Правовая культура и правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 17:52, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена несоответствием конституционной характеристики нашего государства как правового российским реалиям. Важнейшим признаком правового государства, показателем его становления, выступает состояние правовой культуры общества, которая во многом определяется уровнем его правового сознания, развитием демократических институтов, предполагающих социально-правовую активность граждан.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I Правовая культура и правовое государство в их взаимосвязи………..6
1.1 Концепция и признаки правового государства……………………6
1.2 Правовая культура: понятие, элементы, функции……………….12
Глава II Пути и методы совершенствования правовой культуры…………...25
2.1 Правосознание как неотъемлемый элемент правовой культуры и необходимость его совершенствования в процессе продвижения к правовому государству……………………………………………………………………….25
2.2 Факторы, определяющие высокий уровень правовой культуры….33
Глава III Проблемы и особенности правовой культуры в современной России…………………………………………………………………………….41
3.1 Правовая культура граждан РФ в контексте формирования правового государства…………………………………………….....................38
3.2 Пути повышения правовой культуры российского общества…….45
Заключение………………………………………………………………..54
Библиографический список………………………………………………58
Глоссарий………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 125.31 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава I Правовая культура и правовое государство в их взаимосвязи………..6

    1. Концепция и признаки правового государства……………………6
    2. Правовая культура: понятие, элементы, функции……………….12

Глава II Пути и методы совершенствования правовой культуры…………...25

2.1 Правосознание как неотъемлемый элемент правовой культуры и необходимость его совершенствования в процессе продвижения к правовому государству……………………………………………………………………….25

2.2 Факторы, определяющие высокий уровень правовой культуры….33

Глава III Проблемы и особенности правовой культуры в современной России…………………………………………………………………………….41

3.1 Правовая культура граждан РФ в контексте формирования правового государства…………………………………………….....................38

3.2  Пути повышения правовой культуры российского общества…….45

Заключение………………………………………………………………..54

Библиографический список………………………………………………58

Глоссарий………………………………………………………………….

Приложения…………………………………………………………

 

Введение

 

Актуальность исследования обусловлена несоответствием конституционной характеристики нашего государства как правового российским реалиям. Важнейшим признаком правового государства, показателем его становления, выступает состояние правовой культуры общества, которая во многом определяется уровнем его правового сознания, развитием демократических институтов, предполагающих социально-правовую активность граждан. В настоящее время правосознание и правовая культура граждан РФ находится на низком уровне.

4 мая 2011 г Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев утвердил Основы госполитики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Документ определяет принципы, цели, основные направления и содержание государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан и направлен на преодоление правового нигилизма в обществе. «Правовой нигилизм девальвирует подлинные духовно-нравственные ценности, служит почвой для многих негативных социальных явлений (пьянство, наркомания, порнография, проституция, семейное насилие, бытовая преступность, пренебрежение правами и охраняемыми законом интересами окружающих, посягательство на чужую собственность, самоуправство, самосуд)», - подчеркивается в документе.1

Изменения политической, экономической, культурной и других сторон жизни  страны в конце ХХ века, освобождение общества и науки от идеологических учений, новые взгляды на сущность государства и права требуют обращения к серьезной проблеме повышения уровня правового сознания и правовой культуры современного российского общества.

Важнейшую роль правовая культура играет в реализации известного либерально-демократического правового принципа «не запрещенное  законом дозволено». Человек, не обладающий необходимым уровнем правовой и  нравственной культуры, легко может  встать на путь злоупотреблений этим принципом. В России действие указанной  аксиомы в силу правовой безграмотности подавляющей части граждан уже  породило и продолжает порождать  серьезные негативные последствия, хотя в условиях рыночных отношений, предполагающих личную инициативу и  предприимчивость субъектов, она совершенно необходима.

Поэтому усиление культурного  и морального фактора является первоочередной задачей проводимых в России реформ. Этот фактор может сыграть решающую роль в наведении порядка в  стране, повышении сознательности и  ответственности каждого гражданина, в утверждении идей законности и  дисциплины, преодолении юридического, политического и нравственного  нигилизма.

