Право социального обеспечения как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 14:09, реферат

Описание работы

Право социального обеспечения как отрасль правовой науки представляет собой комплекс знаний об отношениях в обществе, возникающих в связи с выполнением государством функции по обеспечению граждан пенсиями, пособиями и другими видами социального обеспечения с правовым их регулированием. Наука этой отрасли права ставит перед собой задачу кодификации и систематизации правовых норм, регулирующих вопросы социального обеспечения, увязки эффективности этих норм с экономическими условиями жизни народа, обеспечения высокого уровня социальной защиты населения, а также разработки и планирования новых нормативных актов в сфере социального обеспечения.

Файлы: 1 файл

ответы по псо.docx

— 131.98 Кб (Скачать файл)

5)      ежемесячное пособие на ребенка.

Выплата государственных  пособий гражданам, имеющими детей, производится за счет следующих финансовых средств:

- средств  Фонда социального страхования  РФ в виде пособия по беременности  и родам, единовременного пособия  женщинам, ставшие на учет в  ранние сроки беременности в  медицинских учреждениях, единовременное  пособие при рождении ребенка,  ежемесячного пособия на период  отпуска по уходу за ребенком  до достижения или возраста 1,5 лет;

- средств  федерального бюджета, выделенных  в установленном порядке федеральным  министерством и иным федеральными  органами исполнительной власти,  в которых законом РФ предусмотрена  военная служба по контракту,  женщинам проходившим военную службу по контракту;

- средств  федерального бюджета, бюджетов  субъектов РФ, выделяемых образовательным  учреждением начального профессионального,  среднего профессионального и  высшего  профессионального образования  на выплату стипендий в виде  пособия по беременности и  родам, - женщинам, обучающимся с  отрасли от производства в  образовательных учреждениях начального  профессионального, среднего профессионального  и высшего профессионального  образования и учреждениях послевузовского  профессионального образования;

- средств  бюджетов субъектов РФ в виде  ежемесячного пособия на ребенка.  Средства не текущую выплату  пособий в полном объеме выделяются  бюджетом субъектов РФ из федерального  бюджета целевым назначением.

Расходы на доставку и пересылку государственных  пособий осуществляется из тех же источников, их которых производится выплата пособий.

Иные видам  социального обеспечения является ежемесячное государственное пособие  на ребенка (ст.16 ФЗ «О государственных  пособиях гражданам, имеющие детей»). Право на ежемесячное пособие  на ребенка  имеет один из родителей  на каждого рожденного, установленного, принятого под опеку совместно  проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати  лет в семьях. Со среднедушевым  доходом, размер которого не превышает  величину прожиточного минимума в субъекте РФ, установленную в соответствии с ФЗ «О прожиточном минимуме в  РФ».

Размер ежемесячного пособия на ребенка увеличивается  на 100% на детей одиноких матерей, на 50% на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов либо в других случаях, предусмотренных законодательством  РФ, когда взыскание алиментов  невозможно, а также на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Граждане, имеющие  детей, при обращении в органы социальной защиты населения по месту  жительства граждан с детьми за назначением  ежемесячного пособия на ребенка  сведения о доходах семьи указывают  в заявлении в письменной форме.

Увеличение  о назначении ежемесячного пособия  на ребенка или об отказе в назначении указанного пособия должно быть направлено заявителю социальной защиты по месту  жительства граждан с детьми в  письменной форме не позднее чем  через 10 дней после обращения.

Пособие по безработице

- является  одним из видов социального  обеспечения социально незащищенных  граждан и назначается при  наступлении такого страхового  случая. Как потеря (отсутствие) работы, а следовательно, утрата(отсутствие) средств к существованию.

Пособие безработным  гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении  к среднему заработку, исчисленному за последние 2 месяца по последнему листу  работы, если они в течение 12 месяцев  предшествующих началу безработицы, имели  оплачиваемую работу не мене 12 календарных  недель с полным рабочим днем. Во всех иных случаях. В том числе  гражданам, имеющим работу впервые, устанавливается в размере минимальной  оплаты труда. При наличии у безработного гражданина нетрудоспособных иждивенцев размер пособия увеличивается на 105% на каждого иждивенца, но максимальный размер его не может превышать  размер среднего заработка по последнему месту работы. В соответствии  с решением суда или приговором с  пособия проводятся все виды удержаний (алименты, возмещение ущерба и т.д.).

