Право социального обеспечения как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 14:09, реферат

Описание работы

Право социального обеспечения как отрасль правовой науки представляет собой комплекс знаний об отношениях в обществе, возникающих в связи с выполнением государством функции по обеспечению граждан пенсиями, пособиями и другими видами социального обеспечения с правовым их регулированием. Наука этой отрасли права ставит перед собой задачу кодификации и систематизации правовых норм, регулирующих вопросы социального обеспечения, увязки эффективности этих норм с экономическими условиями жизни народа, обеспечения высокого уровня социальной защиты населения, а также разработки и планирования новых нормативных актов в сфере социального обеспечения.

Файлы: 1 файл

ответы по псо.docx

— 131.98 Кб (Скачать файл)

Субъектами  обязательного социального страхования  являются застрахованное лицо. Страхователь и страховщик.

 

Пожизненное содержание. Лица, имеющие право на получение пожизненного содержания.

В целях правовой регламентации вопроса о выплате  пожизненного содержания отдельным  категориям граждан РФ Судебным департаментам  при Верховном Суде РФ Высшим арбитражным  Судам РФ, Верховным Судам РФ 3,9,29 июля 2003 г. была утверждена Инструкция о порядке назначения и выплаты  ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей  юрисдикции, федеральных арбитражных  судов и мировым судьям. Данная Инструкция определяет порядок назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям, в соответствии со следующим нормативными актами:

1.Закон РФ  от 26 июня 1992г. № 3132-1 «О статусе  судей в РФ».

2.Федеральный  конституционный закон от 31.12.1996г.  № 1 – ФКЗ «О судебной системе  РФ».

3.ФКЗ от 23.06.1999г.  № 1-ФКЗ «О военных судах  РФ».

4.ФЗ от 10 января 1996г. № 6-ФЗ «О дополнительных  гарантиях социальной защиты  судей и работников аппаратов  судов РФ».

5.ФЗ от 17.12.1998г.  № 188-ФЗ «О мировых судьях  в РФ» Постановление Верховного  Совета РФ от 20.05.1993г. № 4994-1 «О некоторых вопросамх, связанных с применением Закона РФ»О статусе судей в РФ».

Ежемесячное пожизненное содержание, не облагаемое налогом и выплачиваемое из средств  федерального бюджета, назначается  судьям. Ушедшим (удаленным) в отставку. Бывшим судьям, находящимся на пенсии. Ежемесячное пожизненное содержание исключает одновременное получение  каких-либо видов пенсий, за исключением  пенсии по инвалидности, назначенной  вследствие военной травмы.

Право на получение  ежемесячного пожизненного содержания имеют следующие категории судей:

- судьи, ушедшие  (удаленные) в отставку при  стаже работы в должности судьи  не менее 20 лет. – независимо от возраста;

- судьи, ушедшие(удаленные) в отставку при стаже работы в должности судьи менее 20 лет, при достижении или возраста 55 лет (для женщин 50лет);

- судьи, достигшие  возраста 60 лет (женщины 55 лет), при  стаже работы на юридической  профессии не менее 25 лет, в  том числе не менее 10 лет  судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное  содержание в полном размере.

Действие  данной Инструкции распространяется также  и на судей, прибывающих в отставке, бывших судей и бывших государственных  арбитров, которое ежемесячное пожизненное  содержание назначено до вступления в силу инструкции.

Не имеют  права на получение вместо пенсии ежемесячного пожизненного содержания бывшие судьи, отозванные с должности  судьи в соответствии с действующим  на тот момент законодательством; бывшие судьи, впоследствии осужденные за совершение умышленного преступления или совершения проступков, которые применительно  к судьям, прибывающие в отставке,  повлекли бы её прекращение.

Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Основными принципами охраны здоровья граждан являются:

1) соблюдение  прав человека и гражданина  в области охраны здоровья  и обеспечение связанных с  этими правами государственных  гарантий;

2) приоритет  профилактических мер в области  охраны здоровья граждан;

3) доступность  медико-социальной помощи;

4) социальная  защищенность граждан в случае  утраты здоровья;

5)ответственность  органов государственной власти  и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций  независимо от формы собственности,  должностных лиц за обеспечение  прав граждан в области охраны  здоровья.

Граждане  РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий  труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией  доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению  доступной медико-социальной помощи.

Гос-во обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Гос-во гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Гражданам РФ, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ.

Иностранным гражданам, находящимся на территории РФ, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ.

Лица без  гражданства, постоянно проживающие  в РФ, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с гражданами РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право  на медицинскую помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также  меры социального характера по уходу  за больными, нетрудоспособными и  инвалидами, включая выплату пособия  по временной нетрудоспособности.

Мед. помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения. Граждане имеют право на бесплатную мед. помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством РФ. Граждане имеют право на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корригирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами. Категории граждан, имеющих это право, а также условия и порядок их обеспечения льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью определяются законодательством РФ, законодательством субъектов РФ.