Таким образом, актуальность представленной темы вполне очевидна. Данная тема также интересна и важна с точки зрения выбранной мною сферы деятельности, т.к. любой юрист должен сам обладать высоким уровнем правового сознания и правовой культуры. Это необходимо  в первую очередь для профессиональной деятельности, для профилактики правонарушений, а также для формирования правовой культуры населения и положительного отношения граждан к праву.

Объектом исследования является правовая культура в контексте правового государства.

Предмет исследования – роль и место правовой культуры в формировании правового государства.

Цель исследования – комплексное изучение понятия правовой культуры и ее значимости в процессе формирования правового государства.

В связи с поставленной целью предполагается решить следующие  задачи:

– дать определение основным понятиям (правовая культура, правовое государство, правосознание, правовой нигилизм, правовой идеализм, правовое воспитание), рассмотреть их взаимосвязь;

– рассмотреть структуру, уровни проявления, функции правовой культуры;

– определить место и  роль правовой культуры в формировании правового государства;

– проанализировать основные проблемы формирования и повышения  правовой культуры и правосознания  как одного из главных ее компонентов;

– выявить характерные черты правовой культуры  граждан Российской Федерации;

– предложить пути повышения правовой культуры российского общества.

Степень разработанности  проблемы. Вопросы, связанные с проблемами правового взаимодействия общества, государства и личности всегда были в центре внимания мировой общественной мысли. Наиболее активно концепция правового государства впервые стала развиваться французскими мыслителями (Монтескье, Руссо, Вольтер, Дидро), которые исходили из важности законности в обществе, ограничения всевластия государства (принцип разделения властей) и наличия неотъемлемых естественных прав личности. Несмотря на объективные ограничения и трудности, свой вклад в развитие идеи правового государства, имеющий самостоятельное научное значение, успели внести и российские ученые-правоведы конца 19-го - начала 20-го века: Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, B.C. Соловьев, И.А.Ильин, Г.Ф. Шершеневич и многие другие. Для этого периода характерно представление об этической природе права, и в зависимости от особенностей понимания ими природы права были сформированы целые философско-правовые школы: социологическая (С.А. Муромцев), позитивная (Н.М. Коркунов), психологическая (Л.И. Петражицкий) и др.

На рубеже 80-90-х годов  прошлого столетия появились публикации, посвященные специальному исследованию становления нового российского  государства. Среди них следует  выделить работы М.В.Баглая, Н.Н.Гриценко, Л.С.Мамута, В.П.Милецкого, В.А.Торлопова. Внимание указанных ученых сосредоточено  главным образом на анализе правового  государства, его сущности, функциях, параметрах, социальной политике, перспективах и факторах его развития. Обстоятельно раскрывается связь государства с обществом, экономикой, процессами российской модернизации. Однако правовая культура затрагивалась лишь фрагментарно.

Теоретическую основу исследования составили идеи таких ведущих ученых-правоведов как: С.С.Алексеев, С.Н.Братусь, А.Б. Венгеров, Н.Н.Вопленко, А.А. Иванов, М.Б. Мироненко, И.А.Иванников, С.А.Комаров,  В.Н.Кудрявцев, Д.А.Липинский,  Матузов Н.И., Малько А.В. и других ученых.

В публикациях указанных  авторов содержатся позитивные идеи, выводы и обобщения о социальной природе, специфических особенностях, месте и роли правовой культуры общества, взаимосвязи с политическим сознанием, законностью, путях и особенностях формирования правовой культуры.

Методологической  основой исследования послужили общенаучные и частно-научные методы познания: диалектический, сравнительно-правовой, системный, метод анализа и обобщения законодательства и практики его применения. Были использованы также методы сравнительного правоведения, моделирования, прогнозирования.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, глоссария и  приложений.

 

Глава I Правовая культура и правовое государство в их взаимосвязи

 

    1. Концепция и признаки правового государства

 

Концепция правового государства  имеет свою богатую историю. Исследование принципов правового государства  началось еще в античности, что  было связано с усложнением политических и правовых отношений. В зависимости  от особенностей индивидуального и  общественного правосознания древние  мыслители или обращались больше к роли неотчуждаемых прав личности и необходимости их защиты государством (Протагор, Ликофрон), или исследовали  преимущественно организационную  и правовую структуру государственной  власти с целью ее усовершенствования на справедливой основе (Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон).

