Правовая культура и правовое государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 17:52, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования обусловлена несоответствием конституционной характеристики нашего государства как правового российским реалиям. Важнейшим признаком правового государства, показателем его становления, выступает состояние правовой культуры общества, которая во многом определяется уровнем его правового сознания, развитием демократических институтов, предполагающих социально-правовую активность граждан.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I Правовая культура и правовое государство в их взаимосвязи………..6
1.1 Концепция и признаки правового государства……………………6
1.2 Правовая культура: понятие, элементы, функции……………….12
Глава II Пути и методы совершенствования правовой культуры…………...25
2.1 Правосознание как неотъемлемый элемент правовой культуры и необходимость его совершенствования в процессе продвижения к правовому государству……………………………………………………………………….25
2.2 Факторы, определяющие высокий уровень правовой культуры….33
Глава III Проблемы и особенности правовой культуры в современной России…………………………………………………………………………….41
3.1 Правовая культура граждан РФ в контексте формирования правового государства…………………………………………….....................38
3.2 Пути повышения правовой культуры российского общества…….45
Заключение………………………………………………………………..54
Библиографический список………………………………………………58
Глоссарий………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 125.31 Кб (Скачать файл)

В советские времена, в  годы перестройки в России немало делалось для правового информирования граждан, повышения их правовой культуры: велась активная лекционная и издательская деятельность с привлечением ученых-правоведов, практиков из числа правоохранительных органов, юрисконсультов. Сегодня участие  юристов в правовом воспитании практически  и правовой пропаганде практически  не рассматриваются как их служебная  обязанность. А между тем имеет  смысл вернуться к разъяснению  действующего законодательства, к правовой пропаганде и правовоспитанию с  непосредственным участием в них  юристов путем консультирования, чтения лекций, выступления в печати, по телевидению и радио.

Успешное решение задач  правового воспитания неразрывно связано  с активной научной разработкой  проблем правовой культуры и правового  просвещения граждан, внедрением рекомендаций юридической науки в повседневную практику правовоспитательной работы.

Юристов-ученых должны интересовать не только практические модели првовоспитательной деятельности, но и теоретические  основы проблемы. Так в последние  годы научному исследованию подвергались проблемы взаимодействия правового  воспитания и правовой культуры общества, изучались различные аспекты  деформации правосознания граждан  и др.

Научная значимость проблемы подчеркивает необходимость проведения специальных исследований по проблемам  правовой культуры, правосознания, правового  воспитания и юридического образования. Важное место среди них должно быть отведено конкретно-социологическим  исследованиям правовой культуры молодежи и других категорий граждан как  в целом по стране, так и в  отдельных ее регионах. Представляется, что проведение таких исследований могло бы предусматриваться в  деятельности центральных юридических  ведомств, Министерства образования  и науки РФ, а также их научно-исследовательских  учреждений. Активное участие в их реализации могут принять юридические  и педагогический институты, занимающиеся повышением квалификации кадров.38

Вместе с тем нельзя забывать, что не меньшее, а может  быть и большее воспитательное значение имеет и вся повседневная практическая деятельность юридических органов  и учреждений. Представления, взгляды, отношение граждан к действующей  правовой системе формируется не только в результате ознакомления с  законодательством и другими  нормативными актами, но в значительной мере в зависимости от информации о работе правоохранительных органов  и учреждений. Сегодня становится очевидным, что совершенствование  деятельности юридических органов  невозможно без существенного повышения  общей и правовой культуры самих  юристов.

К сожалению, в последние  годы престиж правоохранительных органов  заметно упал. Так, например, согласно опросам общественного мнения, лишь 21% населения России доверяет милиции, а на вопрос: «Можете ли Вы или  ваши близкие пострадать от произвола  правоохранительных органов», 68,5% россиян  отвечают, что «это вполне может  случиться».39

При повышении уровня правовой культуры общества особое внимание необходимо уделить средствам массовой информации. В современных условиях они оказывают  огромное влияние на сознание людей. Бросается в глаза низкий уровень правовой культуры, несформированность и деформированность правосознания журналистов. Во многих публикациях и выступлениях усматриваются различные проявления антикультуры СМИ. Дело не только и не столько в юридических знаниях, вернее, в их отсутствии, сколько в отношении к праву, правовым принципам, законодательным нормам. Очень часто СМИ наглядно демонстрируют пренебрежение к правовым требованиям вплоть до полного отрицания всех запретов. В журналистской практике представлена вся палитра отношений: от правового инфантилизма (юридическая беспечность) через правовой нигилизм (пренебрежение к праву) к правовому негативизму (отвержение права). В этом усматривается основная проблема, создающая угрозу формирования отрицательного отношения к праву.40

