Правовая культура и правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 17:52, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена несоответствием конституционной характеристики нашего государства как правового российским реалиям. Важнейшим признаком правового государства, показателем его становления, выступает состояние правовой культуры общества, которая во многом определяется уровнем его правового сознания, развитием демократических институтов, предполагающих социально-правовую активность граждан.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I Правовая культура и правовое государство в их взаимосвязи………..6
1.1 Концепция и признаки правового государства……………………6
1.2 Правовая культура: понятие, элементы, функции……………….12
Глава II Пути и методы совершенствования правовой культуры…………...25
2.1 Правосознание как неотъемлемый элемент правовой культуры и необходимость его совершенствования в процессе продвижения к правовому государству……………………………………………………………………….25
2.2 Факторы, определяющие высокий уровень правовой культуры….33
Глава III Проблемы и особенности правовой культуры в современной России…………………………………………………………………………….41
3.1 Правовая культура граждан РФ в контексте формирования правового государства…………………………………………….....................38
3.2 Пути повышения правовой культуры российского общества…….45
Заключение………………………………………………………………..54
Библиографический список………………………………………………58
Глоссарий………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 125.31 Кб (Скачать файл)

В правосознании можно  выделить и эмоциональные структурные  элементы, которые называются правовой психологией. Эмоции органически включены в структуру сознания, и человек  не может руководствоваться в  сфере правового регулирования  только рациональным мышлением. Эмоциональная  окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер и  направленность правового поведения. Практика изучения правомерного поведения  показывает, что трудно что–либо понять в природе поведения человека, если отвлечься от его эмоциональной  сферы. Эмоции влияют и на неправомерное  поведение. Например, имеют юридическое  значение состояния сильного душевного  волнения при совершении преступления.

Правовая психология охватывает совокупность правовых чувств, ценностных отношений, настроений, желаний и  переживаний, характерных для всего  общества в целом или конкретной социальной группы. Она является непосредственным отражением жизненных отношений  членов общества, составляющих нации, народности, различные группы и слои населения. Через правовую психологию реализуются: а) органически присущие правовой культуре обычаи и традиции и вообще все то, что вошло в привычку, в быт, в культуру личности; б) ее самооценка, т.е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения его соответствия нормам права. Самооценка может завершаться чувством удовлетворения своим поведением (деятельностью) или, наоборот, отрицательным отношением к нему, пониманием, что нарушены нормы права, законность. Самооценка может проявляться и в форме таких нравственных категорий; как стыд и совесть. Правовая психология характеризует те переживания, чувства, мысли людей, которые возникают в связи с изданием норм права, состоянием действующего законодательства и практическим осуществлением его требований. Радость или огорчение после принятия нового закона, чувство удовлетворения или неудовлетворения при реализации конкретных норм, нетерпеливое или равнодушное отношение к нарушениям правовых предписаний – это все относится к области правовой психологии.25 Таким образом, правовая психология – это также оценка существующего и желаемого права, но выражается она в виде эмоций, штампов, стереотипов, иных психологических характеристик.

Психологическая структура  правосознания играет значительную роль в формировании и реализации права. Это либо мощный фактор правового  развития, прогресса в демократических  преобразованиях, либо тормоз, сопротивление  преобразованиям, реформам. Причем психологическую  структуру в решающей степени  формирует национальная психология. Сложившиеся за многие столетия национальные привычки, обычаи, особенно на бытовом  уровне, диктуют эмоциональное отношения  у этносов к тем или иным правовым нововведениям, модернизациям.

От уровня идеологической подготовки личности зависит возможность  контроля ее над эмоциями и чувствами, умение властвовать собой. Это свидетельство  взаимосвязи и взаимообслуживание правовой идеологии и правовой психологии как структурных элементов правосознания.

Итак, как элемент правовой культуры, правовое сознание, включающее правовую идеологию и правовую психологию, представляет собой своеобразный фильтр, через которой пропускается все  факторы, влияющие на право и правовое поведения (деятельность).

Анализ отношения людей  к законам и иным нормативным  правовым актом позволяет выделить в правосознании и другие элементы.

Первый элемент – информационный. Это наличие в сознании того или  иного объема информации о законе. Информация может быть полной и всесторонней (например: после работы с текстом  закона, знакомства с процессом его  принятия, чтения комментариев по данному  закону), а может быть и поверхностной, с чьих-либо слов. Информационный уровень  правосознания – обязательная его  структурная часть, ибо без информации о законе не может быть и отношения  к нему.

