
676 «Об утверждении типового
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 1.05.96. № 542
«Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью» // «Собрание Законодательства Российской Федерации». 1996. № 19, Ст.2304.
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 3.08.96. № 919
«О порядке организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей» // «Собрание Законодательства Российской Федерации». 1996.
№ 33. Ст.3995.
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.00. № 267 «Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по вопросам усыновления (удочерения) иностранными гражданами детей, являющихся гражданами Российской Федерации»// «Собрание Законодательства Российской Федерации». 2000. № 14. Ст.1500.
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.00. № 268 « О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» // «Собрание Законодательства Российской Федерации». 2000.
№ 14. Ст.1501.
20. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.00. № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных российскими гражданами или лицами без гражданства»// «Собрание Законодательства Российской Федерации». 2000. № 15. Ст.1590.
21. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.01. № 719 «Об утверждении Порядка предоставления отпуска работникам, усыновившим ребенка» // «Собрание Законодательства Российской Федерации». 2001. № 43. Ст.4101.
22. Постановление Государственной Думы Федерального собрания РФ от 19.09.97. № 1728-IIГД «О неотложных мерах по повышению государственного контроля за усыновлением» // «Собрание Законодательства Российской Федерации». 1997. № 39. Ст. 4501.
23. Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности и Министерства образования РФ от 25.12.95г. №369/641 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью» // «Российские вести» от 24.04.96. № 77.
24. Приказ Министерства
здравоохранения РФ от 10.09.96г.
№332 об утверждении Положения
«О медицинском освидетельствов
25. Приказ Министерства образования РФ от 26.08.99г. №214 «О нарушении законодательства об усыновлении детей-сирот и детей. Оставшихся без попечения родителей»// «Вестник образования». 1999. № 11.
26. Приказ Министерства
образования РФ от 20.07.01. № 2750 «Об
утверждении Типовой формы