В связи со всеми вышеупомянутыми  проблемами, а также в целях  создания стройной, взаимосвязанной  системы правового воспитания и  просвещения граждан Российской Федерации, включающей в себя государственные  органы, средства массовой информации и общественные объединения, было бы целесообразно:

Министерству Юстиции  РФ возглавить работу по правовому  просвещению населения, а также  осуществлять координационное и  методическое руководство в области  правового воспитания всеми государственными органами и организациями;

  • разработать и принять Указом Президента Российской Федерации федеральную программу развития правовой культуры в стране;
  • создать определенный совет по правовому воспитанию, в состав которого должны войти представители правоохранительных органов, деятели культуры, кино, телевидения, представители научных и учебных юридических институтов и др. Данный орган должен заниматься изучением уровня правовой просвещенности населения, обобщением форм и методов работы по распространению юридических знаний и организации правового воспитания, анализом правовых материалов и форм их подачи, определением наиболее актуальных направлений правопросветительской работы, разработкой рекомендаций и методических указаний;
  • разработать и внедрить во всех типах учебных заведений программ специального курса по изучению основ российского законодательства, восстановить практику подготовки преподавателей права;
  • разработать и осуществлять конкретные мероприятия по организации пропаганды законодательства и повышению правового сознания населения путем активного участия в этой работе судей, сотрудников прокуратуры, внутренних дел;
  • организовать сеть общественных юридических консультаций для правовой помощи гражданам (особенно малоимущим) по социальным вопросам и гражданскому законодательству;
  • определить объем юридических знаний, которыми должны обладать специалисты, работающие в той или иной сфере, а также их обязанности по соблюдению правовых норм в своей отрасли. Подготовить и издать соответствующие требования;
  • обеспечить издание популярной юридической литературы, правовых справочников и комментариев для населения;
  • уделять особое внимание правовому воспитанию молодежи;
  • создать единые центры правовой информации с использованием электронно-вычислительной техники. Усовершенствовать систему доведения законов и других правовых актов до населения, обеспечить свободный доступ к правовой информации граждан, предприятий, учреждений, организаций, а также ряд других мер.

Только тщательно продуманная  и эффективная система правовой пропаганды сможет повысить правовую культуру общества и будет способствовать повышению уровня правосознания  граждан.

 

 

 

Заключение

 

Анализ вышеизложенного материала  по выбранной теме позволяет сделать  следующие выводы.

 Во-первых, правовая культура  – своеобразная форма гармоничного развития человека, через которую достигается общесоциальный прогресс. Этот прогресс связан как с созданием собственно правовых ценностей (способы и средства разрешения социальных конфликтов, институты обеспечения прав человека и т. д.), обогащающих личность, так и предоставлением обществу необходимых юридических условий для спокойного и упорядоченного развития.

Право, юридические инструменты  организуют благоприятную деятельностную среду, исключающую насилие, произвол, разрушение материальных и духовных благ, накопленных за тысячелетия  обществом. Правовая культура выступает  именно той сдерживающей формой, в  которой ограничивается и вытесняется  антиобщественное и потому антиправовое поведение.

Во-вторых, правовая культура является средоточием, накопленных человечеством  юридических ценностей. Она –  их хранитель, селекционер, генератор  и ретранслятор на иные сферы общественных отношений. Правовая культура – живой  организм, все элементы которого –  нормы, юридические акты, институты, процессы, режимы, статусы – обладают качествами продуктов человеческого  духа, кропотливого труда, исторического  отбора, жизненной апробации.

Поэтому бережное отношение к правовой культуре есть условие социального  прогресса, гарантия эффективности  усилий по совершенствованию человеческой личности. Продукты правовой культуры – юридические нормы, памятники права, способы разрешения конфликтов, опыт юридической деятельности, народный правовой фольклор – нуждаются в охране и защите не менее, чем традиционные культурные ценности. Разрушение культурного слоя права чревато невосполнимыми потерями в государственно-политическом самосознании нации, способно породить хаос и произвол в общественных отношениях.