Второй элемент – оценочный. Получив информацию о нормативном  акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. Аксиологические (ценностные) элементы правосознания  занимают важное место в его структуре. На основе ценностных представлений  человека формируется мотивы его  поведения в правовой сфере. Осознание  ценности права личностью способствует превращению права из «чужого», исходящего от внешних сил, от властных социальных структур, в «свое», способствующее реализации целей интересов человека.

На основе информационного  и оценочного элементов формируется  элемент третий – волевой. Узнав  о законе и оценив его, человек  решает, что он будет делать в  условиях предусмотренных законом.

Использовать закон для  реализации собственных задач или  «обойти» его, строго исполнять закон  или найти другие правовые акты, более отвечающие интересам и  потребностям, – все эти моменты  входят в волевой элемент правосознания.

Волевую направленность правосознания  иногда именуют правовой установкой, то есть психологической направленностью, готовностью человека как-то действовать  в сфере правового регулирования.

Безусловно, в реальной жизни  правосознание проявляется как  нечто целое, не структурированное. Выделение структурных элементов  в правосознании способствует, лишь понимаю его роли и места в  жизни человека и общества.26

Одним из факторов, оказывающих  негативное воздействие на формирование передового правового сознания, является наличие в обществе проявлений правового  нигилизма. Как явление правовой действительности правовой нигилизм укоренился еще в период тоталитарного правления, серьезному же изучению подвергся сравнительно недавно. Правовой нигилизм представляет собой скептическое и негативное отношение к праву, неверия в  его потенциальные возможности  решать социальные проблемы в соответствии с социальной справедливостью. Он распространился  от сферы повседневных отношений  людей до деятельности высших законодательных  органов государства. Правовой нигилизм стоит препятствием на пути построения правового государства, потому что  речь идет о неверии в право  и неуважении к нему.

Правовой нигилизм порождает  целый диапазон негативных взглядов: искажение смысла правовых норм, неверное понимание иерархии нормативных  актов, произвольность в выборе правовых норм и т.д. Это ведет к формированию негативных правовых мотивов и сужению  зоны правомерного поведения. Правовой нигилизм условно можно разделить  на обыденный и ведомственный. Обыденный  нигилизм распространяется как на отдельных  людей, так и на целые группы общества и характерен для «обывателя».

Ведомственный же нигилизм, как социальное явление, распространяет свое действие на государственные органы власти и управления, на работников правоприменительной сферы. Ведомственный нигилизм часто способствует нарушениям законности со стороны законодателя. Это выражается в издании нормативных актов с нарушением их иерархии, нарушением компетенции субъектов этой деятельности и произвольным изменением смысла нормы.

Противоположной формой юридического невежества, деформации правосознания, низкого уровня общей и правовой культуры является правовой идеализм. Если правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой идеализм – его  переоценку. На право возлагаются  непомерные, несбыточные надежды, с  помощью права, например, новых законов, стремятся решать любую проблему. В этом плане сущность правового  идеализма можно выразить фразой «законы могут все». Опасность  правового идеализма заключается  в том, что чрезмерные требования к праву впоследствии сменяются  разочарованием и правовым нигилизмом.

Сегодня немаловажная роль в преодолении правового нигилизма  и формировании правового сознания и правовой культуры отводится появившимся  сравнительно недавно справочно-правовым системам по законодательству Российской Федерации, с помощью которых  люди постепенно осваивают новые, правовые возможности. Идет активное освоение гражданами возможностей Конституции и законов  РФ для защиты своих прав. От этого  зависит уровень правового сознания и правовой культуры общества. Конституция  ограничила возможность власти подмять  общество и стала реальным инструментом, с помощью которого граждане могут  отстаивать свои права.

Если по вопросам понятия  правового сознания и правовой культуры проблем теоретического плана нет, то по поводу формирования правового  сознания и правовой культуры в обновляющемся  обществе есть проблемы как теоретические, так и практические. В период крупных  преобразований, в России со всей остротой выдвигается вопрос о новой роли права, об обновлении и развитии законодательства. Без его решения нельзя обеспечить проведение экономических и социальных реформ, приостановить рост правонарушений, бороться с правовым нигилизмом, успешно формировать правовое государство. Без преодоления проблемы формирования уважительного отношения к праву невозможны качественные изменения общества и личности.