Производство  и закупка лекарственных средств  и изделий медицинского назначения обеспечиваются в соответствии с  потребностями населения Правительством Российской Федерации. Контроль за качеством лекарственных средств, дезинфекционных средств и изделий медицинского назначения осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации или иными уполномоченными на то министерствами и ведомствами. Категории граждан, обеспечиваемых лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения индивидуального пользования на льготных условиях, устанавливаются Правительством Российской Федерации, правительствами республик в составе Российской Федерации. Право на выписку рецептов для лекарственного обеспечения граждан на льготных условиях имеют лечащие врачи государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

Пенсионный фонд Российской Федерации

С распадом Советского Союза перестала действовать  единая государственная система  социального обеспечения граждан  и начала создаваться новая государственная  система.

Первый этап реформирования федеральной пенсионной системы был связан с принятием  Закона РФ от 20 ноября 1990 г. "О государственных  пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон 1990 г). Это был первый закон, в котором государственная  система пенсионного обеспечения  становилась системой, основанной на страховых принципах. Финансирование этой системы должно было осуществляться Пенсионным фондом Российской Федерации  за счет страховых взносов работодателей, граждан и - на некоторые виды обеспечения - за счет средств федерального бюджета.

Закон 1990 г. охватывал  пенсионной системой всех граждан и  предусматривал как страховые, так  и нестраховые виды пенсий. Этим Законом также были введены социальные пенсии, которые назначаются нетрудоспособным гражданам без требования трудового стажа.

Пенсионный  фонд РФ был создан в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Положение  о Пенсионном фонде РФ утверждено Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1. Это Положение действует в настоящее время с отдельными изменениями и дополнениями.

На основании  данного постановления определен  его правовой статус: Пенсионный фонд России (далее - ПФР) является самостоятельным  финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с  законодательством Российской Федерации  и Положением о ПФР (далее - Положение), в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения.

Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2001 р. № 318 введена государственная  регистрация актов, издаваемых ПФР.

Согласно  Положению ПФР его денежные средства находятся в федеральной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Этим был определен целевой характер денежных средств Пенсионного фонда. Следует также отметить, что признание  ПФР и пенсионных средств федеральной  государственной собственностью (то же в отношении средств других отраслей социального и медицинского страхования) - одна из особенностей российской пенсионной системы. Данное положение было подтверждено в п.1 ст.16 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г.

С 1 января 2001 г. в Пенсионный фонд России страховые  взносы работодателей зачисляются  как суммы единого социального  налога, уплачиваемые в порядке, установленном  Налоговым кодексом РФ.

На федеральном  уровне руководство Фондом осуществляет Правление ПФР и его постоянно  действующий исполнительный орган - исполнительная дирекция. Управление органами ПФР в республиках, краях, областях, национально-территориальных  образованиях осуществляется региональными  отделениями ПФР, которые являются юридическими лицами.

В состав Правления  ПФР входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя Правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие двенадцатью  отделениями ПФР.

В состав Правления  ПФР могут входить представители  общественных, религиозных и государственных  организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых  связана с защитой интересов  пенсионеров, инвалидов и детей.

Правление ПФР  выполняет следующие функции:

несет ответственность  за выполнение функций, относящихся  к компетенции ПФР;

определяет  перспективные и текущие задачи ПФР;

утверждает  бюджет, сметы расходов (включая  фонд оплаты труда) ПФР и его органов, отчеты об их исполнении, а также  его структуру и штаты;

назначает и  освобождает от должности исполнительного  директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей его отделений;

утверждает  положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах ПФР;

издает в  пределах своей компетенции нормативные  акты по вопросам, относящимся к  деятельности ПФР;

решает другие вопросы, отнесенные к компетенции  ПФР. Согласно Закону РФ № 167-ФЗ бюджет ПФР формируется за счет:

страховых взносов;

средств федерального бюджета;

сумм пеней  и иных финансовых санкций;

доходов от размещения (инвестирования) временно свободных  средств обязательного социального  страхования;

добровольных  взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей  или застрахованных лиц;

иных источников, не запрещенных законодательством  Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее Закон об обязательном пенсионном страховании) ПФР признан страховщиком, осуществляющим обязательное пенсионное страхование. ПФР - государственное  учреждение, и его территориальные  органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования  в Российской Федерации, в которой  нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Средства  бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на:

выплату в  соответствии с законодательством  Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

доставку  пенсий, выплачиваемых за счет средств  бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;

финансовое  и материально-техническое обеспечение  текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных  и территориальных органов);

иные цели, предусмотренные законодательством  Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Расходы, не предусмотренные бюджетом ПФР на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений  в указанный бюджет в установленном  порядке.

Информация о работе Право социального обеспечения как наука