Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 17:52, дипломная работа
Актуальность исследования обусловлена несоответствием конституционной характеристики нашего государства как правового российским реалиям. Важнейшим признаком правового государства, показателем его становления, выступает состояние правовой культуры общества, которая во многом определяется уровнем его правового сознания, развитием демократических институтов, предполагающих социально-правовую активность граждан.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I Правовая культура и правовое государство в их взаимосвязи………..6
1.1 Концепция и признаки правового государства……………………6
1.2 Правовая культура: понятие, элементы, функции……………….12
Глава II Пути и методы совершенствования правовой культуры…………...25
2.1 Правосознание как неотъемлемый элемент правовой культуры и необходимость его совершенствования в процессе продвижения к правовому государству……………………………………………………………………….25
2.2 Факторы, определяющие высокий уровень правовой культуры….33
Глава III Проблемы и особенности правовой культуры в современной России…………………………………………………………………………….41
3.1 Правовая культура граждан РФ в контексте формирования правового государства…………………………………………….....................38
3.2 Пути повышения правовой культуры российского общества…….45
Заключение………………………………………………………………..54
Библиографический список………………………………………………58
Глоссарий………………………………………………………………….
Рассмотрим основные такие
культурно-исторические и политико-правовые
особенности российского
На наш взгляд, крупный пласт политических и правовых стереотипов в российском правосознании связан со структурой государственной власти и ролью личности главы государства.
Во-первых, глава государства в России традиционно не воспринимается как гражданин, как субъект права: на протяжении многовековой истории иерархия государственной власти строилась на безусловном и абсолютном подчинении всех индивидов какому-либо одному лицу (царю, императору, «вождю»). Это лицо олицетворяло всю правовую систему и могло «стоять» только над ней.
Если основа римского права состоит в совершенстве законодательства, естественного права – в признании прав и свобод граждан, то специфика российского правообустройства традиционно строилась на авторитете личности, олицетворяющей сильную и справедливую власть. Высказывается также мнение, что этот феномен связан с глубокой религиозной подоплекой российского правосознания, поскольку она имеет в основе также авторитет всесильного и справедливого Творца.29 Как известно, царь (император) в дореволюционной России выступал не столько как орган, институт власти, но как помазанник Божий.
В российской правовой действительности такая персонализация государственной власти характерна и до настоящего времени. Как следствие она ведет к централизации власти. История показывает, что самую высокую популярность имели именно те главы государства, которые представляли сильную централизованную власть. Децентрализация власти традиционно рассматривается как слабость государства, даже если такие процессы происходят под лозунгом демократии и либеральности.
Другим следствием этого феномена является структурное изменение государственной власти, отказ от принципа разделения властей. Конечно, на современном этапе этот принцип официально не отвергается, поскольку он заложен в Конституции РФ (ст.10). 30 Однако на практике он не реализуется в полной мере. Особенностью российской правовой системы – как в царское время и в советскую эпоху, так и в настоящее время – является так называемое «указное право».
Этим термином подчеркивается
то, что нормотворческая
Лукьянова Е.А. также подчеркивает,
что усиление указного права в
последнее время
Другая связанная с вышеуказанной проблема российского правосознания заключается в том, что законодательство, позитивное право признается чем-то преходящим, теоретическим, а основная роль отводится воли тех или иных должностных лиц. Как следствие, чрезвычайно широко распространено соблюдение различных подзаконных актов, ведомственных инструкций, даже если они противоречат законам, так называемое телефонное право. Это характерно и для современной России, и для советского периода
Очевидно, впрочем, что истоки
этой проблемы уходят в прошлое еще
глубже. Возможно, что особенность
российского правосознания
Так, И.А. Ильин как проповедник
монархического государства и монархического
правосознания утверждал одним
из принципов государства принцип
неравенства. В его концепции
люди не равны от природы и в
духе и уравнять их никогда не удастся,
поэтому провозглашаемое
Еще одной важнейшей особенностью
российского правосознания
Эта тема получила свое наибольшее развитие в работах российских ученых 19-го – начала 20-го века, однако можно утверждать, что такая тенденция правосознания сохранилась и в советское время: соборные черты общественной жизни были во многом воссозданы в жизни производственных и социальных коллективов советской эпохи.
В непосредственной связи с идеей соборности находятся и стереотипы российского правосознания в отношении проблемы частной собственности. Если в западной концепции частная собственность и ее неприкосновенность являются краеугольным камнем миропорядка, то в России в этом отношении существует значительная дифференциация. Традиционно лишь незначительные слои населения заботились этим вопросом, а у остальных было негативное или индифферентное отношение. Такое положение по известным причинам сохранилось и в советское время. В этом отношении очень интересно мнение немецкого публициста К. Эггерта, изложенное в начале 90-х годов: «видите ли, восточные немцы просто не способны работать так, как того требует рыночная экономика… У них отсутствует уважение к собственности, будь то пиджак или фабрика. А без этого качества нормальную экономику не создать».33
Одной из основных ошибок реформаторов
первой волны 90-х годов была недооценка
именно этих особенностей российского
правосознания: не было учтено, что
российская правовая культура традиционно
является системоцентристской, базирующиеся
на солидарности, ответственности, обязанностях
по отношению к обществу, группе,
коллективу, а право собственности
традиционно не играет той роли,
которая ему присуща в западной
системе. Как пишет В.В.Сорокин, «персоноцентристский
тип правовой культуры возможен в
обществе, обладающем высокой степенью
стабильности и высоким уровнем
общей культуры, а также при
более или менее справедливой
системе распределения
Искусственное же его насаждение
в России в кратчайшие сроки и
без корректировки
Впрочем, по мнению многих специалистов, определенный правовой нигилизм также является характерной особенностью российского правосознания. Еще Б.А. Кистяковский писал: «широкими кругами нашего общества право до сих пор не признавалось и не признается самостоятельной силой, регулирующей, направляющей, созидающей различные формы личной и общественной жизни, каковой оно является по своему подлинному существу».34
Возможно, наиболее отчетливо
общественное правосознание характеризуют
пословицы и поговорки, широко распространенные
в народе. Так, отношение россиян
к праву показывают выдержавшие
многовековую историю пословицы
«от сумы да от тюрьмы не зарекайся»,
«закон – что дышло» и так далее.