Правосознание оказывает  серьезное мотивационное воздействие  на поведение людей, содержится в  общественном мнении, влияет на общественные отношения и в конечном итоге  на становление правового государства.  Правосознание включает в себя, по крайней мере, три составные части: знание права, отношение к праву  и исполнение его предписаний. Развитое правосознание обеспечивает добровольное, глубоко осознанное осуществление  правовых требований, понимание их правильности и разумности, вызывает у людей чувство нетерпимости к нарушениям закона.27

Подведем некоторые выводы. Хотелось бы отметить, что правосознание играет важную роль в совершенствовании и развитии правовой жизни общества.

Во-первых, правосознание является необходимым фактором при создании норм права. Ведь правовые нормы формируются  в процессе сознательной волевой  деятельности правотворческих органов. Прежде чем получить выражение в  юридических нормах. Определенные интересы и потребности людей проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы. Поэтому  качество правовых норм, их соответствие потребностям общественного развития неразрывно связано с правовыми  представлениями, уровнем правосознания  тех, кто создает правовые нормы.

Во-вторых, правосознание является важным и необходимым условием точной и полной реализации правовых норм. Требования норм права обращены непосредственно  к людям. Эти требования тоже выполняются  посредством их сознательной волевой  деятельности. И чем выше уровень  правосознания граждан государства, тем точнее исполняются предписания правовых норм. Развитое правосознание обеспечивает добровольное, глубоко осознанное осуществление правовых требований, понимание их правильности и разумности. Оно вызывает у людей чувство нетерпимости к нарушениям правопорядка.

Таким образом, правосознание есть важнейший фактор развития законодательства, стабильности правопорядка, реальности прав и свобод граждан. Совершенное  правосознание свидетельствует  также о высокой общей и  правовой культуре личности, делает ее полноценным участником разнообразных  правоотношений.

Поддержание и повышение  уровня правового сознания и правовой культуры требуют постоянных усилий на пропагандистском, просвещенческом  и образовательном уровнях. Анализ описанных элементов правовой действительности позволяет сделать вывод о  том, что правосознание является необходимым фактором правотворческой  и правоприменительной деятельности, так как правовые нормы формируются  в процессе сознательной волевой  деятельности работников правотворческих  органов, а их применение – в процессе деятельности правоисполнительных  органов власти. Следовательно, качество правовых норм, соответствие их потребностям общественного развития и культура их применения неразрывно связаны с  уровнем правосознания законодателя и правоохранительных органов.

В настоящее время существует масса проблем в процессе формирования правового сознания и правовой культуры. Это, в первую очередь правовая безграмотность населения, сложный процесс правотворчества, нередкое противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности, а  также не развитая идеология сильного правового государства и, как  следствие, правовой нигилизм, отрицание  нравственных принципов. Для разрешения этих и других проблем необходимо целенаправленная политика государства  на повышения уровня правового сознания и правовой культуры общества через процессы правотворчества, законодательного процесса, а также средств массовой информации, художественной литературы, кино и искусство. Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является основными задачами в процессе формирования правового сознания и правовой культуры.

Правосознанию принадлежит  первостепенное место в механизме  правового воздействия на общественные правоотношения и на формирование правового  государства.

 

 

2.2. Факторы, определяющие  высокий уровень правовой культуры

 

Поскольку правовая культура подвержена оценкам, представляется  возможным говорить о высокой  правовой культуре, низкой правовой  культуре  и  культуре среднего уровня. При этом следует иметь в виду, что для одного  общества  на определённом этапе развития будут  действительна  одна  свойственная  только ему система оценок. Это  происходит потому, что разные  люди,  разные  общности людей, политические партии, лица,  находящиеся  у  власти,  и  оппозиционеры могут  по-разному оценивать культурные достижения  в  государственно-правовой сфере.  Иными  словами,   существует  проблемы   в   достижении   единства интерпретации правовых явлений  в  качестве  культурных  ценностей.  Тем  не менее, эти препятствия  преодолимы.  История  выработала  некоторые  критерии оценок, на основе которых создаётся  возможность  для  определения  основных направлений  повышения правовой культуры. К ним  относятся:

Информация о работе Правовая культура и правовое государство