Средневековое государственное  устройство не имело ничего общего с правовой государственностью, однако в то время появилось понятие  божественного, священного закона, которое  впоследствии легло в основу естественного  права. В Эпоху Возрождения была заложена основная тенденция дальнейшего  развития права – внимание к человеку, личности, принцип антропоцентризма. Все это стало предпосылками  развития идеи правового государства.

Наиболее активно концепция  правового государства впервые  стала развиваться такими французскими мыслителями, как Монтескье, Руссо, Вольтер, Дидро, которые исходили из важности законности в обществе, ограничения всевластия государства (принцип разделения властей) и наличия неотъемлемых естественных прав личности.

В немецком идеализме Канта, Фихте и Гегеля концепция правового  государства получила основательную, фундаментальную проработку. Теория государства и права в результате их работ была поднята на новый  уровень, и уже в полной мере образовалась как наука философия права. Концепция  правового государства стала занимать важное место не только в исследованиях ученых-правоведов, но и, получив реальную политическую силу, стала определять политические платформы целых политических партий и движений, составила центр противостояния течений либерализма и этатизма, либерализма и консерватизма. Как показала история, наиболее жизнеспособными оказались тезисы либерального движения (Смит, Милль и др.): равенство всех перед законами, верховенство прав и свобод личности, конституционное ограничение политической власти, разделение властей, невмешательство государства в частную сферу, развитие частной собственности и свободной конкуренции. Многие из них легли в основу современной концепции правового государства.

Несмотря на объективные  ограничения и трудности, свой вклад  в развитие идеи правового государства, имеющий самостоятельное научное  значение, успели внести и российские ученые-правоведы конца XIX-начала XX-го вв: Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, И.А.Ильин, Б.А. Кистяковский, B.C. Соловьев, Г.Ф. Шершеневич. В частности,Г.Ф. Шершеневич называл три главных критерия правового государства: господство права в управлении государством; государство должно ограничиваться охраной субъективных прав личности, предоставляя в остальном простор ее инициативе; принцип разделения властей. С.А. Котляревский поддерживал идею обоюдной ответственности государства и личности, отделения одной власти от другой, а также существования независимого, пользующегося доверием народа суда.2 Для этого периода характерно представление об этической природе права, и в зависимости от особенностей понимания ими природы права были сформированы целые философско-правовые школы: социологическая (С.А. Муромцев), позитивная (Н.М. Коркунов), психологическая (Л.И. Петражицкий) и др.

В XX в., в теорию правового  государства  внесли серьезный вклад  прогрессивные ученые многих стран, в том числе немецкие правоведы  Г.Еллинек, Г. Кельзен, английский позитивист Г. Харт, американские ученые Дж. Роулс  и Л.Фуллер, англо-американский юрист  Р. Дворкин, Ф. Хайек, австриец по происхождению, но проживший долго в Англии и  США, и др. Марксистская теория относилась к теории правового государства  отрицательно, характеризуя и государство, и право как классовые явления. Что касается советского периода, то официальная идеология отвергала  идею правового государства и  лишь в период перестройки, в 80-е годы началась разработка теории социалистического правового государства.

В современной концепции  правовое государство основывается на органичном признании прав и свобод гражданина в их взаимосвязи с  требованиями общества, оно призвано обеспечить не просто правопорядок, но справедливый правопорядок, система  органов власти в таком государстве  основана на признанной необходимости  разделения полномочий, в нем существуют действенные процедуры контроля обществом за эффективностью действий власти. Современные российские ученые определяют правовое государство прежде всего как государственно-организованное общество, в котором основные права  и обязанности, свободы и ответственность  человека высоко чтятся и защищаются конституцией (законодательством), институты  публичной власти легитимны и  легализованы, в котором существует разделение властей и независимость  суда.3 Морозова Л.И. указывает четыре основных признака правового государства: господство права во всех сферах жизни общества; незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина; взаимная ответственность личности и государства; принцип разделения властей.4

Информация о работе Правовая культура и правовое государство