Пособие выплачивается  гражданам, признанным в установленном  порядке безработными. Период выплаты  пособие не может превышать 12 месяцев  в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением  некоторых случаев, установленных  законом.

Выплата пособия  по безработице прекращается, может  быть отложена, приостановлена или  его размер может быть сокращен только органами службы занятости. Решение  о прекращении, отложения, приостановке выплаты пособия по безработице  или снижение его размера принимается  службой занятости с обязательным уведомлением безработного.

Понятие компенсационных  выплат и льгот

Компенсационные выплаты и льготы предоставляются  гражданам. Которые признаны по заключению экспертной комиссии нуждающимися в  соответствующих видах помощи, оплата которых является составной частью социального обеспечения лиц. пострадавших вследствие несчастного случая на производстве или профессиональных заболеваний.

Так, это может  быть оплата дополнительных расходов, которые необходимы для следующих  видов помощи:

1)      лечение застрахованного лица, осуществленное  на территории РФ непосредственно  после произошедшего тяжелого  несчастного случая на производстве  до восстановления трудоспособности  или установления стойкой утраты  профессиональной трудоспособности;

2)      приобретение лекарств, изделий  медицинского назначения и индивидуального  ухода;

3)      посторонний уход за застрахованным  лицом, в том числе осуществляемый  членами его семьи;

4)      проезд застрахованного лица, а  в необходимых случаях и проезд  сопровождающего его лица для  получения отдельных видов медицинской  и социальной реабилитации и  т.п.

5)      медицинская реабилитация в организациях, оказывающих санитарно-курортные  услуги, в том числе по путевке.  Включая оплату лечения, проживания  и питания страхованного лица. А в необходимых случаях оплату  проезда, проживания и питания  сопровождающего его лица, оплату  отпуска застрахованного лица (сверх  ежегодного оплачиваемого отпуска,  установленного законодательством  РФ) на весь период его лечения  и проезда к месту лечения  и обратно;

6)      изготовление и ремонт протезов. Протезно-ортопедических изделий  и ортезов;

7)      обеспечение техническими средствами  реабилитации и их ремонт;

8)      обеспечение транспортными средствами  при наличии соответствующих  медицинских показаний и отсутствие  противопоказаний к вождению, их  текущей и капитальный ремонт и оплата расходов на горюче-смазочные материалы;

9)      профессиональное обучение (переобучение).

Оплата дополнительных расходов, за исключением оплаты расходов на лечение застрахованного лица непосредственно после произошедшего  тяжелого несчастного случая на производстве, производится страховщиком, если учрждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованное лицо нуждается в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в указанных видах помощи. Обеспечение или ухода. Если застрахованный гражданин одновременно имеет право на бесплатное или льготное получение одних и тех же видов помощи,  обеспечения или ухода в соответствии с различными нормативно-правовыми актами РФ, то ему предоставляется право выбора соответствующего вида помощи, обеспечения или ухода по одному из оснований…

Закон № 122 –  ФЗ внес изменения в 154 федеральных  законах. В том числе в ряд  основных  социальных законов. Целью  данных изменений было преобразование действующей системы льгот, установленных  для различных категорий граждан. С 1 января 2005 г. основные положения Закона вступили в силу (ФЗ от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившим силу некоторых законодательных актов РФ … Закон получил  второе название – «Закон о монетизации льгот», поскольку в результате внесенных изменений с 2005 г. льготы принимаются как меры социальной поддержки, а большинство льгот занимаются ежемесячными денежными выплатами.

Кроме того, в рамках Закона № 122-ФЗ предусмотрено  перераспределение финансирования мер социальной поддержки между  РФ и её субъектами. Так, для ряда льгот категорий граждан меры социальной поддержки установлены на федеральном уровне (так называемые федеральные льготники), для иных категорий меры такой поддержки устанавливается субъектами РФ (региональные льготники).

Какие меры социальной поддержки установлены для федеральных  и региональных льготников с 2005 г.