В последнее время появилась
и получила широкое распространение
и новая поговорка: «сколько у
государства не воруй – своего
не вернешь». Такое отношение обусловлено,
во-первых, неспособностью правоохранительных
органов государства преодолеть
многочисленные нарушения законности,
в т.ч. посягательства на собственность
граждан, а во-вторых, тем фактом,
что многие из таких нарушений
были в той или иной степени
инициированы и самими государственными
органами (речь идет об особенностях приватизации,
обесценении сбережений граждан
и т.п.). В таких условиях повышение
правовой культуры и правовой активности
граждан и общества, формирование
приверженности правовым формам отстаивания
своих интересов во многом зависит
от способности политической и правовых
систем добиваться результатов, которые
соответствуют социально
Безусловно, приведенные здесь культурно-исторические и политико-правовые стереотипы российского сознания не претендуют на полноту, является дискуссионным и вопрос об их объективном существовании. Они являются, по большому счету, мнением, гипотезами, явившимися результатом исследований и наблюдений, проведенных отдельными учеными-правоведами и культуроведами, политологами. Но лишь постольку, поскольку такое мнение существует, правовая мысль уже должна с ним считаться, поскольку оно тоже в определенной степени формирует общественное правосознание.
3.2. Пути повышения правовой культуры российского общества
История российской государственности свидетельствует, что на процесс формирования и развития и своеобразие складывающейся в ее рамках политико-правовой культуры существенное влияние оказывали такие факторы, как особенности геополитического положения страны (между Востоком и Западом), ее пространственные характеристики и климатические условия, многоэтнический состав населения, характер и уровень хозяйственной деятельности, социокультурный быт, традиции и верования, по преимуществу военный характер внешней политики, личностные характеристики и свойства правителей (особенно в условиях утверждения институтов деспотической, самодержавной, монархической, абсолютистской, имперской, а затем и партийно-диктаторской власти).
Правовая культура безжизненна без преемственности всего лучшего из прошлой истории государства, но также она не будет успешно развиваться без приобщения к правовым культурам других народов. Опыт недавнего прошлого нашей страны показал, какие печальные последствия имеют попытки ограничить культуру, в том числе и правовую, лишь только собственными рамками. Правовая культура должна аккумулировать в себе прогрессивные достижения всех типов правовых культур как нынешних, так и прошлых эпох. Вопрос только в том, как, что и во имя чего, с какой целью заимствовать из этих культур. От этого зависят результаты данного процесса.
С древности взаимопроникновение культур было одним из немаловажных факторов развития правовых и государственных институтов. В настоящее время вряд ли можно найти классически чистую национальную правовую культуру. Все они представляют собой симбиоз местного и внешнего, инонационального или получившего международное признание взаимодействия. Здесь очень важно, чтобы освоение чужого опыта не превратилось в принудительное насаждение и слепое копирование заимствованных институтов и реалий, так как это не даст ожидаемого эффекта. Этот процесс должен быть творческим, критическим и ограниченным.
Что касается заимствования явлений в политико-правовой системе, отметим, что технические новшества, некоторые организационные и процедурные формы приживаются легче. Сложнее дело обстоит с заимствованием принципов и ценностей, лежащих в основе политико-правовой культуры. Между тем именно они определяют, к чему стремится то или иное государство и в связи с этим, что оно хочет заимствовать из опыта других стран.
В международном опыте на сегодняшний день преобладает одна культура – западная. Ее вклад в политико-правовую сферу велик и неоспорим. Современная демократия со всеми ее атрибутами ассоциируется с западной культурой. Но в арсенале Запада стояли и такие средства экспансии как давление, завоевание, колониализм, империализм.
Еще в дореволюционной России идеями Запада не чуждались некоторые русские теоретики права, но в 1917 году наша страна выбрала новую культуру (социалистическую), которая конкурировала с идеями Запада, но эта конкуренция завершилась распадом мировой системы социализма. К тому же, в современном российском обществе отсутствуют идейные принципы и ориентиры. Бросается в глаза колоссальное ослабление идеологических и культурных функций. А между тем, не одна правовая культура немыслима без идейных основ. Поэтому, если мы хотим повысить правовую культуру населения страны, то, прежде всего, необходимо восстановить идеологические и культурно-воспитательные функции государства и выправить их в современном плане.35
Конституция РФ –
как ее главный юридический,
политический и идеологический
документ – провозглашает нашу
страну демократическим,
Современное российское общество
переживает глубокий нравственный, эстетический
и духовный кризис, вызванный социально-
Информация о работе Правовая культура и правовое государство