В-третьих, правовая культура – практически  единственная глобальная форма, через  которую воспроизводится ценность и своеобразие национальных правовых феноменов – государственности, правопорядка, правовой системы. Культура несет в себе “генетический код” отечественных юридических явлений, служит как средством их обогащения в процессе всемирного право-культурного  обмена, так и особым бастионом  от чуждого инокультурного влияния, разрушающего исходные предпосылки  национальной правовой идентичности.

Интернациональный и одновременно национальный характер правовой культуры позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и иностранные  источники правового прогресса. Названные черты правовой культуры объясняют сложность этого явления  для познания, его неоднозначный  гносеологический статус, который в  теории становится темой многочисленных взглядов, точек зрения, доктрин  правовой культуры.

Эти концепции, представления, позиции, расходясь в конкретных интерпретациях понятия, содержания, структуры правовой культуры, как правило, едины в  понимании основных функций, которые  сводятся прежде всего к сохранению духовных ценностей в юридической  области, передаче правового опыта  последующим поколениям, поддержанию  механизмов воспроизводства правового  сознания народа и его влияния  на жизненно важные сферы взаимоотношений (государство, политика, экономика, международные  отношения и т. д.).

При рассмотрении взаимосвязи  правовой культуры и правового государства  нами были сделаны следующие выводы.

  1. Правовая культура выступает необходимым элементом правового государства, важным показателем развитости в нем права и степени общественно-правовой активности, эффективности деятельности правоохранительных органов.
  2. Повышение уровня правовой культуры способствует усилению организованности общественной жизни, упрочению гарантий демократических институтов, прав и свобод граждан, повышению социально-политической и правовой активности.
  3. Правовая культура воплощает в себе все лучшее, что имеет правовая система государства.
  4. Правовая культура общества представляет собой не простое суммарное объединение правовой культуры отдельных общностей и индивидов, а относительно самостоятельное образование, активно воздействующее на правовую культуры других субъектов и в то же время подверженное ее влиянию, которое по мере повышения социальной активности индивида возрастает.
  5. Повышение уровня правовой культуры способствует усилению организованности общественной жизни, упрочению гарантий демократических институтов, прав и свобод граждан, их взаимосвязи с обязанностями и ответственностью.
  6. Средствами формирования являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности, наличие сильной юридической науки, совершенствование системы правовых актов, которое достигается благодаря наличию в государстве демократичной, эффективной конституции и высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов.
  7. Правосознание и правовая культура – необходимые условия сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей. Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правосознания и правовой культуры выше, чем в Росси. Тем более важно обучить этому будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель в своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства, то есть защищать слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.
  8. Поскольку наше государство в настоящее время не может быть названо правовым, так как не соответствует основным признакам такового, необходимо изменить ст. 1 Конституции РФ, и внести формулировку, более отвечающую действительности: «Российская Федерация находится на пути становления правового государства».

В настоящее время существует множество проблем в процессе формирования правовой культуры в Российской Федерации. Это в первую очередь правовая безграмотность населения, сложный процесс правотворчества, коррумпированность правоохранительных органов и государственных структур, нередкое противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности, а также неразвитая идеология сильного правового государства и, как следствие, правовой нигилизм, отрицание нравственных принципов. Негативное влияние оказывают сложившиеся стереотипы коллективного правосознания. Под воздействием жизни, пропаганды, реформ, открывающих новые возможности, они развиваются, модифицируются. Однако, вряд ли огромная страна может быстро сбросить с себя ярмо многовековой авторитарной традиции и устремиться навстречу рыночной и политической свободе.

Формирование позитивного  отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом  является основными задачами в процессе формирования правового сознания и  правовой культуры.

         В этой  связи утвержденные 04.05.2011 Президентом  РФ Д.А.Медведевым «Основы госполитики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» представляют собой важнейшие направления нашего государства  по совершенствованию правовой культуры, среди которых: правовое просвещение и правовое информирование граждан; развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права; совершенствование системы юридического образования; преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, направленные на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан; совершенствование деятельности государственных и муниципальных органов, правоохранительных органов.41

Формирование  правовой   культуры –   сложный   длительный   процесс, затрагивающий  все  стороны  общественной  жизни. Научно обоснованные правовые представления граждан являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) (с поправками от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст.445.
  2. ФЗ «Об образовании» от 10 июля 1992 г (ред. от 03.06.2011) "Об образовании"
  3. Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. №125 – ФЗ (ред. от 02.02.2011) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"

Информация о работе Правовая культура и правовое государство