Федеральные льготники имеют право на следующие  меры социальной поддержки:

- в натуральном  виде (оплата жилищно-коммунальных  услуг, обеспечение бесплатной  протезно-ортопедической помощи  и техническими средствами реабилитации);- в виде ежемесячной денежной  выплаты, размер которой зависит  от категории льготника;

- в виде  набора социальных услуг. Который  включает: дополнительную бесплатную  медицинскую помощь, в том числе  предусматривающую обеспечение  необходимыми лекарственными средствами  по рецептам врача (фельдшера), предоставлении при наличии показаний  путевки на санитарно-курортное  лечение; бесплатный проезд на  пригородном железнодорожном транспорте, а также на международном транспорте  к месту лечения и обратно.

Сведение  о федеральных льготниках заносятся  в Федеральный регистр Порядок  предоставления ежемесячной денежной выплаты, набора социальных услуг, а  также социальной поддержки. Предоставляемых в натуральном виде, устанавливается на федеральном уровне. В 2005г. ежемесячная денежная выплата производилась за вычетом стоимости набора социальных услуг, а с 2006г. от набора социальных услуг можно отказаться как полностью, так и частично. В этом случае денежная (ежемесячная) выплата увеличивается на стоимость набора социальный услуг или социальной услуги.

Для региональных льготников меры социальной поддержки  устанавливают субъекты РФ исходя из возможностей своих бюджетов.

Кто относится  к федеральным льготникам, а кто  к региональным?

К федеральным  льготникам, имеющим право на получение  ежемесячной денежной выплаты и  набора социальных услуг, относятся:

- инвалиды  ВОВ и приравненные к ним  лица (инвалиды войны);

- участники  ВОВ;

- ветераны  боевых действий;

- военнослужащие. Проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии;

- жители блокадного  Ленинграда;

- граждане, работавшие  в период ВОВ на объектах  противовоздушной обороны, на  строительстве оборонительных сооружений  и других военных объектах;

- члены семей  погибших (умерших) инвалидов. Участников  ВОВ и ветеранов боевых действий;

- инвалиды  с 1, П, Ш степенью ограничения способности к трудовой деятельности, без степени ограничения указанной способности. Дети-инвалиды;

- несовершеннолетние  узники концлагерей;

- граждане, подвергшиеся  воздействию радиации.

К региональным льготникам относятся:

- ветераны  труда;

- труженики  труда;

- жертвы политических  репрессий.

Следует отметить, что для некоторых категорий  граждан на федеральном уровне установлены  иные меры социальной поддержки. Например, для граждан, награжденных нагрудным  знаком «Почетный донор СССР»  или «Почетный донор России», предусмотрена ежегодная денежная выплата в размере : тыс.руб., а набор социальных услуг не предоставляется. Для Героев Советского Союза и РФ, конных кавалеров ордена Славы. Героев Социалистического труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы предоставленные ранее льготы оставлены без изменения.

Социальное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В соответствии со ст.1 ФЗ от 24 июля 1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний «данный вид страхования  является видом социального страхования  и предусматривает:

- обеспечение  социальной защиты застрахованных  лиц  и экономической заинтересованности  субъектов страхования  в снижении  профессионального риска (это  вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного  лица, связанная с исполнением  им обязанностей по трудовому  договору (контракту) и в иных  установленных законом случаях);

- возмещение  вреда, причиненного жизни и  здоровью застрахованного лица  при исполнении им обязанностей  по трудовому договору (контракту)  и в иных установленных законом  случаях, путем предоставления  застрахованному лицу в полном  объеме всех необходимых видов  обеспечения по страхованию, в  том числе оплату расходов  на медицинскую, социальную и  профессиональную реабилитацию;

- обеспечение  принудительных мер по сокращению  производственного  травматизма  и профессиональных заболеваний.

Несчастным  случаем признается событие, в результате которого возникает необходимость  перевода застрахованного лица на другую работу, временную или стойкую  утрату им профессиональной трудоспособности либо  его смерть. Профессиональное заболевание – это хроническое  или острое заболевание застрахованного  лица, которое является результатом  воздействия на него одного или множества  вредных производственных факторов и влечет за собой временную или  стойкую утрату  застрахованным лицом профессиональной  трудоспособности.

Информация о работе Право социального обеспечения как наука